ОБЖ 5 класс по теме: «Опасный лед»
материал (5 класс)

Зайкова Наталья Александровна

ОБЖ 5 класс по теме: «Опасный лед»

Цели урока:

  • Актуализировать знания о важности соблюдения правил безопасности поведения на льду и в случае попадания человека в ледяную воду;
  • Закрепить знания о правилах соблюдения правил безопасного поведения в быту;
  • Сформировать навыки поведения в гололед и в случае попадания человека в ледяную воду.

Задачи урока:

  1. Изучить правила поведения на льду.
  2. Развить умение правильно истолковывать правила поведения на льду
  3. Воспитывать уважительное отношение и стремление к обязательному соблюдению правил и рекомендаций по безопасному поведению на льду и в случае попадания человека в ледяную воду.
  4. Обратить внимание на порядочность и благородство человека, соблюдающего правила БЖ во всех сферах жизнедеятельности.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  1. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»
  2. Загадки, игра «Верно – неверно»
  3. Презентация «Опасный лед»
  4. Видеоурок https://yandex.ru/video/preview/8277098030322106919
  5. Рабочая тетрадь

Ход урока.

Слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Вот уже наступила зима. Еще немного и наступят долгожданные каникулы. А чем вы любите заниматься на зимних каникулах?

Ответы учеников.

Слово учителя

Молодцы. Вы любите подвижные игры, и зима вам не преграда. Ребята, прежде, чем приступить к нашей новой теме, я предлагаю вам проверить ваши знания по ОБЖ. На доске вы видите слово «Опасный… а продолжением является отгадка к загадке:

«Он собой укроет речку,

И заплачет он от свечки.

Ты на нем в хоккей играешь,

Очень скользкий, аж летаешь!

А еще прозрачен очень,

Как стекло он, между прочим!

Может крепко толстым слоем

Тротуар закрыть собою,

Не ходьба теперь, потеха!

Оттолкнись - и можно ехать!» (Лед).

Итак, тема нашего урока «Опасный лед».

Слово учителя

Ребята, скажите, пожалуйста, какая у нас сегодня тема урока? Конечно, вы догадались правильно. Сегодня мы с вами поговорим о том, как правильно себя вести на льду.

   Давайте с вами запишем основные правила поведения на льду.

На что стоит обратить внимание?

Перед выходом на лёд следует обратить внимание на то, какого он цвета. Матово-белый или желтоватый оттенок говорит о том, что на поверхность ступать нельзя.

Чтобы убедиться, что по льду можно идти, нужно аккуратно наступить на него и посмотреть, образуются ли на его поверхности трещины. 

При хождении по замёрзшему водоёму рекомендуется иметь при себе палку. Если при постукивании по льду в месте удара образовалась лужа воды, следует возвращаться обратно, скользя и не отрывая ступни от поверхности.

Как избежать несчастного случая?

Во время прогулок или вынужденного перехода через покрытый льдом водоём нельзя:

— выходить на тёмные участки льда, так как вы можете провалиться;

— собираться большой толпой на одном участке льда. При необходимости перехода водоёма группой рассредоточьтесь и идите на небольшом расстоянии друг за другом;

— прыгать и бегать по льду;

— выходить на лёд в тёмное время суток.

Что делать, если вы провалились под лёд?

Первое, что надо сделать, — позвать на помощь.

Провалившись под лёд, нужно без резких движений широко раскинуть руки по кромкам льда, чтобы не погрузиться под воду с головой. 

Избавившись от лишних тяжестей, выбираться из воды следует спиной к выбранному месту. Как только большая часть тела окажется на льду, нужно перекатиться на живот и отползти подальше от места провала в ту сторону, откуда пришли.

Если удаётся достать ногами до противоположного края провала, нужно в горизонтальном положении опереться на край полыньи и вытащить на лёд сначала одну ногу, а затем другую.

Оказавшись на берегу, необходимо снять и отжать всю одежду, после чего быстрым шагом добираться до тёплого помещения.

В тёплом помещении следует переодеться или хотя бы снять мокрую одежду, по возможности принять ванну температурой 37–38 °C, выпить горячий чай с коньяком.

Как оказать помощь пострадавшему?

Чтобы оказать помощь человеку, провалившемуся под лёд, нужно:

— сообщить пострадавшему криком, что идёте ему на помощь;

— осторожно подползти к полынье, широко раскинув руки и ноги. Подходить к пострадавшему стоя нельзя, так как можно самому провалиться под лёд; 

— подложить под себя лыжи, шест, фанеру или доску и ползти на них;

— за 3–4 метра протянуть пострадавшему шест, доску, кинуть верёвку или шарф или любое другое подручное средство. Если оказывающий помощь не имеет спасательного пояса, то он должен обвязаться верёвкой, предварительно закрепив её на берегу или в лунке твёрдого льда. Руку пострадавшему подавать нельзя, так как при приближении к полынье нагрузка на лёд увеличивается;

— отползти назад и постепенно вытащить пострадавшего на крепкий лёд;

— доставить пострадавшего в тёплое помещение и переодеть в сухую одежду;

— вызвать скорую помощь.

 Игра «Верно - неверно».

 

Слово учителя.

Ребята, давайте с вами поработаем с учебником и ответим на вопросы в конце статьи.

Работа с учебником

Закрепление материала.

Перед вами на доске прикреплены звёздочки – зеленые  и красные. Зеленые  – это правила поведения на льду, а красные -  первая помощь. Ваша задача ответить на вопросы.  

Зеленые:

1. При какой толщине льда можно двигаться по нему в одиночку, и в группе?

2. Лед какого цвета считается опасным?

3. Какие средства спасения можно взять с собой при движении по льду?

4. Какого цвета лед является крепким?

5. Можно ли без разрешения ходить на озеро гулять на льду?

Красные:

1.Можно ли подходить близко к провалившемуся под лед?

2.Как оказать первую помощь провалившемуся под лед?

3.Обязательно ли вызывать скорую помощь?

4.Какие напитки можно дать пострадавшему?

Слово учителя:

Ребята, вы ответили все правильно. Будьте осторожны, и не забывайте правила поведения на льду. Расскажите о них своим друзьям. Ведь если человек подготовлен, то ему проще выжить.

Домашнее задание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока20.86 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЖ 5 класс по теме: «Опасный лед»

Цели урока:

  • Актуализировать знания о важности соблюдения правил безопасности поведения на льду и в случае попадания человека в ледяную воду;
  • Закрепить знания о правилах соблюдения правил безопасного поведения в быту;
  • Сформировать навыки поведения в гололед и в случае попадания человека в ледяную воду.

Задачи урока:

  1. Изучить правила поведения на льду.
  2. Развить умение правильно истолковывать правила поведения на льду
  3. Воспитывать уважительное отношение и стремление к обязательному соблюдению правил и рекомендаций по безопасному поведению на льду и в случае попадания человека в ледяную воду.
  4. Обратить внимание на порядочность и благородство человека, соблюдающего правила БЖ во всех сферах жизнедеятельности.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  1. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»
  2. Загадки, игра «Верно – неверно»
  3. Презентация «Опасный лед»
  4. Видеоурок https://yandex.ru/video/preview/8277098030322106919
  5. Рабочая тетрадь

Ход урока.

Слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Вот уже наступила зима. Еще немного и наступят долгожданные каникулы. А чем вы любите заниматься на зимних каникулах?

Ответы учеников.

Слово учителя

Молодцы. Вы любите подвижные игры, и зима вам не преграда. Ребята, прежде, чем приступить к нашей новой теме, я предлагаю вам проверить ваши знания по ОБЖ. На доске вы видите слово «Опасный… а продолжением является отгадка к загадке:

«Он собой укроет речку,

И заплачет он от свечки.

Ты на нем в хоккей играешь,

Очень скользкий, аж летаешь!

А еще прозрачен очень,

Как стекло он, между прочим!

Может крепко толстым слоем

Тротуар закрыть собою,

Не ходьба теперь, потеха!

Оттолкнись - и можно ехать!» (Лед).

Итак, тема нашего урока «Опасный лед».

Слово учителя

Ребята, скажите, пожалуйста, какая у нас сегодня тема урока? Конечно, вы догадались правильно. Сегодня мы с вами поговорим о том, как правильно себя вести на льду.

   Давайте с вами запишем основные правила поведения на льду.

На что стоит обратить внимание?

Перед выходом на лёд следует обратить внимание на то, какого он цвета. Матово-белый или желтоватый оттенок говорит о том, что на поверхность ступать нельзя.

Чтобы убедиться, что по льду можно идти, нужно аккуратно наступить на него и посмотреть, образуются ли на его поверхности трещины. 

При хождении по замёрзшему водоёму рекомендуется иметь при себе палку. Если при постукивании по льду в месте удара образовалась лужа воды, следует возвращаться обратно, скользя и не отрывая ступни от поверхности.

Как избежать несчастного случая?

Во время прогулок или вынужденного перехода через покрытый льдом водоём нельзя:

— выходить на тёмные участки льда, так как вы можете провалиться;

— собираться большой толпой на одном участке льда. При необходимости перехода водоёма группой рассредоточьтесь и идите на небольшом расстоянии друг за другом;

— прыгать и бегать по льду;

— выходить на лёд в тёмное время суток.

Что делать, если вы провалились под лёд?

Первое, что надо сделать, — позвать на помощь.

Провалившись под лёд, нужно без резких движений широко раскинуть руки по кромкам льда, чтобы не погрузиться под воду с головой. 

Избавившись от лишних тяжестей, выбираться из воды следует спиной к выбранному месту. Как только большая часть тела окажется на льду, нужно перекатиться на живот и отползти подальше от места провала в ту сторону, откуда пришли.

Если удаётся достать ногами до противоположного края провала, нужно в горизонтальном положении опереться на край полыньи и вытащить на лёд сначала одну ногу, а затем другую.

Оказавшись на берегу, необходимо снять и отжать всю одежду, после чего быстрым шагом добираться до тёплого помещения.

В тёплом помещении следует переодеться или хотя бы снять мокрую одежду, по возможности принять ванну температурой 37–38 °C, выпить горячий чай с коньяком.

Как оказать помощь пострадавшему?

Чтобы оказать помощь человеку, провалившемуся под лёд, нужно:

— сообщить пострадавшему криком, что идёте ему на помощь;

— осторожно подползти к полынье, широко раскинув руки и ноги. Подходить к пострадавшему стоя нельзя, так как можно самому провалиться под лёд; 

— подложить под себя лыжи, шест, фанеру или доску и ползти на них;

— за 3–4 метра протянуть пострадавшему шест, доску, кинуть верёвку или шарф или любое другое подручное средство. Если оказывающий помощь не имеет спасательного пояса, то он должен обвязаться верёвкой, предварительно закрепив её на берегу или в лунке твёрдого льда. Руку пострадавшему подавать нельзя, так как при приближении к полынье нагрузка на лёд увеличивается;

— отползти назад и постепенно вытащить пострадавшего на крепкий лёд;

— доставить пострадавшего в тёплое помещение и переодеть в сухую одежду;

— вызвать скорую помощь.

         Игра «Верно - неверно».

Слово учителя.

Ребята, давайте с вами поработаем с учебником и ответим на вопросы в конце статьи.

Работа с учебником

Закрепление материала.

Перед вами на доске прикреплены звёздочки – зеленые  и красные. Зеленые  – это правила поведения на льду, а красные -  первая помощь. Ваша задача ответить на вопросы.  

Зеленые:

1. При какой толщине льда можно двигаться по нему в одиночку, и в группе?

2. Лед какого цвета считается опасным?

3. Какие средства спасения можно взять с собой при движении по льду?

4. Какого цвета лед является крепким?

5. Можно ли без разрешения ходить на озеро гулять на льду?

Красные:

1.Можно ли подходить близко к провалившемуся под лед?

2.Как оказать первую помощь провалившемуся под лед?

3.Обязательно ли вызывать скорую помощь?

4.Какие напитки можно дать пострадавшему?

Слово учителя:

Ребята, вы ответили все правильно. Будьте осторожны, и не забывайте правила поведения на льду. Расскажите о них своим друзьям. Ведь если человек подготовлен, то ему проще выжить.

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по ОБЖ для учащихся 5 классов по теме "Опасные и чрезвычайные ситуации"

Контрольная работа для проверки усвоения материала для учащихся 5 классов по предмету ОБЖ состоящая из 5 заданий ....

Презентация к уроку ОБЖ в 6 классе по теме "Возможные опасности в пути и меры по их преодолению"

Презентация к уроку ОБЖ в 6 классе по теме "Возможные опасности в пути и меры по их преодолению "...

Разработка внеклассного мероприятия по английскому языку в 6 классе Тема: «Опасность агрессивности между людьми»

Цель.Выявить уровень агрессивности учащихся, понимание ими опасности конфликтных ситуаций, умение находить выход из конфликтных ситуаций, понимание юридических последствий агрессивности. Сообщить учащ...

Презентация к уроку ОБЖ 5 класс на тему: "Опасные газы"

Презентация к уроку ОБЖ 5 класс на тему: "Опасные газы"...

Конспект дистанционного урока по английскому языку в 11 классе по теме "Опасная жизнь"

Конспект дистанционного урока по английскому языку в 11 классе по теме «Опасная жизнь». УМК "Spotlight 11"Цели  урока:общеобразовательные :расширять кругозор учащегося, развивать самостоятельност...

Методические рекомендации по проведению открытого урока по ОБЖ для 9 класса на тему: Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация

В настоящее время, несмотря на все достижения цивилизации, по мнению учёных, количество чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера не уменьшается, а растёт. Увеличивается э...

Презентация к уроку ОБЖ в 6-м классе по теме "Опасные природные явления"

Презентация поможет проиллюстрировать урок ОБЖ по теме "Опасные природные явления" по программе А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова на примере такого опасного природного явления, как гроза....