Занятие «Театральный этюд по сюжетам произведений искусства»
план-конспект

Елена Юрьевна Заливина

Открытое занятие для группы 3 года обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uchebnogo_zanyatiya.docx582.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект учебного занятия в объединении дополнительного образования

«Школьный театр «Голос» МБУДО «Районный центр внешкольной работы»

Тема: «Театральный этюд по сюжетам произведений искусства»

Педагог:  Заливина Елена Юрьевна

Дата проведения занятия: 15.11.2022 г.

Возраст обучающихся: 12-13 лет, группа третьего года обучения

Продолжительность занятия: 1 час 30 минут

Тип занятия: комбинированный

Цель занятия: развитие индивидуальных способностей обучающихся к перевоплощению через работу над этюдами.

Задачи

 Образовательная:

- формирование представлений о видах театрального действа;

- закрепление знаний и навыков о структуре театрального этюда;

- закрепить понятия: мимика, жест, интонация через упражнения и игры;

- снятие мышечных и психологических зажимов.

Развивающая:

- развитие проектного мышления в создании театрального этюда;

- развитие способности к перевоплощению через создание этюдов;

- формирование способности к импровизации;

- развитие умения анализировать и синтезировать собственное выступление и выступление товарищей

Воспитательная:

- воспитание навыков коллективного творчества в процессе группового общения через совместные упражнения, театральные игры;

- развитие умения взаимодействовать с партнёром, навыки коммуникабельности.

Форма занятия: фронтальная, индивидуальная, групповая

Используемые методы оценивания:

- словесная оценка (устная обратная связь);

- взаимооценивание;

- самооценка;

- рефлексия деятельности.

Педагогические технологии:

-технология межпредметной  интеграции

Методы:

- метод проекта

- актёрский тренинг

- метод игровой импровизации

- психогимнастика

- критерии оценивания

Оборудование

ПК, проектор, акустическая система, 3 плаката – задания «Исправь театральную афишу», конверты с этюдными заданиями.

Структура учебного занятия

1. Организационная часть

2. Включение в деятельность, командообразование

3. защита мини-проектов

4. Творческая пауза-разминка

5. Творческое задание.

6. Работа над этюдами

7. Представление этюдов

8. Рефлексия

Ход занятия

1. Организационная часть

Цель: настроить воспитанников на продуктивную работу по теме, выяснить эмоциональное состояние воспитанников до начала занятия.

Обучающиеся входят в зал под музыку (песня о театре «О, сколько трепетных минут хранят кулисы» занимают места в творческом полукруге.https://audiohunter.ru/?song=Песня+о+театре++О%2C+сколько+трепетных+минут+хранят+кулисы...).

Упражнение-игра «Здравствуйте».

Педагог здоровается с учащимися, проявляя какое-либо состояние: радость, печаль, удивление, обида, злость, подозрительность, злорадство, доброжелательность и другие.

Учащиеся приветствуют педагога согласно тому настроению, с которым пришли на занятие, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.

2. Включение в деятельность

Цель: актуализация учебной деятельности посредством проблемной ситуации

Действия педагога: выявляет представления детей о театральной афише, типе представления, знания композиции театрального действа, мотивирует на исправление содержания афиши, приглашения, формирует команды.

Действия учащихся: осмысливают полученную информацию, обосновывают и исправляют структуру композиции театрального действа, оценивают выступление артиста.

Задание для команд «Исправь театральную афишу»

Педагог: Ребята, к нам поступила афиша, мы приглашены в театр. Давайте изучим афишу.

Педагог: Ваше мнение, ребята, о представленной афише. Всё ли ясно и понятно будет зрителю? (ответы детей). Художник, составляющий афишу, обратился к вам за помощью. Для этого он прислал нам видео представления актера, выступление которого надо прорекламировать в афише.

Организовывается работа по командам.

Задача для команд. Посмотреть видеосюжет и исправить, дополнить афишу. (Обучающиеся смотрят сюжет https://www.youtube.com/watch?v=7YmSAgTOeV4 )

3 Защита мини-проекта «Театральная афиша»

Деятельность педагога: даёт рекомендации по защите проекта, организует обсуждение.

Деятельность обучающихся: презентуют результаты исправления театральной афиши..

Каждая команда представляет свой вариант исправления, ребята должны сделать вывод о том, что актеры в видеосюжете показывали этюд. Затем ребята участвуют в анализе структуры просмотренного театрального этюда. (При необходимости можно повторить просмотр ролика, чтобы прийти к общему правильному мнению)

Схема выступления обучающихся

-  Мы думаем что это ………(этюд), так как…..

-  Признаки этюда: …………(краткость,…..)

Педагог: Этюд – упражнение, в котором есть содержание. Он может длиться тридцать секунд и полчаса, это не принципиально, важнее, есть ли в нем жизненное содержание.

Из чего состоит этюд?

Структура композиции состоит из следующего алгоритма

1.Завязки (знакомство с персонажами, местом действия и условиями).

2. События.

3. Кульминации (наивысшей эмоциональной точки этюда).

4. Развязки (исход, разрешение ситуации).

Дополнительные вопросы обучающимся:

- Ваши впечатления о композиции этюда.

- Что удивило в исполнении?

- Что понравилось?

- Какую оценку и за, что вы бы поставили актерам? (Предложить критерии оценки выступления: соответствие теме, эмоциональность, пластика и жесты, оригинальность, артистизм).

- Разобрать структуру содержания представленного этюда по частям

- Что было завязкой (событием, кульминацией, развязкой) этюда?

Выслушать оценки выступления

      Предложить поаплодировать артисту с помощью упражнения «Школа аплодисментов»: педагог предлагает всем пройти обучение в школе аплодисментов. Обучение в пяти классах проходит быстро, но после его окончания все смогут квалифицированно подарить аплодисменты артистам. Правило поведения одно: в школе нельзя свистеть и топать.

Первый класс школы — умеренные аплодисменты. Они непродолжительные, без особого шума. Давайте все вместе попробуем. (дети аплодирует.) Молодцы! Поздравляю вас с окончанием первого класса. Второй класс школы — бурные аплодисменты, шумные и продолжительные. Давайте порепетируем. (дети аплодирует обозначенным образом.) Третий класс — бурные продолжительные аплодисменты, переходящие в овации. (дети аплодируют.) Удивительно способные ученики. Вы переводитесь в следующий класс школы аплодисментов. Четвертый класс — бурные продолжительные аплодисменты, переходящие в овации с криками «Браво!», «Бис!» Они достаточно сложные. (Дети выполняют задание.) Вы молодцы! Пятый класс аплодисментов — бурные продолжительные аплодисменты, переходящие в овации с криками «Браво!», «Бис!», сопровождаемые всеобщим вставанием и ликованием. (дети выполняет задание.) Вы закончили пять классов нашей школы. А теперь выпускные экзамены. Я называю класс, а вы аплодируете в соответствии с ним.

4. Творческая пауза - разминка

1) Артикуляционная гимнастика Цель: подготовить речевой, дыхательный аппарат и другие выразительные инструменты тела воспитанников для дальнейшей работы

- «Лопаточка» (высунуть широкий язык, расслабить и положить на него нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал,  удерживать язык в таком положении 10 сек., выполнять 6-8 раз)

- «Трубочка» (высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх, подуть в получившуюся трубочку, выполнять упражнение 6-8 раз.)

- «Качели» (высунуть узкий язык, потянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку, рот при этом не закрывать, выполнять упражнение 6-8 раз)

2)Упражнение для речевого аппарата «Звукоряд» (произнести поочередно гласные звуки, стараясь максимально удлинить каждый звук на одном выдохе: и- э- а- о- у –ы –и. Стараться, чтобы звуки произносились на одном дыхании, постепенно усложняя упражнение количеством произнесенных звуков на одном дыхании)

3) Дикционное упражнение  на силу голоса на основе скороговорки: «Бык тупогуб». (скороговорку следует сначала произносить медленно, артикулируя каждый звук, а потом постепенно переходить к скороговорке: «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»).

4) Разминка для всего тела (упражнения для снятия психических и физических зажимов):

- Упражнение «Замороженный» (участники застыли в спонтанной позе якобы миллионы лет тому назад. Участники должны попробовать выбраться из замороженного состояния, используя свою энергию. Но для начала нужно представить себя вмёрзшим в глыбу льда)

- Упражнение «Ртутный шарик» (необходимо сконцентрировать внимание на кончике мизинца левой руки, чтобы затем вообразить себе в мизинце левой руки крошечный ртутный шарик подвижного металла, который готов рассыпаться на множество более мелких шариков по всему телу. В подобных упражнениях подсознание диктует телу такие позы и движения, которые невозможно придумать и повторить специально. После подобных упражнений, хотя они и дают большую физическую нагрузку, не болят мышцы, как это бывает после обычной зарядки).

5. Творческое задание.

Цель: мотивировать учащихся на создание этюда.

Деятельность педагога: уточняет понимание поставленных целей, предлагает разыграть простой этюд, создаёт эмоциональный настрой.

Деятельность учащихся: проявляют желание проверить свои способности в создании театрального этюда, определяются с выбором, ставят цель.

Задание «Этюд» (по выбору)

Командам предлагается делегировать одного участника, который разыграет этюд, придерживаясь алгоритма композиции (завязка, событие, кульминация, развязка).

(Темы на выбор: «Иголка», «Ножницы», «Зеркало»)

Обсуждение .

6. Работа над этюдом по сюжетам произведений литературы, музыки, изобразительного искусства

Цель: создание театрального этюда.

Деятельность педагога: обеспечивает мотивацию, побуждает к проявлению самостоятельности, организовывает просмотр.

Деятельность детей: выбирают тему – основу будущего этюда, обсуждают, создают сценарий, репетируют.

Педагог предлагает обучающимся конверты с заданиями:

  1. Этюды на сюжеты литературных произведений

- басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»

- басня С. Михалкова «Муха и пчела»

- один из детских рассказов Л. Толстого

Выбравшие это задание обучающиеся должны придумать на основе сюжета басни свой сюжет, исходя из своего жизненного опыта

     2. Этюды на сюжеты музыкальных произведений

         - П. Чайковский «Вальс цветов»

         - А. Хачатурян «Танец с саблями»

         - «Минус» любой детской песни

Выбравшие это задание должны придумать историю, сюжет, которой соответствовал бы характеру музыки и показать его с помощью пластики и жестов

  1. Этюды на сюжеты произведений изобразительного искусства

- Ф. Решетников «Опять двойка»

- В. Суриков «Взятие снежного городка»

- В. Васнецов «Три богатыря»  

Выбравшие это задание должны представить себя на месте одного из героев и показать, что с ним произошло.

Беседа по выбранным темам:

- вспомнить авторов всех предложенных произведений

- какие произведения этих авторов вы еще знаете?

- педагог предлагает вниманию ребят интересные факты, связанные с этими произведениями.

Самостоятельная работа над этюдами - командами

7. Показ этюдов

8 Рефлексия

Цель: Анализ учащихся результатов своей деятельности в сравнении их с поставленными в начале.

Деятельность педагога: подводит учащихся к выводу о качестве созданных продуктов, обеспечивает положительную реакцию детей на творчество друг друга.

Деятельность детей: высказывают своё мнение, осуществляют: самопроверку, самооценку, взаимооценку.

Педагог с помощью проектора демонстрирует незаконченные предложения:

- Я удовлетворён тем…

- На занятии меня порадовало…

- Самым интересным оказалось…

- Мне было сложно…

Каждый ученик выбирает любое предложение и заканчивает его.

Игра – упражнение на проявление эмоций «До свидания».

Цель: показать, как изменилось эмоциональное состояние в процессе занятия через ритуал прощания.

Обучающиеся прощаются друг с другом, согласно, тому настроению (радость, разочарование, негодование, безразличие и другое), с которым покидают занятие, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.

Приложение

Материалы для занятия «Театральный этюд по сюжетам произведений искусства»

  1. Техника деления на команды (на выбор)

 «Зоопарк»

Подготовка. Заранее необходимо сделать и нарезать карточки с названиями разных животных. Число животных = число команд, а число карточек = число детей. Карточки нужно перемешать и положить в пакет/шапку/оставить в руках. По возможности проводить это упражнение в пространстве, свободном от мебели.

Что вам нужно сказать. «Сейчас вам нужно подойти ко мне и взять себе одну карточку. Прочитайте, что на ней написано, но не показывайте остальным (Дети берут карточки). По моей команде начинайте показывать то, что у вас написано — звуками, движениями, но не словами. Вам нужно найти „ваших“ и объединиться. Вопросы? Готовы? Поехали! (Дети показывают животных и объединяются). Давайте проверим, какие группы у нас образовались. Попросите каждую группу одновременно показать своего животного. Отлично! Вот такими командами мы и будем сегодня работать».

«Рассчитайся»

Подготовка. Нужно заранее продумать фразу так, чтобы количество слов в ней соответствовало количеству команд. Будет здорово, если фраза будет подходить теме дальнейшей работы. Например, в нашем случае для объединения участников в три команды можно взять фразу «Этюд – основа мастерства»

Что вам нужно сказать «Рассчитайтесь по порядку на „Этюд – основа мастерства“ — каждый человек должен сказать по одному слову. Когда фраза заканчивается, продолжаем с первого слова. (Дети называют слова). Теперь все, кто назвал слово „Этюд“, подходят в этот угол, слово „основа“ — в этот и так далее. Вот мы и получили команды»

«Атомы-молекулы»

Подготовка Здесьпонадобится пустое пространство, чтобы ребята могли свободно передвигаться. Главное - количество команд, в которые нужно объединиться, — это будет последнее число, которое будет названо.

Что вам нужно сказать «Отложите все вещи и распределитесь, пожалуйста, по аудитории. Я буду называть вам число и часть тела, а вам нужно будет объединяться в группки так, чтобы это количество этих частей тела соприкасались. Например, если я скажу „Пять. Правая рука“, вам нужно объединиться впятером и взяться правыми руками. Понятно, что нужно сделать? Тогда поехали». И дальше  несколько раз (примерно 3-4) называете число и части тела. В нашем случае нужно получить три команды, значит, последним числом нужно будет назвать «Три» и часть тела. Эти группы и станут командами.

  1. Тексты литературных произведений

И. Крылов. «Стрекоза и муравей»

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Всё прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза уж не поет:

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

«Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!»-

«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?»-

Говорит ей Муравей.

«До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас —

Песни, резвость всякий час,

Так что голову вскружило».-

«А, так ты…» — «Я без души

Лето целое всё пела».-

«Ты всё пела? Это дело:

Так пойди же, попляши!»

С. Михалков «Муха и пчела»

Перелетев с помойки на цветок,

Лентяйка Муха Пчелку повстречала —

Та хоботком своим цветочный сок

По малым долькам собирала…

«Летим со мной! — так, обратясь к Пчеле,

Сказала Муха, глазками вращая. —

Я угощу тебя! Там — в доме, на столе —

Такие сладости остались после чая!

На скатерти — варенье, в блюдцах — мед.

И все — за так! Все даром лезет в рот!» —

«Нет! Это не по мне!» — ответила Пчела.

«Тогда валяй трудись!» — лентяйка

прожужжала

И полетела в дом, где уж не раз была,

Но там на липкую бумагу вдруг попала…

Не так ли папенькины дочки и сынки,

Бездумно проводя беспечные деньки,

Безделье выдают за некую отвагу

И в лености своей, от жизни далеки,

Садятся, вроде мух, на липкую бумагу!

Л. Толстой «Косточка»

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке.

Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

Перед обедом мать сочла сливы и видит,— одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:

— А что, дети, не съел ли кто-нибудь, одну сливу?

Все сказали: «Нет». Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».

Тогда отец сказал:

— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

— Нет, я косточку бросил в окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

  1. Ссылки на музыкальные произведения

П. Чайковский «Вальс цветов»  https://ru.hitmotop.com/song/39 

А. Хачатурян «Танец с саблями» https://ru.hitmotop.com/song/48988959 

Мы маленькие дети (из к/ф «Приключения Электроника» https://ru.hitmotop.com/song/63739738 

  1. Репродукции картин

https://stihi.ru/pics/2022/01/16/5579.jpg

Ф. Решетников «Опять двойка»

https://rosgod.ru/wp-content/uploads/2021/06/kartina-opjat-dvojka-hudozhnik-fjodor-reshetnikov.jpg

В. Суриков «Взятие снежного городка»

https://smallbay.ru/images3/surikov01.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральный этюд как источник творческого воображения подростков

В данной работе собраны методические рекомендации для работы над этюдами детей среднего школьного возраста, обучающихся по программе Мастерство актёра. Театральный этюд — это упражнени...

Методическая разработка урока "Евангельские образы, сюжеты в искусстве"

Методическая разработка урока  "Евангельские образы, сюжеты в искусстве"...

Методическая разработка урока "Евангельские образы, сюжеты в искусстве". Презентация.

Методическая разработка урока  "Евангельские образы, сюжеты в искусстве" Презентация.ВНИМАНИЕ!!!Познакомиться с презентацией  можно по ссылке:http://ru.calameo.com/read/002101424df...

Викторина "Евангельские сюжеты в искусстве"

Викторина для школьников "Евангельские сюжеты в искусстве". Может быть использована на уроке или на внеклассном мероприятии....

Театральная постановка по художественному произведению Р. Киплинга "Кошка,которая гуляет сама по себе"

Театральная постановка,которая была представлена зрителям 6-хи 5-х классов 25.05.2017г....

Развитие воображения через театральные этюды.

Данный материал данный материал поможет сформировать навыки КТД (форма организации деятельности группы детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, пол...

Театральные этюды

мини-памятки на подготовку к театральным этюдам...