Рабочая программа внеурочной деятельности) по функциональной грамотности для 8 класса
рабочая программа (8 класс)

  Калинковская Ирина Павловна

Данная рабочая программа рассчитана на 17 часов, т.е. 0,5 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_funkts.gram_8.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Результаты освоения курса

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.

В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.

Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»1, - является PISA .И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую.

Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 8 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Программа нацелена на развитие:

способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);

способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность);

способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты

. Читательская грамотность оценивает форму и содержание текста в рамках предметного содержания; математическая грамотность

 интерпретирует и оценивает  математические данные в контексте лично значимой ситуации; естественно-научная грамотность

 интерпретирует и оценивает личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте

в рамках предметного содержания; финансовая грамотность оценивает финансовые проблемы  в различном контексте

Метапредметные результаты

Читательская грамотность оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует

собственную позицию по  отношению к прочитанному; математическая грамотность объясняет гражданскую позицию в конкретных

ситуациях общественной жизни на основе  математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей;

естественно-научная грамотность объясняет гражданскую позицию в конкретных  ситуациях общественной жизни на основе

естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; финансовая грамотность оценивает финансовые

действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны.

На освоение программы курса «Функциональная грамотность» выделяется  17 часов (0,5 часа в неделю).

Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.

В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного

содержания.

Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.

                                                                         Содержание курса

Модуль «Основы читательской грамотности»

Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации.

Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? Поиск ошибок в предложенном тексте.

Типы задач на грамотность. Информационные задачи. Работа с не сплошным текстом: формы, анкеты, договоры (рубежная аттестация).

Модуль «Основы математической грамотности»

Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. Вычисление расстояний

на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. Математическое описание зависимости

 между переменными в различных процессах. Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур. Определение ошибки измерения,

 определение шансов наступления того или иного события.

Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования.

 Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

Структура и свойства вещества (электрические явления) . Системы жизнедеятельности человека Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность. Электромагнитные явления. Производство электроэнергии Биология человека (здоровье, гигиена, питание)

Модуль: «Основы финансовой грамотности»

Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. Бизнес и его формы. Риски предпринимательства. Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски, связанные с ними.

                                                                  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Примечание

Читательская грамотность -3 ч

1

Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации?

1

2

Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность

1

3

Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры (рубежная аттестация). Информационные задачи.

1

Математическая грамотность- 6ч

4

Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем.

1

5

Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни.

1

6

Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах.

1

7

Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур

1

8

Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события.

1

9

Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования

1

Основы естественнонаучной грамотности -3ч.

10

Занимательное электричество.Магнетизм и электромагнетизм

1

11

Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность.

1

12

Системы жизнедеятельности человека

1

Основы финансовой грамотности -5 ч

13

Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях.

1

14

Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов.

1

15

Бизнес и его формы. Риски предпринимательства

1

16

Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски связанные с ними.

1

17

Проведение рубежной аттестации

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 5 класс

Разработка рабочей программы внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 5 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Формирование читательской грамотности" 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Формирование читательской грамотности" 7 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Учись писать грамотно" 6 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Учись писать грамотно"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ 5-9 классы

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепци...

Программа внеурочной деятельности «Развитие функциональной грамотности» составлена для учащихся 9 класса

Программа внеурочной деятельности «Развитие функциональной грамотности»  составлена для учащихся 9 класса,  на основе требований федерального государственного образовательного ст...

Рабочая программа внеурочной деятельности. 5а «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Рабочая программа внеурочной деятельности. 5а «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»...