рабочая программа по письму и развитию речи (5 класс)
календарно-тематическое планирование (5 класс) по теме

 

Факультет коррекционной педагогики ОП «Мой университет» www.moi-sat.ru

Рабочая программа по «Письму и развитию речи» для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. доктора педагогических наук В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (издательство «ВЛАДОС»,   2000 г.), в которой представлена система формирования  практически значимых орфографических и пунктуационных навыков, совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, воспитание интереса к родному языку, воспитание гражданственности, нравственных качеств, трудолюбия, самостоятельности. Данная программа развивает у школьников умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, способствует коррекции мышления, развитию познавательной деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismo_i_razvitie_rechi_5_klass.doc268.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пузанова Елена Алексеевна

Пояснительная записка

Рабочая программа по письму и развитию речи для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. доктора педагогических наук В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (издательство «ВЛАДОС»,   2000 г.)

Учебная программа определяет содержание общеобразовательного предмета «Русский (родной) язык», последовательность изучения тем по годам обучения. Настоящая программа по письму и развитию речи для 5 класса детально раскрывает содержание изучаемого курса, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с учебным планом.

Материал школьного курса письма и развития речи располагается следующим образом: изучаются фонетика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Систематический курс синтаксиса является предметом изучения старших классов.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, поэтому значительное место в ней отводится повторению. Для повторения изученного в предыдущих классах в начале года в каждом классе выделяются специальные часы. Учитель использует их, учитывая конкретные условия преподавания. Темам, изучаемым на каждом из этапов, на следующей ступени предшествует повторение сведений, полученных в предыдущих классах и соответственно увеличивается объем знаний на каждой новой ступени образования. Каждая тема завершается повторением пройденного материала. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

Обучение письму и развитию речи носит элементарно-практический характер и направлено на решение следующих целей и задач.

Цель курса

Формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков, совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, воспитание интереса к родному языку, воспитание гражданственности, нравственных качеств, трудолюбия, самостоятельности.

Задачи курса

  1. Формирование прочных навыков грамотного письма, развитие орфографической зоркости, функций фонематического анализа.
  2. Обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме на основе работы со словом, предложением, текстом.
  3. Овладение нормами русского литературного языка, обогащение и активизация словаря учащихся, совершенствование грамматического строя речи, развивать навыки словоизменения, словообразования.
  4. Развивать умения делать словесно-логические обобщения, учить выделять главное, существенное.
  5. Развивать навыки межличностного взаимодействия, готовить к самостоятельной жизни, к труду, к общению.

Основные направления коррекционной работы

  1. Коррекция   высших   психических   функций:   восприятия,   внимания, памяти, речи, мышления.
  2. Корригировать интерес к предмету.
  3. Развивать   фонематический   слух,   коррекция   нарушений   устной   и письменной речи.
  4. Корригировать    импрессивную    и    экспрессивную    стороны    речи, развивать диалогическую речь.
  5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
  6. Корригировать интеллектуальные, творческие возможности учащихся.

Содержание курса

Звуки и буквы. В 5  классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

Слово. С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.

Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке), Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный набор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи - обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т.к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения - ответы на последовательно

поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 5 классе овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

Школьникам  прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и

др.)

Графические навыки у учащихся формируются главным образом во 2-4 классах, хотя внимание к четкому и аккуратному имеет место и в старших классах.

В системе школьного образования учебный предмет «Письмо и развитие речи» занимает важное место: является не только объектом изучения, но и средством обучения, средством познания действительности и входит в общеобразовательную область. Письмо и развитие речи обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развивает память, речь, воображение, мышление, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности.

Письмо и развитие речи неразрывно связано со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Для реализации регионального компонента (РК) программа дополнена темами, содержание которых включает материалы о крае и его людях, о жизни сверстников.

С учетом индивидуальных возможностей учащихся, с учетом разного уровня усвоения знаний, умений по предмету в программе определено 2 уровня требований к усвоению содержания учебного материала:

  1. Базовый уровень
  2. Минимально необходимый (сниженный) уровень.

В соответствии с уровнями усвоения содержания учебного материала в программе обозначены критерии оценки сформированности знаний учащихся.

Межпредметные связи

Математика. Счёт в пределах 300. Употребление числа с названием месяца. Поиск нужной страницы в учебнике.

Изобразительное искусство. Различать цвета при выполнении звукобуквенного анализа слов. 

География. Название рек, озер, городов.

Чтение и развитие речи.  Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Использование в речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связи и отношений между реальными объектами.

Структура курса по письму и развитию речи 5 класса

Рабочая программа по письму и развитию речи в 5 классе рассчитана на 5 часа в неделю, 171 часа в год. В том числе по развитию речи - 5 часов, контрольных работ - 8 часов.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Четверть

I

II

III

IV

1

Предложение

8

17

2

Звуки и буквы

8

3

3

Слово

21

11

4

4

Части речи

10

5

Имя существительное

15

43

15

6

Диктант

2

2

2

2

7

Работа над ошибками

2

2

2

2

Итого

39

40

49

43

171

Основные требования к знаниям, умениям учащихся за курс 5 класса по письму и развитию речи.

Базовый уровень

Минимально необходимый (сниженный) уровень

Учащиеся должны уметь

- Различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;

- Подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

- Проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов и путем изменения формы слова;

- Разбирать  слова по составу;

- Обозначать мягкость согласных буквой Ь;

-Выделять имя существительное и имя прилагательное как части речи;

- Строить простое распространенное предложение с однородными членами;

- Связно высказываться устно и письменно (по плану с помощью учителя

- Пользоваться словарем

- Анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове

- Составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; - Ставить знаки препинания в конце предложения

Учащиеся должны знать

Алфавит;

Способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова).

Алфавит  

расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

Критерии и нормы оценки знаний, умений учащихся по чтению и

развитию речи. V - IX классы

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов по грамматике принимается во внимание:

-        правильность ответа по содержанию изученного материала;

-        полнота ответа;

-        умение практически применять свои знания;

-        последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Базовый уровень

Минимально необходимый (сниженный) уровень

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- обнаруживает понимание материала,                - может с помощью учителя обосновать,      - самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры;

-допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если ученик:

-дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но допускает
неточности в подтверждении правил
примерами и исправляет их с помощью учи
теля;

- делает некоторые ошибки в речи;

- при работе с текстом или разборе предложения допускает одну-две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:
- обнаруживает знание и понимание
основных положений данной темы, но
излагает материал недостаточно полно и
последовательно;

- допускает ряд ошибок в речи;                          - затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка «5» ставится ученику, если он:

-  обнаруживает понимание материала, но допускает единичные ошибки, допускает неточности в подтверждении примерами и исправляет их с помощью учителя.

 Оценка «4» ставится ученику, если он обнаруживает знание и понимание темы, но допускает неточности в знании материала, делает ошибки в речи и исправляет их с помощью учителя.

Оценка «3» ставится ученику, если он понимает основные положения темы, но допускает ошибки в формулировании правил, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя

.

Оценка письменных работ. V- IX классы

Оценка

Базовый уровень

Минимально необходимый (сниженный) уровень

«5»

ставится за работу без ошибок

если в работе выполнено правильно 60 % заданий

«4»

ставится за работу с 1 - 2 ошибками

если в работе выполнено правильно от

50 % до 60 % заданий

«3»

ставится за работу с 3 - 5 ошибками

если в работе выполнено правильно от

 35 % до 50 % заданий

В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются.

За одну ошибку в диктанте считается:

а)        повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи» дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;

б)        две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.

Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

Грамматический разбор

Базовый уровень

Минимально необходимый (сниженный) уровень

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического   разбора,

- работу выполняет   без ошибок   или   допускает исправления.

Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя допускает 2—3 ошибки. Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного  материала,   затрудняется  в применении своих знаний, допускает 4—5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

Оценка «5» ставится ученику, если в работе выполнено правильно 65 % заданий

Оценка «4» ставится, если в работе выполнено правильно от 50 % до 60 % заданий

Оценка «3» ставится, если в работе выполнено правильно от 35 % до 50 % заданий.

Изложения и сочинения. V- IX классы

В V классах для изложений рекомендуются тексты повествовательного характера, объемом 20-45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объему: в V - VII классах - 45-70 слов, в VIII-IX классах - 70-100 слов. Изложения дети пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя, в VIII—IX классах допускается самостоятельное составление планов учащимися.

При оценке изложений и сочинений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.

При проверке изложений и сочинений выводится одна оценка

Базовый уровень

Минимально необходимый (сниженный) уровень

Оценка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов;   допускается   одна-две  орфографические ошибки.

Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускается

три-четыре орфографические ошибки.

Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с двумя — тремя ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с пятью-шестью орфографическими ошибками.

Оценка «5» ставится ученику за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускается

одна-три орфографические ошибки.

 Оценка    «4»    ставится    за    работу    без искажений   авторского   текста,   с   одной-двумя         ошибками         в         построении предложений,    с    двумя-четырьмя орфографическими ошибками.

 Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с тремя-четырьмя ошибками в построении предложений и употреблении слов, с шестью-семью орфографическими ошибками.

Объем контрольных работ по письму и развитию речи

в классах для детей VIII вида

Класс

Количество слов

Объем

творческих

работ

В контрольном диктанте

В подробных изложениях

В словарном диктанте

На уроке

5

45-50

20-45

10-15

20-30

6

65-70

45-70

15-20

30-40

7

75-80

45-70

20-25

40-50

8

75-80

70 -100

25-30

60-70

9

75-80

70 -100

30-35

60-70

Используемая литература

  1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1 / под ред. В. В. Воронковой.-М.:ВЛАДОС,2001.
  2. Галунчикова,  Н.   Г.  Рабочие  тетради  по  русскому языку  5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская.- М.: Просвещение, 2003. (№ 1 (Состав слова), № 2 (Имя существительное), № 3 (Имя прилагательное), № 4 (Глагол)
  3. Русский язык. Учебник  для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида /Галунчикова Н.Г. Э.В.Якубовская. -  М.: «Просвещение», 2008г.
  4. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе: учеб. пособие для студентов-дефектологов / А. К. Аксенова. -М.: Просвещение, 1999.
  5. Аксенова, А. К. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5 - 9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя. / А. К. Аксенова, Н. Г. Галунчикова. - М.: Просвещение, 2002.
  6. Дидактический материал. 5 класс. / Якубовская Э.В. –М.: «Просвещение», 2008г

         10. Словари: 1. Словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова. - М., 2009.


Календарно- тематическое планирование по письму  и развитию речи в 5-ом классе

Дата

Кол-во часов

Название темы

Коррекционная работа

Словарь

Повторение

I  четверть

Повторение

2

Практические упражнения в составлении и распространении предложений.

Связь слов в предложении.

Развитие связной речи. Составление и распространение предложений

Грамматика

Предложение

диалог

Схемы предложений, правило написания предложений

3

Главные и второстепенные члены предложения.

Развитие речевой активности через подбор по вопросам подлежащих и сказуемых.

Подлежащее

Сказуемое

Графический диктант. Правописание имен собственных.

2

Различение предложений по интонации.

Развивать мышление через замену повествовательных предложений на вопросительные.

Здравствуй,

До свидания

Благодарю

Болото

Знаки препинания в конце предложения.

1

Развитие речи. Составление из слов разных по интонации предложений, придумывание заголовка к тексту

 (с.20, № 31)

Развивать связную речь, логическое мышление.

Вопросительные,

восклицательные слова

Правописание предложений.

Звуки и буквы

1

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Алфавит.

Коррекция восприятия, устойчивости внимания. Развитие памяти через заучивание алфавита.

Пассажир

Расстояние

Звуко–буквенный анализ

3

Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я.

Развитие речи. Пересказ по вопросам. «Доброта»

Развитее памяти, речи через пересказ текста по вопросам (с.25, № 39)

Область

Фонетический разбор

2

Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

Развитие логического мышления через выбор пропущенных слов, постановку их в нужной форме.

Адрес

Парные звонкие и глухие согласные

2

Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Объяснительный диктант.

Развитие связной речи. Пересказ текста по вопросам (с.33, № 54)

Каникулы

Правописание безударных гласных

2

Контрольный диктант. Работа над ошибками.

Коррекция памяти, мышления.

Изученные правила.

Слово

2

Состав слова. Корень и однокоренные слова.

Коррекция памяти через письмо по памяти (с.40, № 59).

Развитие мышления через исключение (с.41, № 62)

Граница

Охрана

Выделение корня в словах

1

Развитие речи. Составление рассказа по рисунку и по плану (с.42, № 65)

Развитие связной речи, мышления

Потомство

Сороконожка

Выделение корня в словах

2

Окончание - изменяемая часть слова.

Развитие памяти через заучивание правила.  Развитие связной речи через составление словосочетаний и предложений и предложений к рисунку (с.45, № 69)

Инструмент

Выделение корня, окончаний в словах

2

Приставка – часть слова

Развитие точности восприятия через подбор точных слов к рисункам и составление предложений (с.47, № 72)

Загон

Угон

Перегон

Выгон

Обозначение корня, приставки в словах.

2

Суффикс – часть слова

Развитие мышления через сравнение пар слов (с.54, № 83). Развитие речи через подбор подходящих по смыслу слов (с.56, № 87)

Железо

Металл

Разбор слов по составу

3

Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.

Развитие мышления через образование новых слов с помощью разных частей слов (с.55, № 85)

Изученные слова, словарный диктант.

Разбор слов по составу. Графический диктант.

4

Правописание безударных гласных в корне слова.

Развитие точности восприятия через постановку ударения, подбор проверочных слов. Развитие памяти через письмо по памяти. Развитие речи, мышления через дописывание словечка с опорой на рисунки (с.63, № 100)

Бегун

Беглец

Беготня

Север

Ударные и безударные гласные.

1

Развитие речи. Пересказ по вопросам начала сказки (с.65, №103)

Коррекция памяти через припоминание, развитие зрительного восприятия через описание иллюстрации (с.65, № 103)

Старик

Старуха

Подбор проверочных слов с безударной гласной.

2

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

Развитие памяти через письмо по памяти.

Развитие мышления через подбор проверочных слов по рисункам, по образцу (с.69, № 110)

Физкультура

Окончание – изменяемая часть слова (с.66, № 105). Гласные и согласные.

3

Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Развитие речи, мышления через подбор подходящих по смыслу слов. Развитие памяти через письмо по памяти (с.75, № 122)

Беседа

Верблюд

Библиотека

Подбор однокоренных слов (с.74, № 119)

2

Контрольный диктант. Работа над ошибками.

Коррекция памяти, мышления.

Изученные правила.

II четверть

4

Правописание приставок. Приставки и предлог.

Развитие речи через придумывание конца сказки (с.80, №130)

Предлог

Приставка

Приставка – часть слова. Предлог – отдельное слово.

3

Разделительный твердый знак (Ъ) после приставок. 

Развитие памяти через письмо по памяти.

Развитие мышления через объяснение выбора Ъ в словах.

Объяснил

Выделение приставок в словах.

3

Упражнения на закрепление.  

 Контрольные вопросы и задания (с.87)

Развитие мышления через объяснения орфограмм на изученные правила. Развитие речи через написание записки по образцу (с.87, № 143)

Словарный диктант.

Разбор слов по составу.

1

Развитие речи. Пересказ текста с опорой на словосочетания (с.85, № 140)

Развитие связной устной и письменной речи

Родились

Удовольствие

Проверка гласных и согласных в корне слов.

2

Контрольный диктант. Работа над ошибками.

Проверка полученных знаний, коррекция памяти через использование изученных правил.

Части речи

3

Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное.

Развитие точности восприятия, мышления через деление и запись слов группами

(с.91, № 147)

Развитие мышления через изменение формы слова

Группы,

имена существительные, глаголы,

имена прилагательные

Вопросы названий предметов, действий предметов, признаков предметов.

5

Различение частей речи по вопросам к значению.

Развитие памяти через заучивание вопросов существительных, глаголов, прилагательных. Письмо по памяти (с.94., № 152)

Долото

Забота

Графическое обозначение  существительных, глаголов, прилагательных.

1

Развитие речи. Составление рассказа на тему «Зима в окно стучится» (с.99, № 160)

Развитие связной речи

Моросил

Холодный

Дождь

Вопросы  существительных, глаголов, прилагательных

1

Контрольные вопросы и задания

Развитие памяти через припоминание, развитие мышления через выполнение заданий, подбор подходящих по смыслу слов.

Вопросы  существительных, глаголов, прилагательных

Имя существительное

2

Понятие об имени существительном

Развитие мышления через исключения лишнего слова, подбор существительных с обобщающим значением

(с.103, №163)

Существительное

Долото

Каникулы

Вопросы существительных

2

Одушевленные  и неодушевленные имена существительные.

Развитие связной речи через составление мини-рассказов к рисункам (с.103, № 164)

Библиотекарь

Вопросы одушевленных и неодушевленных имен существительных

5

Имена существительные собственные и нарицательные

Развитие устойчивости внимания, активизация словаря через подбор имен существительных к именам нарицательным (с.110, № 173)

Столица

Космос

Правописание  имен существительных

3

Изменение имен существительных по числам.

Развитие мышления через отгадывание загадок

(с.113, № 178)

Развитие речи через составление словосочетаний и предложений (с.114, № 180)

Ботинки

Вопросы существительных

2

Контрольный диктант

за I –ое полугодие.

Работа над ошибками

Коррекция памяти, мышления, развитие орфографической зоркости.

Правописание  имен существительных

III четверть

1

Род имен существительных

Деформированный текст

 (с.122, № 194)

Работа с диалогом (с.123, №197)

Герой

Части речи, грамматический разбор существительных

3

Упражнения в различение рода имен существительных

Развитие речи через работу с деформированным текстом. Составление предложений (с.121, № 192)

Картон

Коллекция

Определение  рода имен существительных

2

Правописание  имен существительных  мужского рода и  женского рода с шипящей на конце слов

Составление словосочетаний. Развитие памяти. Письмо по памяти (с.126, № 201)

Изученные слова

1

Закрепление правописания имен существительных  

Подбор сравнений к словосочетаниям (с.128, №206)

Адрес

Конверт

Грамматический разбор существительных.

Собственные и нарицательные сущ. Сущ.  муж. р. и  ж. р. с шипящей на конце слов.

2

Контрольный диктант

Работа над ошибками

Коррекция памяти, мышления, развитие орфографической зоркости.

1

Изменение имен существительных по падежам.

Развитие памяти. Заучивание названия падежей и их вопросов.

Овраг

Канал

Вопросы одушевленных и неодушевленных сущ. Окончание – изменяемая часть слова.

1

Упражнения в различении падежей по вопросам.

Развитие речи. Составление предложений на зимнюю тему (с.134, № 213)

Равнина

Грамматический разбор существительных.

1

Именительный падеж

Развитие памяти, мышления через постановку вопросов к существительным И.п. Роль  сущ –ого в И.п. в предложении.

Север

Подлежащее

1

Родительный  падеж.   Предлоги.  

Развитие памяти через заучивание вопросов, предлогов Р.п.

Физкультура

Правописание предлогов

1

Дательный  падеж. Предлоги.

Развитие памяти через заучивание вопросов, предлогов Д.п., пересказ (№ 222)

Отряд

Правописание предлогов

1

Винительный падеж. Предлоги.

Развитие памяти. Письмо по памяти. Пересказ ( № 226)

Верёвка

Правописание имен собственных.

1

Творительный  падеж.  Предлоги.

Развитие речи. Описание льва (№229), диалог.

Охота

Вопросы одушевленных и неодушевленных сущ.

1

Предложный  падеж.  Вопросы,  предлоги.

Вопросы, предлоги П.п. – заучивание. Составление словосочетаний (№ 232), рассказ об осенних цветах (№ 233)

Природа

Правописание предлогов

2

Упражнения в определении падежа имен сущ-ных

Составление словосочетаний. Описание картины (№236)

Словарный диктант

Правописание предлогов

2

Контрольный диктант

Работа над ошибками

Коррекция памяти, мышления, развитие орфографической зоркости.

1

Понятие о 1, 2, 3-м склонениях сущ-ных.

Развитие внимания через сравнение окончаний у сущ-ных в каждом из падежей (№ 238)

Область

Определение рода сущ-х, выделение окончаний сущ.

1

Первое  склонение имен сущ-ных

Развитие мышления, памяти через нахождение сущ-х в тексте и постановку их в нач.форму

География

Род сущ-х, окончание.

1

Второе  склонение  имен сущ-ных

Развитие речи. Составление словосочетаний, предложений (№243)

Вопросы сущ-х. выписывание сущ-х с предлогами и без них.

1

Третье  склонение  имен сущ-ных

Развитие памяти через заучивание рода, окончаний сущ-х 3-го скл.. однокоренные сущ –е (№ 248).  

Естествознание

Однокоренные сущ-ные. Род, окончания сущ – х.

1

Упражнения в определении склонения имен сущ-ных

Развитие речи, пересказ  

(№ 252)

Однокоренные сущ-ные. Род, окончания сущ – х.

1

1 скл. имён сущ-ных в ед. ч. единообразие написание ударных и безударных окончаний сущ-х

Развития внимания через сравнение правописания  ударных и безударных окончаний(№ 256)

Библиотека

Победа

Охрана

Ударение, ударные и безударные окончания

1

И.п. имён существительных 1-го скл.

Развитие речи через составление предложений (№ 260)

Вопросы падежей

1

Р.п. имён существительных 1-го скл.

Развитие речи через подбор нужных по смыслу предлогов к сущ. в Р.п. (№ 262)

Творог

Правописание предлогов

1

Д.п. имён существительных 1-го скл.

Развитие речи. Пересказ текста по вопросам ( № 272)

Природа

Определение падежа имен сущ-х

1

В.п. имён существительных 1-го скл.

Развитие речи через подбор к схемам предложений

Правописание предлогов

1

Т.п. имён существительных 1-го скл.

Развитие речи. Составление диалога. Развитие внимания в правописании безударных окончаний (№ 280)

Защита

Грамота

Безударные гласные в корне слова, в окончании сущ – х 1 – го скл.

1

П.п. имён существительных 1-го скл.

Развитие речи. Составление предложений из слов и запись текста (№ 284)

Подбор однокоренных слов

2

Упражнения в написании падежных окончаний сущ-х 1-го скл.

Составление словосочетаний, предложений

Ракета

Словарный диктант

Безударные и ударные окончания сущ-х 1-го скл.

2

Контрольный диктант

Работа над ошибками

Коррекция памяти, мышления, развитие орфографической зоркости.

1

2  склонение  имён  существительных в единственном числе.

Развитие памяти, внимания. Безударные и ударные окончания сущ-х 2-го скл.

Пассажир

Железо

Род, окончания сущ – х

2-го скл.

1

И.п. имён существительных  2  склонения.

Развитие речи через составление предложений к рис. ( № 298).

Металл

Подлежащее.

 Род, окончания сущ – х

2-го скл.

1

 Р.п. имён существительных  2  склонения.

Составление словосочетаний

 (№ 300)

Компас

Подлежащее.

 Род, окончания сущ – х

2-го скл.

1

 Д.п. существительных       2  склонения.

Развитие памяти, письмо по памяти (№ 306)

Отряд

Род, окончания сущ – х

2-го скл.

1

В.п. имён  существительных  2  склонения.

Связь слов по смыслу с помощью предлогов

Салат

Род, окончания сущ – х

2-го скл.

1

Т.п.    существительных  2  склонения.

Развитие памяти, письмо по памяти (№316)

Остров

Матрос

Окончания  сущ-х 2-го скл

1

П.п. существительных      2  склонения.

Развитие речи через составление предложений из слов (№ 323)

Определение склонений сущ-х.

3

Упражнения на закрепление изученного в правописании падежных окончаний имен сущ-х 2-го скл.

Развитие речи. Пересказ текста по вопросам (№ 333)

Словарный диктант

Определение склонений сущ-х.

IV четверть

1

3  склонение имён  существительных в единственном числе.

Развитие мышления. Выбор сущ-х 3-го скл. Среди слов с мягким знаком (Ь) на конце

(№ 335)

Изученные слова

Род, окончания сущ – х

3-го скл.

2

И.п. имён существительных 3-го склонения.

Развитие мышления через работу с загадками, определение сущ-х 3-го скл.

Область

Определение склонений  и падежа сущ-х.

Подлежащее.

3

Р.п., Д.п., П.п. имён существительных 3-го склонения.

Развитие мышления через сравнение (№ 344)

Постановка слов в нужном падеже (№ 346)

Картон

Целлофан

Правописание падежных окончаний.

2

В.п. имён существительных   3  склонения.

Деформированный текст

(№ 351)

Благодарить

Коростель

Горизонт

Вопросы одушевленных и неодушевленных сущ.

2

Т.п. имён существительных   3  склонения.

Развитие памяти. Письмо по памяти (№ 354). Развитие речи, пересказ (№357)

Орден

Запад

Безударные окончания сущ-х 1-го, 2-го, 3-го скл. в Т.п.

4

Упражнения в написании падежных окончаний имен сущ-х 3-го скл.

Развитие речи через составление  словосочетаний, предложений. Развитие памяти. Письмо по памяти (№ 364), развитие мышления через ответы на контрольные вопросы (с. 231)

Колонна

Коллекция

Салют

Определение склонений,  падежей, окончаний сущ-х.

Грамматический разбор сущ-х

2

Контрольный диктант

Работа над ошибками

Коррекция памяти, мышления, развитие орфографической зоркости.

Предложение

2

Главные  и второстепенные  члены  предложения.

Развитие речи. Постановка вопросов от одного члена предложений к другому (№373). Связь слов в предложении

(№ 374)

Бензин

Вопросы подлежащего и сказуемого.

4

Распространённые  и  нераспространённые  предложения.

Развитие речи. Составление предложений (№ 379, 380)

Изученные слова

Обозначение подлежащего,

Сказуемого, второстепенных членов

3

Однородные  члены  предложения. Однородные подлежащие, однородные

сказуемые,  однородные второстепенные члены предложения

Развитие речи. Дописывание предложений однородными подлежащими,  однородными сказуемыми, однородными второстепенными членами

Верстак

Станок

Грамматический разбор предложений. Графические схемы предложений.

2

Перечисление без союзов и с одиночным союзом И. Знаки  препинания  при  однородных  членах  предложения.

Развитие речи. Постановка вопросов к однородным членам предложения

Остров

Грамматический разбор предложений. Графические схемы предложений.

2

Упражнения на закрепление изученного о предложении

Развитие памяти. Письмо по памяти ( № 389)

Словарный диктант

Постановка вопросов к однородным членам предложения

2

Контрольный диктант

Работа над ошибками

Коррекция памяти, мышления, развитие орфографической зоркости.

Повторение пройденного за год

2

Состав слова. Однокоренные слова.

Развитие мышления через сравнение однокоренных слов по составу с опорой на схемы (№ 401).  

Словарный диктант

Разбор слов по составу. Однокоренные слова.

2

Правописание безударных гласных в корне слова.

Развитие речи, пересказ текста по плану

Словарный диктант

Ударные и безударные гласные, разделительный тв. знак (Ъ) после приставок

1

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

Развитие речи,  деление текста на 2 части. (№ 406)

Словарный диктант

Проверка звонких и глухих согласных

2

Различение приставки и предлога. Изложение по вопросам (№407)

Коррекция памяти, мышления, объяснительное письмо (№ 408). Деформированный текст (№410).  Развитие речи.

Словарный диктант

Правописание приставок и предлогов.

1

3  склонения имён  существительных, определение склонений имен сущ-х

Развитие речи. Описание природы родного края (№ 413)

Словарный диктант

Род сущ-х

2

Правописание безударных окончаний имен сущ-х

Развитие речи. Письменные ответы на вопросы (№ 414, 415)

Словарный диктант

Склонения, падежи сущ-х

4

Знаки  препинания  при  однородных  членах  предложения.

Развитие речи. Дополнение предложений однокоренными членами (№ 417). Изложение по опорным словам (№ 419)

Однородные   члены  предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по письму и развитию речи 4 класс школа VIII вида

Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник авторов  Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательн...

рабочая программа по письму и развитию речи 1 класс

разработана для учащихся 1 класса коррекционных школ...

Рабочая программа по письму и развитию речи (7 класс)

Рабочая программа по письму и развитию речи для 7 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных)...

Рабочая программа по письму и развитию речи, 6 класс

Рабочая программа разработана на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5 - 9 классы, под ред. В.В. Воронковой. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Курс ...

Рабочая программа по письму и развитию речи, 7 класс

Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида под ред. В.В. Воронковой. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001г.  Курс рассчитан...

Рабочая программа по письму и развитию речи 5 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа разработана на основе «Программы специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида».«Письмо и развитие речи». А. К. Аксёнова, Москва, «Просвещение», 2010 г.Программа рас...

Рабочая программа по письму и развитию речи 1 класс коррекционных ( специальных) классов

Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой В.В. Воронковой «Русский (родной) язык 1 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». М.: Просвещение...