Рабочая программа по письму и развитию речи 1 класс коррекционных ( специальных) классов
рабочая программа на тему

Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой В.В. Воронковой «Русский (родной) язык 1 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». М.: Просвещение, 2009г. ФБУП (Приказ минобразования РФ 10.04.2002г. №2912065-п об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии), учебным планом школы на 2014-2015 учебный год (утвержден приказом  от 26.08.2014г. №91-о); календарным учебным графиком работы школы на 2014-2015 учебный год (утвержден приказом от 26.08.2014г. №92-о); расписанием занятий на 2014-2015 учебный год (утверждено приказом от 26.08.2014г. №93-о); Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253).

Основные задачи добукварного периода: подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo_i_razvitie_rechi_1_klass.docx335.2 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Библиотека\Downloads\титул казакова - 0002.jpg

                         

по письму и развитию речи

специальных (коррекционных) классов

1 класс

Составитель Н.М. Васильева,

учитель специальных (коррекционных)

Юргамыш, 2016г.

Письмо и развитие речи

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой В.В. Воронковой «Русский (родной) язык 1 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». М.: Просвещение, 2009г. ФБУП (Приказ минобразования РФ 10.04.2002г. №2912065-п об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии), учебным планом школы на 2014-2015 учебный год (утвержден приказом  от 26.08.2014г. №91-о); календарным учебным графиком работы школы на 2014-2015 учебный год (утвержден приказом от 26.08.2014г. №92-о); расписанием занятий на 2014-2015 учебный год (утверждено приказом от 26.08.2014г. №93-о); Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253).

Основные задачи добукварного периода: подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.

      В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.

      На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи. Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы.

      Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными видами работы в этом направлении являются беседы; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие инсценировки.

      Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д. Дети, у которых обнаруживается грубое нарушение произношения, с первых дней обучения в школе занимаются с логопедом.

      Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный период является основой для усвоения звуков речи. Первоклассники учатся различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и т. д. Учащиеся практически знакомятся с понятиями слово, часть слова (слог), звук. Они учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.

      Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов.

      Первоклассники учатся различать геометрические фигуры по цвету, размеру, составлять комбинации из полосок, геометрических фигур, располагать их в определенной последовательности и заданном направлении (слева направо, сверху вниз). Упражнения выполняются по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.

      На уроках русского языка проводится работа по подготовке учащихся к обучению письму. Первоклассники приобретают навык пользования карандашом, ручкой, учатся рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв. Большую помощь в подготовке учащихся к обучению грамоте, коррекции имеющихся у них нарушений психофизического развития может оказать использование леготехнологии (ЛЕГО ДУПЛО).

      К концу добукварного периода учащиеся должны уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале слов, владеть графическими навыками.

      В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития учащихся, специфические затруднения, которые необходимо учитывать для правильной организации коррекционной работы.

      Букварный период. В этот период у учащихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.

      В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида несколько изменен (по сравнению с общеобразовательной школой) порядок изучения звуков, букв и слоговых структур. Он является наиболее доступным умственно отсталым школьникам, так как учитывает особенности их аналитико-синтетической деятельности.

      Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.

      Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных. Лучшему усвоению образа буквы, соотнесения звука и буквы, составлению слогов и слов поможет использование кукольной азбуки и других игровых технологий.

      Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.

      При обучении письму важно научить детей правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки. Обучение грамоте в 1 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обязательно предполагает использование таких видов наглядности, как настенная касса для букв разрезной азбуки, которая заполняется по мере их изучения; наборное полотно; касса слогов; слоговые таблицы; индивидуальные кассы с набором букв и слогов.

Рабочая программа рассчитана на 51часов в год, на 1,5часа в неделю (34 рабочие недели)

Занятия по  30мин  – два раза в неделю.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      Учащиеся должны уметь:

      различать звуки на слух и в произношении;

      анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;

      плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;

      отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;

      слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;

      отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;

      писать строчные и прописные буквы;

      списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.

      Учащиеся должны знать:

      наизусть 3—4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя. Подготовка к связному высказыванию в виде ответов на 2—3 вопроса.

Содержание программного материала:.

ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

      1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Ученики и учителя других классов», «Перемены в школе, их назначение», «Я и моя семья», «Окружающий меня мир».

      2. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.

      3. Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.

      4. Развитие устной речи учащихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.

      Специальная работа с учащимися, имеющими недостатки произношения (совместно с логопедом) и расстройства движений рук (совместно с врачом), в течение первого года обучения и в последующих классах до полного исправления дефекта.

      5. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.

      Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми.

      Выработка у учащихся умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук — лук, стол — стул, палка — лапка).

      Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, ру-ка, го-ло-ва).Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м и др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков).

      6. Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый).

      Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант).

      Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.).

      Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).

      7. Специальная подготовка к обучению письму.

      Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.

      Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой.

      Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).

      Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.

БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

      Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.

      1-йэтап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.

      Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).

      Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.

      Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.

      Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: о, м, с.

      2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.

      Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).

      Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.

      Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).

      Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).

      Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р.

      Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.

      Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.

      3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.

      Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).

      Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил).

      Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик).

      Чтение предложений из двух-трех слов.

      Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.

      Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.

      Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.

      Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.

      Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.

      Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

      4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.

      Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.

      Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле).

      Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.

      Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э.

      Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).

      Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.

      Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.

      Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.

УСТНАЯ РЕЧЬ

      Организованное участие в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая друг друга). Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке; добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам чем? что? куда? где? (Саша рисует (чем?) карандашом. Саша рисует (что?) дом. Зина идет (куда?) в школу. Зина учится (где?) в школе).

      Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи.

      Использование предлогов в, на и некоторых наиболее употребительных наречий (хорошо — плохо, близко — далеко и др.).

Для реализации программного содержания используются:

  Формы, методы, приёмы, технологии.

   Методы обучения: словесные (постановка познавательной задачи,  поиск способа решения познавательной задачи, формулирование выводов); практические (работа с учебником, с тетрадью,  со словарями); репродуктивные; исследовательские; проблемные; частично – поисковые; наглядные.

   Приёмы: организационные (беседа, ответы с места и у доски, работа с демонстрационным и раздаточным материалом, наблюдение), технические (работа с таблицами, работа по карточкам), логические (сравнение, обобщение, классификация, применение правила на практике в условиях разной степени сложности).

   Технологии: применение дидактических игр, личностно – ориентированное обучение,  проектные технологии, информационно-коммуникативные технологии.

   Формы проверки знаний, умений и навыков учащихся: регулярная проверка текущих письменных классных и домашних работ учащихся; тестирование; выборочные, словарные диктанты; контрольная работа; самостоятельные работы.

Способы проверки результатов: контроль, самоконтроль, анализ.

     Формы занятий.

 - урок с разнообразными видами деятельности;

 - урок-путешествие;

 - урок обобщения знаний;

 - урок проверки знаний.

      Учебно-тематическое планирование

Раздел

Кол-во часов

1

Добукварный период.

8

2

Букварный период.

43

Всего :

51

Календарно – тематическое планирование

№п/п

                   

   Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Добукварный период.

1

Знакомство с прописью и разлиновкой на её страницах.

1

2

Строка и междустрочное пространство. Контурные предметы.

1

3

Письмо прямых линий. Прямая короткая наклонная линия.

1

4

Длинная прямая линия с закруглением вверху или внизу. Игровые упражнения мелом на доске.

1

5

Длинная прямая линия с закруглением внизу (вправо,влево). Игровые упражнения мелом на доске.

1

6

Наклонная линия с закруглением внизу.

1

7

Плавно наклонная линия.

1

8

Прямые линии в различных направлениях. Упражнения в рисовании мелом на доске

1

Букварный период.

9

Строчная буква а. Прописная А.

1

10

Строчная буква у. Прописная буква У.

1

11

Правописание  слов ау, уа.

1

12

Строчная буква м. Прописная буква М.

1

13

Правописание изученных букв, написание слов, слогов ам, ум, ма, му.

1

14

Строчная буква о. Прописная буква О.

1

15

Строчная буква с. Прописная буква С.

1

16

Закрепление изученного. Правописание слогов, слов: со, са, су; о-са.

1

17

Строчная буква х. Прописная буква Х.

1

18

Правописание слов ох, ах, ух; Слов: ухо, уха, мама, муха.

1

19

Правописание изученных букв, слогов, слов: Ау, уа, ам, му, Ох! Ах! Ух!

1

20

Строчная буква ш. Прописная буква Ш.

1

21

Строчная буква л. Прописная буква Л.

1

22

Звук [ы]. Буква ы строчная.

1

23

Строчная буква н. Прописная буква Н.

1

24

Закрепление правописания  букв н, Н.

1

25

Строчная буква р. Прописная буква Р.

1

26

Закрепление правописания  букв р, Р.

1

27

Строчная буква к. Прописная буква К.

1

28

Строчная буква п. Прописная буква П.

1

29

Строчная буква и. Прописная буква И.

1

30

Строчная буква з. Прописная буква З.

1

31

Строчная буква в. Прописная буква В.

1

32

Строчная буква ж. Прописная буква Ж.

1

33

Правописание изученных букв.

1

34

Строчная буква б. Прописная буква Б.

1

35

Повторение и закрепление изученного.

1

36

Строчная буква г. Прописная буква Г.

1

37

Строчная буква д. Прописная буква Д.

1

38

Строчная буква й.

1

39

Буква ь (знак).

1

40

Строчная буква ё. Прописная буква Ё.

1

41

Строчная буква е. Прописная буква Е.

1

42

Строчная буква я. Прописная буква Я.

1

43

Закрепление изученных букв.

1

44

Строчная буква ю. Прописная буква Ю.

1

45

Строчная буква ц. Прописная буква Ц.

1

46

Строчная буква ч. Прописная буква Ч.

1

47

Строчная буква щ. Прописная буква Щ.

1

48

Строчная буква ф. Прописная буква Ф.

1

49

Строчная буква ф. Закрепление изученного.

1

50

Строчная буква э. Прописная буква Э.

1

51

Буква ъ (твёрдый знак).

1

        

Литература

Для учителя:

Программа В.В. Воронковой «Русский (родной) язык 1 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». М.: Просвещение, 2009г.

Для учащихся :

Тетрадь по обучению грамоте для учащихся 1 класса специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида// В.В. Воронкова – М.: Просвещение – 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по письму и развитию речи 5, 6, 7 классы коррекционной школы VIII вида

Данные программы составлены по программе В. В. Воронковой   для учащихся 5, 6, 7 классов...

Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 - 9 классов для специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 - 9 классов для специальной (коррекционной) школыVIII вида...

Рабочая учебная программа по письму и развитию речи для учащихся 7 класса (коррекционная )

Рабочая учебная  программа по письму и развитию речи для учащихся 7 класса составлена  на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5 – 9 классов....

Рабочая программа по письму и развитию речи в коррекционной школе

Данный учебный материал предназначен для выполнения Федеральных стандартов коррекционного образования....

Рабочая программа по письму и развитию речи в 5-9 классах специальной (коррекционной) школы

Рабочая программа по письму и развитию речи в 5-9 классах специальной (коррекционной) школы в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа предмета Письмо и развитие речи в 6 «К» классе (учебник: русский язык 6 класс Авторы:Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова)

Рабочая программа  предмета Письмо  и развитие речи  в 6 «К» классе  предназначена для использования в 6 х классах коррекционной школы.  Учебник 2020 года издания ...