Рабочая программа по Исследовательской деятельности для детей 6-7 лет
рабочая программа

Бетина Любовь Николаевна

Рабочая программа разработана для реализации направления "Исследовательская деятельность" на базе десткого сада для детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6-7_let_programma_po_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx70.92 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по приобщению ребенка к исследовательской деятельности

детей 6 – 7

«Ребёнок в мире поиска»


Срок реализации 1 год

Разработал:

педагог дополнительного образования

МБДОУ «Детский сад «Ивушка»

г. Тамбова

Бетина Любовь Николаевн

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Актуальность, направленность Программы

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников -представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. Это новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно –исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Таким образом, исследования – огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, а самое главное самовыражаться, что и определяет актуальность выбранного направления.

Направленность программы естественнонаучная.

Новизна, педагогическая целесообразность. Педагогическая целесообразность данной Программы объясняется тем, что дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания -запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе дополнительного образования ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент. Новизна данной программы направлена на рациональное сочетание заданий: расширение кругозора и развитие творческого воображения. Ведущая роль на занятиях отводится опытно-экспериментальной деятельности детей. Программа предполагает предоставление детям возможности самостоятельно добывать дополнительную информацию.

Срок реализации Программы 1 год

1.2. Цели и задачи реализации программы

Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста умений и навыков исследовательского поиска посредством экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • Воспитывать у детей экологическую культуру через любовь и интерес к природе, через познание окружающего мира.
  • Продолжать вовлекать детей в исследовательскую деятельность.
  • Развивать мышление, память.
  • Формировать умение ставить перед собой цель, находить пути её реализации и делать самостоятельные выводы.
  • Через опыты дать детям элементарные представления о некоторых физических свойствах предметов (магнит, компас, термометр).
  • Уточнить представления о свойствах воды, воздуха, песка, глины, почвы. Познакомить детей с защитными свойствами снега.
  • Помочь детям осознать, какое место занимает человек в природе, и показать результаты положительного и отрицательного воздействия человека на природу.

Личностные

Формирование общественной активности личности в опытно – экспериментальной деятельности, культуры общения, поведения на занятиях, навыков здорового образа жизни.

Метапредметные

 Развитие мотивации к определённому виду деятельности (исследования, опыты), потребности в самостоятельности, ответственности активности и аккуратности.

Образовательные (предметные)

Развитие познавательного интереса к опытно – экспериментальной деятельности, приобретение определённых знаний, умений, навыков, компетенций.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа разработана в соответствии с основными принципами дошкольного образования, поэтому:

1. Принцип научности:

- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования

2. Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

3. Принцип систематичности и последовательности:

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;

- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка- дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

- обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

5. Принцип доступности:

- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

6. Принцип активного обучения:

- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

7. Принцип креативности:

- предусматривает развитие у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

8. Принцип результативности:

- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального

1.4. Характеристики особенностей развития детей

Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе. Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности - к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результатов, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

1.5 Мониторинг освоения детьми старшего дошкольного возраста поисково-исследовательской деятельности

     Опытно - экспериментальная деятельность позволяет реализовать усвоение знаний через все виды деятельности. Только совместными усилиями педагогов, родителей можно достичь хороших результатов.  Система мониторинга позволяет оценивать эффективность использования метода экспериментирования в работе с детьми, помогает вскрыть и обнаружить изменения, происходящие в результате опытно – экспериментальной деятельности.

Мониторинг направлен на решение целого ряда взаимосвязанных задач:

 1. Выявить в какой степени ребёнок овладел навыками экспериментирования.

2. . Оценить развивающую среду для опытно – экспериментальной деятельности в ДОУ.

    Для решения указанных задач используются разнообразные методы изучения: наблюдения педагога, с фиксированием в дневнике наблюдений; самоанализ педагогов. Мониторинг позволяет проследить возрастную динамику формирования навыков при переходе детей из одной возрастной группы в другую.

Педагогический мониторинг призван оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. На этой основе можно сделать предварительные предположения о причинах недостатков в работе или, наоборот, утвердиться в правильности избранной технологии.

Результаты мониторинга позволяют:

-ориентироваться на дальнейшее продвижение и успех ребенка;

-уточнять и закреплять определенные знания, умения, навыки ребенка;

-диагностировать причины слабых и сильных сторон личности;

-развивать умения и навыки в новой ситуации для ребенка;

-воспитывать чувство ответственности, настойчивости в достижении цели, формирование навыков самостоятельной работы и др.;

-контролировать соответствие уровня достижений, к принятым нормам;

-стимулировать результаты деятельности ребенка.

1.6. Планируемые результаты освоения программы для детей 6-7 лет

  • Ребёнок проявляет в решении проблемных задач.
  • Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения, выдвигает гипотезы,  предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.
  • Самостоятельно планирует предстоящую деятельность.
  • Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями
  • Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности.
  • В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности.
  • Замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе
  • Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи.
  • Делает выводы

.

II  Содержательный раздел

2.1 Содержание учебно-тематического плана первого года обучения.

Опытно-экспериментальная деятельность делится по направлениям:

 живая природа: растения, как живые организмы; природные зоны

неживая природа: воздух, вода, теплота, теплопроводность, вес, притяжение, невесомость, магниты, электричество, звук, свет.

Месяц

Направление проекта

Название проекта

Количество часов

Сентябрь

Живая природа

Растения, как живые организмы

Природные зоны

Октябрь

Неживая природа

Химия или магия

Ноябрь

Неживая природа

Воздух повсюду

Декабрь

Неживая природа

Такая разная вода

10 ч

Январь

Неживая природа

Теплота. Теплопроводность

Февраль

Неживая природа

Волшебные магниты

Март

Неживая природа

Вес. Притяжение. Невесомость

Электричество

Апрель

Неживая природа

Звук

Май

Неживая природа

Свет и цвет

Месяц

Неделя

П/п № занятия

Занятие  

Цели

Оборудование и материалы

Методическая литература

Проект «Растения, как живые   организмы»

Сентябрь

1

1.1

Монопроект «Много-мало»

Выявить зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев

Три растения: одно –с крупными листьями, второе – с обычными листьями, третье – кактус; целлофановые пакетики, нитки.

О.В. Дыбина. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников 2010, с. 127-128

1.2

Эвристическая беседа «Запасливые стебли»

Доказать, что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу.

Губки, бруски деревянные неокрашенные, лупы, невысокие ёмкости с водой, глубокая ёмкость.

О.В. Дыбина. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников 2010, с. 128

2

2.1

Мозговой штурм «Какие растения могут расти в пустыне?»

Найти растения, которые могут расти в пустыне и саванне.

Растения: фикус, сансевьера, фиалка, диффенбахия; лупа, целлофановые пакетики.

О.В. Дыбина. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников 2010, с. 128-129

2.2

Монопроект «Почему меньше?»

Установить зависимость количества испаряемой влаги от величины листьев

Стеклянные колбы, черенки  диффенбахии.

О.В. Дыбина. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников 2010, с. 129

Проект «Природно-климатические  зоны»

3

3.1

Мини-проект «Арктика»

«Когда в Арктике лето?»

Выявить особенности проявления сезонов в Арктике

Глобус, макет «Солнце-Земля», термометр, мерная линейка, свеча

О.В. Дыбина. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников 2010, с. 129-130

3.2

Мини-проект «Арктика»

«почему летом в Арктике солнце не заходит?»

Выявить особенности проявления летнего сезона в Арктике

Макет «Солнце-Земля»

О.В. Дыбина. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников 2010, с. 130

4

4.1

Монопроект «Как в джунглях»

Выявить причины повышенной влажности в джунглях.

Макет «Земля – Солнце», карта климатических зон, глобус, противень, губка, пипетка, прозрачная емкость, прибор для наблюдения за изменением влажности.

О.В. Дыбина. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников 2010, с.131

4.2

Монопроект «Лес – защитник и лекарь»

Выявить защитную роль леса в лесостепной климатической зоне.

Макет «Солнце-Земля», карта природно-климатических зон, комнатные растения, вентилятор, мелкие кусочки бумаги, два маленьких подноса и один большой, емкости для воды, почва, листья, веточки, трава, лейка, поддон с почвой.

О.В. Дыбина.  Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников 2010, с. 131-132

5

5.1

Эвристическая беседа c практической деятельностью «Почему в тундре всегда сыро?» с элементами экспериментирования

Объяснить некоторые особенности природно-климатических зон Земли.

Емкости с водой, схема почвенного слоя тундры, термометр, макет «Солнце-Земля»

О.В. Дыбина.  Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников 2010, с. 132

5.2

Мозговой штурм «Почему в пустыне мало воды?» с элементами исследовательской деятельности

Объяснить некоторые особенности природно-климатических зон Земли.

Емкость с водой, крышка со льдом, спиртовка, песок, глина, стекло.

О.В. Дыбина.  Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников 2010, с. 134

                                               Проект «Химия или магия?»

Октябрь

1

1.1

Монопроект «Как извергается вулкан"

Познакомить детей с природным явлением – вулканами, их строением, причиной извержения.

Знакомить детей  с химическими  свойствами соды, уксуса,

взаимодействием   веществ     друг с  другом.

Макет вулкана, иллюстрации вулканов различных видов.

Смесь для извержения(сода, лимонная кислота, красная краска, столовый уксус), емкости для смешивания, схемы.

Авторский конспект

1.2

Эвристическая беседа с элементами экспериментирования

«Плавающие зубочистки»

Знакомить детей  с химическими  свойствами сахара, жидкого мыла для мытья посуды.

Учить детей самостоятельно проводить  опыт, наблюдать за ним, обсуждать результат.

Емкость с водой, зубочистки по количеству детей, сахар-рафинад, средство для мытья посуды, акварельные краски.

Авторский конспект

2

2.1

Монопроект «Как научить яйцо плавать?»

Знакомить детей  с химическими  свойствами соли, воды.  

Учить детей самостоятельно проводить  опыт, наблюдать за ним, обсуждать результат

 2 яйца, салфетки; два больших пластиковых стакана с водой, один пластиковый стакан с солью, столовая ложка, блюдца, пластиковая бутылка, бумажный шаблон яйца, цветные карандаши, картинки с изображением деда, бабки, курочки Рябы, цыпленка.

Авторский конспект

2.2

Монопроект «Лимон надувает шарик»

Учить детей наблюдать за опытом, обсуждать, самостоятельно проводить  опыты, проникать в тайны взаимодействия разных веществ.

ИКТ(презентация), лимоны, вода, воздушные шарики, одноразовые стаканчики, бутылка воды(0,5л), лимонная кислота, сода.

Авторский конспект

3

3.1

Монопроект «Монетки меняют цвет»

Показать на опыте, что под воздействием кислоты(уксуса) медь изменяет цвет - зеленеет

Учить детей наблюдать за опытом, обсуждать, самостоятельно проводить  опыты.

Бумажные салфетки, одноразовые тарелки, уксус, медные монетки

О.В. Дыбина «Из чего сделаны предметы», стр. 101

3.2

Мини-проект «Чудо-крахмал»

Создать условия для развития познавательного интереса детей в процессе экспериментирования по изучению свойств крахмала, поиска крахмала в продуктах питания.

домашних условиях.

Получить  первичный практический  опыт экспериментирования.

Выполнить самостоятельно опыты с йодом, зелёным и спелым яблоком.

Письмо, буквы для слова «картофель»,клубень картофеля, глобус, карточки с изображением стадий роста картофеля, схема для игры «Расшифруй слово», 4 контейнера для сыпучих, сахар, соль, мука, крахмал, тёрка с чашкой, чистые салфетки, шапочки, кусочки марли, ёмкости с водой, ложки по количеству детей.

Авторский конспект

4

4.1

Мини-проект «Чудо-крахмал»

Получить  первичный практический  опыт экспериментирования.

Расширять познавательную сферу ребёнка, знакомя его с интересными явлениями

2 стакана с водой, крахмал, йод, пипетка.  бумага, лимон, ватные палочки, картофель, яблоко

Авторский конспект

4.2

Мини-проект «Чудо-крахмал»

Познакомить детей с понятием «неньютоновская жидкость», изучить ее свойства экспериментальным путем;

Знакомить детей  с химическими  свойствами крахмала.

Учить детей самостоятельно проводить  опыт, наблюдать за ним, обсуждать.

Крахмал, мерные стаканы, ложки, миски для изготовления жидкости

Авторский конспект

Проект «Воздух повсюду»

Ноябрь

1

1

1

1.1

Проект «Упругий воздух»

«Вертушка»

Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха(движение).

Вертушка, материал для ее изготовления: бумага, ножницы, палочки, гвоздики.

О.В. Дыбина.  Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников 2010, с. 143

1 1.2

Проект «Упругий воздух»

«Реактивный шарик»

Повторить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха(движение).

Воздушные шары.

О.В. Дыбина.  Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников 2010, с. 143-144

2

2.1

Проект «Упругий воздух»

«Соломенный буравчик»

Повторить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха(движение).

Сырые картофелины, две соломинки для напитков.

О.В. Дыбина.  Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников 2010, с. 144

2.2

Проект «Упругий воздух»

«Парашют»

Доказать, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха(движение).

Парашют, игрушечные человечки, емкость с песком.

О.В. Дыбина.  Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников 2010, с.144-145

3

3.1

Мозговой штурм «Что необходимо для горения?»

Выявить, что при горении изменяется состав воздуха(кислорода становится меньше), что для горения  нужен кислород. Познакомиться со способами тушения огня.

Свечка, банка, бутылка с обрезанным дном.

О.В. Дыбина.  Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников 2010, с. 145

3.2

Монопроект «Воздушный вихрь»

Выявить особенности воздушного вихря.

Свеча, воронка.

О.В. Дыбина.  Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников 2010, с. 145-146

4

4 4.1

Мини-проект «Атмосферное давление»

Выявить, что воздух при охлаждении сужается, а при нагревании  расширяется(занимает больше места)

Пластиковые бутылки с пробками, воздушный шарик, монетка.

О.В. Дыбина.  Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников 2010, с. 146-147

4.2

Мини-проект «Атмосферное давление»

Продемонстрировать существование атмосферного давления, то, что воздух при остывании занимает меньший объем(сжимается)

Тарелка с водой, покрывающей дно, монетка,стакан.

О.В. Дыбина.  Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников 2010, с. 147-148

Проект «Такая разная вода»

Декабрь

1

1.1

Проект «Замерзание жидкостей»

Познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессе замерзания различных жидкостей.

Емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом, алгоритм деятельности.

О.В. Дыбина.  Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников 2010, с. 141-142

1.2

Проект «Замерзание жидкостей»

Выявить изменение объема жидкости при замерзании.

Бутылки с пробками.

О.В. Дыбина.  Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников 2010, с. 142

2

2.1

Проект «Замерзание жидкостей»

Узнать, как замерзшая воды двигает камни.

Соломинки для напитков, пластилин.

О.В. Дыбина.  Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников 2010, с. 142

2.2

Проект «Замерзание жидкостей»

Дать детям представление о зависимости изменения температуры воды(остывание) от ее количества.

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик температуры, схема «строения реки», карандаши, разовые пластиковые стаканы, емкость с теплой водой, песочные часы(5минут), «блокноты исследователей», бумага, краски, кисточки.

Е.А. Шутяева Методическое пособие «Наураша в стране Наурандии» стр. 48-49

3

3.1

Мини-проект «Температура воды»

Продолжать формировать умение самостоятельно находить информацию о различных способах изменения температуры воды, не меняя ее состояние.

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик температуры, карандаши, разовые пластиковые стаканчики, емкости с водой(холодная, горячая) «Блокноты исследователей».

Е.А. Шутяева Методическое пособие «Наураша в стране Наурандии» стр. 49 -50

3.2

Мини-проект «Температура воды»

Дать детям представления о том, какая температура воды называется «комнатной». Упражнять в навыках работы по алгоритму решения проблемных ситуаций.

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик температуры, два таза: с холодной водой и очень теплой водой, «блокноты исследователей», емкости для смешивания воды, фотография комнатного цветка, графин с водой комнатной температуры, комнатный термометр.

Е.А. Шутяева Методическое пособие «Наураша в стране Наурандии» стр. 51-52

4

4.1

Мини-проект «Температура воды»

Дать детям представления о том, какая температура воды называется комфортной. Закреплять умение пользоваться датчиком цифровой лаборатории.

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик температуры, карандаши, разовые пластиковые стаканчики, емкость с водой комнатной температуры, «блокноты исследователей», «шкала комфортной температуры»

Е.А. Шутяева Методическое пособие «Наураша в стране Наурандии» стр. 53

4.2

Монопроект «Фильтрование воды»

Познакомить детей с разными способами очистки воды.

Бумажные фильтры, воронка, тряпочка, песок, крахмал, емкости, стакан с водой, алгоритмы устройства различных фильтров.

Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром «Экспериментирование», стр. 90-91

5

5.1

Монопроект «Круговорот воды»

Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

Прозрачная мерная емкость с прозрачной крышкой.

О.В. Дыбина.  Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников 2010, с. 142

5.2

Эвристическая беседа «Что такое водяная мельница?» с элементами экспериментирования

Познакомить детей с силой воды.

Схема и материалы для изготовления вертушки, емкость с водой, пустой таз, алгоритм деятельности.

Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром «Экспериментирование», стр. 90

Проект «Теплота,  теплопроводность»

Январь

1

1.1

Монопроект «Горячо-холодно»

Объяснить изменение объема веществ(предметов) в зависимости от их температуры.

Самодельные термометры – водный и воздушный, емкость с горячей водой, емкость с холодной водой.

О.В. Дыбина.

Неизведанное рядом (опыты и эксперименты для дошкольников, с.106-107

1.2

Мини-проект «Теплопроводность материалов»

Выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному(теплопроводность материалов)

Одинаковые по размеру емкости из разных материалов: керамики, дерева, пластмассы, металла. Алюминиевая  ложка, емкость с горячей водой. Ложки пластмассовые, деревянные, металлические, скрепки, кусочки парафина или пластилина.

О.В. Дыбина.

Неизведанное рядом (опыты и эксперименты для дошкольников, с.165-166

2

1

2.1

Мини-проект «Теплопроводность материалов»

Закрепить знания детей о том, что материалы по-разному проводят тепло.

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», карандаши, «Блокноты исследователей», карандаши, видео «Маша и медведь», емкости из разных материалов, емкость с теплой водой.

Е.А. Шутяева Методическое пособие «Наураша в стране Наурандии» стр. 54-55

2.2

Мозговой штурм «Что помогает термосу сохранять тепло?» с элементами экспериментирования

Выяснить, почему термос сохраняет тепло(холод).

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», карандаши, «Блокноты исследователей», карандаши, видео «Маша и медведь», емкости из разных материалов, емкость с теплой водой.

Е.А. Шутяева Методическое пособие «Наураша в стране Наурандии» стр. 56-57

3

3.1

Мини-проект «Зависимость агрегатных состояний веществ от температуры»

Объяснить изменение агрегатных состояний веществ в зависимости от изменения температуры(твердые-жидкие)

Свечи, баночка для тушения свечи, металлическая подставка, растительное масло, тесьма или толстая нить, кисточка, фигурные формы, емкость со снегом, бумага, карандаши, таблички с правилами безопасности.

О.В. Дыбина.

Неизведанное рядом (опыты и эксперименты для дошкольников, с. 163-164

3.2

Мини-проект «Зависимость агрегатных состояний веществ от температуры»

Выявить изменения агрегатных состояний вещества под воздействием температуры(твердые-жидкие-газообразные)

Весы, свеча, мелкие предметы для уравновешивания свечи.

О.В. Дыбина.

Неизведанное рядом (опыты и эксперименты для дошкольников, с. 164

Проект «Волшебные магниты»

Февраль

1

1.1

Мини-проект «Полюсы магнитов»

Дать представления детям о том, что магнит обладает магнитной силой. Познакомить детей с полюсами магнита и с тем, что на разных полюсах одного магнита находится одинаковое количество магнитной силы. Закреплять умение пользоваться датчиком при измерении магнитного поля на разных полюсах магнита.

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик магнитного поля, магниты с раскрашенными полюсами, «блокноты исследователей», карандаши.

Е.А. Шутяева Методическое пособие «Наураша в стране Наурандии» стр. 58

1.2

Мини-проект «Полюсы магнитов»

Закрепить представление детей о свойствах магнита(магнит имеет полюсы). Познакомить детей со свойствами одинаковых полюсов отталкиваться, разноименных полюсов притягиваться друг к другу.  Закреплять умение пользоваться датчиком при измерении магнитного поля на разных полюсах магнита.

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик магнитного поля, магниты с раскрашенными полюсами, «блокноты исследователей», карандаши, магниты, фишки для игры.

Е.А. Шутяева Методическое пособие «Наураша в стране Наурандии» стр. 59

2

2.1

Мини-проект «Земля – магнит»

Выявить действия магнитных сил Земли.

Шар из пластилина с закрепленной на нем намагниченной английской булавкой, магнит, стакан с водой, обычные иголки, растительное масло.

О.В. Дыбина.

Неизведанное рядом (опыты и эксперименты для дошкольников, с. 152-153

Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром «Экспериментирование», стр. 104-105

2.2

Мини-проект «Земля – магнит»

Закреплять представления детей о свойствах магнита, о том, что Земля –это магнит.

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», подковообразные магниты, пластилин, компас, карандаши, глобус, рисунок глобуса и магнита.

Е.А. Шутяева Методическое пособие «Наураша в стране Наурандии» стр. 60-61

3

3.1

Монопроект «Намагничивание»

Закреплять знания детей о том, что магнит обладает магнитной силой. Познакомить детей со способностью металлических предметов намагничиваться.  Закреплять умение пользоваться датчиком при измерении магнитного поля у намагниченных предметов.

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик магнитного поля, магниты, различные металлические предметы, скрепки, предметы из разных материалов, «Блокноты исследователей», карандаши.

Е.А. Шутяева Методическое пособие «Наураша в стране Наурандии» стр. 61-62

3.2

Эвристическая беседа «Что такое компас?» с элементами экспериментирования

Закрепить знания детей о свойствах магнита и полюсах. В ходе опытов выяснить знания об использовании магнита в компасе, об необходимости компаса людям.

Блюдце, стакан с водой, магнитик в форме палочки, крышка, компас.

Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром «Экспериментирование», стр. 90стр. 103-104

4

4.1

Монопроект «Полярное сияние»

Дать понять детям, что полярное сияние – проявление магнитных сил Земли.

Магнит, металлические опилки, два листа бумаги, трубочка для напитков, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги.

О.В. Дыбина.

Неизведанное рядом (опыты и эксперименты для дошкольников, с. 153

4.2

Творческий проект «Необычная картина» с элементами экспериментирования

Закрепить знания о действии магнитных сил, использовать знания для создания картины.

Магниты разной формы, металлические опилки, парафин, ситечко, свеча, две пластины из стекла

О.В. Дыбина.

Неизведанное рядом (опыты и эксперименты для дошкольников, с. 153-154

      Проект «Вес. Притяжение. Невесомость»

Март

1

1.1

Мозговой штурм «Как увидеть притяжение?» с элементами экспериментирования

Понимать взаимосвязь земного притяжения и веса предмета.

Предметы из разных материалов, подвешенные на нитках; весы.

О.В. Дыбина.

Неизведанное рядом (опыты и эксперименты для дошкольников, с. 154-155

1.2

Мини-проект «Невесомость»

Выявить случаи проявления невесомости(частичной потери веса)на Земле.

Предмет на нитке, емкость с водой, весы, хомутик из узкой полоски жести.

О.В. Дыбина.

Неизведанное рядом (опыты и эксперименты для дошкольников, с. 155 -156

2

2.1

Мини-проект «Невесомость»

Выявить случаи проявления невесомости(частичной потери веса)на Земле.

Две тяжелые консервные банки, полоска тонкой бумаги.

О.В. Дыбина.

Неизведанное рядом (опыты и эксперименты для дошкольников, с. 156

2.2

Творческий проект «Как выглядит вода в невесомости» с элементами экспериментирования

Представить, как выглядит вода в условиях невесомости.

Пластины стеклянная и парафиновая, одеколон, вода, растительное масло, стеклянная прозрачная емкость, краситель.

О.В. Дыбина.

Неизведанное рядом (опыты и эксперименты для дошкольников, с. 156-157

   Проект «Электричество»

3

3.1

Эвристическая беседа «Что такое молния? Как ее увидеть?»

Выяснить, что молния – проявления электричества в природе.

Кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор.

О.В. Дыбина.

Неизведанное рядом (опыты и эксперименты для дошкольников, с. 154

3.2

Мозговой штурм на основе экспериментирования «Почему лампочка светит?»

Понимать принцип работы электроприборов.

Батарейка для фонарика, тонкая проволока, маленькая лампочка с припаянными провода, игрушка из бумаги.

О.В. Дыбина.

Неизведанное рядом (опыты и эксперименты для дошкольников, с. 154

4

4.1

Монопроект «Хорошая и плохая батарейка»

Познакомить детей с понятием «хорошая» и «плохая» батарейки. Познакомить детей с правилами утилизации б/у батареек. Закреплять умение пользоваться датчиком электричества цифровой лаборатории.

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик электричества, пустая емкость, карточки со знаками «+», «-«, «плохая» и  «хорошая» батарейки, игрушка с «пультом управления».

Е.А. Шутяева Методическое пособие «Наураша в стране Наурандии» стр. 63-64

4.2

Мини – проект «Как увеличить электричество?»

Познакомить детей с зависимостью силы электричества от количества подсоединенных батареек. Дать понятие «блок» для батареек и научить им пользоваться.

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик электричества, пустая емкость, карточки со знаками «+», «-», «Н» , два блока для батареек, батарейки – 8шт, игрушки(танк с пультом управления и игрушка с одной батарейкой)

Е.А. Шутяева Методическое пособие «Наураша в стране Наурандии» стр. 64-65

5

5.1

Мини – проект «Как увеличить электричество?»

Закрепить знания детей о зависимости силы электричества от количества подсоединенных батареек. Дать понятие «блок» для батареек и научить им пользоваться.

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», датчик электричества, пустая емкость, карточки со знаками «+», «-», «Н» , два блока для батареек, батарейки – 8шт, игрушки(танк с пультом управления и игрушка с одной батарейкой)

Е.А. Шутяева Методическое пособие «Наураша в стране Наурандии» стр. 64-65

5.2

Монопроект «Что такое «динамо-машина»

Познакомить детей с понятием «динамо-машина».  Закреплять умение пользоваться датчиком электричества цифровой лаборатории. Продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи.

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», «динамо-машина», картинки электроприборов, «Блокноты исследователей», карандаши, «мельницы».

Е.А. Шутяева Методическое пособие «Наураша в стране Наурандии» стр. 66-67

Проект «Звук»

Апрель

1

1.1

Мини-проект «Передача звука»

Выявить особенности передачи звука на расстоянии(звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела)

Бичёвка, клейкая лента, ватный тампон.

О.В. Дыбина.

Неизведанное рядом (опыты и эксперименты для дошкольников, с. 157

1.2

Мини-проект «Передача звука»

Закрепить знания об особенностях передачи звука на расстоянии(звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела)

Водопроводная труба, два обрезка металлической трубы.

О.В. Дыбина.

Неизведанное рядом (опыты и эксперименты для дошкольников, с. 157-158

2

2.1

Мини-проект «Передача звука»

Закрепить знания об особенностях передачи звука на расстоянии(звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела)

Большая емкость с водой, камешки.

О.В. Дыбина.

Неизведанное рядом (опыты и эксперименты для дошкольников, с. 158

2.2

Мини-проект «Спичечный телефон»

Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии

Два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички.

О.В. Дыбина.

Неизведанное рядом (опыты и эксперименты для дошкольников, с. 158-159

3

3.1

Мини-проект «Спичечный телефон»

Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии. Дать детям представления  о звуковых волнах и причинах их возникновения. Развивать умение детей действовать согласно алгоритму. Упражнять детей в умении символизировать информацию(правила). Закреплять навыки работы с датчиком цифровой лаборатории.

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», «датчик звука, цветная коробка, спичечные коробки, нитка, ножницы, несколько спичек без серы, алгоритм изготовления спичечного телефона, картинка с изображением проводного телефона, слово «ТЕЛЕФОН» на листке бумаги, бумага, карандаши.

Е.А. Шутяева Методическое пособие «Наураша в стране Наурандии» стр. 76-77

3.2

Мини-проект «Частота звука»

Выявить причины происхождения низких и высоких звуков(частота звука)

Пластмассовые расчески с разной частотой и размеров зубьев.

О.В. Дыбина.

Неизведанное рядом (опыты и эксперименты для дошкольников, с. 159-160

4

4.1

Мини-проект «Частота звука»

Закрепить причины происхождения низких и высоких звуков(частота звука)

Проволока без покрытия, деревянная рамка.

О.В. Дыбина.

Неизведанное рядом (опыты и эксперименты для дошкольников, с. 160

4.2

Мозговой штурм «Как измерить расстояние с помощью звука?» с элементами экспериментирования

Выявить возможности  измерения расстояния с помощью звука.

Иллюстрация летучих мышей, подводной лодки, корабля; мяч, емкость с водой.

О.В. Дыбина.

Неизведанное рядом (опыты и эксперименты для дошкольников, с. 161

Проект «Свет и цвет»

Май

1

1.1

Мини-проект «Солнечные зайчики»

Дать детям представление, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, то есть увидеть его там, где его не должно быть видно.

Зеркала, схема многократного отражения.

О. В. Дыбина.

Неизведанное рядом (опыты и эксперименты для дошкольников, с.149

1.2

Мини-проект «Солнечные зайчики»

Дать детям представление о некоторых свойствах предмета(солнечные лучи могут отражаться от предметов). Познакомить с условиями отражения солнечных лучей от предметов. Упражнять в умении пользоваться датчиков «Свет»

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», «датчик света», предметы и материалы различной прозрачности, теневой театр, фонарик.

Е.А. Шутяева Методическое пособие «Наураша в стране Наурандии» стр. 72-73

2

2.1

Монопроект «Светофильтры»

Дать детям представление о светофильтрах. Продолжать развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи: количество солнечных лучей, прошедших через светофильтр, зависит от его цвета. Закреплять умение пользоваться датчиком света.

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», «датчик света», фонарик, солнцезащитные очки.

Е.А. Шутяева Методическое пособие «Наураша в стране Наурандии» стр. 68-69

2.2

Эвристическая беседа «Какой цвет лучше всего отражает солнечный цвет?» с элементами экспериментирования

Дать детям представления о некоторых свойствах предметов(предметы белого цвета лучше предметов другого цвета отражают солнечные лучи). Закреплять умение фиксировать результат опыта и формулировать вывод.  Закреплять умение пользоваться датчиком света.

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», «датчик света», предметы белого, черного и других цветов, фонарик, видео-ролик «Пустыня», картинка «Караван», символы природных условий пустыни.

Е.А. Шутяева Методическое пособие «Наураша в стране Наурандии» стр. 74-75

3

3.1

Мини-проект «Тени»

Дать детям понятие о том, как образуется тень.  Продолжать развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи: образование тени зависит от наличия источника света. Закреплять умение пользоваться датчиком света.

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», «датчик света», разные предметы, непропускающие свет, фигурки теневого театра, фонарик, настольная лампа.

Е.А. Шутяева Методическое пособие «Наураша в стране Наурандии» стр. 69-70

3.2

Мини-проект «Тени»

Сформировать у детей представление о свойствах окружающих предметов(некоторые предметы и материалы не образую тень).  Продолжать развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи: образование тени зависит от прозрачности материала или предмета. Закреплять умение пользоваться датчиком света.

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», «датчик света», предметы и материалы различной прозрачности, теневой театр, фонарик.

Е.А. Шутяева Методическое пособие «Наураша в стране Наурандии» стр. 71-72

44

4.1

Мини-проект «Из чего состоит солнечный луч»

Узнать, из каких цветов состоит солнечный луч

Противень, плоское зеркало, лист белой бумаги, рисунок с изображением расположения оборудования.

О. В. Дыбина.

Неизведанное рядом (опыты и эксперименты для дошкольников, с.149-150

44.2

Монопроект «Как образуется белый цвет»

Продемонстрировать образование белого цвета на слиянии семи цветов спектра

Цветовой волчок(на круге 7 цветов спектра)

О. В. Дыбина.

Неизведанное рядом (опыты и эксперименты для дошкольников, с.151

III. Организационный раздел

   Образовательная деятельность по направлению  «Ребенок в мире поиска» осуществляется с детьми 6-7 лет   2 раза  неделю по подгруппам

Срок реализации программы: 1 год

Возраст детей

Кол-во занятий в неделю

Кол-во занятий в год

Длительность занятий

6-7 лет

2

76ч

30 мин

3.1. Формы организации деятельности:

Занятия организуются в форме партнерской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Партнер – всегда равноправный участник дела, его позиция связана с взаимным уважением, способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной активности.

Партнерская позиция требует определенной организации пространства: взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге; добровольное (без психологического принуждения) включения детей в предлагаемую деятельность с подбором интересного привлекательного для дошкольников содержания. Организуя с детьми опыты и эксперименты, воспитатель привлекает внимание «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта. Все это происходит в ситуации свободного размещения детей и взрослого вокруг предмета исследования.

Детям предоставляется возможность поэкспериментировать самостоятельно. Обсудив полученные эффекты, можно несколько раз поменять условия опыта, посмотреть, что из этого получается. Результатом опыта явится формулирование причинно-следственных связей.

Поисково-исследовательская деятельность со взрослыми должна придать импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их собственные «изыскания» за пределами занятия (в детском саду – уголок опытов, детская лаборатория и дома).

Гибкая форма организации экспериментальной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в зависимости от вышеуказанных причин.

Набор для каждого эксперимента имеется в готовом виде. Педагог проводит презентацию каждого эксперимента. Это может быть индивидуальная презентация, индивидуальный показ, круг. К каждому набору для эксперимента могут прилагаться инструктивные карты, выполненные в виде последовательных рисунков или с краткой словесной инструкцией

3.2. Приемы и методы организации образовательного процесса:

При реализации программы применяются исследовательские методы обучения:

Приемы обучения:

- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;

- пояснение, разъяснение с целью предупреждения ошибок;

- вопросы к детям.

  Программа по детскому экспериментированию построена таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, используя результат опытов. При такой форме работы ребенок овладевает экспериментированием, как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.

Обучение по программе заключается  в  систематизации, углублении в осознании связей и зависимостей.

3.3. Материально-техническое обеспечение программы

Образовательная деятельность по направлению познавательное  развитие  «Ребенок в мире поиска» осуществляется в студии познавательно-исследовательской деятельности «Умный дом» (площадь – 13 кв.м).

Студия познавательно-исследовательскойдеятельностипредназначенадляпознания детьми окружающего мира через активную опытно-исследовательскую деятельность, которая позволяет детям не только формировать свои личные представления и предположения, но и проверять их простыми экспериментами.

Студия оборудована комплектами для детского экспериментирования «Весовые измерения», позволяет знакомить детей с понятием вес, равновесие и принципами различных методов взвешивания. При выполнении простейших экспериментов дети знакомятся с принципами работы рычажных и пружинных весов, учатся взвешивать и выполнять необходимые расчеты.

 Комплект «Плавание и погружение», предназначен для введения в курс естествознания. Раннее обучение естествознанию достигается с помощью небольшого количества информации, а собственным размышлениям детей, выдвижению и проверке гипотез. Понимание способствует осознанию собственной компетентности и тем самым возникновению мотивации и интереса.

  Комплект «Природные сообщества» позволяет изучать сообщества поля, луга, водоемов, леса, приусадебного участка, что способствует пониманию взаимосвязи и взаимозависимости населяющих их организмов. Дети исследуют эти связи вовремя экскурсий, бесед, опытов, прогулок, что способствует выработке навыков разумного и ответственного поведения по отношению к окружающей природе.

Название студии

                Материалы и оборудование

Умный дом

Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»Ноутбук.

Микроскопы.

Магнитные таблицы климатических зон.

Книги; настольные игры

Различные по величине емкости,  спички, тарелочки, свечи, лупы, пинцет, фонарик, воздушные шарики, иголка, ткань, бумага, картон, пластмасса, стекло, оргстекло, металлические крышки, предметы из дерева, медная проволока, поролон, деревянные линейки, скрепки, металлические опилки, песок, вертушка, термометры, часы, шприцы, пробирки, стеклянные палочки, нитки, расчески, зеркало, пробки, бокалы на ножке, ксилофон, металлофон, фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки, краски, ножницы, глобус, магниты, зеркала, ведерки, маленькие мячики, камешки, шишки, монеты, емкости для льда.

Карточки –схемы для проведения опытов, таблицы для фиксации результатов.

3.4. Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования – 1 человек.

3.5. Информационное обеспечение

Технические средства: компьютер и мультимедийное оборудование

3.6 Социальное партнерство

Сотрудничестве ТГТУ. Реализация проекта «Дошкольная академия естественных наук»

3.7. Список литературы.

1. Дыбина О.В.  Неизведанное рядом (опыты и эксперименты для дошкольников)

2. Марудова Е.В.  «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование»

3.Е.А. Шутяева Методическое пособие «Наураша в стране Наурандии»

4. О. В. Дыбина «Из чего сделаны предметы»

Приложение

Показатели уровня овладения детьми

ФИ ребенка

Ребёнок проявляет в решении проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения, выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности.

Замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе.

Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы.

экспериментальной деятельностью в подготовительной группе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа проектно - исследовательской деятельности

Модернизация российского образования ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Особенно акт...

Рабочая программа проектно- исследовательской деятельности по математике в 5 классе по ФГОС. Проект «Математика вокруг нас».

Математика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Данная программа своим содержанием может привлечь внимание обучающи...

рабочая программа Основы исследовательской деятельности 0805010 Менеджмент (по отраслям) 2013

Рабочая программа по дисциплине Основы исследовательской деятельности...

Рабочая программа «Реализация исследовательской деятельности учащихся при освоении курса физики в 8 классе»

  Реализация данной программы предусматривает не только включение ее в учебный процесс изучения курса физики в 8 классе, но и использование ее элементов во внеклассной работе....

Рабочая программа "Основы исследовательской деятельности в области русского языка и литературы"

Программа «Основы исследовательской деятельности в области русского языка и литературы» имеет гуманитарную направленность, то есть направлена на формирование и удовлетворение индивидуальны...