Программа "Речь и альтернативная коммуникация"
рабочая программа (5 класс)

Татьяна Олеговна Данилова

Программа «Речь и альтернативная коммуникация» составлена для учащихся 5 класса (вариант 2), составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_i_alt._kom.docx48.02 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа «Домоводство» составлена для учащихся 5 класса (вариант 2), составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;
  • В соответствии с базисным учебным планом и  АООП МКОУ Вознесенская специальная (коррекционная) школа интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена по учебникам «Русский язык» 2 класс, учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Э. В. Якубовская, Н.В. Павлова М, «Просвещение», 2012г; «Чтение» 2 класс, учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, С Ю Ильина, А.К, Аксенова, М, «Просвещение»,2017г, I«Устная речь» 2 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / С. В. Комарова. – М.

:Просвещение,        2013,        «Букварь»          1класс,        учебник        для        специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/А.К.Аксенова С.В.Комарова- М.Просвещение,2013г

.        Данные учебники включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования).

Цель – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Задачи:

  • формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта;

-формирование умения понимать обращенную речь;

  • формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения;
  • формирование предпосылок к начальным навыкам чтения и письма.

                      Общая характеристика учебного предмета

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития обучающихся значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. В связи с этим, обучение речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у обучающейся потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Программный материал «Речь и альтернативная коммуникация» состоит из следующих разделов: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

Раздел «Коммуникация» включает коммуникации с использованием вербальных невербальных средств. Коммуникация, как процесс установления и развития контактов между людьми, возникает в связи с потребностью в совместной деятельности, включает в себя обмен информацией, обладает взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Коммуникация нужна, чтобы: кому-то что-то сообщить, на кого-то что-то повлиять (например, попросить), получить опыт (например, обсудить что-то с другими людьми).

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь, экспрессию с использованием средств невербальной коммуникации. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.

Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки начальным навыкам чтения и письма.

Организация обучения подразумевает неразрывность всех видов деятельности, а именно, занятия по чтению и письму, развитию речи включаются в единый процесс, нацеленный на развитие речи, активизацию познавательной деятельности, на обучение чтению и письму с учетом индивидуальных достижений. Весь программный материал представлен в виде единого комплекса.

Форма обучения – урок. Форма учебной деятельности - индивидуальная.

Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, работа с учебником); наглядные; практические. Средства обучения: использование печатных изображений, электронных средств коммуникации, сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи, наборы букв, коммуникативные таблицы.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» относится к образовательной области «Филология». Данная рабочая программа составлена в соответствии с Учебным планом, годовым календарным учебным графиком и предусматривает изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в количестве 68 часов (34 учебные недели,  2 часа в неделю).

Личностные и предметные результаты освоения

учебного предмета

Личностные:

  • ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа»,

«семья», «мир», «настоящий друг».

  • уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям, к своему народу, к своей родине;
  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • способность к осмыслению социального        окружения, своего        места        в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • развитие        навыков        сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

Предметные:

  • понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
  • умение самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях;
  • понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;

умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов, коммуникативных таблиц, тетрадей;

  • умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации;
  • умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения;
  • узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий;
  • использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации;
  • узнавание и различение образов графем (букв);
  • копирование с образца отдельных букв, слогов, слов;
  • начальные навыки чтения и письма.

Содержание учебного предмета

«Коммуникация»

Установление контакта с собеседником. Приветствие собеседника звуком, словом. Речевая ситуация «Давайте познакомимся» (повторение за учителем слов, обозначающих приветствие: привет, здравствуйте, доброе утро, добрый день, разрешите с вами познакомиться). Обращение с просьбой о помощи. Инсценировка сказки «Курочка Ряба» (обращение с просьбой о помощи, выражая ее звуком, словом, с использованием жестов, употребление слова

«Пожалуйста»). Выражение согласия и несогласия звуком, словом, жестом, мимикой (участие в диалоге). Выражение благодарности звуком, словом, жестом. Инсценирование ситуации «В библиотеке».

Общение с собеседником с учетом его эмоционального состояния (участие в диалоге вместе с учителем, подражание речи учителя, использование слов поздравления, приглашения в гости, моделирование поведения в гостях). Ответы на вопросы. Задавание вопросов (с опорой на рисунки). Слова, обозначающие места расположения субъектов .Игра «Найди место предметов».

«Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»

Слова, обозначающие предметы на тему: сад, огород. Подписывание картинок с изображением фруктов и овощей. Составление рассказа по серии картинок «Откуда хлеб пришел?». Слова, обозначающие учебные принадлежности. Сравнение картинок с предметами. Подписывание картинок. Составление слов из букв. Составление сообщения по наблюдениям за сезонными изменениями: зима. Описание наблюдений. Составление рассказа по картинке

«»Зима. Зимние забавы». Просмотр фильма «Птицы зимой» Составление рассказа о зимующих птицах по серии картинок. Русская народная сказка Снегурочка». Описание героев и их поступки. Слова, обозначающие предметы, отвечающие на вопрос ы «Кто это? Что это?». Прописная буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. Составление предложений. Сказка «Рукавичка». Выборочный пересказ. Списывание с карточек названий животных. Слова, обозначающие количество предметов Участие в игре «Мир профессий». Слова, обозначающие действия предметов. Чтение, списывание предложений с опорой на образец. Транспорт. Правила поведения на дорогах. Определение дорожных знаков.

«Чтение и письмо»

Чтение небольших текстов. Определение границ предложений. Чтение текста «Осенние подарки» по Н. Сладкову. Составление слов из слогов (касса букв). Списывание коротких предложений. Чтение небольших текстов. Определение границ предложений. Списывание предложений с образцов. Дифференциация глухих и звонких согласных. Письмо слов с глухими и звонкими согласными на конце слов. Списывание с печатного текста «Зайка». Разучивание коротких стихов на тему «Приход зимы». Чтение рассказа Н. Калининой «Снежный колобок». Чтение трехсложных слов. Деление слов на слоги. Чтение текста. Е Шведер «Воробышкин домик. Чтение стихотворений о весне. Чтение русской народной сказки «Умей обождать». Списывание слов. Списывание слов на тему «Россия-моя Родина».

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол- во

часов

Календарные сроки

Основные виды учебной деятельности обучающейся

1-2

Установление контакта с собеседником.

Приветствие собеседника звуком, словом. Речевая ситуация «Давайте познакомимся».

2

Слушает учителя, проговаривает слова с учителем. Повторяет за учителем слова, обозначающие приветствие: «привет»,

«здравствуйте», «доброе утро», «добрый день»,

«разрешите с вами познакомиться». Участвует в диалоге.

3-4

Чтение текста Н.

Сладков «Осенние

подарки»

2

Слушает чтение учителя. Проговаривает

за учителем незнакомые слова. Делит их

на слоги. Отвечает на вопросы. Работает с картинками. Называет предметы.

Определяет и называет героев рассказа. С помощью учителя оценивает их поступки. Делает зарисовки. С помощью учителя

передает содержание текста.

5-6

Составление слов из слогов и букв.

Списывание

коротких предложений.

2

Подражает действиям учителя. Составляет с учителем слова из слогов с использованием кассы слогов. Читает и интонирует короткие предложения.

Передает настроение с помощью коротких звуков. Списывает короткие предложения. С помощью учителя расставляет знаки в конце предложений. Читает их.

7-8

Чтение небольших текстов. Определение границ предложений.

Списывание

предложений с образцов.

2

Слушает чтение учителя. Читает небольшие тексты с пройденными

буквами. Отвечает на вопросы. Списывает предложения с письменных образцов.

Определяет границы предложений. Интонирует предложения. Составляет схемы предложений. Считает количество слов. Списывает с образцов.

9-11

Обращение с просьбой о помощи. Инсценировка сказки «Курочка Ряба»

3

Слушает чтение сказки. Выражает

жестами, словами, мимикой свои чувства.

Употребляет в обращении о помощи жесты, мимику. Называет слова» Спасибо», «Пожалуйста». Участвует в диалоге. Читает отрывки из сказки

«Курочка Ряба». Участвует с учителем в инсценировке сказки. Эмоционально передает характер героев.

12-

14

Слова, обозначающие предметы на тему сад, огород. Подписывание картинок с

изображениями овощей и фруктов.

3

Слушает учителя, составляет слова из букв. Сопоставляет слова и предметы. Составляет предложения. Рисует и раскрашивает картинки. Подписывает картинки. Читает подписанные слова. Делает зарисовки. Выбирает с учителем

цвет краски.

15-

16

Составление рассказа по серии картинок «Откуда хлеб пришёл?»

2

Рассматривает картинки. Называет знакомые предметы на картинках. Составляет словосочетания из букв. Называет слова, сопоставляют слова и предметы. Читает слова. Составляет предложения. С помощью учителя составляет рассказ, принимает участие в

диалоге о бережном отношении к хлебу.

17-

18

Слова, обозначающие предметы: учебные принадлежности.

2

Рассматривает картинки. Сравнивает их со школьными принадлежностями, называет их. Составляют слова из букв. Читает слова, называет согласные звуки.

Называет первый звук в словах. Участвует в игре «Каждой вещи свое место».

19-

21

Дифференциация глухих и звонких согласных.

Письмо слов с глухими и звонкими согласными на конце слова.

3

Читает буквы, записывает их парами. Читает слоги парами, записывает их.

Читает чистоговорку, выбирает нужную букву. Работает с загадками. Рисует отгадки. Записывает слова с глухой и

звонкой согласной на конце слова.

22-

23

Списывание с печатного текста «Зайка».

2

Слушает текст. Списывает        текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения. Проговаривает буквы, слова. Читает записанные предложения.

Отвечает на вопросы. Составляет схему предложений. Оценивает свою работу.

24-

25

Разучивание коротких стихотворений на тему:

«Приход зимы».

2

Слушает чтение учителя. Отвечает на вопросы. Читает с учителем стихотворения о зиме. Интонирует стихотворения. Заучивает 1-2 строки наизусть. Делает зарисовки. Выражает свое отношение к изменению в природе.

Объясняет причины изменений.

26-

27

Составление сообщения по наблюдениям за сезонными

изменениями: зима.

2

Наблюдает за сезонными изменениями в природе. Определяет с учителем признаки зимы. Описывает наблюдения. Работает с альбомом. Делает зарисовки. Участвует в

диалоге описания зимы.

28-

29

Чтение рассказа Н. Калининой «Снежный колобок».

2

Слушает чтение учителя. Отвечает на вопросы. Знакомится с героем произведения. Называет зимние игры.

Описывает действия детей в играх.

30-

31

Составление рассказа по картинке «Зима. Зимние забавы».

2

Слушает учителя. Работает с рисунком.

Отвечает на вопросы. Составляет предложения. Списывает слова,

обозначающие имена детей, предметы для развлечения зимой на горке. Участвует в диалоге по описанию своих развлечений

зимой. Делает небольшие зарисовки и комментирует их.

32

Проверочная работа

1

Применяет полученные знания на практике.

33-

34

Просмотр фильма:

«Птицы зимой». Составление рассказа о зимующих птицах по серии картинок.

2

Слушает учителя. Просматривает фильм про зимующих птиц. Отвечает на вопросы учителя. Сравнивает птиц по внешнему виду. Обводит по трафарету фигуры птиц, раскрашивает их. Рассматривает картинки.

Составляет с помощью учителя

предложения. Делится впечатлениями о

просмотренном фильме. Составляет рассказ. Передает содержание.

35-

36

Русская народная сказка

«Снегурочка».

2

Слушает чтение сказки учителем. Отвечает на вопросы. Описывает главных героев. Читает отрывки из сказки.

Вступает в диалог. Оценивает поведение героев и их поступки.

37-

38

Чтение трехсложных

слов. Деление слов на

слоги.

2

Слушает учителя. Читает слова, делит их

на слоги. Находит двусложные и

трехсложные слова. Составляет схемы слов, предложений. Записывает

предложения с учителем.

39-

40

Выражение согласия и несогласия звуком, словом, жестом, мимикой.

2

Слушает учителя. Участвует в диалоге с учителем. Выражает согласие и несогласие (по просьбе учителя) словом,

мимикой, жестами. Инсценирует с учителем ситуацию «В библиотеке».

41-

42

. Слова, отвечающие на вопросы «Кто это?»,

«Что это?». Прописная буква в именах и

фамилиях людей, кличках животных Коммуникативное взаимодействие.

2

Слушает учителя. Проговаривает слова, обозначающие предметы вместе с учителем. Называет предметы живые и неживые. Составляет предложения из двух слов с опорой на рисунки. Читает на рисунках имена людей и клички

животных. Списывает по образцу. Графически изображает предложения. Списывает предложение со словами, обозначающими имя человека.

43-

44

Общение с

собеседником с учетом его эмоционального состояния

2

Слушает чтение учителя. Участвует в

диалоге, учитывая состояние собеседника, использует слова –приглашение в гости, поведение в гостях).Использует полученные знания в разговоре с учителем. Характеризует собеседника.

45-

46

Слова, обозначающие свойства предметов Коммуникативное взаимодействие.

2

Слушает учителя. Называет предметы. Определяет свойства по размеру, форме, цвету по вопросам. Составляет словосочетания. Составляет с ними предложения. Участвует в диалоге.

Сравнивает предметы по карточкам.

47-

48

Сказка «Рукавичка». Выборочный пересказ. Списывание с карточек названий животных.

2

Слушает чтение сказки учителем. Отвечает на вопросы. Выборочно пересказывает. Определяет количество героев сказки. Составляет с учителем характеристики героев. Участвует в инсценировке сказки. Списывает с

карточек имена и клички героев сказки.

49-

50

Слова, обозначающие количество предметов. Игра «Мир профессий».

2

Слушает учителя. Рассматривает картинки. Определяет количество

предметов на картинках. Проговаривает с учителем слова, называющие профессии, определяет, кто что делает и какой инструмент использует в работе.

51-

52

Слова, обозначающие действия предметов.

Чтение, списывание предложений с опорой на образец.

2

Слушает учителя. Просматривает презентацию. На картинках называет

действия предметов. Показывает действия.

Описывают действия. Составляет предложения.

Записывает предложения. Определяет предмет и действие предмета.

53-

54

Чтение текста Е. Шведер

«Воробышкин домик»

2

Слушает чтение учителя. Отвечает на вопросы. Работает с рисунком в учебнике. Выборочно читает с учителем. Делит

слова на слоги. Передает голосом

настроение героев. Печатает два коротких предложения на компьютере. Списывает

имена собственные.

55-

57

Чтение стихотворений о весне. Списывание слов.

3

Слушает чтение учителя. Прослушивает аудиозаписи «Звуки весны». Отвечает на вопросы. Читает стихотворения с учителем. Заучивает четыре строки с голоса учителя. Списывают слова «весна»,

«апрель», «капель», «ручей».

58-

60

Слова, обозначающие места расположения субъектов. Игра «Найди место предмета»

3

Слушает учителя. Понимает слова, обозначающие места расположения субъектов. Называет предметы.

Раскладывает предметы по инструкции учителя. Делает зарисовки. Употребляет слова в обиходной речи. Беседует с учителем о порядке предметов на рабочем столе. Наводит порядок на парте.

61-

62

Русская народная сказка

«Умей подождать!». Списывание слов.

2

Слушает чтение учителя. Отвечает на вопросы. Задает вопросы. Работает с иллюстрациями. Описывает действия героев. Выборочно читает текст.

Оценивает поведение героев.

63-

64

Моя Родина – Россия. Запись слов.

2

Слушает чтение текста учителем. Просматривает презентацию о России. Читает текст с учителем. Отвечает на вопросы. Работает с иллюстрациями.

Участвует в диалоге о России с опорой на презентацию. Списывает слова по теме.

65-

67

Транспорт на дорогах. Правила поведения на дорогах.

3

Слушает учителя. Рассматривает картинки. Называет виды транспорта.

Участвует в диалоге о поведении на дорогах города. Рассказывает о

безопасном переходе дороги домой и обратно. Называет знакомые знаки

дорожного движения. Делает зарисовки.

68

Проверочная работа

1

Применяет полученные знания на

практике.

Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Демонстрационные печатные пособия: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;

Методические и учебные пособия

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М. :Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.

  1. Устная речь. 2 классы: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / С. В. Комарова.
  2. «Русский язык» 2 класс, учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Э.В.Якубовская, Н.В.Павлова, М. «Просвещение».2012
  3. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2003.
  4. Худенко Е. Д., Барышникова Д. И. Планирование уроков развития речи в 1-4 классе специальных (коррекционных) школ 8 вида. М.:АРКТИ, 2003.
  5. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных

учреждениях VIII вида. Новые учеб.программы и методические материалы. - Книга 1, книга 2. Под

ред. А.М. Щербаковой. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.

Интернет-ресурсы

Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября». http:www.Nachalka.com.

http:www.viku.rdf.ru. http:www.rusedu.ru. http://school-collection.edu.ru/ www.center.fio.ru http://www.maro.newmail.ru

http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html http://www.int-edu.ni

Библиотека в школе"http://lib.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование альтернативной коммуникации в туристической деятельности

Так как самостоятельное планирование деятельности для умственно отсталых детей не представляется возможным, актуальным является использование альтернативной коммуникации в разных видах деятельности....

Методические рекомендации по использованию дополнительной альтернативной коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и ТМНР в рамках внутришкольных и классных проектов

Методические материалы составлены для специалистов, учителей, воспитателей, педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и ТМНР, и включают:описание общих целевых групп по потребности в коммуникации;описание ...

Семинар-практикум "Альтернативная коммуникация. Что это?"

Конспект индивидуального логопедического занятия  дифференциация звуков К-Тлексическая тема -  "Наша Армия"...

Использование зрительной поддержки и альтернативной коммуникации в развитии навыков общения у подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.

Альтернативная коммуникация используется для оказания помощи людям, у которых в силу имеющихся врожденных или приобретенных расстройств отсутствует, либо существенно ограничена устная речь.В системе а...

Конспект занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации

Конспект открытого занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации (по дополнительной образовательной программе "Азбука общения")тема: "Кораблики плывут"проведено в марте 201...

Диагностическое обследование: АООП вариант 9.2/СИПР; предмет "Речь и альтернативная коммуникация", раздел "Коммуникация"

Стратегия коррекции умственной отсталости при возникновении трудностей должна строиться на принципе «зоны ближайшего» развития и принципе учета слабого звена. «Зона ближайшего»...