Главные вкладки

    Природные ресурсы. Природно-ресурсный потенциал.
    план-конспект урока географии (9 класс) по теме

    Информация дана в виде таблицы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon klassifikaciya_prirodnyh_resursov.doc28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Классификация природных ресурсов.

    Природные ресурсы подразделяются на :

    •  возобновимые ;

    •  невозобновимые ;

    •  условно возобновимые .

    Основное различие между данными категориями природных ресурсов заключается в том, что объекты неживой природы, такие как уголь, нефть, руда — исчерпаемы , так как образуются на протяжении длительного      периода      времени,      значительно      превышающего историческое время. Живая природа является саморегулируемой системой и, если ее использовать разумно, может сама воспроизводиться на протяжении не столь длительного периода и, бесконечно длительное время служить человеку, давая стабильное количество растительной и животной продукции.

    Возобновимые природные ресурсы.

    К возобновимым относятся биологические ресурсы, основными видами которых являются:

    •   растительные ресурсы, к которым относятся лес или лесные насаждения, используемые для получения древесины и другой продукции; дикорастущие пищевые, лекарственные и технические растения (грибы, ягоды, орехи, травы и т.д.);

    •   наземные животные (охотничьи и промысловые животные);

    •   водные организмы (рыба, морепродукты, морской зверь);

    •   генетические ресурсы, (генетический материал, получаемый от диких форм животных и растений и используемый в медицине производстве натуральных пестицидов, селекции растений и животных в сельском хозяйстве);

    •   поверхностные воды.

    Невозобновимые природные ресурсы.

    К невозобновимым ресурсам относятся полезные ископаемые, которые подразделяются на :

    •   топливно-энергетическое сырье (нефть, уголь, газ, уран);

    •   черные, легирующие и тугоплавкие металлы (руды железа, марганца, хрома, никеля, кобальта, вольфрама и. др.);

    •   цветные металлы (руды алюминия, меди, свинца, цинка, ртути и др.);

    •   благородные металлы (золото, серебро, платиноиды);

    •   химическое и агрономическое сырье (калийные соли, фосфо-риты , апатиты и др.);

    •   техническое сырье (алмазы, асбест, графит и др.), флюсы и ог-неупоры , цементное сырье;

    •   строительные материалы (глина, гравий, песок). Последнюю категорию минеральных ресурсов называют общераспространенными полезными ископаемыми.

    Условно возобновимые природные ресурсы.

    К условно возобновимым относятся ресурсы почв, иногда отождествляемые с земельными

    ресурсами, ресурсы подземных вод

    Природные ресурсы

    Биологические, в том числе пищевые, ресурсы планеты обуславливают возможности жизни человека на Земле, а минеральные и энергетические служат основой материального производства человеческого общества.

    Среди природных богатств планеты различают неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы.

    Неисчерпаемые ресурсы

    Неисчерпаемых природных ресурсов не так уж много. Они подразделяются на космические, климатические и водные. Это энергия солнечной радиации, морских волн, ветра. С учетом огромной массы воздушной и водной среды планеты неисчерпаемыми считают атмосферный воздух и воду. Выделение это относительно. Например, пресную воду уже можно рассматривать как ресурс исчерпаемый, поскольку во многих регионах земного шара возник острый дефицит воды. Можно говорить и о неравномерности ее распределения, и невозможности ее использования из- за загрязнения.

    Исчерпаемые ресурсы

    Они делятся на возобновляемые  и невозобновляемые. К возобновляемым относятся растительный и животный мир, плодородие почв.

          К невозобновляемым ресурсам относятся полезные ископаемые. В настоящее время человек вовлек в сферу своей промышленной деятельности преобладающую часть известных минеральных ресурсов.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок географии 9 класс : «Влияние природно – ресурсного потенциала на развитие экономики Европейского Севера»

    Тип урока: урок изучения нового материалаФорма организации учебной деятельности: индивидуально - групповая в сочетании с технологией проблемного обученияЦели урока: ·...

    Урок географии 11 класс с использованием презентации: "Экономико - географическое положение и природно – ресурсный потенциал Зарубежной Европы"

    Цели: ·         Сформировать знание о составе и географическом положении региона.·         Оценить природно – ресурсный ...

    Методическая разработка урока по теме : «Поволжский экономический район. Состав, ЭГП, природно-ресурсный потенциал»

    Цель:  Определить состав и особенности ЭГП района и показать роль Волги в развитии экономики Поволжья....

    Урок "Природно-ресурсный потенциал России"

    Урок в 8 классе по теме "Природно-ресурсный потенциал России" с использованием элементов сингапурской методики...

    Урок-игра "Счастливый случай"по географии «Природно-ресурсный потенциал Ростовской области».

    Урк-игра "Счастливый случай". Групповая работа, направленная на углубленное изучение особенностей компонентов природы (климата, рельефа, растительного, животного мира) Ростовской области....

    Конспект урока по географии в 9-м классе на тему: "Урал: экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал" с применением проектной деятельности.

    Цель урока: Изучить экономико-географическое положение (ЭГП), природные условия и природные ресурсы Уральского экономического района (УЭР)....

    конспект урока по географии 8 класс "Природно-ресурсный потенциал России"

    конспект урока по географии  в 8 классе с использованием сингапурской методики обучения УМК  И.И. Баринова. География  России. Природа. 8 кл. – М.: Дрофа,  на уроке рассмарива...