Консультация для педагогов (из опыта работы)"Формирование творчества детей при обучении элементам современного танца"
консультация

Известно, что дети очень любят танцевать. Танцуя, они удовлетворяют свою потребность в движении. Танцы и пляски – хорошее средство развития эмоциональной отзывчивости на музыку. Они дают возможность осваивать простые, а затем более сложные комбинации, тренировать пространственно – мышечное   чувство.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование творчества детей при обучении элементам современного танца

Известно, что дети очень любят танцевать. Танцуя, они удовлетворяют свою потребность в движении. Танцы и пляски – хорошее средство развития эмоциональной отзывчивости на музыку. Они дают возможность осваивать простые, а затем более сложные комбинации, тренировать пространственно – мышечное   чувство.

Систематические занятия танцами  исправляют сутулость, излишний изгиб в пояснице, ребенок становится более стройным, изящным. Танцы приобщают  детей к  миру прекрасного, учат отличать подлинное искусство  от подделки, прививают с ранних лет хороший вкус.

Дети испытывают большое желание танцевать под современную музыку. Правда, когда они копируют танцы взрослых, смотреть и смешно, и грустно.

Это натолкнуло меня на мысль о необходимости обучать детей элементам современного танца. С этой целью я отобрала более доступные детям современные танцевальные движения. Конечно, я не ставила целью обучать дошкольников современным танцам. Для меня важнее было развитие творческой активности воспитанников посредством танцев с включением современных ритмов. Заинтересовало то, какое влияние они окажут на формирование детского творчества, как в процессе их исполнения будет совершенствоваться вкус детей.

Таким образом, я определила для себя следующие задачи:

- проследить, как влияет современный танец на музыкально – эстетическое развитие детей на творческую деятельность;

- обучить детей элементам современного танца, основываясь на выполнения программных движений;

- пробудить у дошкольников стремление самостоятельно вносить элементы движений современного танца в музыкально-ритмическую деятельность.

Напрасно некоторые считают, что современный танец предельно прост, и танцевать его сможет каждый. На самом же деле, современная пластика, современный танец очень сложны. И невозможно прочувствовать танец, а тем более научиться танцевать, не зная народных и бальных танцев, их элементов.

Потому работа над элементами современных танцев шла, в первую очередь, с учетом программных требований. Определяя содержание этой работы, я подбирала специальный музыкальный материал, который до сегодняшнего  дня уточняется и пополняется. Сюда вошла народная музыка различного характера.

Так как на первом этапе я все время показывала движения детям, то удобнее было пользоваться фонограммой, которая дает возможность наблюдать за каждым ребенком, корректировать движение прямо в процессе исполнения, увлекать детей собственным показом, добиваясь  четкости,  синхронности, ритмичности в исполнении танца. В первые  занятия я включала простые движения, не представляющие особых затруднений для их восприятия и выполнения. Это дробный шаг, выставление ноги на пятку и носок, полуприседание с выставлением ноги, пружинка, поскоки, хороводный шаг и т.п.

Большое внимание при работе с детьми уделяла упражнениям. Поскольку упражнения были интересны и часто менялись, дети с удовольствием выполняли их. Вначале большинство детей не обращали внимания на характер музыки, им трудно было согласовывать движения с музыкой. Поэтому  я не предъявляла слишком больших требований к четкости и выразительности движения. Для меня было главным на этом этапе то, что дети с большим удовольствием танцуют.

Однако находились дети, которые стеснялись учиться движениям. Если разучиваемое движение у них не выходило, они не хотели его выполнять, то с такими детьми я занималась индивидуально, а на занятиях старалась похвалить их, вселить веру в свои силы. И вот у детей накопился достаточный запас движений. Теперь  я стала обучать их  самостоятельному творческому движению. В каждом движение стремилась внести элемент творчества. Например, повторив поскок, я сыграла детям «Французскую народную мелодию»  в обработке Ш. Видора и спросила, какие движения можно выполнить под эту музыку?

Даня: «Я не придумал, но маршировать под нее нельзя, она быстрая».

Я отметила, что Даня подметил правильно, темп музыки – быстрый.

Вероника: «Под нее бегать можно».

Предлагаю девочке  показать движения. Вероника бежит под музыку, постепенно переходя на прямой галоп.

И тут замечает: «Нельзя бежать, так как я хотела!»

Поддерживаю девочку: «Нельзя, но ты верно передала ритм музыки.» Все дети хлопками передают простейший ритмический рисунок этой музыки и узнают, что она подходит для поскоков.

Знакомя детей с музыкальными  произведениями, я всегда обращаю внимание на зависимость темпа и характера движения от характера музыки. Для ходьбы я выбирала марши разного характера «Марш Шульгина», «Марш Шостаковича». Чтобы детям  было легче заметить разницу  в характере этих маршей, использовались различные приемы. Так после прослушивания «Марша Шостаковича» интересовалась у  детей, что можно делать под такую музыку. Очень многие ответили, что маршировать, а несколько детей сказали: скакать.

Объяснила: «Вообще эта музыка для ходьбы», но почему-то некоторые дети подумали, что под нее можно подпрыгивать.

- Лера, почему ты решила, что под эту музыку можно скакать?

Лера. – Потому, что музыка веселая и подрыгивающая, отрывистая, легкая.

Говорю: «Правильно она звучит легко, высоко, отрывисто, чем была музыка для ходьбы до сих пор. И все-таки это марш, как  правильно отметили многие дети. Только какой ли характер этого марша? Такой же, как был у «Марша Шульгина»?

Дима: Нет, тот марш был торжественный, праздничный.

Спрашиваю: А какой характер шага подсказывает  этот марш?

Дима: Как будто подпрыгиваем, но как будто идем.

Семен: Идти надо весело.

Аня: Улыбаться надо.

А Вероника сообщила: «Идти надо, как будто мы игрушечные солдатики, идем на праздник по улице светит солнце, и нам очень весело».

После такого вживания в музыкальное произведение  дети создавали себе определенные картины, которые помогали верно передавать музыку  движениями.

К самостоятельному движению в соответствии с характером музыки подвожу тетей постепенно, с помощью таких игр, как  «Внимание музыка», «Передача платочка», «Запомни музыку», «Плетень»,  пляска «Зеркало». На этом этапе работы слежу за тем, чтобы движения, которые ребята использовали в своих плясках, соответствовали характеру музыки. Когда под спокойную музыку двое детей старались приспособить быстрые, энергичные движения (присядку, качалочку, распашонку), я подсказала им, что характер этих движений не отражает характера музыки, предложила всем определить словами характер исполненных движений и музыки, найти разницу между ними. Так как у детей уже был запас спокойных, плавных движений, то они поняли объяснение и стали успешно применять их к музыке подобного характера.

Очень важно было развить у детей восприимчивость к динамической окраске музыкальных произведений и научить передавать ее движениями. Для этого были использованы упражнения «Качание рук», «Мельница» - муз. Т. Ломовой, «Пружинка» - р. н. м., «Ветерок и ветер» - муз. А. Бетховена, игра «Как звучит музыка» и др. Это помогло мне в работе над выразительностью движений.

В течение всего времени обучала детей плясовым движениям, со временем усложняя их, включая такие движения, как «Распашонка», «Козлик», «Ковырялочка», «Моталочка», «Качалка», «Самоварчик», шаг польки.

Дети сами находили новые движения. Очень полюбили дети танец «Зеркало»: часто показывали движения, некоторые элементы которых придумали сами.

Первое такое движения показала Лера. В ее композиции  было начало «Ковырялочки» и два притопа ногой. Детям это понравилось, и каждый старался внести в знакомое движение какой-то новый, свой элемент. Это способствовало, кроме развития творческой активности детей, совершенствованию их двигательных навыков к концу года, даже если солировали по очереди все дети, ни один не повторял уже показанного движения. Постепенно в  плясках воспитанники стали чувствовать себя увереннее, перестали стесняться самостоятельно двигаться под музыку.

Понравился им «Перепляс». Все дети желали принять участия в пляске. За солистов болели, хлопали им, иногда подсказывали движения. Так у детей проявлялись доброжелательность, внимание друг к другу.

Для дошкольников уже не составляло труда вспоминать и придумывать движения для плясок «Зеркало», «Перепляс», игр «Бери флажок». Движения дети использовали разнообразные. В «Переплясе», например, использовалось 15 – 20 вариантов. Было замечено, что более охотно исполняются трудные интересные движения («Топотушка», кружение с припаданием, «Качалочка», «Распашонка», «Веревочка» и др.), чем более легкие (выставление ноги на пятку, на носок, пружинка).

Ставя перед собой задачу развивать танцевальные творческие способности детей, я обратилась и к  пляскам-импровизациям,  в которых дано движение ко второй части, и надо было придумать движения для первой части. С этим дети справились хорошо, т.к. желание творить было больше, двигательные навыки позволяли делать это. Труднее им давалось другое – выбрать из показанных движений лучшее: каждый отстаивал свое, именно оно казалось ему наиболее подходящим.

Я старалась тактично и убедительно объяснить детям, чье движение больше подходит и почему. Постепенно они стали объективнее  относиться к своему творчеству. Иногда, чтобы доставить детям удовольствие, я не выбирала удачное движение, а предлагала каждому плясать свое. Хотя со стороны это смотрелось не очень красиво, ребята с большой радостью и даже гордостью показывали свои движения, желание выдумать, комбинировать у них росло.

Для развития вкуса, одиночного отношения к исполнению проводились обсуждения самих движений, плясок, танцев. Это было полезно и для танцующих: они подтягивались, старались совершенствовать свое исполнения. Я следила за тем, чтобы высказывания были доброжелательными, учила подмечать прежде всего достоинства и только потом недостатки исполнения. Например, после исполнения Машей и Никитой пляски «Хочу – не хочу» дети отметили, что Маша и Никита правильно подготовились к пляске.

Арсений: Правую ногу приставили к левой, посмотрели друг на друга.

Карина.  Маша очень красиво подняла голову.

Владик.  А Никита расправил плечи.

Алиса.  Красиво скакали, только Маша иногда отставала от Никиты.

Обобщаю: «Правильно. Никита, надо следить за тем, чтобы не перегонять девочку. А двигаться поскоками рядом. Тогда будет очень красиво, и девочке не будет трудно с  тобой плясать. Дети, а вы обратили внимание на то, как после окончания танца Никита довел Машу до стула и поклонился ей? Видите, Никита ничего не забыл!»

Очень приятно было то, что высказывания детей приобретали все более доброжелательный оттенок. На смену соперничеству пришло приветливое, внимательное отношение друг к другу.

Я знакомила дошкольников с разнохарактерной музыкой,  используя для этого произведения классиков, народную музыку, современную. Объяснила детям, что различный характер музыки требует разных движений.

В «Танце маленьких лебедей» П. Чайковского нужно использовать движения  классического танца,  а народной пляске присуще свои характерные движения. Обучала их различным движениям, но этого было мало. Знакомила детей с фрагментами видеозаписей из балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро». Потом проводила беседы, задавала вопросы о том, что понравилось в балете или в услышанной музыке. Свои впечатления позднее они выразили в красочных рисунках. Понравилась музыка снежинок, и девочки попросили разрешения потанцевать под нее. Я подумала, что они хотели потанцевать под новую музыку подготовленный  к новогоднему празднику «Танец снежинок». Но это были композиции из движений, увиденных в балете.

Слушая песню из мультфильма «Маша и медведь», «Если утром дети умываются», Света предложила придумать движения под эту песню.  Детям понравилась эта идея. Я попросила их рассказать, что они думают о Маше. Рассказы были разные, но все они опирались на впечатления от мультфильма. Я предложила детям: «Правда, хороший мультфильм, но зачем нам его повторять? Давайте покажем свою Машу». Дети получили задание подумать, какой характер может быть у нашей героини, нарисовать Машу такой, какой они ее себе представляют. Многие дети прекрасно справились с заданием. Правда, были ребята, которые нарисовали Машу такой, какая она была в мультфильме, зато рисунки других детей поражали фантазией. Дети обдумали и характер героини. Она была и добрая, и умная, и трудолюбивая, и находчивая, и музыкальная. Дети фантазировали охотно и смело. На прогулке, в группе они играли в Машу. Вскоре на музыкальном занятии дошкольники показывали, что у них получилось.  Современные образы, современные ритмы песен, толкали к поиску новых средств выражения, дети пытались танцевать так, как чувствовали, но движения их были смешны и нелепы.

Все это лишний раз подтвердило, что детям необходима современная музыка и если есть возможность, целесообразно обучать их элементам современного танца. Я решила проверить свои предположения на практике. Приступила к обучению дошкольников элементам современного бального танца, конечно, на основании имеющегося у детей музыкально-ритмического опыта.

Обучения проходило последующим этапом: копирование образа движения педагога, частичное проявления самостоятельных действий в исполнении бального танца с опорой на частичный показ движения педагога, самостоятельное исполнения современных бальных танцев.

Начало с того, что просто предложила прослушать записи произведения «Воздушная кукуруза» Кингсли.

Спокойно слушать дети не могли: им как-то хотелось выразить впечатления от музыки, и они стали, сидя на стульчиках, притопывать, похлопывать, качать головой, улыбаться – реакция была очень бурной.  Музыка произвела  на маленьких слушателей такое впечатления, что даже не понадобились вопросы, чтобы вызвать высказывания о ней.

Как  только пьеса отзвучала, дети стали говорить, что слышали эту музыку, и она им понравилась, попросили послушать ее еще раз,  тут же придумали невообразимые коленца, которые хотели ввести в танец. Тогда я предложила всем потанцевать под эту музыку. Не старалась, конечно, сразу обучить детей каким-то трудным движениям, поскольку такие движения выполняются с большим напряжением, не всегда бывают  естественными, свободными, выразительными. А ведь современный ритм как раз должны освобождать от скованности. Первым движением, которое я предложила детям была «Пружинка», обыкновенная пружинка, исполненная, правда, в несколько современной манере с включением энергичных движений рук. Я старалась показать как можно более эмоционально, выразительно, ведь от этого в немалой степени зависело детское исполнение. Дети справились со своей задачей, чувствовалось, что танец  доставляет им огромное удовольствие.

В танцах под современную музыку я использовала  и программные движения (пружинку, поскоки, прыжки,  выбрасывание ног, выставление ноги, различные шаги), и специально подобранные современные.

Исполнение движений под современную музыку отличалось от исполнения их же под народную музыку. В данном случае дети хорошо почувствовали разницу. Мне помогли точный показ, пояснения. Музыкальные произведения, под которые мы танцевали, часто менялись, правда, песни знакомые, полюбившиеся детям, периодически повторялись.

Дополнительно я включала в работу новые современные движения из танцев «Танец утят» муз. М. Глинки,  «Танец веселых гномов», танец «Бабки- Ежки», «Прыг скок» м. Протасова , танец «Барбариков» (песня, Что такое доброта?), танец «Фей» а/ кассета, Музыкальные шедевры.) и др. Конечно из этих танцев выбирались движения. Доступные для детского восприятия и исполнения.

Я заметила, что дети очень любят танцевать под популярную (как классическую народную, так и современную) музыку. Внутреннее они испытывают гордость, что занимаются под ту самую музыку, которая исполняется лучшими мастерами, которая звучит в лучших театрах, на концертах. Это сознание стимулирует в детях волю к глубокому восприятию музыки, заложенных в ней мыслей и чувств.

Примерно через месяц  после занятий современными танцами дети предложили: «Вы включите музыку, а мы сами, без вас потанцуем, кто как захочет». Так и сделали.

 На некоторых последующих занятиях, я ставила задачу копирования образца не перед всеми детьми, разрешая тем, кто хотел, танцевать по- своему. Детям это очень понравилось. Для меня же главным было обогащение эмоционального мира детей,  развития способности активно откликаться на содержание музыки. С огромным удовольствием дети  инсценировали сказку «Волк и семеро козлят на новый лад».

Еще раз хочется почеркнуть, что увлечение современными танцами не было однобоким. Ребята очень полюбили и народную, и классическую музыку, стали эмоциональнее воспринимать ее. У них появились любимые музыкальные произведения.

Дети много расспрашивали о музыке, о композиторах. Просили сыграть любимые произведения, дома отражали впечатления от музыки в рисунках.

Совместные радостные переживания сдружили детей, в группе стало меньше ссор, дети стремились помочь друг другу, переживали за товарищей.

Помимо эстетического и нравственного воспитания, во время обучения музыкально-ритмическим движениям шел активный процесс умственного воспитания. Я старалась рассказывать детям интереснее, развивать их наблюдательность, познавательные интересы, умение логически мыслить, сравнивать, оценивать поступки, выступление товарищей. Стремилась развивать речь детей.

Значительные сдвиги произошли и в физическом развитии детей: у них улучшилась осанка, дети стали легче, изящнее, выразительнее двигаться, быстрее разучивать новые движения и танцы.

На протяжении всей работы я поддерживала тесную связь с семьями воспитанников: проводила индивидуальные беседы, групповые консультации, оформляла папки-передвижки. Вначале родители мало интересовались занятиями, успехами детей, но скоро стали обращаться за консультациями, приходить на открытые занятия. Часто можно было услышать рассказы родителей о том, как охотно дети танцуют дома, не только под современную музыку, но и под классическую, которую слушали в детском саду.

В заключение еще раз  хочется отметить, что приобщение дошкольников к современной хореографии имеет большое значение для их развития: расширяется музыкальный кругозор, развивается музыкальность, выразительность движений, раскрываются творческие способности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обновление традиционных видов и форм учебного процесса как основное требование к формированию профессиональных компетенций педагогов» (из опыта работы)

В статье дан анализ организации образовательно-воспитательного процесса в современных условиях в учреждении дополнительного образования детей...

Из опыта работы по теме: "Исследовательский метод как элемент проблемного обучения на уроках русского языка"

В проблемном обучении главным является исследовательский метод – такая организация учебной работы, при которой учащиеся знакомятся с научными методиками добывания знаний, овладевают умением самостояте...

План-конспект занятия с УМК «Знакомство с базовыми элементами современного танца с использованием фитнес оборудования: степ-платформы»

Цель: ознакомление с одним из новых направлений современной хореографии – хип-хоп на степ-платформе. Задачи: • образовательные: обучить базовым навыкам и умениям современного танца с использова...

Представление опыта работы с детьми ТНР, с использованием элементов по методике Новиковой-Иванцовой Т.Н «Метод формирования языковой системы»

Алалия – грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в течение трех лет жизни ре...

Консультация для родителей ( из опыта работы) «Развитие творчества детей при обучении игре на детских музыкальных инструментах»

Программа воспитания в детском саду наряду с такими видами муз. деятельности, как пение, муз. – ритмические движения и слушание музыки, ставит задачу; « Учить детей играть на различных муз...

Консультация для педагогов (из опыта работы) "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"

Благополучие общества во многом зависит от состояния здоровья детей. Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития реб...

Консультация для педагогов «Использование словесных игр при подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе»

Консультация для педагогов «Использование словесных игр при подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе»...