Опалённые войной.
классный час (11 класс)

Гатина Раиса Григорьевна

(Литературная композиция 
о писателях-фронтовиках)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opalennye_voynoy.doc207 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Луганской  Народной Республики

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования ЛНР

«Луганский колледж    технологий торговых процессов и

 кулинарного мастерства»

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЧАС

«ОПАЛЁННЫЕ ВОЙНОЙ»

                                                                 Разработчик

                                                               Гатина Р.Г.                                              

                                                                   Правдюк С.А


ОБОРУДОВАНИЕ:

1)        Книжная выставка «Черное зеркало», эпиграф: «О чем писать, на то не наша воля...». Н. Рубцов; разделы: 1.Виктор Астафьев; 2.Булат Окуджава; 3.Борис Васильев; 4. Юлия Друнина, 5. Михаил Карбышев.

 2) музыкальное оформление (песни «С чего начинается родина», муз. В. Баснера, сл.  М. Матусовского; «До свидания, мальчики!», «Мы за ценой не постоим» Б. Окуджавы).

ЦЕЛЬ: формирование положительного интереса к литературе. Формирование гражданских качеств: мужества, патриотизма, сознательной гражданской позиции.

Развитие познавательного интереса учащихся, умение логически рассуждать, обобщать и делать выводы.

Сформировать общее представление о творчестве поэтов и писателей: В. Астафьева, Б. Окуджавы, Б. Васильева, Ю. Друниной, С. Бугоркова, Я. Захарова.

ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ.

Звучит песня «С чего начинается родина»,

(муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского)

Ведущий (1): Близится славная дата в жизни нашего народа — 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Вся история войны от событий 1941 года до последних ударов Советской Армии представляет собой эпопею невиданного героизма. И сколько бы лет ни прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться памятью к этой Победе, ознаменовавшей торжество жизни над смертью, разума над безумием, гуманности над варварством.

Ведущий (2): Вашему вниманию, мы предлагаем литературно-музыкальную композицию, посвященную писателям-фронтовикам.

                          СТРАНИЦА ПЕРВАЯ

Ведущий (3): Начнем мы наш разговор с Виктора Петровича Астафьева — писателя, который родился и прожил почти всю свою жизнь в деревне Овсянка под Красноярском. Ему было всего семь лет, когда утонула в Енисее его мать. Виктора Астафьева воспитывала бабушка. Ей посвящена его книга «Последний поклон» — воспоминания писателя о детстве и отрочестве.

Ведущий (4): Осенью 1942 года Астафьев ушел на фронт, оказался в самом пекле войны. Воинское звание — рядовой. И так до самой победы: шофер, артиллерийский разведчик, связист. Он дважды ранен, контужен. Словом, на войне как на войне.

Чтец (1):

«Сколько раз погибал я в мучительных снах! И все-таки воскресал и воскресал. На смену жутко гудящему огню, гремучему дыму взрывов неожиданно хлынут пестрые поляны в цветах, шумливая березовая роща, тихий кедрач, вспененная потоком река... Но все не умолкает во мне война, сотрясая усталую душу... Багровый свет пробивается сквозь толщу времени, и сплющенная, окаменелая, но не утратившая запаха гари и крови, клубится она во мне... О войне писать трудно... Счастлив, кто не знает её, и я хотел бы пожелать всем добрым людям и не знать её никогда, и не ведать, не носить раскаленные угли в сердце, сжигающие здоровье и сон... Трудно писать о войне, хотя во мне «моя война» идет и идет своим ходом, не умолкая, не оставляя меня и мою память в покое».

Ведущий (1): Память о войне диктовала писателю строки повестей «Пастух и пастушка», «Звездопад», «Где-то гремит война», рассказов «Ясным ли днем», «Жизнь прожить...» В своем последнем романе «Прокляты и убиты» (1994) Астафьев снова обращается к теме «Человек и война».

Чтец (2): «Мне иногда пишут и говорят, что война, изображаемая мною, — «неправильная», непохожая на войну тех, кто сражался на ней в ста километрах от передовой. А она очень разнообразна... Там люди убивали людей — это страшно, это античеловечно. Все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийства, будут прокляты Богом и убиты!».

                              СТРАНИЦА ВТОРАЯ

           (Звучит песня Б. Окуджавы «До свидания, мальчики!» )

Ведущий (2): Булат Окуджава — это имя не нуждается в особом представлении. Вряд ли можно найти человека, который не слышал его песен, не читал его стихотворений. Он родился в Москве и рос в арбатском дворе, который учил законам братства и верности слову, другу, народу...

Чтец (3):

Тот самый двор, где я сажал березы,

    был создан по законам вечной прозы

    и образцом дворов арбатских слыл:

там, правда, не выращивались розы,

да и Гомер туда не заходил...

Зато поэт Глазков напротив жил

Друг друга мы не знали совершенно,

 но, познавая белый свет блаженно,

попеременно снег, дожди и сушь,

 разгулы будней и подъездов глушь,

 и мостовых дыханье, неизменно

мы ощущали близость наших душ.

Ведущий (3): Черные тридцатые не обошли семью стороной. Окуджава писал: «Репрессировали моего отца, пятерых дядьев, тетю и мать. Девять лет она просидела, а я — «сын врагов народа» — уцелел.

На войну я пошел добровольцем, после девятого класса, в 1942 году. Был патриотически настроенным мальчиком-романтиком. Оказалось, война — это тяжелая кровавая работа».

Чтец (4): «Я познакомился с тобой, война. У меня на ладонях большие ссадины. В голове шум. Спать хочется. Ты желаешь отучить меня от всего, к чему привык? ...Крик командира — беги, исполняй, оглушительно рявкай «Есть!» и падай, ползи, засыпай на ходу...» (Из повести «Будь здоров, школяр!»)

           (Звучит песня Б. Окуджавы «Мы за ценой не постоим»

                         из кинофильма «Белорусский вокзал»)

Чтец (1): «Был ранен, мотался по госпиталям, потом снова передовая, фронт, и я уже не минометчик, а радист тяжелой артиллерии. Остался жив. Рождения 24-го  мало кто уцелел. Война все время со мной: попал на неё в молодое, самое восприимчивое время, и она вошла в меня очень глубоко».

Ведущий (4): В 1997 году свое семидесятипятилетие и День Победы Окуджава встретил в Германии со своими немецкими друзьями. «Я рад, что между нашими народами вражды более не существует», — заметил писатель-фронтовик. А потом был Париж... И газеты сообщили: «В военном госпитале 12 июня 1997 года скончался Булат Окуджава. А ведь когда-то он написал:

Париж для того, чтоб ходить по нему,

 Глядеть на него, изумляться,

 Грозящему бездной концу своему

 Не верить и жить не бояться.

СТРАНИЦА ТРЕТЬЯ

Ведущий (1): Борис Васильев родился в Смоленске 21 мая 1924 года в семье потомственного военного. Вся жизнь будущего писателя была связана с армией. Едва окончив 9-ый класс, Борис Васильев 8 июля 1941 года добровольцем отправляется на фронт. В первом же бою попадает в окружение, но прорывается к своим — так проходит его боевое крещение в смоленских лесах. После ранения учится в Омске в зенитно-пулеметной школе. В 1943 году он контужен под Вязьмой, и, чтобы не расставаться с армией, поступает в бронетанковую академию. С 1948 по 1953 год работает инженером-испытателем транспортных машин на Урале. В 1955 году состоялся его дебют сценариста. В театре Советской Армии была поставлена его пьеса «Офицеры», за которой последовали другие пьесы и киносценарии. Но подлинную известность Васильеву принесла напечатанная в 1969 году в журнале «Юность» повесть «А зори здесь тихие...».

Ведущий (2): Это проникновенный рассказ о том, как пять юных девушек, добровольно ставших солдатами, ценой собственных жизней остановили вражеский десант. Особый драматизм повествованию придает тот факт, что подвиг их никем особо не был замечен, — для войны это обыденность, «бой местного значения». Особое место в повести занимает старшина Васков.

Чтец 2 «Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, ни безнадежно — держать. И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евграфыч Васков, был сейчас её последним сыном и защитником».

Чтец (3): На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, но и стреляла, бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала «языка». Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на её землю, на её дом, на её детей.

              ( видео, продолжение «До свидания, мальчики!») ( о девушках)

                                           СТРАНИЦА ЧЕТВЕРТАЯ

Ведущий (3): Юлия Владимировна Друнина родилась в Москве, в семье директора школы, преподававшего историю и литературу. В первые дни войны она ушла добровольцем в армию и до конца 1944 года служила санинструктором в стрелковом, а затем артиллерийском полку.

Чтец (4):

Со слезами девушкам военным

 Повторяли мамы, что умней

Им, козявкам, вкалывать в три смены,

Чем из боя выносить парней.

Возразить «козявки» не умели,

Да и правда, что ответить тут?

 Только порыжевшие шинели

До сих пор зачем-то берегут.

Я, наверное, немного стою,

Я, должно быть, мало что могу,

 Лишь в душе, как самое святое,

Как шинель, то бремя берегу.

Ведущий (4): Приближалась Победа — советские войска громили фашистов. Юлия была дважды ранена, награждена орденом «Красной звезды» и медалью «За отвагу». Ей шел двадцатый год, и, казалось, все еще впереди.

   Ведущий (I): Война не уничтожила в ней способность любить и ненавидеть, тонко чувствовать добро и переживать за все, что происходит вокруг.

         

 


Чтец (1):

Ты рядом, и все прекрасно:

 И дождь, и холодный ветер,

Спасибо тебе, мой ясный,

За то, что ты есть на свете.

Спасибо за эти губы.

 Спасибо за руки эти!

Спасибо тебе, мой любый.

За то, что ты есть на свете.

Ты рядом, а ведь могли бы

Друг друга совсем не встретить,

Единственный мой, спасибо,

 За то, что ты есть на свете.

Ведущий (2): 21 ноября 1991 года Юлии Друниной не стало. Юлия Друнина ушла из жизни исстрадавшейся, надломленной, но не предавшей своей фронтовой юности,  своей первой фронтовой любви, дружбы. А нам в наследство оставила замечательные стихи.

СТРАНИЦА ПЯТАЯ.

           Ведущий (3):   Степан Бугорков родился 27 декабря 1920 года в селе Кремёнки  Дивеевского района Горьковской области в крестьянской семье. В сентябре 1940 года Степан Бугорков был призван в ряды Советской Амирии Киевским ГВК и ушёл на фронт. Начинал службу в качестве санинструктора, а закончил редактором дивизионной газеты в звании старший лейтенант. В феврале 1943 года, вместе со своей дивизией, участвовал в освобождении Ворошиловграда.   На фронте начал писать стихи и печататься в газетах и журналах.

 


Чтец (2):

Рассвет росой обрызгал травы,

Разлил прохладу по лугам.

На взгорьи тополь величавый

Навстречу поклонился нам.

        На площади пустынно, гулкой

        Замкнулся круг ночных огней.

        Здесь каждый камень в переулках

        Хранит преданье славных дней.

Вон там за садом, на поляне,

Что так душиста и светла,

Когда-то Громова Ульяна

Впервые «Демона» прочла.

        Здесь на пригорке у криницы

        Олег ночами наблюдал,

          Как  мимолетные зарницы

          Июль за лесом зажигал.

Ни в чем не зная половины,

Они любили всей душой:

И этот шлях, прямой  и длинный,

И этот мир, родной, большой.

        Рассветный час в степи ковыльной,

        Ручья прохладную струю…

        Так всеобъемлюще, всесильно

         Лишь любят Родину свою.

                              ( видео о молодогвардейцах)

       Ведущий  (4):    Более десяти лет — 1950 по 1961 годы работал в редакции газеты «Ворошиловградская правда», где заведовал отделом культуры.  Стал первым руководителем областного литературного объединения.  В 1953 году становится членом Национального союза писателей Украины.

       Ведущий  (1): Степан Степанович Бугорков умер в 1991 году. Похоронен в Луганске на закрытом городском кладбище «Острая могила» рядом с Владиславом Титовым.

                       

             

Страница шестая.

 Ведущий (2): Захаров Яков Иванович – родился 29 октября 1920 года в селе Богдановка Пензенской области в семье крестьянина-бедняка. В том же году семья осталась без кормильца. После смерти отца семья переехала в Сибирь, в Красноярский край. Будущий писатель с семи лет начал трудовую жизнь: был пастухом. Начиная с седьмого класса возглавляет школьную комсомольскую организацию и одновременно сотрудничает в районной газете сначала нештатным сотрудником, а затем утверждается заместителем редактора. Сочетая работу с учебой, весной 1940 года экстерном сдает экзамены за десятый класс, а осенью призывается на службу в Красную Армию.

        Ведущий (3): В годы Великой отечественной войны находится на фронте в действующей армии, в составе сформированной в Луганске 395-й шахтерской дивизии, в рядах которой прошел весь боевой путь – от Кавказа до Берлина. С мая 1942 года – литературный сотрудник, затем – заместитель редактора дивизионной газеты «Красный воин».

         Ведущий (4): Яков Захаров – подполковник в отставке.  Он много лет возглавлял совет ветеранов 395-й шахтерской дивизии. Член союза писателей с 1970 года.  Умер 17 июля 2006 г.

Чтец(3):   Миус…

На школьных картах,

Как синий волосок…

На мелях-перекатах

Булыжник да песок.

Да угольные крошки

Блестят на дне реки,

Как звездные дорожки,

Как ночью огоньки.

Посмотришь – и воды-то –

Горстями расплескать.

А силой знаменит он –

Славутичу под стать.

В войну такую ярость

Явил такую злость –

Планета удивлялась:

Откуда все взялось?

И стала не вода там

Преградой для врага,

А вросшие солдаты

В родные берега.

Миус.

Мой край донбасский,

Представлю в грозный год-

Шахтер в армейской каске

Передо мной встает.

( видео  «Миус – фронт. Мемориал.» )                         

Чтец(4):

Отгремела война,

Залечила земля свои раны,

Лишь окопов следы

Кое-где, словно шрамы, видны.

Кто в сраженьях мужал,

Те сегодня уже ветераны,

И в солдатском строю

Их места занимают сыны.

Чтец(1):

Ветераны войны….

Не забыть им былые походы

И могилы друзей,

И покрытые пеплом поля.

Не забыть  никогда

Гимнастёрок, набухших от пота,

И Победы салют

Над седыми зубцами Кремля

Чтец(2):

Всё: любовь и мечты,

Наши светлые мирные планы

Их  бессмертья залог.

Их Победы великий итог!

Я ваш вечный должник.

Отгремевшей войны ветераны,

Сокрушившие смерть,

Чтоб росли мы, не зная тревог!

( видео «День Победы» )

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Строки,опалённые войной

Музыкально-литературная композиция,посвящённая Великой Отечественной войне....

разработка внеклассного мероприятия по истории "Детство, опалённое войной"

внеклассное мероприятие по истории  для средних классов коррекционной школы 8 вида "Детство, опалённое войной"....

Строки, опалённые войной

Сценарий литературной гостиной о  творчестве поэтов, погибших на полях сражений в Великой Отечественной войне: М.Кульчицкий, П.Коган, Н.Майоров, И.Лапшин, В.Багрицкий, Б.Смоленский....

Презентация "Строки,опалённые войной(поэзия периода Великой Отечественной войны)

Эта презентация может быть использована как на уроке, так и во внеурочное время.Аудитория -учащиеся 7-11 классов.Надеюсь, что материал будет полезен....

Конкурс чтецов стихов о Великой Отечественной войне «Строки, опалённые войной» к 75-летию Победы.

В конкурсе принимают участие чтецы с 1 по 10  класс. Ведущие предлагают познавательную информацию либо об истории создания стихотворения, либо об авторе. Предложенный материал можно использовать ...

Конспект урока литературы в 9 классе "Война и духовная жизнь общества. "Строки, опалённые войной"

На уроке литературы в 9 классе "Строки, опаленные войной" учащиеся знакомятся со стихотворным наследием  периода Великой Отечественной войны. Цель урока: прививать любовь к русской поэи...