Тренинг "Ипповенция" Коррекционная терапия для учащихся группы риска
материал

Корнеева Диана Константиновна

Тренинг : «Ипповенция» Коррекционная терапия для учащихся группы риска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx188 КБ

Предварительный просмотр:


    Описание реализуемой психолого-педагогической практики

 

 

 

 

 

«ИППОВЕНЦИЯ» КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО                    ПОДХОДА В ПСИХОТЕРАПИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

педагог – психолог

МБОУ Открытая (сменная) школа

г. Рославль

Корнеева Диана Константиновна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       2021 г.

 

 

 

 

 

 

                                 Пояснительная записка

 

     Ипповенция – специально организованное специалистом-психологом развивающее личность взаимодействие человек - лошадь, в результате которого происходит стимулирование самопознания, интеграция личностных образований, их гармонизация.

 

https://documents.infourok.ru/f51b1e28-82c1-4e73-9af2-52075fa8dc42/0/image001.jpg

 

     Психологическая помощь, социализация и развитие личности с участием лошадей получили свое признание во многих странах мира. Развитие новых форм психологической помощи и обучения, можно объединить понятием «ипповенция», предложенным Хансом Йюрганом Барайссом в рамках модели «терапевтическое взаимодействие человек-лошадь». Данное понятие, как отдельное направление в терапевтическом взаимодействии с лошадьми, объединяет различные модели, широко распространенные в настоящее время за рубежом: психотерапия с участием лошади, консультирование с участием лошади и обучение с участием лошади, социально-психологических и корпоративных тренингов. В ипповеции можно выделить психотерапевтические и развивающие технологии разного типа: индивидуальные и групповые техники. По способам взаимодействия с лошадью можно выделить техники, основанные на обучении верховой езде – психотерапевтическая верховая езда; техники, основанные на взаимодействии с лошадью «на земле» (без езды на лошади); техники работы с образом лошади или наблюдение за лошадьми, без контакта с лошадьми, и комплексные техники. По целевому назначению можно выделить следующие направления: психотерапевтическое, социально-психологическое (куда относятся организация различных социально-психологических тренинговых программ на основе общения с лошадьми), а также направление иппопедагогики. Комплексное направление представлено моделью «терапия средой конюшни, которую можно реализовать как иппопедагогическую, так и психотерапевтическую.

     В отличие от иппотерапии, являющейся по большей части психофизиологическим лечебным воздействием верховой езды на человека, ипповенция представляет собой психотерапевтический, психокоррекционный и развивающий аспекты взаимодействия человека и лошади.

   Во многих зарубежных исследованиях эффективность психотерапии с лошадьми экспериментально установлена при нарушениях с депрессивной симптоматикой, аутизме, при реабилитации после лечения синдромов зависимости, при лечении расстройств тревожного и фобического характера, а также при терапии межличностных отношений.

   Образ лошади всегда выступал мощным вдохновляющим началом во всех видах искусства и литературы, начиная с первых наскальных рисунков и поэмы о Гильгамеше. Также издавна люди стремились украшать своих лошадей, обозначая этим их важность, ценность, а также личную связь и близость с ними. Как в техниках наблюдения за лошадьми, так и в работе с образом лошади в арт-терапевтических техниках, ключевым моментом выступает то, что семантически образ лошади имеет архаическую представленность, выступая, испокон веков в качестве культурного символа, связанного с понятиями благородства, красоты, силы, энергии, защиты, помощи. Бывает, что лошадь ассоциируется с угрозой, опасностью, необходимостью крайнего напряжения сил для достижения желанной цели. То есть, она олицетворяет всю гамму отношений Человека с Природой.

 

Цель: Основные направления работы с учащимися:

 

  Преодоление эмоционального барьера перед животными и сопровождающими их людьми.

 

  Использование основного физиотерапевтического механизма ипповенции - тепло лошади снижают тревогу и возбудимость.

 

  Уход за лошадью и трудотерапия - дают возможность заняться значимым для себя делом, почувствовать ответственность. Работа над построением взаимоотношений с лошадью, а также людьми, сопровождающими занятия.

 

 Для детей их групп риска характерны расстройства поведения, отличающиеся стойкой диссоциальностью, при которой нарушаются важнейшие, соответствующие возрасту нормы поведения и взаимоотношения с другими. Рано утраченное или практически несформированное доверие является самым уязвимым местом ребенка и становится постоянным источником конфликтов с людьми самых разных слоев окружающего ребенка мира.

 

 

Целевая аудитория: учащиеся средней и старшей школы из группы риска.

Продолжительность: от 40 мин.

Задачи:

1. Создать комфортную психологическую атмосферу.

2. Стимулировать участников к установлению взаимодействия с лошадьми: наблюдение, чистка, кормление, вождение в поводу и взаимодействие без повода.

3. Создать условия для формирования личности при взаимодействии с лошадьми. Оказать психотерапевтическое воздействие на участников тренинга.

4. Содействовать сплочению группы.

 

 

Положительный эффект (ожидаемый результат) от внедрения программы.

В настоящий момент эффективность иппотерапевтических занятий выявляется у учащихся по следующим показателям: стабилизация положительного эмоционального фона, уменьшение боязни собственных действий и чувства неловкости; расширение и уточнение образа собственного тела; активизация познавательной деятельности; улучшение показателей внимания и возможностей произвольной регуляции поведения; развитие способности запоминать и планировать последовательность собственных действий; активизация мотивации достижения успеха и повышение самооценки; расширения поведенческого репертуара во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

 

                                    Описание тренинга

 

Этапы реализации технологий ипповенции подразумевают постепенное и последовательное развитие контакта с лошадью. Обычно на первом этапе происходит получение знаний о специфике общения с лошадьми, их психологии, а также их значения в культурно-философском, историческом контексте. Важной частью занятий является наблюдение. При наблюдении за лошадьми (а при этом лошади всегда наблюдают за людьми) возникает состояние, аналогичное тому, что описывают Гратовски в общении с дельфинами: «Прежде чем начать общение, они наблюдают. Что-то происходит в этот момент между нами и  - с нами…»

 

 

 

 

 

   Следующий этап - собственно контакт с лошадьми, попытка выстроить с ними отношения. Получение эмоционального, сенсорно-кинестетического, перцептивного опыта подкрепляется организацией рефлексии посредством различных методик: написания эссе, ведения дневника, символизации отношений с лошадью в рисунке с последующим обсуждением. Лошадь представляет собой довольно активное и крупное животное, вызывающее у большинства людей опасение или даже страх, преодоление которого при кормлении и тактильном контакте развивает чувство доверия к миру. Завершение программы подразумевает субъектную трансформацию полученного опыта на ценностно-смысловом уровне.

 

   Тренинг проводился на базе фермы д.Кириллы. Участники тренинга включались в разные виды взаимодействия с лошадьми: наблюдение, чистка, кормление, вождение в поводу и взаимодействие без повода, работа с образом лошади с использованием методики метафорические фото-карты «Образ лошади».

 

https://documents.infourok.ru/f51b1e28-82c1-4e73-9af2-52075fa8dc42/0/image002.jpg

 

     На первом этапе тренинга происходило получение участниками знаний о специфике общения с лошадью, ее психологии, возможных вариантах выстраивания с ней контакта. Следующий этап — собственно контакт с лошадью, попытка выстроить с ней отношения через взаимодействие во время кормления, чистки, выполнения заданий по управлению лошадью. Завершение программы подразумевало субъективную трансформацию полученного опыта, что фиксировалось посредством устной и письменной обратной связи.

 

 

 

     Выполняя упражнения, учащиеся включались в общение с лошадьми, в установление с ними контакта. Общаясь, самораскрывались, поверив в собственные силы и возможности.

 

                                  https://documents.infourok.ru/f51b1e28-82c1-4e73-9af2-52075fa8dc42/0/image003.jpg      

 

   На основе наблюдений и проведенной диагностики психологического благополучия по семи показателям, а также уровня доверия до программы и после нее, можно сделать заключение, что организованные в рамках тренинга упражнения, включающие общение с лошадью, установление с ней контакта, доверия и взаимодействия позволяют раскрепоститься, лучше понять себя, снять стресс, поверить в себя и гармонизировать отношения со своим окружением. Участники тренинга отмечали, что стали увереннее себя чувствовать, получили прилив энергии, обрели внутреннее спокойствие. Причем, примерно у половины учащихся важным внутренним шагом в личностном развитии было обретение состояния доверия в тактильном контакте с лошадью при снятии чувства страха перед ней.

 

                      https://documents.infourok.ru/f51b1e28-82c1-4e73-9af2-52075fa8dc42/0/image004.jpg

 

 

Психотерапевтический эффект:

 

   Тревога и недоверие к большому животному в самом начале, преодолеваются за счет того, что лошадь отвечает взаимностью: отзывается на прикосновения, уход и доверяет человеку при управлении. Лошадь становится стойким объектом привязанности, и уже сам ребенок начинает доверять ей.

   Бережное отношение к животному во время ухода за ней и при управлении идет бок о бок с чувством ответственности. Ребёнок берет ответственность и за себя, и за другое живое существо.

   Оценивая промежуточные результаты в психоэмоциональной и социальной сферах, были зафиксированы снижение возбудимости, избавление от вялости, безучастности, страхов; изменение отношения учащегося к самому себе, появления ощущения равенства с другими людьми, повышение уверенности в своих возможностях, раскованности, интереса к активной жизни.

 

 

                https://documents.infourok.ru/f51b1e28-82c1-4e73-9af2-52075fa8dc42/0/image005.jpg

 

 

Показатели воспитанников подросткового возраста (в процентах). Всего было проведено двенадцать занятий в период май-август 2021 года.

 

Психологические критерии

Контрольная группа до (%)

Контрольная группа после( %)

Социально педагогическая запущенность

80

60

Несформированность моторного планирования

40

26.7

Неадекватно завышенная самооценка

20

13.3

Неадекватно заниженная самооценка

60

46.7

Высокий уровень общей тревожности

33.3

26.7

Демонстративность

20

13.3

Агрессивность

53.3

40

 

 

    Таким образом, можно сказать, что выявление социально психологических проблем детей и подростков и определение путей их преодоления с помощью ипповенции, дают возможность утверждать, что пространственная ориентация, моторное планирование, ориентация в схеме собственного тела у детей данной категории формируются активнее и в более короткий срок. Кроме того, как видно из таблицы, отмечены хорошие результаты в решении таких психологических проблем, как снижение уровня общей тревожности, агрессивных и демонстративных тенденций, а также приближение уровня самооценки к адекватным параметрам. Ипповенция обеспечивает ребёнку возможность тесного телесного контакта с живым существом и получения ощущений, подобных тем, которые в раннем детстве давало малышу прикосновение близкого взрослого человека. Именно через лошадь, её реакции, поведение сам ребёнок становится более чувствительным, добрым, заботливым, вынужден действовать в процессе занятий в унисон с действиями лошади: менять позу, чувствовать страхи и боль, настроение и желание лошади, понимать её и как конечный результат – управлять ею.

 

https://documents.infourok.ru/f51b1e28-82c1-4e73-9af2-52075fa8dc42/0/image006.jpg

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на уроках математики в классах педагогической поддержки».

Методическая разработка преподавателя математики – Удодовой Л.В.    На тему: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на...

Роль классного руководителя в нраавственном воспитании учащихся "группы риска"

В помощь классному руководителю, при введении занятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся....

Индивидуальная карта сопровождения учащегося "группы риска"

Данную работу рекомендую использовать социальным педагогом образовательного учреждения....

План работы с учащимися" группы риска".

Проведена ДКР по математике в 11 кл.Составлен план работы с уч-ся  из "группы риска"....

Доклад «Разнообразие форм и методов работы с учащимися «группы риска», «трудными» и неблагополучными семьями как одно из эффективных направлений профилактической работы»

Изменение социально-экономических и политических условий в современном обществе разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности гос...