Формирование Глобальных компетенций в основной и средней школе
статья

Cубботин Евгений

Данная работа представляет собой обобщение опыта по теме

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОСНОВНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

План

1.Понятие о глобальных компетенциях.

2.Важность формирования глобальных компетенций в развитии личности в условиях современного миропорядка.

3.Влияние «зоны комфорта» на развитие человека.

4.Общие подходы и концепции к оценке сформированности глобальных компетенций.

5.Приложения, практические методы.

6.Выводы

1.Свою работу я бы хотел начать словами Элвина Тоффлера: 

«В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться».

В 2018 году в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) впервые была проведена оценка глобальных компетенций 15-летних школьников. О том, что такое глобальные компетенции, почему Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) считает их важными, какие результаты показали российские школьники и какие вопросы вызвали у них наибольшие затруднения, читайте в нашей статье. Что же такое «Глобальные компетенции»? – это новый компонент функциональной грамотности.  Глобальные компетенции – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов и ценностей, применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к иной культурной среде, и при участии в решении глобальных проблем, не имеющих национальных границ и оказывающих влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений. По мнению ОЭСР, системы образования, которые учитывают необходимость подобных знаний, умений и отношений, действительно готовят школьников к жизни в современном мире.

В исследовании PISA-2018 глобальные компетенции представлены как составляющие глобальной компетентности и рассматриваются как:

1. способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы) 

Глобально компетентный человек обладает навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире, способен использовать знания о мире и критически мыслить при рассуждении о глобальных событиях. Сочетая знания, полученные при изучении школьных дисциплин, и приобретенные в школе способы мышления, такой человек способен задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию относительно местных, глобальных или межкультурных проблем. Он также демонстрируют медиаграмотность, т.е. способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ.

2. способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения

Глобально компетентный человек способен рассматривать глобальные проблемы, а также взгляды и поведение других людей всесторонне. Он учитывает и ценит то, что позволяет преодолевать межкультурные различия и находить точки соприкосновения с представителями других культур (например, основные права человека, общий опыт). Сохраняя свою культурную самобытность, он одновременно осознает сущность культурных ценностей и убеждений окружающих его людей. Признание позиции или убеждений другого не обязательно означает их принятия. Однако способность видеть сквозь иной «культурный фильтр» дает возможность углубить собственные взгляды и, таким образом, принимать более зрелые решения при взаимодействии с другими людьми.

 3. способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола

Глобально компетентный человек способен понимать культурные нормы, интерактивные стили и степень формальности межкультурного контекста и может соответствующим образом адаптировать свое поведение и общение. Он стремится к уважительному диалогу, выражает желание понять других людей и общаться с ними.

4. способность и склонность предпринимать конструктивные действия в направлении устойчивого развития и коллективного благополучия 

Глобально компетентный человек содействует улучшению условий жизни в своем сообществе, в построении более справедливого, мирного, инклюзивного и экологически устойчивого мира. Этот аспект отражает роль молодых людей как активных и ответственных членов общества и связан с их готовностью реагировать на ту или иную местную, глобальную или межкультурную проблему или ситуацию.

Ребенок должен обладать:

-готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;

-возможностью решать различные ( в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;

-способностью строить социальные отношения;

-совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию...»

До 2024 года в целях осуществления прорывного научно-технического и социально-экономического развития страны планируется обеспечение вхождения России в число пяти крупнейших экономик мира, в том числе обеспечение темпов экономического роста выше мировых. Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

Основанием для формирования и развития глобальных компетенций обучающихся является:

1.Наличие национальных проектов в области образования.

2.Введение ФГОС, в котором отражены основные тенденции развития образования в мире.  

3.Развитие инфраструктуры оценки качества образования на различных уровнях.  

4.Наличие объективной информации о качестве общего образования в России в сравнении с международными стандартами.  Разработка инструментария проверки и оценивания сформированности глобальной компетентности школьников должна в целом соответствовать требованиям международного мониторинга при учёте особенностей российского общества и российского образования. Для того, чтобы добиться успехов в пятнадцатилетнем возрасте, школьники должны пройти определенные этапы формирования глобальной компетентности, которые не связаны с единственным конкретным школьным предметом и в ряде предметов представлена фрагментарно. Это означает, что целенаправленная деятельность по формированию глобальных компетенций российских школьников требует специфического и последовательно преобразующегося инструментария на каждом этапе обучения.

2.Почему понятие глобальные компетенции стало актуальным для современной школы? Могут ли школы способствовать развитию глобальных компетенций? Школа играет решающую роль в развитии глобальных компетенций молодых людей, может предоставить учащимся возможности изучить современные мировые события, которые оказывают влияние как на мировое сообщество так и на них самих. Педагоги могут научить детей как критически, эффективнее и ответственней использовать цифровые источники информации и СМИ. Рассмотрим названные выше позиции на конкретных примерах.

А)  Готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром – в последние несколько десятилетий скорость, глубина и масштаб перемен во всех сферах общественной жизни достигли рекордных значений. Для многих людей, особенно старшего возраста, уследить за этими обновлениями часто очень сложно. Немаловажную роль играют часто не сами изменения, а в значительной степени отрицательное их восприятие людьми. Тем не менее, мир меняется все быстрее и глубже. Это объективный процесс, остановить который человечество не в силах. Поэтому одной из важнейших задач современной школы является  не только сформировать позитивное восприятие к переменам, но и умение жить с ними, подстраиваясь там, где это нужно, под меняющийся мир, уметь предвидеть хотя бы на ближайшее время.

 Б) Возможность решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи. Умение действовать в нестандартной, часто совершенно новой и неизученной обстановке было нужно во все времена. Всем знаком так называемый «синдром отличника», когда, казалось бы успешный в школе, ВУЗе человек вдруг, попав в незнакомую, нестандартную обстановку, требующую от него креативного подхода не смог справиться с поставленной жизнью задачей. В противоположность ему «троечник», с трудом окончивший школу, но умеющий приспосабливаться, мыслить нестандартно, успешно решает поставленные задачи, успешно реализует себя, движется по карьерной лестнице не мучимый комплексами своей не слишком успешной учебы.

В) Способность строить социальные отношения. Эта тема сейчас актуальна как никогда. Большинство современных стран сейчас представляют в этническом плане очень пёструю картину и Россия тому лучший пример. Всему миру известны случаи столкновений между народами, причем часто живущими давно бок о бок в одной стране: Нагорный Карабах, каталонцы и баски, ирландский вопрос, провинции Онтарио и Квебек, скинхэды, расизм в США, антисемитизм и, наконец, проблема всего мира – нацизм. Список примеров можно продолжать бесконечно. В условиях возросшей мобильности населения – трудовых миграций, обмена студентами в рамках повышения качества образования, развития мирового туризма, смешанных браков – люди должны уметь понимать и принимать друг друга, уважать независимо от национальности, цвета кожи, расы, религии, хобби и т.д. В современном мире, в основном в развитых странах увеличился средний возраст вступления в брак, растет и число разводов. Часто причиной этого становится банальное неумение общаться – и это вопреки расширению границ общения благодаря возможностям современных средств связи… Парадокс: бесконечно прибывая «онлайн» мы стали одиноки, разучились слышать друг друга, сочувствовать, сопереживать. Поэтому одной из важнейших задач современного образования является сближение людей.

Г) Совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию...»

В связи с этим хочу привести один пример: в первой половине 19 века среднестатистическому инженеру знаний, полученных во время учебы в университете, хватало на протяжении всей его карьеры. Сейчас же даже простые рабочие, работающие, скажем в автомобильной промышленности Японии, вынуждены учиться, и не по одному месяцу каждый год. Что уж тогда говорить про врачей, ученых, ведь информация растёт как снежный ком. Неправильно сейчас – неважно, в какой сфере мы трудимся – сказать: «Я уже все знаю, чему мне учиться?» Из собственной, уже более чем 20-летней педагогической практики я понял, что дети часто считают учебу в школе тяжёлым, но, что самое грустное, конечным этапом образования, завершив который, можно расслабиться и наслаждаться жизнью, не задавая себе вопроса: «А чему мне надо учиться дальше?» Мало того, постоянно имея дело с внеурочной работой в форме консультаций по подготовке к ЕГЭ, ГИА, я понял, что многим учащимся свойственно думать, что темы, которые мы изучаем на уроке и вопросы экзамена – это разные вещи и что материал уроков нужен далеко не всегда. Вот поэтому школа должна помочь с осознанием вопроса: «А что еще я не знаю, к чему мне нужно стремиться?»

Мало того, для современного человека нужно уметь отвечать на этот вопрос, а, кроме того, быть готовым предпринимать конкретные шаги по ликвидации своих образовательных дефицитов, искать все возможные пути образования, включая самообразование. Из школы должны выходить люди, не боящиеся экспериментов, готовые к поискам новых путей профессионального роста, в том числе смены направления деятельности, причём, часто даже в немолодом возрасте.

Глобальная компетентность рассматривается на международном уровне как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность - человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия. Глобальную компетентность (глобальные компетенции) можно рассматривать как специфический обособленный ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков. Данное выше определение отражает следующие особенности глобальной компетентности: а) динамизм содержания под воздействием постоянно изменяющегося мира; б) осознание взаимосвязи и взаимопроникновения локального и глобального; в) включение в контент глобальной компетенции представлений о межкультурных взаимодействиях; г) деятельностная направленность; д) коммуникативная направленность; е) ценностная основа.  Парадокс формирования глобальной компетентности как базового личностного образования связан с пониманием ее открытого, незавершенного состояния. Опосредованно это выражается в постоянной готовности глобально компетентного человека к переработке дополнительной информации, к получению новых знаний о мире и социальных взаимодействиях, под влиянием которых может меняться представление о соотношении глобального и локального, о целевых установках самостоятельной деятельности и коммуникаций. С другой стороны, стабильность глобальной компетентности связана с ее ценностной основой: направленностью на понимание ценности другого, на осознанное ответственное отношение к окружающим.

3.Все мы периодически слышим понятие «зона комфорта». Обычно под этим термином подразумевается некое устойчивое, стабильное состояние к которому люди приходят в течение жизни. Обычно это состояние связывается : а) с достижением определённого уровня образования; б) занятием определённого, устраивающего человека места на карьерной лестнице; в) семейным положением; г) устоявшимися привычками, устроенным бытом, образом жизни и т.д. Человек, находящийся в «зоне комфорта», незаметно для себя привыкает к размеренному течению жизни, подчас избегая всего того, что может нарушить её размеренный ритм. В этом, по сути,  нет ничего необычного и даже плохого, кроме одного: часто нахождение в зоне комфорта несовместимо с развитием, приобретением новых знаний, навыков, так как часто для того, чтобы начать расти, развиваться, человеку нужно покинуть «зону комфорта», то есть решиться бросить ту самую размеренную жизнь, к которой он стремился, которую создал, получая образование, карабкаясь по карьерной лестнице, строя семью, обустраивая быт. Вот поэтому успеха в современной жизни обычно добиваются те, кто не боится потерять пусть скромную, но стабильную зарплату, не слишком престижную, но востребованную работу…

Динамично развивающийся мир сейчас требует готовности часто переезжать, быть иногда вдали от дома, семьи, умения «начать сначала» даже в солидном возрасте. Иными словами, глобальные компетенции во многом  нацелены на подготовку людей к тому, что платой за успех, востребованность, а иногда и славу будет неустроенный быт, жизнь на колёсах.

4.В международном исследовании PISA подходы к оцениванию глобальной компетентности учитывают:  

- овладение знаниями о процессе глобализации, его проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны жизни человека и общества;

-формирование аналитического и критического мышления;  

-осознание собственной культурной идентичности и понимание культурного многообразия мира;  

-освоение опыта отношения к различным культурам, основанного на понимании ценности культурного многообразия.  Разработчики PISA указывали, что степень овладения данной функциональной грамотностью выражается в способности ученика:

-критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях;  

-осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на суждения, взгляды и мировоззрение;  

-вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.  Глобальная компетентность проявляется, раскрывается и оценивается в PISA через знание (глобальных проблем) / понимание (межкультурных взаимодействий), умения, ценности и отношения. Проверка сформированности глобальной компетентности в PISA включает два компонента:  

1) «Знание и понимание»  а) осознание и понимание глобальных проблем:

-осведомленность о наиболее значимых глобальных проблемах;  

-понимание взаимосвязей между глобальными проблемами, влияния глобальных проблем на локальные тенденции.

 б) осознание и понимание межкультурных различий, взаимопонимание:  

-осознание сходства и различий разных культур;  

-понимание иной точки зрения, осознание факторов, влияющих на выбор той или иной позиции.  

2) «Умения»  а) аналитическое мышление:

-следование логике;  

-системность рассмотрения проблемы;  

-соблюдение последовательности рассмотрения проблемы;  

-способность интерпретировать смысл элементов текста;  

-способность устанавливать связи и выявлять противоречия при рассмотрении проблемы.  

б) критическое мышление:

-оценка значимости, обоснованности, достоверности информации (текста, источника, утверждения) с позиций внутренней целостности, непротиворечивости объективным данным и личному опыту;  

-осознание связи собственных взглядов с определенными ценностями и культурными традициями, понимание обусловленности взглядов и суждений культурными и иными традициями. Опорный для разработки отечественной модели оценивания комплекс «знание / понимание» нацеливал на выделение предметной (знаниевой) составляющей глобальной компетентности, формировать которую можно через систему школьных предметов.

Анализ действующего Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Проекта федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, обсуждение которого проводилось в начале 2019 г., примерной основной образовательной программы основного общего образования выявляет общность целей формирования глобальных компетенций и элементов содержания, которые совпадают с проверяемым содержанием исследования PISA и могут служить основой для формирования глобальной компетенции российских школьников в образовательном процессе. В Проекте ФГОС ООО они названы:

 а) в предметных результатах освоения программы основного общего образования с учетом общих требований стандарта и специфики содержания предметных областей (предметы «обществознание», «география», «биология», «история», «иностранный язык», «основы духовно-нравственной культуры народов России»),

б) в предметных результатах освоения программы по годам обучения, подлежащих промежуточной и итоговой аттестации (предметы «обществознание», «география», «биология», «история»), в) в метапредметных образовательных результатах, г) в целях воспитания, сформулированных в Программе воспитания обучающихся при получении основного общего образования. Материал, подлежащий проверке в российском мониторинге, учитывал также подходы ООН при характеристике глобальных проблем, таких, как «Север – Юг», Мировой океан, изменение климата, вода (дефицит воды, доступ к чистой воде), демографическая проблема (старение, дети), продовольственная проблема, миграция и беженцы, энергетическая и сырьевая проблемы, гендерное равенство, здравоохранение, питание, права человека.  Следует подчеркнуть, что формирование аналитического и критического мышления, которое рассматривается в международном мониторинге как умение и подробно характеризуется в материалах PISA, имеет прямой аналог в российских нормативных документах в структуре метапредметных результатов образования (в частности, в перечне познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий и характеристике умений работы с информацией).  

5.При всей кажущейся новизне и сложности, формирование глобальных компетенций давно присутствует в российской школе. В качестве примера можно привести такие сравнительно молодые учебные предметы, как ОРКСЭ – Основы религиозной культуры и светской этики – рассматривающий во всём многообразии культуру и знакомящий детей с основами религиозных верований России и мира. В рамках современной концепции преподавания истории не случайно курс Истории России и курс Всеобщей истории выстроены параллельно по принципу хронологии – для обеспечения синхронного, гармоничного восприятия истории человечества в целом.

Изучая с 6 по 11 класс предмет Обществознание, школьники должны научиться понимать и принимать самих себя и окружающих людей, выстраивать гармоничные, добрососедские отношения с людьми других культур, национальностей, религий, принимать особенности личности окружающих. Обществознание как предмет школьной программы имеет особую роль в процессе формирования глобальных компетенций, так как многие темы, например, темы экономики, политики и культуры, вопросы семьи, религии, культуры не имеют привязки к какой-либо конкретной стране. В связи с процессами глобализации вопросы, изучаемые на уроках обществознания, приобрели интернациональное звучание.

6.  Таким образом, формирование глобальных компетенций направлено на достижение метапредметных образовательных результатов. Достижение этой цели невозможно без междисциплинарной интеграции учителей и не заканчивается на уровне образовательного учреждения; это такое  состояние человека, которая подвергает его к обучению в течении всей жизни и  никогда не заканчивается. Как и социализация, как и любой процесс личностного роста, глобальные компетенции формируются столько, сколько живет человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы "Обучение написанию сочинений как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы".

Описание опыта работы на обобщение по теме  "Обучение  написанию  сочинений как  способ  формирования  коммуникативной  компетенции учащихся  основной  шко...

Статья на тему: "Решение проблем формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы как условие успешного выполнения части С1 ГИА"

В регионах Российской Федерации проводится государственная аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. По его результатам можно судить о подготовке по русскому языку выпускников школ страны,...

«Формирование учебных компетенций учащихся основной школы на основе интеграции математики с предметами естественнонаучного цикла». 

В работе представлено обощение опыта по межпредметным связям математики с предметами естественного научного цикла. Приведен пример бинарного урока по теме "Закон Ома для участка цепи". Имеется презент...

Формирование интереса к урокам математики у обучающихся основной и средней школы.

Статья о формировании интереса к урокам математики у обучающихся основной и средней школы....

презентация "Формирование финансовой грамотность обучающихся основной и средней школы на уроках обществознания"

Представлены различные методические подходы к формированию финансовой грамотности обучающихся на уроках обществознания....

Сообщение: «Формирование Hard skills и Soft skills навыков на уроках истории и обществознания в основной и средней школе»

laquo;Формирование Hard skills и Soft skills навыков на уроках истории и обществознания в основной и средней школе»...