"Формирование ключевых компетенций как составная часть воспитательного процесса в классе».
материал на тему

Непомнящих Вера Яковлевна

Выступление на педсовете  о работе классного руководителя 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_nepomnyashchih.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ Омской области «Полтавская адаптивная школа-интернат VIII вида»

«Формирование ключевых компетенций как составная часть

воспитательного процесса в классе».

В.Я.Непомнящих , учитель ПТО первой категории

 Модернизация российского образования требует новых подходов к воспитанию молодежи.

Для указания эффективных путей совершенствования воспитательного процесса в школе необходимо определить результаты, т. е. ответить на вопрос: “ Каким должен быть выпускник школы?”

Слайд: Задачи воспитательной работы в классе: на основе изучения личности учащихся создать максимальные условия для физического, интеллектуального и нравственного развития детей;
— воспитание сплочённого коллектива;
— воспитывать у учащихся стремление к ведению здорового образа жизни, развить это стремление во внутреннюю потребность каждого ученика;
— воспитывать сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность;  воспитание в детях уважения к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу).
— формировать экологическую грамотность учащихся;
— развитие в детях чувства прекрасного: любовь к животным, природе, музыке, поэзии;
— укрепление связей с семьёй, распознавание психолого – педагогических знаний среди родителей.

 Так же задача классного руководителя — выбрать вместе с учащимися те цели, которые действительно близки, по крайней мере, большинству учеников,  и те пути их достижения, которые, согласно общим ощущениям, будут наиболее плодотворными.

Работая по данной теме, обнаружила, что практически во всех подходах (под теми или иными названиями) присутствуют информационная, коммуникативная, социально – правовая компетентности.

Процесс воспитания и обучения неразделим.

Взаимосвязь ключевых компетентностей и общеучебных умений.

     Слайд:    Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями опытом.                                                               

Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для наших школ, когда школьники могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

В то же время наличие определённых знаний, умений и навыков не даёт право говорить о наличии у человека компетенций. Для этого необходимы условия, в которых данные категории будут развиваться и, благодаря которым, они будут трансформироваться в категории гораздо более высокого уровня.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Современные  нормы социальных отношений требуют обновления организации школьной жизни. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является компетентностно - ориентированный подход к обучению и воспитанию. В «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» отмечается: «Общеобразовательная должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности личной ответственности, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».

При всем многообразии подходов к определению компетенции применительно к школе наиболее приемлемым можно считать определение, данное Андреем Викторовичем Хуторским, доктором педагогических наук, академиком Международной педагогической академии, г. Москва: Слайд: «Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности».

Принято классифицировать компетенции следующим образом: Слайд:

Базовые компетенции;

Ключевые компетенции;

Предметные компетенции

         Сегодня мы остановимся на ключевых компетенциях. Ключевые компетенции, определяют современное качество образования.

Слайд: Компетенция — это возможность установить связь между знанием и ситуацией, найти, обнаружить процедуру (т.е. знания и действия), подходящую для решения проблемы.

Слайд: Ключевые (т.е. открывающие дверь другим) компетенции — компетенции, которыми важно вооружить выпускников общеобразовательных школ, следующие:

Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладеть социальным опытом, получить навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. Набор ключевых компетенций в обобщенном виде можно представить следующим образом: Слайд: (щ)

учебно-познавательные,

информационные;

коммуникативные,

социально-трудовые;

общекультурные;

компетенции личностного самосовершенствования.

Мы часто слышим выражение «компетентный человек». Что  скрыто под этим определением? Слайд:  Компетентный человек – это сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их. Компетенцию рассматривают как возможность установления связи между знанием и ситуацией или как способность обнаружить знания и предпринимать действия, подходящие для решения проблемы в конкретных условиях её реализации. Компетенция включает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Если образовательная подготовка имела целью формирование и развитие ключевых компетенций, то человек, прошедший её, должен «уметь»: извлекать пользу из опыта; организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их; организовать свои собственные приёмы обучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением.

      Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. В ходе учебно – воспитательного процесса у него формируются те или иные составляющие «взрослых» компетенций, и чтобы ему не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает их с образовательной точки зрения.

         Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. Если расшифровать ключевые слова в характеристике компетенций применительно к общеобразовательной школе, то это будет выглядеть так:

         искать: опрашивать окружение; консультироваться у педагога; получать информацию;

         думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а также с окружающей средой; оценивать произведения искусства и литературы;

         сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

         приниматься за дело: включаться в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовать свою работу; пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;

         адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний  выхода конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретёнными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.

Учитель оказывается перед массой труднейших вопросов: как научить детей учиться, как воспитать в каждом любовь к Родине, чувство доброты и справедливости, отзывчивость и непримиримость к злу.

Для формирования ключевых компетенций я организую воспитательную работу в классе по этапам:       Слайд:   

(щ)1. Подготовительный -  пробудить творческую активность учащихся, родителей.

-изучение мнений, интересов детей, родителей;

-изучение состава учащихся, формирование ученического и родительского актива;

-сотрудничество с кружками, спортивными секциями.

(щ)2. Основной -  определить основные направления, формы и виды деятельности.

-сохранение школьных традиций;

-развитие в каждом ребёнке самостоятельности, инициативности, ответственности, творчества;

- -многообразие форм и видов внеклассной работы;

-рождение новых традиций.

(щ)3. Переход к личностно-ориентированному образованию - развитие ключевых компетенций через воспитательную работу.

-обеспечение и поддержка процессов самопознания и самореализации личности ребёнка;

-обеспечение личностно значимого содержания воспитательных дел;

-создание портфолио на каждого ученика.

   Таким образом, постепенно ключевые компетенции  превращаются в  средства развития личных качеств и личных смыслов учащихся.

Успех связан с чувством эмоционального подъёма, создаёт ощущение внутреннего благополучия. Один раз пережив успех, ребёнок будет вновь и вновь стремиться к нему.

         Ребёнок – активный участник познания и преобразования окружающего мира. Ему всё интересно, он удивлён окружающим его миром.

         Уверенно чувствует себя тот, кто в деятельности опирается и использует свои личные психологические особенности. А чтобы уверенность не терялась, необходимо помочь развитию ребёнка.     Важное значение, имеет прямое общение детей не только на уроке,        но и во внеурочное время.

 Лишая учащихся общения, мы делаем их менее защищёнными, неуверенными в собственных силах, более зависимыми от учителя, не способными к высказыванию собственного мнения. Здесь и имеет большое значение работа в группах и парах.

         Что же приобретает школьник, пройдя через такой процесс обучения и воспитания? Самое главное – у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении ситуаций, он умеет доказывать свое, и уважает чужое мнение, имеет способность к самоконтролю и сопереживанию. В этом и заключается смысл всей нашей работы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование образовательного процесса направленного на формирование ключевых компетенций у учащихся непрофильных классов при изучении физики.

Известно, что результаты обучения зависят не столько от качества программы или учебника. Они зависят от организации процесса обучения, от того, как работает сам учитель. В непрофильных классах при изу...

«Формирование ключевых компетенций и повышение уровня усвоения учебного процесса посредством метода проекта».

Краткая аннотация работы: Приступая к работе над формированием ключевых компетенций и повышение уровня усвоения учебного процесса посредством метода проекта, я выявила следующую проблему:что уча...

Роль проектной деятельности в формировании ключевых компетенций у обучающихся в процессе изучения технологии.

Влияние проектной деятельности на формирование ключевых компетенций учащихся....

Формирование ключевых компетенций в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ по математике.

Сообщение для "круглого стола" в рамках проведения методической недели. Содержит текст выступления,  презентацию и несколько полезных правил по данной теме....

Формирование ключевых компетенций в воспитательном процессе

Основным объектом воспитательного процесса в школе является личность школьника как носителя социально ценностных отношений, как индивидуальность с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно пр...

Внеклассная работа, как составная часть воспитательного процесса глухих детей

Внеклассная работа, как составная часть воспитательного процесса глухих детей @page { size: 21cm 29.7cm; margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: #00000a; line-height: 120...