Программа "Речь и альтернативная коммуникация"
рабочая программа (5 класс)
Программа «Речь и альтернативная коммуникация» составлена для учащихся 5 класса (вариант 2), составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 48.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа «Домоводство» составлена для учащихся 5 класса (вариант 2), составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;
- В соответствии с базисным учебным планом и АООП МКОУ Вознесенская специальная (коррекционная) школа интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена по учебникам «Русский язык» 2 класс, учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Э. В. Якубовская, Н.В. Павлова М, «Просвещение», 2012г; «Чтение» 2 класс, учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, С Ю Ильина, А.К, Аксенова, М, «Просвещение»,2017г, I«Устная речь» 2 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / С. В. Комарова. – М.
:Просвещение, 2013, «Букварь» 1класс, учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/А.К.Аксенова С.В.Комарова- М.Просвещение,2013г
. Данные учебники включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования).
Цель – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи:
- формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта;
-формирование умения понимать обращенную речь;
- формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения;
- формирование предпосылок к начальным навыкам чтения и письма.
Общая характеристика учебного предмета
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития обучающихся значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. В связи с этим, обучение речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у обучающейся потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Программный материал «Речь и альтернативная коммуникация» состоит из следующих разделов: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Раздел «Коммуникация» включает коммуникации с использованием вербальных невербальных средств. Коммуникация, как процесс установления и развития контактов между людьми, возникает в связи с потребностью в совместной деятельности, включает в себя обмен информацией, обладает взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Коммуникация нужна, чтобы: кому-то что-то сообщить, на кого-то что-то повлиять (например, попросить), получить опыт (например, обсудить что-то с другими людьми).
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь, экспрессию с использованием средств невербальной коммуникации. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки начальным навыкам чтения и письма.
Организация обучения подразумевает неразрывность всех видов деятельности, а именно, занятия по чтению и письму, развитию речи включаются в единый процесс, нацеленный на развитие речи, активизацию познавательной деятельности, на обучение чтению и письму с учетом индивидуальных достижений. Весь программный материал представлен в виде единого комплекса.
Форма обучения – урок. Форма учебной деятельности - индивидуальная.
Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, работа с учебником); наглядные; практические. Средства обучения: использование печатных изображений, электронных средств коммуникации, сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи, наборы букв, коммуникативные таблицы.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» относится к образовательной области «Филология». Данная рабочая программа составлена в соответствии с Учебным планом, годовым календарным учебным графиком и предусматривает изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в количестве 68 часов (34 учебные недели, 2 часа в неделю).
Личностные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Личностные:
- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа»,
«семья», «мир», «настоящий друг».
- уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям, к своему народу, к своей родине;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
Предметные:
- понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
- умение самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях;
- понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;
умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов, коммуникативных таблиц, тетрадей;
- умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации;
- умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения;
- узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий;
- использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации;
- узнавание и различение образов графем (букв);
- копирование с образца отдельных букв, слогов, слов;
- начальные навыки чтения и письма.
Содержание учебного предмета
«Коммуникация»
Установление контакта с собеседником. Приветствие собеседника звуком, словом. Речевая ситуация «Давайте познакомимся» (повторение за учителем слов, обозначающих приветствие: привет, здравствуйте, доброе утро, добрый день, разрешите с вами познакомиться). Обращение с просьбой о помощи. Инсценировка сказки «Курочка Ряба» (обращение с просьбой о помощи, выражая ее звуком, словом, с использованием жестов, употребление слова
«Пожалуйста»). Выражение согласия и несогласия звуком, словом, жестом, мимикой (участие в диалоге). Выражение благодарности звуком, словом, жестом. Инсценирование ситуации «В библиотеке».
Общение с собеседником с учетом его эмоционального состояния (участие в диалоге вместе с учителем, подражание речи учителя, использование слов поздравления, приглашения в гости, моделирование поведения в гостях). Ответы на вопросы. Задавание вопросов (с опорой на рисунки). Слова, обозначающие места расположения субъектов .Игра «Найди место предметов».
«Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»
Слова, обозначающие предметы на тему: сад, огород. Подписывание картинок с изображением фруктов и овощей. Составление рассказа по серии картинок «Откуда хлеб пришел?». Слова, обозначающие учебные принадлежности. Сравнение картинок с предметами. Подписывание картинок. Составление слов из букв. Составление сообщения по наблюдениям за сезонными изменениями: зима. Описание наблюдений. Составление рассказа по картинке
«»Зима. Зимние забавы». Просмотр фильма «Птицы зимой» Составление рассказа о зимующих птицах по серии картинок. Русская народная сказка Снегурочка». Описание героев и их поступки. Слова, обозначающие предметы, отвечающие на вопрос ы «Кто это? Что это?». Прописная буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. Составление предложений. Сказка «Рукавичка». Выборочный пересказ. Списывание с карточек названий животных. Слова, обозначающие количество предметов Участие в игре «Мир профессий». Слова, обозначающие действия предметов. Чтение, списывание предложений с опорой на образец. Транспорт. Правила поведения на дорогах. Определение дорожных знаков.
«Чтение и письмо»
Чтение небольших текстов. Определение границ предложений. Чтение текста «Осенние подарки» по Н. Сладкову. Составление слов из слогов (касса букв). Списывание коротких предложений. Чтение небольших текстов. Определение границ предложений. Списывание предложений с образцов. Дифференциация глухих и звонких согласных. Письмо слов с глухими и звонкими согласными на конце слов. Списывание с печатного текста «Зайка». Разучивание коротких стихов на тему «Приход зимы». Чтение рассказа Н. Калининой «Снежный колобок». Чтение трехсложных слов. Деление слов на слоги. Чтение текста. Е Шведер «Воробышкин домик. Чтение стихотворений о весне. Чтение русской народной сказки «Умей обождать». Списывание слов. Списывание слов на тему «Россия-моя Родина».
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол- во часов | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающейся |
1-2 | Установление контакта с собеседником. Приветствие собеседника звуком, словом. Речевая ситуация «Давайте познакомимся». | 2 | Слушает учителя, проговаривает слова с учителем. Повторяет за учителем слова, обозначающие приветствие: «привет», «здравствуйте», «доброе утро», «добрый день», «разрешите с вами познакомиться». Участвует в диалоге. | |
3-4 | Чтение текста Н. Сладков «Осенние подарки» | 2 | Слушает чтение учителя. Проговаривает за учителем незнакомые слова. Делит их на слоги. Отвечает на вопросы. Работает с картинками. Называет предметы. Определяет и называет героев рассказа. С помощью учителя оценивает их поступки. Делает зарисовки. С помощью учителя передает содержание текста. | |
5-6 | Составление слов из слогов и букв. Списывание коротких предложений. | 2 | Подражает действиям учителя. Составляет с учителем слова из слогов с использованием кассы слогов. Читает и интонирует короткие предложения. Передает настроение с помощью коротких звуков. Списывает короткие предложения. С помощью учителя расставляет знаки в конце предложений. Читает их. | |
7-8 | Чтение небольших текстов. Определение границ предложений. Списывание предложений с образцов. | 2 | Слушает чтение учителя. Читает небольшие тексты с пройденными буквами. Отвечает на вопросы. Списывает предложения с письменных образцов. Определяет границы предложений. Интонирует предложения. Составляет схемы предложений. Считает количество слов. Списывает с образцов. | |
9-11 | Обращение с просьбой о помощи. Инсценировка сказки «Курочка Ряба» | 3 | Слушает чтение сказки. Выражает жестами, словами, мимикой свои чувства. Употребляет в обращении о помощи жесты, мимику. Называет слова» Спасибо», «Пожалуйста». Участвует в диалоге. Читает отрывки из сказки «Курочка Ряба». Участвует с учителем в инсценировке сказки. Эмоционально передает характер героев. | |
12- 14 | Слова, обозначающие предметы на тему сад, огород. Подписывание картинок с изображениями овощей и фруктов. | 3 | Слушает учителя, составляет слова из букв. Сопоставляет слова и предметы. Составляет предложения. Рисует и раскрашивает картинки. Подписывает картинки. Читает подписанные слова. Делает зарисовки. Выбирает с учителем цвет краски. | |
15- 16 | Составление рассказа по серии картинок «Откуда хлеб пришёл?» | 2 | Рассматривает картинки. Называет знакомые предметы на картинках. Составляет словосочетания из букв. Называет слова, сопоставляют слова и предметы. Читает слова. Составляет предложения. С помощью учителя составляет рассказ, принимает участие в диалоге о бережном отношении к хлебу. | |
17- 18 | Слова, обозначающие предметы: учебные принадлежности. | 2 | Рассматривает картинки. Сравнивает их со школьными принадлежностями, называет их. Составляют слова из букв. Читает слова, называет согласные звуки. Называет первый звук в словах. Участвует в игре «Каждой вещи свое место». | |
19- 21 | Дифференциация глухих и звонких согласных. Письмо слов с глухими и звонкими согласными на конце слова. | 3 | Читает буквы, записывает их парами. Читает слоги парами, записывает их. Читает чистоговорку, выбирает нужную букву. Работает с загадками. Рисует отгадки. Записывает слова с глухой и звонкой согласной на конце слова. | |
22- 23 | Списывание с печатного текста «Зайка». | 2 | Слушает текст. Списывает текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения. Проговаривает буквы, слова. Читает записанные предложения. Отвечает на вопросы. Составляет схему предложений. Оценивает свою работу. | |
24- 25 | Разучивание коротких стихотворений на тему: «Приход зимы». | 2 | Слушает чтение учителя. Отвечает на вопросы. Читает с учителем стихотворения о зиме. Интонирует стихотворения. Заучивает 1-2 строки наизусть. Делает зарисовки. Выражает свое отношение к изменению в природе. Объясняет причины изменений. | |
26- 27 | Составление сообщения по наблюдениям за сезонными изменениями: зима. | 2 | Наблюдает за сезонными изменениями в природе. Определяет с учителем признаки зимы. Описывает наблюдения. Работает с альбомом. Делает зарисовки. Участвует в диалоге описания зимы. | |
28- 29 | Чтение рассказа Н. Калининой «Снежный колобок». | 2 | Слушает чтение учителя. Отвечает на вопросы. Знакомится с героем произведения. Называет зимние игры. Описывает действия детей в играх. | |
30- 31 | Составление рассказа по картинке «Зима. Зимние забавы». | 2 | Слушает учителя. Работает с рисунком. Отвечает на вопросы. Составляет предложения. Списывает слова, обозначающие имена детей, предметы для развлечения зимой на горке. Участвует в диалоге по описанию своих развлечений зимой. Делает небольшие зарисовки и комментирует их. | |
32 | Проверочная работа | 1 | Применяет полученные знания на практике. | |
33- 34 | Просмотр фильма: «Птицы зимой». Составление рассказа о зимующих птицах по серии картинок. | 2 | Слушает учителя. Просматривает фильм про зимующих птиц. Отвечает на вопросы учителя. Сравнивает птиц по внешнему виду. Обводит по трафарету фигуры птиц, раскрашивает их. Рассматривает картинки. Составляет с помощью учителя предложения. Делится впечатлениями о просмотренном фильме. Составляет рассказ. Передает содержание. | |
35- 36 | Русская народная сказка «Снегурочка». | 2 | Слушает чтение сказки учителем. Отвечает на вопросы. Описывает главных героев. Читает отрывки из сказки. Вступает в диалог. Оценивает поведение героев и их поступки. | |
37- 38 | Чтение трехсложных слов. Деление слов на слоги. | 2 | Слушает учителя. Читает слова, делит их на слоги. Находит двусложные и трехсложные слова. Составляет схемы слов, предложений. Записывает предложения с учителем. | |
39- 40 | Выражение согласия и несогласия звуком, словом, жестом, мимикой. | 2 | Слушает учителя. Участвует в диалоге с учителем. Выражает согласие и несогласие (по просьбе учителя) словом, мимикой, жестами. Инсценирует с учителем ситуацию «В библиотеке». | |
41- 42 | . Слова, отвечающие на вопросы «Кто это?», «Что это?». Прописная буква в именах и фамилиях людей, кличках животных Коммуникативное взаимодействие. | 2 | Слушает учителя. Проговаривает слова, обозначающие предметы вместе с учителем. Называет предметы живые и неживые. Составляет предложения из двух слов с опорой на рисунки. Читает на рисунках имена людей и клички животных. Списывает по образцу. Графически изображает предложения. Списывает предложение со словами, обозначающими имя человека. | |
43- 44 | Общение с собеседником с учетом его эмоционального состояния | 2 | Слушает чтение учителя. Участвует в диалоге, учитывая состояние собеседника, использует слова –приглашение в гости, поведение в гостях).Использует полученные знания в разговоре с учителем. Характеризует собеседника. | |
45- 46 | Слова, обозначающие свойства предметов Коммуникативное взаимодействие. | 2 | Слушает учителя. Называет предметы. Определяет свойства по размеру, форме, цвету по вопросам. Составляет словосочетания. Составляет с ними предложения. Участвует в диалоге. Сравнивает предметы по карточкам. | |
47- 48 | Сказка «Рукавичка». Выборочный пересказ. Списывание с карточек названий животных. | 2 | Слушает чтение сказки учителем. Отвечает на вопросы. Выборочно пересказывает. Определяет количество героев сказки. Составляет с учителем характеристики героев. Участвует в инсценировке сказки. Списывает с карточек имена и клички героев сказки. | |
49- 50 | Слова, обозначающие количество предметов. Игра «Мир профессий». | 2 | Слушает учителя. Рассматривает картинки. Определяет количество предметов на картинках. Проговаривает с учителем слова, называющие профессии, определяет, кто что делает и какой инструмент использует в работе. | |
51- 52 | Слова, обозначающие действия предметов. Чтение, списывание предложений с опорой на образец. | 2 | Слушает учителя. Просматривает презентацию. На картинках называет действия предметов. Показывает действия. Описывают действия. Составляет предложения. Записывает предложения. Определяет предмет и действие предмета. | |
53- 54 | Чтение текста Е. Шведер «Воробышкин домик» | 2 | Слушает чтение учителя. Отвечает на вопросы. Работает с рисунком в учебнике. Выборочно читает с учителем. Делит слова на слоги. Передает голосом настроение героев. Печатает два коротких предложения на компьютере. Списывает имена собственные. | |
55- 57 | Чтение стихотворений о весне. Списывание слов. | 3 | Слушает чтение учителя. Прослушивает аудиозаписи «Звуки весны». Отвечает на вопросы. Читает стихотворения с учителем. Заучивает четыре строки с голоса учителя. Списывают слова «весна», «апрель», «капель», «ручей». | |
58- 60 | Слова, обозначающие места расположения субъектов. Игра «Найди место предмета» | 3 | Слушает учителя. Понимает слова, обозначающие места расположения субъектов. Называет предметы. Раскладывает предметы по инструкции учителя. Делает зарисовки. Употребляет слова в обиходной речи. Беседует с учителем о порядке предметов на рабочем столе. Наводит порядок на парте. | |
61- 62 | Русская народная сказка «Умей подождать!». Списывание слов. | 2 | Слушает чтение учителя. Отвечает на вопросы. Задает вопросы. Работает с иллюстрациями. Описывает действия героев. Выборочно читает текст. Оценивает поведение героев. | |
63- 64 | Моя Родина – Россия. Запись слов. | 2 | Слушает чтение текста учителем. Просматривает презентацию о России. Читает текст с учителем. Отвечает на вопросы. Работает с иллюстрациями. Участвует в диалоге о России с опорой на презентацию. Списывает слова по теме. | |
65- 67 | Транспорт на дорогах. Правила поведения на дорогах. | 3 | Слушает учителя. Рассматривает картинки. Называет виды транспорта. Участвует в диалоге о поведении на дорогах города. Рассказывает о безопасном переходе дороги домой и обратно. Называет знакомые знаки дорожного движения. Делает зарисовки. | |
68 | Проверочная работа | 1 | Применяет полученные знания на практике. |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Демонстрационные печатные пособия: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
Методические и учебные пособия
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М. :Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.
- Устная речь. 2 классы: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / С. В. Комарова.
- «Русский язык» 2 класс, учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Э.В.Якубовская, Н.В.Павлова, М. «Просвещение».2012
- Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2003.
- Худенко Е. Д., Барышникова Д. И. Планирование уроков развития речи в 1-4 классе специальных (коррекционных) школ 8 вида. М.:АРКТИ, 2003.
- Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждениях VIII вида. Новые учеб.программы и методические материалы. - Книга 1, книга 2. Под
ред. А.М. Щербаковой. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
Интернет-ресурсы
Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября». http:www.Nachalka.com.
http:www.viku.rdf.ru. http:www.rusedu.ru. http://school-collection.edu.ru/ www.center.fio.ru http://www.maro.newmail.ru
http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html http://www.int-edu.ni
Библиотека в школе"http://lib.1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ (ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ЛИТЕРАТУРЫ, ВИДЕО, КАРТОЧКИ, ПИКТОГРАММЫ, ПРОГРАММЫ)
Д.И. Бойков, С.В. Бойкова СПб.: НОУ "СОЮЗ",2004...

Использование альтернативной коммуникации в туристической деятельности
Так как самостоятельное планирование деятельности для умственно отсталых детей не представляется возможным, актуальным является использование альтернативной коммуникации в разных видах деятельности....

Методические рекомендации по использованию дополнительной альтернативной коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и ТМНР в рамках внутришкольных и классных проектов
Методические материалы составлены для специалистов, учителей, воспитателей, педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и ТМНР, и включают:описание общих целевых групп по потребности в коммуникации;описание ...
Семинар-практикум "Альтернативная коммуникация. Что это?"
Конспект индивидуального логопедического занятия дифференциация звуков К-Тлексическая тема - "Наша Армия"...

Конспект занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации
Конспект открытого занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации (по дополнительной образовательной программе "Азбука общения")тема: "Кораблики плывут"проведено в марте 201...

Диагностическое обследование: АООП вариант 9.2/СИПР; предмет "Речь и альтернативная коммуникация", раздел "Коммуникация"
Стратегия коррекции умственной отсталости при возникновении трудностей должна строиться на принципе «зоны ближайшего» развития и принципе учета слабого звена. «Зона ближайшего»...

Альтернативная коммуникация, как система невербальной коммуникации.
Альтернативная коммуникация, как система невербальной коммуникации.Альтернативная коммуникация – это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут...

