Программа "Окружающий природный мир"
рабочая программа (5 класс)
Программа «Окружающий природный мир» составлена для учащихся 5 класса (вариант 2), составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа «Окружающий природный мир» составлена для учащихся 5 класса (вариант 2), составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;
- В соответствии с базисным учебным планом и АООП МКОУ Вознесенская специальная (коррекционная) школа интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Изучение курса «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
В программе выделяются следующие основные задачи:
- формировать первоначальные представления о природе, объектах и явлениях живой и неживой природы;
- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы);
- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
- воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
- учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
- формировать элементарные экологические представления (люди, растения и животные; строение тела, способ передвижения, питание);
- развивать сенсорно-перцептивные способности учащихся: учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой
деятельности;
Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта окружающий природный мир обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в 5 классе отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные и предметные результаты изучения учебного предмета
Личностные планируемые результаты:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно – бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Планируемые предметные результаты:
- изученные объекты и явления неживой и живой природы;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
- • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу.
Содержание учебного предмета
-Растительный мир
-Животный мир
-Объекты неживой природы
-Временные представления
Календарно -тематическое планирование.
№ | Тема | Количество часов | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающихся | |
1. | Растительный мир. «В гости к осени» Экскурсия. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Наблюдение за объектами природы. | ||
2. | Труд людей города и села осенью. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Наблюдение за осенними работами в огороде. | ||
3. | Труд людей города и села в разное время года. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Рассказ по сюжетной картине. | ||
4. | Растения сада, огорода, леса, их сравнение. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Рассказ по сюжетной картине. Работа с предметными картинками. | ||
5. | Растения сада, огорода, леса, их сравнение. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Рассказ по сюжетной картине. Работа с предметными картинками. | ||
6. | Изменения в жизни растений осенью. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Рассказ по сюжетной картине. Работа с предметными картинками. | ||
7. | Значение деревьев в природе и жизни человека. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Рассказ по сюжетной картине. Работа с предметными картинками. | ||
8. | Значение частей растения. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными картинками. | ||
9. | Сравнение лиственных и хвойных деревьев. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Рассказ по сюжетной картине. Работа с предметными картинками. | ||
10. | Лиственные деревья: берёза, тополь. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными картинками. | ||
11. | Хвойные деревья: сосна, ель. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными картинками. | ||
12. | Строение дерева (ствол, корень). | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными картинками. | ||
13. | Плодовые деревья: вишня, яблоня | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными картинками. | ||
14. | Сравнение плодовых и обычных деревьев. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными картинками. | ||
15. | Значение плодовых деревьев. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными картинками. | ||
16. | Лесные и садовые кустарники. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными картинками. | ||
17. | Значения кустарников в природе и жизни человека. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными картинками. | ||
18. | Садовые цветочно-декоративные растения (астра, гладиолус, георгин). | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными картинками. | ||
19. | Соотнесение цветения цветочно- декоративных растений с временем года. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
20. | Значение цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
21. | Зерновые культуры (пшеница, просо, ячмень). | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными картинками. | ||
22. | Значение зерновых культур в жизни человека. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными картинками. | ||
23. | Выращивание зерновых культур. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
24. | Культурные травянистые растения. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
25. | Петрушка, укроп, базилик. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными картинками. | ||
26. | Значение культурных травянисты растений. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
27. | Выращивание культурных травянистых растений. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
28. | Животный мир. Строение домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта). | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными картинками. | ||
29. | Строение домашнего (дикого) животного (рога, грива, пятачок, вымя, уши) | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными картинками. | ||
30. | Основные признаки животного. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
31. | Домашние животные (корова, свинья, лошадь). | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
32. | Домашних животных (коза, овца). | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
33. | Питание домашних животных. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
34. | Значение домашних животных в жизни человека. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
35. | Уход за домашними животными. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
36. | Детеныши домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок). | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
37. | Детеныши домашних животных (козлёнок, ягнёнок). | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
38. | Дикие животные (лиса, заяц, волк, медведь). | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
39. | Дикие животные (ёж, белка, лось). | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
40. | Питание диких животных. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
41. | Значение диких животных в жизни человека. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
42. | Детеныши диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок). | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
43. | Детёныши диких животных (зайчонок, бельчонок, ежонок). | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
44. | Строение птицы. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными картинками. | ||
45. | Питание птиц. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
46. | Домашние птицы (курица (петух), утка, гусь). | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
47. | Особенности внешнего вида птиц. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными картинками. | ||
48. | Питание домашних птиц. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными картинками. | ||
49. | Значение домашних птиц в жизни человека. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными картинками. | ||
50. | Детеныши домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок). | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
51. | Объекты природы. Солнце. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
52. | Значение солнца в жизни человека и в природе. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
53. | Значение воздуха в природе и жизни человека. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
54. | Различение земли, неба. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
55. | Определение месторасположения земли и неба. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
56. | Значение леса в природе и жизни человека. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
57. | Растения и животные леса. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
58. | Правила поведения в лесу. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
59. | Вода. Свойства воды. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
60. | Значение воды в природе и для жизни человека. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
61. | Временные представления. Части суток. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
62. | Соотнесение частей суток с видами деятельности. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
63. | Дни недели. Неделя. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
64. | Соотнесение дней недели с видами деятельности. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
65. | Месяцы. Год. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
66. | Календарь. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. | ||
67. | Времена года. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
68. | Соотнесение явлений природы с временами года. | 1 | Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с предметными и сюжетными картинками. | ||
Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности
- Наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки).
- Муляжи овощей, фруктов.
- Пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными.
- Календари.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природные ресурсы. Природно-ресурсный потенциал.
Информация дана в виде таблицы....

Презентация "Краткая природно-географическая характеристика Саратовской области. Природные Сообщества"
Презентацию можно использовать в 7 классе при изучении биологического краеведения Саратовской области....
презентация к уроку "Углеводороды и их природные источники.Природный газ" для 10 класса
Презентация к уроку "Углеводороды и их природные источники.Природный газ" для 10 класса,может использоваться для индивидуального обучения учащихся и для работы в классе.Презентация подготовлена на осн...

Углеводороды. Природные источники углеводородов. Нефть, ее состав и переработка. Нефтепродукты. Бензин. Природный газ как топливо. Состав природного газа. 10 класс
Углеводороды. Природные источники углеводородов. Нефть, ее состав и переработка. Нефтепродукты. Бензин. Природный газ как топливо. Состав природного газа. Источниками предельных углеводород...

Презентация "Природные лекарственные средства" к проекту "Моя безопасность в условиях автономного существования в природной среде"
Презентация - один из продуктов проекта "Моя безопасность в условиях автономного существования в природной среде"...

7 класс. Тема 1 "Общие понятия об опасных и ЧС природного характера". Урок 2 "Общая характеристика природных явлений"
Данная публикация иллюстрирует второй урок ОБЖ в 7 классе «"Общая характеристика природных явлений"» (презентация) по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов о...

Природная среда, природные условия, природные ресурсы.
При рассмотрении данной темы необходимо познакомить ребят с новыми терминами: «природная среда», «природные условия», «природные ресурсы»: рассмотреть классификацию природных ресурсов (по происхождени...
