Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении английскому языку в основной школе доклад
учебно-методический материал


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

г. Сергиев Посад

Выступление на ШМО по теме «Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении английскому языку в основной школе»

Подготовила:

учитель английского языка

Брагина Е. А.

2022

Актуальность данного исследования заключается в том, что в условиях современного мира необходимо уметь быстро адаптироваться к любому виду деятельности, проявлять инициативу к самообучению, создавать инновационные программы и проекты. Все это невозможно без творчества, которое развивается в процессе учебной деятельности. В последние годы в школах остро поднят вопрос об использовании новых методик преподавания для развития критического мышления у обучающихся. А именно, применение информационно-коммуникативных технологий в сочетании с традиционными методами обучения, поможет решить данную задачу.

Объект исследования: формирование лексических навыков у обучающихся основной школы.

Предмет исследования: информационно-коммуникативные  технологии  как  средство формирования лексических навыков  на уроках английского языка в основной школе.

Цель исследования: обосновать и апробировать на практике эффективность использования информационно-коммуникативных технологий  на уроке английского языка и их влияние на повышение мотивации обучающихся в основной школе на основе разработанного комплекса заданий.  

Задачи исследования:

1.Изучить определения информационно-коммуникационных  технологий,  классификации, виды;

2. Рассмотреть разнообразие средств информационно-коммуникационных технологий и возможности их применения в образовательном процессе;

3. Определить принципы использования информационно-коммуникационных технологий в школе на уроках английского языка;

4. Разработать опрос среди учащихся 5 классов и учителей английского языка;

5.Провести педагогический эксперимент с использованием информационно-коммуникативных технологий для учащихся 5 классов;

 6.Определить итоги эксперимента.

Методы исследования:

-Анализ научной литературы

-Использование офисных пакетов

-Наблюдение

-Эксперимент

-Анкетирование

-Мониторинг

-Изучение педагогического опыта

-Обобщение собственного опыта работы

Теоретическую базу исследования составляют научные труды таких авторов как Т.В. Петрова, С. Г. Григорьев, Н. Д. Гальскова, E.И. Пассов, Е.С. Полат, М. Н Евстигнеева, В.Н.Просвиркин , S.Carlson, J.Harmer , Н. Соловова, Г.У. Солдатова и др.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанного комплекса заданий с использованием информационно-коммуникационных технологий при обучении английскому языку в 5-х классах. Общие рекомендации для обучающихся в применении информационно-коммуникативных технологии в своей учебной и внеурочной деятельности.

Анализируются основные теоретические аспекты использования ИКТ в образовании. На слайде представлено определение ИКТ Азимова, Щукина из словаря методических терминов.

В частности с позиции образования информационно-коммуникативные технологии рассматриваются как организация и управление учебной и познавательной деятельностью посредством использования различных компьютерных и электронных ресурсов. Основная их цель направлена на облегчение образовательного процесса, создание комфортных условий для обучения, повышение качества самого образования.

Наталья Дмитриевна Гальскова считает, что Информационно-коммуникативные  технологии на уроке могут использоваться для различных целей, в том числе: в качестве демонстрационного и мультимедийного сопровождения урока; проведение компьютерного тестирования и т.д.

Было проведено исследование на начальном этапе реализации программы.

Апробация материалов прошла на базе МБОУ СОШ №6 г.Сергиев Посад. В исследовании приняло участие 32 человека. 16 человек из 5А, отобранные для экспериментальной группы и 16 обучающихся из 5Б класса, которые были в контрольной группе. Обучающиеся занимаются по УМК Н. И. Быковой, Д. Дули «Английский в фокусе».

Эксперимент состоял из трёх этапов:  

1. Констатирующий;

2. Формирующий;

 3. Контрольный.

На констатирующем этапе был проведен опрос среди учителей и учеников с целью выявления частотности и эффективности использования информационно-коммуникативных технологий на уроке английского языка и получение кратких сведений первичного среза знаний обучающихся.

Анкета для обучающихся включала в себя 8 вопросов с тремя вариантами ответов. Вопросы были направлены на частотность и виды употребления информационно-коммуникативных технологий. Немало важно было учесть и  предпочтения обучающихся.

Результаты анкетирования показали, что большинство обучающихся выбрали ответ «иногда» на вопросы: «Как часто вы используете Интернет, проектор, презентации?» Результат оказался  ожидаемым, так как  в процессе пассивной практики я не увидела ни один урок с данными ресурсами. Многие обучающиеся отметили, что никогда не использовали на уроке интерактивную доску. И аудиозаписи используются на уроках часто. Ответы на последний вопрос: «С чем вам больше всего нравится работать на уроке английского языка?» разделились следующим образом: 60% (обучающихся) поставили на первое место видео- и аудиозаписи; 44% (11 человек) поставили на первое место презентации и 24% (6 человек) – учебник и обычную доску.

Анкета для учителей  включала в себя 4 вопроса, определяющих какие ИКТ и как часто используются на уроках английского языка, отношение учителей к их использованию и каких технологий, на их взгляд не хватает.

По результатам анкетирования, лишь  (40% опрашиваемых) ответили, что используют ИКТ 2-3 раза в неделю, другая часть опрашиваемых остальные 40% (учителей) использует информационно-коммуникативные технологии лишь иногда, третья часть опрашиваемых 20% (учителей) никогда не использует . Чаще всего учителя работают с пакетом Microsoft office (презентации, текстовые и графические материалы), аудио- и видеоматериалы. А также, учителя отметили отсутствие технической оснащенности, а именно нехватку проекторов и интерактивной доски на уроке. Из положительных сторон выделяют возможность экономить время и силы при представлении различных объёмов учебного материала и интерес обучающихся на уроке.

Результаты анкетирования позволяют сделать вывод о том, что использование ИКТ на уроке сведено к минимуму.

Следующей ступенью на констатирующем этапе было проведение общего среза знаний у обучающихся 5-ых классов по пройденному лексическому материалу, участвовали обе группы. Для проведения эксперимента разработан комплекс заданий с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. В основу легли темы «At home», «Move in» и «My bedroom» в учебнике Spotlight. В качестве материала выбрана лексика по темам «Rooms» и «Furniture/appliances ». Задания направлены на представление, закрепление и отработку в речи лексического материала по темам (порядковые числительные)Ordinal numbers”, “”(конструкции) There is/There are и (предлоги места) ”Prepositions of place”. Разработанный комплекс включает в себя следующие задания на закрепление формы слова (“Put the letters in the right order to make the names of room.” “Write down the words on their transcriptions.”), значение (“Match the words from the ex 1 with the pictures from a to h”), употребление слова (“Write the words in two groups.” “Write the full form”). Максимальное колличество баллов за работу – 40. При оценивании результаты были переведены в стобальную систему.После проведенной работы по закреплению лексических единиц. На основе всех заданий из разработанной методики, был проведен итоговый срез знаний. Из рисунка 1 видно, что в пятом «А» в экспериментальной группе  высокий уровень лексических знаний по данным темам лишь у  19%,  31%  на среднем уровне и 34%  на низком уровне. Есть обучающиесся, которые совсем не усвоили лексический материал их только 16%. В контрольной группе были получены следующие результаты: на высоком уровне только 6% на среднем уровне 34%, на низком уровне 41%, не усвоены лексические навыки у 19%. Из данной диаграммы можно сделать вывод, что традиционного урока недостаточно, для закрепления всего лексического минимума. Вследствие чего следует использовать информационно-коммуникативные технологии для повышения данного уровня.На формирующем этапе было проведено 6 уроков в 5-ых классах с использованием разработанного комплекса заданий. Целью данного этапа было использование информационно-коммуникативных технологий и проверка эффективности этих технологий для формирования лексических навыков обучающихся 5-х классов.На контрольном этапе приводятся результаты данного педагогического эксперимента. Целью данного этапа было проанализировать результаты исследования и определить эффективность использования. Из рисунка 2 можно подчеркнуть, что информационно-коммуникативные технологии повышают эффективность обучения.Результаты тестирования оказались следующими: в контрольной группе уровень знаний сохранился практически на прежнем уровне, но некоторые изменения все же заметны. Удалось сократить процент не усвоенного материала в 2-х группах и повысить мотивацию к обучению английского языка у  обучающихся с низким уровнем лексических навыков. В экспериментальной группе обучающиеся значительно улучшили свои результаты. Число обучающихся с высоким и средним уровнем увеличилось на 35%.Анализируя результаты первичного и итогового срезов знаний, можно сделать вывод, что информационно-коммуникативные технологии оказывают положительное  влияние на качество обучения. Уменьшается число обучающихся с низким уровнем знаний, возрастает мотивация и активность обучающихся. В заключении, значимость исследования в практическом отношении связана с возможностью применения разработанного методического комплекса заданий для проверки знаний по конкретному модулю, а также  небольшая статистика успеваемости 5-го класса для решения  технической проблемы с директором. Доклад окончен. Спасибо за внимание! Буду рада ответить на ваши вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в основной школе"

Цель: представить  здоровьесберегающие технологии как неотъемлемую часть современного урока....

Курсовая работа по теме "Использование новых информационных технологий в обучении английскому языку в школе"

Курсовая работа по теме "Использование новых информационных технологий в обучении английскому языку в школе"ГБОУ ВПО МГПУСлушатель курсов повышения квалификации МГПУ "Современные методики обучения анг...

Статья"Использование песен, стихов, считалок при обучении английскому языку в начальной школе"

Использование песен, стихов, считалок делает процесс обучения увлекательным и способствует развитию памяти учащихся....

Использование арт-технологий в обучении английскому языку в средней школе

Текст выступления на ГМО учителей английского языка...

Информационные технологии в обучении иностранному языку в основной школе

ВЫступление по теме "Информационные технологии в обучении иностранному языку в основной школе"...

Обобщение опыта "Организация развивающего тематического контроля с использованием комплексных КИМов в процессе обучения английскому языку в начальной школе"

Обобщение педагогического опыта по теме "Организация развивающего тематического контроля с использованием комплексных КИМов в процессе обучения английскому языку в начальной школе" (с прилож...