Пластилиновая анимация.
план-конспект урока

Бурлак Валентина Васильевна

В плане-конспекте урока подробно описана техника пластилиновой мультипликации, особенности её выполнения и наиболее яркие представители зарубежной и оттечественной анимации, снятые в технике "Пластилиновая анимация".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plastilinovaya_animatsiya.docx120.58 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТА УРОКА № 3

по предмету анимация «Мульт-сказки»

Тема урока: «Пластилиновая анимация»

Классы: 1 «Б», «В» /3 «Б», 3 «В»

Цель урока: изучение процесса съемки персонажей в технике пластилиновой анимации.

Задачи урока:

-Познакомить учащихся с особенностями пластилиновой анимации;

-Рассказать об отечественных мультфильмах, снятых в такой технике и мультипликаторах, работающих в такой технике»

-  Развитие фантазии и воображения; 

- Изучение особенностей создания персонажа в материале, пластики движения героев в мультфильме, «оживление» персонажа;

Материал: тетрадь и ручка.

Задача обучающегося:

- Записать в тетрадь информацию о технике «Пластилиновая анимация»;

-Записать в тетрадь названия любимых отечественных мультфильмов, созданных в технике «Пластилиновая анимация»;

-Изучить пластику движения героев в мультфильме и зарисовать фазы движения в тетрадь.

Ход урока

Часть 1.

Пластили́новая анима́ция (англ. clay animation) — вид анимации. Фильмы делаются путём покадровой съёмки пластилиновых объектов с модификацией (этих объектов) в промежутках между кадрами. Термин claymation запатентован Ассоциацией Уила Винтона в штате Орегон.

В пластилиновой анимации существует несколько техник:

Перекладка: композиция состоит из нескольких слоёв персонажей и декораций, которые располагаются на нескольких стёклах, расположенных друг над другом, камера находится вертикально над стёклами. Персонажи и декорации для этого вида анимации делаются специальной, плоской формы. В настоящее время слои снимаются по отдельности и совмещаются при компьютерном монтаже. Этот вид анимации используется для удобства анимирования персонажей. В этой технике был снят знаменитый фильм «Падал прошлогодний снег».

Объёмная анимация: классическая пластилиновая анимация, схожая по принципу с кукольной анимацией — объёмные, «настоящие» персонажи располагаются в объёмной декорации. Работать в этой технике гораздо сложнее, поскольку анимировать персонажей приходится в пространстве; их необходимо специально укреплять в декорации, иногда используя дополнительные опоры и подвески.

Комбинированная анимация: персонажи анимируются по отдельности и снимаются на фоне синего экрана, после чего «вживляются» в снятые отдельно пластилиновые декорации. В данном виде пластилиновой анимации основной объём работы приходится не на работу с пластилином, а на работу с компьютером

История пластилиновой анимации.

В нашей стране первый мультфильм, выполненный при помощи техники пластилиновой анимации, был снят в 1981 году. Автор - Александр Татарский. Его «Пластилиновая ворона» была создана по мотивам известной басни И. Крылова «Ворона и лисица». В 1983 году им же снят «Падал прошлогодний снег» по сценарию Сергея Иванова. В основе сюжета — забавная новогодняя сказка про глупого мужичка, отправившегося на поиски ёлки. Менее известны мультфильмы Гарри Бардина - Тяп-тяп маляры (1984), Брэк (1985), Серый волк энд Красная Шапочка (1990).

Вплоть до 90-ых годов в России не было студий, где аниматоры могли работать с пластилином и снимать шедевры. Поэтому пластилиновые мультфильмы создавались редко, причем в их основу была положена классическая или кукольная анимация.

Современная пластилиновая мультипликация представлена студией Максима Свиридова, которая занимается пластилиновыми мультфильмами с 1995 года. Руководит ею Максим Свиридов. На этой студии были отсняты рекламные ролики, заставки к передачам «Сам Себе Режиссёр», «Каламбур», «Улица Сезам», «Большой Вопрос», «Оба-на», «Хит-парад-31», «Биз-тв», «Наш Горби», музыкальные клипы, как например «Веди себя хорошо», «Базар-Вокзал», «Заплатки», «Бахыт-Компот», «Апельсиновая роща», 25 минутный пластилиновый фильм-концерт "Бенефис". Они используют уникальные и самые современные технологии. Но мультфильмов для детей, к сожалению, не создают.

Часть 2.

Техника создания пластилиновой анимации.

Заинтересовавшись созданием именно пластилиновых мультфильмов, я стала искать информацию о том, как они создаются. Оказывается, существует три техники, в которой снимают пластилиновые мультфильмы.

Первый способ – пластилиновая перекладка. Все персонажи мультфильма, созданного в этой технике, имеют плоскую форму. При лепке пластилин как тесто раскатывается по столу. Готовые фигурки располагают на разных этажах мультстанка.

На современных станках два яруса. Знаменитый мультфильм «Падал прошлогодний снег» был снят на двенадцатиярусных станках.

Все персонажи и даже деревья, и кусты расположены на разных стёклах друг над другом. Стёкла передвигали, и персонаж оживал. Каждое движение фиксировали на камеру. Результат сразу невозможно было увидеть и, если допускалась какая-нибудь ошибка в кадре, приходилось все делать сначала.

Комбинированная анимация. Здесь декорации отсутствуют, каждый персонаж снимается отдельно друг от друга на цветном фоне. В конце съемки - монтаж, где соединяются все части мультфильма с помощью компьютерных технологий 

Объёмная анимация. Разновидность классической пластилиновой анимации. Она напоминает кукольную анимацию. В ней используются объемные персонажи и декорации, поэтому мультфильмы получаются более яркими и выразительными, чем созданные в технике перекладки.

Как в технике комбинированной анимации, так и объёмной, создание персонажей гораздо сложнее. Например, необходимо иметь несколько экземпляров каждого героя, кроме этого, 3-4 дополнительные головы. Это делается на случай поломки пластилинового персонажа. Чтобы вылепить одну фигурку ростом примерно 15 сантиметров, уходит час-полтора. Чтобы копии были точными и не заметна замена на сцене используют гипсовые слепки. Для наиболее плавных и точных движений изготовление персонажей начинается с проволочного каркаса. Даже в пальцах персонажа используются тонкие проволочки. Недостаток пластилина как материала для съемки - его мягкость и то, что под нагревом осветительных приборов он легко плавится и деформируется. Поэтому часто для изготовления, в основном лиц, применяются различные пластики, которые после лепки твердеют. Они выглядят в кадре как пластилиновые. Трудность создания объемных мультфильмов в том, что персонажи должны быть устойчивы, не падать. Для этого приходится использовать разные способы крепления их к декорациям. При создании мультфильма у персонажей важна артикуляция, то есть синхронное со звуком открывание рта. Для того, чтобы губы персонажа шевелились в точном соответствии с издаваемыми им звуками все звуки расписываются по определённой технологии, при помощи хитроумного сочетания видеокамеры, монтажной программы и текстового редактора. Для персонажа изготавливается около 20 сменных ртов.

Первый период создания любого мультика – подготовительный –это поиск сюжета. Затем пишется сценарий, делается раскадровка. Следующий этап- создание персонажей, декораций, установка правильного освещения в студии. После этого можно начинать снимать на фотоаппарат каждое малейшее движение персонажей. Весь отснятый материал переносится в компьютер и с помощью специальных программ монтируется. В студии звукозаписи записывается озвучка и накладывается на ролик. Поэтому даже коротенький пластилиновый мультик требует немало времени.

Технология пластилиновых мультфильмов – это покадровая анимация, "слепленная" из отдельных фотографий, в каждой из которых отражено небольшое изменение в движениях и формах персонажа. Это самый трудоемкий этап, так как, чтобы персонаж "ожил", необходимо многократно сфотографировать его, изменяя положение персонажа. На одно движение в среднем нужно сделать около 15-20 фотографий. При этом нужно отметить, что в одну секунду проигрывается 15 кадров. Нетрудно подсчитать, что для мультфильма длительностью в одну минуту требуется отснять 900 фотографий. Так же, каждый раз приходится думать и подключать смекалку, ведь те эффекты, которые легко можно смоделировать в компьютерной программе, вручную из пластилина сделать намного сложнее.

Итог урока.

     Итак, ребята, мы сегодня познакомились с «пластилиновой» мультипликацией, занимательной, красочной и очень трудоёмкой. Узнали сколько разных мультфильмов было создано в такой технике, познакомились с отечественными мультипликаторами и их творчеством. Узнали какими могут быть пластилиновые мультфильмы и в чём их различия. Познакомились с такими понятиями как: «Пластилиновая перекладка», «Комбинированная анимация», «объёмная анимация» и насколько трудно работать в анимации с таким материалом как пластилин. Записали правила съёмок в пластилиновойанимации, которые очень будут нужны при создании нашего мультфильма.

Домашнее задание: сделать пластилинового сказочного персонажа и нарисовать раскадровку с историей о нём.

Литература:

  1. Асенин С.А. Мир мультфильма. М.,искусство, 1986.

Бартон, К. Как снимают мультфильмы. /К.Бартон; Пер. с англ. - М.: Искусство, 1971. - 85 с. - (Библиотека кинолюбителя).

2.    Больгерт, Н. Мультстудия «Пластилин»: лепим из пластилина и снимаем мультфильмы своими руками /Н. Больгерт, С.Г. Больгерт. - М.: Робинс, 2012. – 66с;

 3. Велинский, Д.В. Технология процесса производства мультфильмов в техниках перекладки: Методическое пособие. / Д.В. Велинский. – Новосибирск: Детская киностудия «Поиск», 2011. - 41 с;

4.  Власов М. Виды и жанры киноискусства. М., 1976;
5.  Журнал "Искусство в школе". Взаимодействие искусств и анимации (тематический выпуск). М., 2006;
6. Красный Ю., Курдюкова Л., "Мультфильм руками детей". - Днепропетровск, 1990 г;
7.  Whitaker H., Halas J (русская редакция Ф.Хитрука). Тайминг в анимации. 2002;
8.  Фостер Уолтер. Основы анимации;
9. Асенин С.В. Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной мультипликации. – М.: Искусство, 2004, 287 с;
10.  Халатов Н.В. Мы снимаем мультфильмы. М., Молодая гвардия, 1986;
11.  Иванов-Вано И. Кадр за кадром. – М.: Искусство, 1980г;
12.  В мире искусства. Словарь основных терминов по искусствоведенью, эстетике;
13.  Птушко А. М.: Мультипликационный фильм. 1992, 23 с;
14.  Крыжановский Б.Н. Искусство мультипликации. К.: 1981, 118 с;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность «Пластилиновая анимация» . 4 класс. ФГОС.

Создание мультфильма по мотивам сказки Козлова «Как ёжик с медвежонком протирали звезды»...

Вариативная программа " Пластилиновая анимация для детей дошкольного возраста"

Программа по обучению пластилиновой анимации  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, с учетом возрастных и психологических особе...

Пластилиновая анимация как инновационный метод всестороннего развития ребенка.

Создание анимации из пластичных материалов не только увлекательный процесс, но и способ решения важных педагогических, развивающих, воспитательных, коррекционных задач. Работа над анимационным фильмом...

Применение метода «пластилиновая анимация» в начальной школе как средство гармоничного развития учащихся.

Цель методической разработки:организация совместного урочного и внеурочного взаимодействия учащихся и учителей в работе по ознакомлению с этапами работы над созданием пластилинового анимационного муль...

Пластилиновая анимация как инновационный метод всестороннего развития ребенка.

Создание анимации из пластичных материалов не только увлекательный процесс, но и способ решения важных педагогических, развивающих, воспитательных, коррекционных задач. Работа над анимационным фильмом...

Применение метода «пластилиновая анимация» в начальной школе как средство гармоничного развития учащихся.

Цель методической разработки:организация совместного урочного и внеурочного взаимодействия учащихся и учителей в работе по ознакомлению с этапами работы над созданием пластилинового анимационного...