Программа "Окружающий природный мир"
рабочая программа (5 класс)

Татьяна Олеговна Данилова

Программа «Окружающий природный мир» составлена для учащихся 5  класса (вариант 2), составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.prir_.mir_.docx38.17 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа «Окружающий природный мир» составлена для учащихся 5  класса (вариант 2), составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;
  • В соответствии с базисным учебным планом и  АООП МКОУ Вознесенская специальная (коррекционная) школа интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности.

В программе выделяются следующие основные задачи:

  • формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
  • вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
  • создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
  • обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
  • воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
  • формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
  • учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
  • знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
  • формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
  • формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
  • развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
  • закреплять        полученные        представления        в        процессе        различных        видов        доступной        учащимся        социально-бытовой

деятельности;

Общая характеристика учебного предмета

Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта окружающий природный мир обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в 5 классе отведено 68 часов, 2  часа  в неделю, 34 учебные недели.

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Личностные и предметные результаты изучения учебного предмета

Личностные планируемые результаты:

Физические характеристики персональной идентификации:

  • определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
  • определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

  • определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
  • проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

  • осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

  • понимает эмоциональные состояния других людей;
  • понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
  • проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»

  • умеет устанавливать и поддерживать контакты;
  • умеет кооперироваться и сотрудничать;
  • избегает конфликтных ситуаций;
  • пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
  • использует элементарные формы речевого этикета;
  • принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
  • охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок

  • испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
  • стремится помогать окружающим

Биологический уровень

  • сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
  • сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Осознает себя в следующих социальных ролях:

  • семейно – бытовых;

Развитие мотивов учебной деятельности:

  • проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

  • осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Ответственность за собственные вещи

  • осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

Экологическая ответственность

  • не мусорит на улице;
  • не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

  • воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

  • принимает участие в коллективных делах и играх;
  • принимать и оказывать помощь.

Планируемые предметные результаты:

  • изученные объекты и явления неживой и живой природы;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
  • • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения        на улице, в лесу.

Содержание учебного предмета

-Растительный мир

-Животный мир

-Объекты неживой природы

-Временные представления

Календарно -тематическое планирование.

Тема

Количество часов

Календарные сроки

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1.

Растительный мир.

«В гости к осени» Экскурсия.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Наблюдение за объектами природы.

2.

Труд людей города и села осенью.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Наблюдение за осенними работами в огороде.

3.

Труд людей города и села в разное время года.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Рассказ по сюжетной картине.

4.

Растения сада, огорода, леса, их сравнение.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Рассказ по сюжетной картине. Работа с предметными картинками.

5.

Растения сада, огорода, леса, их сравнение.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Рассказ по сюжетной картине. Работа с предметными картинками.

6.

Изменения в жизни растений осенью.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Рассказ по сюжетной картине. Работа с предметными картинками.

7.

Значение деревьев в природе и жизни человека.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Рассказ по сюжетной картине. Работа с предметными картинками.

8.

Значение частей растения.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными картинками.

9.

Сравнение лиственных и хвойных деревьев.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Рассказ по сюжетной картине. Работа с предметными картинками.

10.

Лиственные деревья: берёза, тополь.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными картинками.

11.

Хвойные деревья: сосна, ель.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными картинками.

12.

Строение дерева (ствол, корень).

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными картинками.

13.

Плодовые деревья: вишня, яблоня

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными картинками.

14.

Сравнение плодовых и обычных деревьев.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными картинками.

15.

Значение плодовых деревьев.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными картинками.

16.

Лесные и садовые кустарники.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными картинками.

17.

Значения кустарников в природе и жизни человека.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными картинками.

18.

Садовые цветочно-декоративные растения (астра, гладиолус, георгин).

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными картинками.

19.

Соотнесение цветения цветочно- декоративных растений с временем года.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками.

20.

Значение цветочно-декоративных растений в природе и жизни

человека.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками.

21.

Зерновые культуры (пшеница, просо, ячмень).

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными картинками.

22.

Значение зерновых культур в жизни человека.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными картинками.

23.

Выращивание зерновых культур.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками.

24.

Культурные травянистые растения.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками.

25.

Петрушка, укроп, базилик.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными картинками.

26.

Значение культурных травянисты растений.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками.

27.

Выращивание культурных травянистых растений.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками.

28.

Животный мир.

Строение домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги,

копыта).

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными картинками.

29.

Строение домашнего (дикого)

животного (рога, грива, пятачок, вымя, уши)

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными картинками.

30.

Основные признаки животного.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками.

31.

Домашние животные (корова, свинья, лошадь).

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками.

32.

Домашних животных (коза, овца).

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками.

33.

Питание домашних животных.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками.

34.

Значение домашних животных в жизни человека.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками.

35.

Уход за домашними животными.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками.

36.

Детеныши домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок).

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками.

37.

Детеныши домашних животных (козлёнок, ягнёнок).

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками.

38.

Дикие животные (лиса, заяц, волк, медведь).

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками.

39.

Дикие животные (ёж, белка, лось).

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками.

40.

Питание диких животных.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками.

41.

Значение диких животных в жизни человека.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками.

42.

Детеныши диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок).

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками.

43.

Детёныши диких животных (зайчонок, бельчонок, ежонок).

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками.

44.

Строение птицы.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными        картинками.

45.

Питание птиц.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками.

46.

Домашние птицы (курица (петух), утка, гусь).

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками.

47.

Особенности внешнего вида птиц.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными        картинками.

48.

Питание домашних птиц.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными        картинками.

49.

Значение домашних птиц в жизни человека.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными картинками.

50.

Детеныши домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок).

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками.

51.

Объекты природы.

Солнце.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками.

52.

Значение солнца в жизни человека и в природе.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками.

53.

Значение воздуха в природе и жизни человека.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками.

54.

Различение земли, неба.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками.

55.

Определение месторасположения земли и неба.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками.

56.

Значение леса в природе и жизни человека.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками.

57.

Растения и животные леса.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками.

58.

Правила поведения в лесу.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками.

59.

Вода. Свойства воды.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками.

60.

Значение воды в природе и        для жизни человека.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками.

61.

Временные представления.

Части суток.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками.

62.

Соотнесение частей суток с видами деятельности.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками.

63.

Дни недели. Неделя.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками.

64.

Соотнесение дней недели с видами деятельности.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками.

65.

Месяцы. Год.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками.

66.

Календарь.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя.

67.

Времена года.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками.

68.

Соотнесение явлений природы с временами года.

1

Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками.

Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности

  • Наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки).
  • Муляжи овощей, фруктов.
  • Пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными.
  • Календари.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природные ресурсы. Природно-ресурсный потенциал.

Информация дана в виде таблицы....

Презентация "Краткая природно-географическая характеристика Саратовской области. Природные Сообщества"

Презентацию можно использовать в 7 классе при изучении биологического краеведения Саратовской области....

презентация к уроку "Углеводороды и их природные источники.Природный газ" для 10 класса

Презентация к уроку "Углеводороды и их природные источники.Природный газ" для 10 класса,может использоваться для индивидуального обучения учащихся и для работы в классе.Презентация подготовлена на осн...

Углеводороды. Природные источники углеводородов. Нефть, ее состав и переработка. Нефтепродукты. Бензин. Природный газ как топливо. Состав природного газа. 10 класс

Углеводороды. Природные источники углеводородов. Нефть, ее состав и переработка. Нефтепродукты. Бензин. Природный газ как топливо. Состав природного газа. Источниками предельных углеводород...

Презентация "Природные лекарственные средства" к проекту "Моя безопасность в условиях автономного существования в природной среде"

Презентация - один из продуктов проекта "Моя безопасность в условиях автономного существования в природной среде"...

7 класс. Тема 1 "Общие понятия об опасных и ЧС природного характера". Урок 2 "Общая характеристика природных явлений"

Данная публикация иллюстрирует второй урок ОБЖ в 7 классе  «"Общая характеристика природных явлений"» (презентация) по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов о...

Природная среда, природные условия, природные ресурсы.

При рассмотрении данной темы необходимо познакомить ребят с новыми терминами: «природная среда», «природные условия», «природные ресурсы»: рассмотреть классификацию природных ресурсов (по происхождени...