Формирование ключевых компетенций в основной школе в процессе инновационной деятельности
опыты и эксперименты

Кочкуркина Ольга Викторовна

Из опыта работы коллектива гимназии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_klyuchevyh_kompetentsiy_v_osnovnoy_shkole.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

Кочкуркина О.В.

г.Грязи, МБОУ гимназия №3

заместитель директора

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ В ПРОЦЕССЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Приоритетная задача современной школы – формирование у обучающихся готовности к саморазвитию и непрерывному самообразованию. Для решения этой задачи необходимо:

-повышать познавательную активность обучающихся,

-формировать у них критическое мышление,

-воспитывать способность работать с различными источниками информации,

-создавать условия для социализации обучающихся посредством личностно значимой деятельности.

Для того, чтобы соответствовать требованиям Стандарта и учитывать все междисциплинарные аспекты основной образовательной программы, как нельзя лучше подходит особая форма учебной работы, способствующая воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности, - проектно-исследовательская деятельность.

С 2012 по 2015 год коллектив гимназии №3 г.Грязи реализовывал программу «Школьный проект как средство интеграции учебной и внеурочной деятельности», направленную на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности. Целью программы было создание условий для формирования у обучающихся гимназии ключевых компетенций проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации. [3, стр.3] Проделанная работа позволила усовершенствовать существующую в гимназии систему организации проектной деятельности обучающихся и показала следующие практические результаты:

  1. повышение качества знаний обучающихся, в системе включённых в проектную деятельность;
  2. развитие познавательной активности школьников;
  3. создание условий для формирования ключевых компетенций проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации;
  4. повышение профессионального уровня педагогов. [1, стр.12]

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (п.12 ФГОС ООО) «Достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования, является предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач». [4]

Таким образом, результаты, полученные в ходе работы по программе «Школьный проект как средство интеграции учебной и внеурочной деятельности», являются отправной точкой для работы в условиях реализации ФГОС ООО при организации оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающихся. [1, стр.15]

Процедурой итоговой оценки достижения индивидуальных образовательных результатов может являться защита итогового индивидуального проекта.

В процессе работы над проектом получают свое развитие читательская компетенция школьника, навык самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний, то есть продолжается формирование познавательных компетенций. Повышается и уровень сформированности регулятивных компетенций обучающегося – способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику, самоорганизация, саморегуляция и рефлексия. Формируются информационно-коммуникационные и проектно-исследовательские компетенции. В ходе публичного выступления (защиты проекта) выпускник основной школы продемонстрирует сформированность не только вышеназванных компетенций, но и уровень коммуникативной компетентности – умение организовать сотрудничество и взаимодействие, оценить навыки сотрудничества; умение осознанно использовать речевые средства, владение устной и письменной речью; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ в целях обучения и развития. Подготовка и презентация итогового проекта несет в себе и значительную когнитивную составляющую.

Поэтому, исходя из имеющегося опыта работы и в связи с требованиями ФГОС была разработана и утверждена программа «Итоговый проект как способ оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в условиях реализации ООП ООО». [2]

Коллектив поставил перед собой цель разработать и ввести в практику процедуру итоговой оценки достижения индивидуальных образовательных результатов выпускников основной школы. Задачи инновационной работы:

  • Разработка нормативных документов институционального уровня, регламентирующих организацию работы над итоговым проектом.
  • Систематизация показателей и критериев оценивания проектной деятельности.
  • Формирование многоуровневой системы учета индивидуальных образовательных достижений обучающихся, систематизации и хранения оценочной информации.
  • Оптимизация модели внутришкольной системы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП обучающимися основной школы. [2, стр.3]

Педагогический коллектив гимназии имеет опыт применения инновационных технологий, внедрения в образовательный процесс новшеств и распространения своего педагогического опыта. Как уже отмечалось, в 2012-2015 годах успешно реализована программа деятельности инновационной площадки ГАУ ДПО ЛО «ИРО» по теме «Школьный проект как средство интеграции учебной и внеурочной деятельности». С завершением работы инновационной площадки продолжают эффективно функционировать долгосрочные проекты, получившие новое развитие в ходе инновационной работы. Вокальный ансамбль «Надежда», удостоенный в 2016 году звания образцового детского коллектива, научное общество учащихся «Поиск», деятельность которого давно вышла за рамки гимназии и объединяет образовательные организации Грязинского района на ежегодной научно-практической конференции обучающихся. Кадетское движение МВД гимназии широко сотрудничает как с общественными организациями Грязинского района, так и принимает активное участие в патриотических проектах и социальных акциях в Липецкой области и за ее пределами.

Проектная деятельность становится неотъемлемой частью жизни школы. Только за последний год коллектив гимназии стал участником таких значимых проектов как «Конкурс юных изобретателей и рационализаторов», «Российское движение школьников», «Всероссийский конкурс научно-технологических проектов». Повседневными стали творческие, информационные, познавательно-развлекательные мини-проекты, прочно вошли в школьную жизнь уроки защиты проектов.

Поэтому итоговый проект не станет для выпускников основной школы чем-то невозможно сложным и совершенно непонятным и невыполнимым. Тем более, что гимназия располагает необходимыми условиями для решения поставленных программой инновационной деятельности задач.

Материально-техническая база гимназии находится на уровне, позволяющем качественно организовать образовательную деятельность.

В соответствии с требованиями Стандарта информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования обеспечиваются современной информационно-образовательной средой, сформированной на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-телекоммуникационных средств и педагогических технологий, направленных на формирование творческой, социально активной личности, а также компетентностью участников образовательной деятельности в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий.

Школа укомплектована кадрами, имеющими необходимую квалификацию для реализации основной образовательной программы, способными к инновационной профессиональной деятельности. 98% педагогов имеют высшее педагогическое образование. 52% от общего количества педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 41% - первую. Сотрудники непрерывно повышают педагогическое мастерство, осваивают новые профессиональные компетенции, обучаясь на курсах повышения квалификации (в том числе и с применением дистанционных образовательных технологий). 97% педагогов прошли переподготовку или повышение квалификации по программам, соответствующим ФГОС ОО. Росту уровня сформированности профессиональных компетенций педагогов будет способствовать и руководство проектной деятельностью обучающихся, и участие их в оценивании итоговых проектов выпускников основной школы.

Для оценки эффективности реализации задач программы предлагаются следующие критерии:

  1. Полнота разработанных нормативных правовых документов по теме инновационной деятельности
  2. Влияние изменений, полученных в результате инновационной деятельности, на качество образования обучающихся - положительная динамика результатов педагогических измерений уровня достижения планируемых образовательных результатов обучающихся; рост удовлетворенности  детей  и  их  родителей (законных представителей) организацией образовательной деятельности.
  3. Влияние изменений, полученных в результате инновационной деятельности, на рост профессиональных компетенций педагогических работников - увеличение количества педагогов, вовлеченных в реализацию задач программы инновационной деятельности; удовлетворенность педагогов изменениями, происходящими в результате работы по инновационной программе; повышение профессиональной активности педагогического состава образовательной организации.
  4. Информационное сопровождение инновационной работы [2, стр.10]

В условиях реализации ФГОС ООО к компетенции ОУ относятся планирование организации и содержания проектной деятельности как средства реализации требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, а также осуществление оценки её результатов. [2, стр.15]

Таким образом, инновационная деятельность в школе, преемственность в её планировании и осуществлении, позволяют перейти на качественно новый уровень формирования ключевых компетенций обучающихся, развития профессиональных компетенций педагогов и реализации и наращивания потенциала коллектива в целом в рамках компетенции образовательной организации.

Литература:

  1. Итоговый отчет о деятельности инновационной площадки Института развития образования по теме «Школьный проект как средство интеграции учебной и внеурочной деятельности» за период 2012 – 2015 гг. / электронный ресурс https://gimnaziya3.org/files/innovative_activities/Itogovyj_otchet_po_programme_innovacionnoj_dejatelnosti_2015.pdf
  2. Программа инновационной деятельности «Итоговый проект как способ оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в условиях реализации ООП ООО» / электронный ресурс https://gimnaziya3.org/files/innovacionnaya_pl_IRO/programma_id.pdf
  3. Программа «Школьный проект как средство интеграции учебной и внеурочной деятельности» / электронный ресурс https://gimnaziya3.org/files/innovative_activities/Programma_opytno-jeksperimentalnoj_raboty.pdf 
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

E-mail:

olga-gryazi@mail.ru – Кочкуркина Ольга Викторовна

gimnaziya3@mail.ru – МБОУ гимназия №3 г.Грязи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Наше время принесло новое противоречие в образовательный процесс - противоречие между темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения обучаемым, будь то ребёнок или взрослый. Именно...

Формирование ключевых компетенций учащихся во взаимодействии урочной и внеурочной деятельности

Статья была опубликована в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции  "Отражение основных идей ФГОС основного общего образования в программе и учебниках по географии Издат...

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ДИВЕРГЕНТНЫХ ЗАДАЧ И ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ПО ГЕОГРАФИИ.

Аннотация: В статье рассматривается специфика современного образования и использование возможностей проектной деятельности для развития творческих способностей учащихся. Особенность этой статьи в том,...

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

ldquo;Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь”   Китайская мудрость...

Презентация "Формирование ключевых компетенций у учащихся через исследовательскую и проектную деятельность"

Формирование ключевых компетенций у учащихся через исследовательскую и проектную работу является приоритетным направлением в профессиональной деятельности учителя.Успех ученика в исследовании или прое...

Формирование ключевых компетенций обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности по физической культуре

Формирование ключевых компетенций  обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности по физической культуре.Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является в...