Проект "Развитие и коррекция памяти у детей с легкой степенью умственной отсталости"
проект (9 класс)

Черезова Елена Александровна

Проект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования РМЭ ГОУ ДПО (ПК)

«Марийский институт образования»

Проект на тему:

«Развитие и коррекция памяти у детей

с легкой степенью умственной отсталости»

Выполнила: воспитатель

Черезова Е.А

г. Йошкар – Ола, 2020

  1. Аннотация проекта

В последние годы вопросы общего развития познавательных способностей, в том числе и памяти, привлекают все большее внимание исследователей. Их решение связывается с поисками путей совершенствования содержания и методов обучения, повышения эффективности работы всех звеньев системы народного образования, в том числе и в коррекционных школах различного вида. Это  определяет актуальность и новизну проекта «Развитие и коррекция памяти у детей с легкой степенью умственной отсталости».

Цель: изучение нарушений памяти, способов их психологической коррекции у детей с легкой степенью умственной отсталости.

Проект проводился в три этапа: подготовительный (организационно – диагностический), практический, завершающий.

В данной работе предлагаются занятия по развитию и коррекции различных видов памяти. Методы и приёмы, используемые на занятиях: наблюдение, словесные методы (беседа, рассказ, объяснение), метод интервью, диагностические методы, игры, упражнения.

Для оценки результативности проекта была использованы методики изучения видов памяти.

Результатами реализации программы будут являться положительная динамика в развитии видов памяти.

В перспективе  необходимость продолжить использование данного проекта с обучающимися, которые испытывают трудности  в усвоении учебного материала, показывающих низкий уровень развития познавательных процессов, в том числе и памяти.

  1. Актуальность

Проблема памяти и ее развития остается одной из актуальных проблем в области психологии. Это объясняется тем, что интенсивное развитие страны невозможно без роста творческого и нравственного потенциала ее граждан, без развития их активности и способностей. Формирование этих и других качеств происходит прежде всего в школьные годы.

Исследовательских работ по проблеме памяти много. Уже в 17 веке возникла одна из первых психологических теорий памяти, не потерявшая своего научного значения до настоящего времени, ассоциативная теория.

Однако работ, посвященных особенностям мнемической деятельности школьников в связи с усвоением ими тех или иных учебных предметов, еще  недостает. Вероятно, практическим следствием этого является то, что ученики и младших и старших классов часто не идут по пути осмысленного запоминания учебного материала, а прибегают к механическому запоминанию, зубрежке.

Кроме того, особенно недостаточно практического и теоретического материала по диагностике и развитию познавательных процессов, в том числе и памяти у школьников с умственной отсталостью в подростковом возрасте.

Умственная отсталость является одной из наиболее актуальных проблем медицины, педагогики и психологии. Ее социальная значимость определяется высокой частотой данной патологии, тяжестью и стойкостью интеллектуального дефекта.

Ведущим расстройством в клинико-психологической картине умственной отсталости является выраженная недостаточность познавательной деятельности. Она обусловлена как низкой способностью к мышлению — процессам обобщения и отвлечения, так и нарушением темпа, подвижности психических процессов, недостаточностью памяти, внимания, ряда корковых функций. Характерным для умственной отсталости является недоразвитие речи.

Специальная психология располагает в настоящее время рядом исследований, посвященных изучению отдельных психических функций у детей с умственной отсталостью, в том числе и памяти.

Несмотря на то, что умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. Ученые отмечают положительную динамику в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном психолого–педагогическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений. Нервная система детей пластична, податлива к обучению, а систематические и целенаправленные занятия способствуют существенным положительным сдвигам.

В последние годы вопросы общего развития познавательных способностей, в том числе и памяти, привлекают все большее внимание исследователей. Их решение связывается с поисками путей совершенствования содержания и методов обучения, повышения эффективности работы всех звеньев системы народного образования, в том числе и в коррекционных школах различного вида. Это  определяет актуальность и новизну проекта «Развитие и коррекция памяти у детей с легкой степенью умственной отсталости».

Умственно отсталые дети усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике.

Чтобы прочно усвоить какой-либо новый материал, например таблицу умножения, учащимся необходимо значительно большее число повторений. Без многократных повторений учебного материала  умственно отсталые дети очень быстро его забывают, так как приобретенные ими условные связи угасают значительно быстрее, чем у нормальных детей.

Помимо перечисленных недостатков памяти умственно отсталых детей (замедленность запоминания, быстрота забывания, неточность воспроизведения, эпизодическая забывчивость), следует также отметить несовершенство их памяти, обусловленное плохой переработкой воспринимаемого материала.

Они с трудом запоминают внутренние логические связи и отношения, так как просто не вычленяют их. Также плохо они понимают и запоминают отвлеченные словесные объяснения. Именно поэтому так важно умело и одновременно сочетать при изучении нового материала предъявление наглядных пособий с отвлеченными словесными объяснениями.

Характерной особенностью всех умственно отсталых детей является неумение целенаправленно заучивать и припоминать.

Когда умственно отсталым детям читают вслух рассказ, они стремятся запомнить наизусть отдельные фразы, но не вникают в его содержание.

Неумение умственно отсталых детей припоминать нужные сведения существенно отличается от забывчивости, наступающей у них же вследствие охранительного торможения. В последнем случае, чем больше учитель стимулирует ребенка припомнить что-либо, тем ему труднее это сделать, так как в этом случае усугубляется состояние торможения. В отличие от этого при неумении припоминать учебный материал стимуляции со стороны учителя (наводящие вопросы и т.д.) помогают ребенку вспомнить нужное.

Учитель должен подсказать детям наиболее целесообразные приемы заучивания и припоминания учебного материала, помочь им сформировать эти сложные навыки. Приобретение такого умения не имеет ничего общего с так называемой тренировкой памяти, состоящей в механическом заучивании большого бессмысленного материала.

Поэтому нужно создавать условия для максимальной коррекции нарушений развития детей.

  1. Цель и задачи проекта

Цель: изучение нарушений памяти, способов коррекции у детей с легкой степенью умственной отсталости.

Поставленная цель реализуется решением следующих исследовательских задач:

  • изучить проблемы развития и коррекции памяти учащихся с легкой умственной отсталостью;
  • выявить        уровень и особенности развития памяти учащихся с легкой умственной отсталостью;
  • разработать программу по развитию и коррекции памяти учащихся;
  • определить эффективность разработанной программы, направленную на коррекцию.

Участниками  проекта: являются обучающиеся с легкой степенью умственной отсталости, классные руководители и заинтересованные  педагоги школы, а также родители  обучающихся.

Гипотеза: при ранней диагностике и правильной психолого-педагогической коррекции может быть отмечена значительная динамика в развитии памяти у детей с легкой степенью умственной отсталости.

Объект исследования: процессы памяти и их особенности у детей с легкой степенью умственной отсталости.

Предмет исследования: влияние коррекции на развитие памяти у детей с легкой степенью умственной отсталости с помощью специально организованных занятий.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, приемы психодиагностики.

Практическое значение данного исследования состоит в том, что проведенная работа позволяют расширить и уточнить знания о коррекции памяти у детей с легкой умственной отсталостью.

  1. Основные этапы и план реализации проекта

Проект проводился в три этапа:

1-й этап – подготовительный (организационно – диагностический) (сентябрь – октябрь 2019 г.) изучение проблемы и составление программы  «Развитие и коррекция памяти детей с легкой умственной отсталостью» (Приложение 1).

2-й этап – практический (2019-2020 гг.) – направлен на апробацию и внедрение проекта.

3-й этап – завершающий (конец 2019-2020 учебного года) – анализ результатов деятельности по реализации проекта и корректировка деятельности  для дальнейшей работы.

Этапы

Мероприятие

Месяц, год

Виды и формы деятельности, мероприятия

Исполнители

Результат

Подготовительный этап

Первичная диагностика для выявления группы «риска»

Сентябрь, 2019

Наблюдение, психологическое обследование, анкетирование детей и родителей, беседы с педагогами

Педагог- психолог, классный руководитель

Создание банка данных обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи. Формирование характеристики образовательной ситуации в ОУ

Проанализировать причины возникновения трудностей в обучении, выявить резервные возможности

Октябрь, 2019

Разработка коррекционной программы

Педагог- психолог

Индивидуальная коррекционная программа соответствующая выявленному уровню развития ребенка

Практический

Обеспечить педагогическое сопровождение детей с легкой умственной осталостью

В течение года

Индивидуальная программа по предмету, воспитательная работа с классом, индивидуальная воспитательная программа для детей с ОВЗ

Учителя предметники, классный руководитель, социальный педагог и психолог

Планы, программы

Обеспечить психологическое сопровождение детей с легкой умственной отсталостью

В течение года

1.Составление расписаний занятий.

2.         Проведение коррекционных занятий

3.Отслеживание динамики развития ребенка

Педагог - психолог

Позитивная динамика развиваемых параметров

Завершающий

Вторичная диагностика детей

Конец года

Анкетирование, диагностическое обследование

Педагог - психолог

Анализ результатов деятельности по реализации проекта и корректировка деятельности  для дальнейшей работы

  1. Механизмы и условия реализации проекта

Методы и приёмы, используемые на занятиях:

наблюдение, словесные методы (беседа, рассказ, объяснение), метод интервью, диагностические методы, эксперимент, игры, упражнения. Методики на изучение типов памяти.

Форма проведения – индивидуальная, индивидуально групповая

- игры.

- упражнения творческого характера;

- работа в парах;

- индивидуально - групповые консультации с педагогами и родителями.

Занятия по развитию и коррекции памяти у детей с легкой умственной отсталостью  состоит  из двух частей: теоретической и практической.

Теоретическая часть программы опирается на базовые знания человечества о памяти - познавательной сфере ученика, ознакомление с приемами и способами смыслового запоминания. Занятия в теоретической  части проекта способствуют самостоятельному формулированию  и осмыслению обучающимися  условий продуктивного запоминания через подбор заданий проблемно-поискового характера.

Практическая часть программы предусматривает освоение новых способов запоминания, активизацию творческого потенциала школьников, формирование устойчивой учебной мотивации обучающихся и а также коммуникативных навыков и позволяет обучающимся проверить уровень своих возможностей.

Занятия с обучающимися  проводятся  1 раз в неделю во внеурочное время.

Для повышения уровня компетентности педагогов и родителей проводились индивидуальные консультации и практикумы «Приемы успешного запоминания».

Сроки проведения коррекционных занятий с учащимися запланированы на учебный год, т.е. в начале учебного года проводится диагностическая процедура (индивидуально) с целью выявления психологических особенностей ребенка: диагностика обучаемости, степень сформированности познавательной деятельности, тревожности, комфортности, успешности учения, затем разрабатывается индивидуальная психокоррекционная программа, согласованная с учебным процессом.

Ресурсное обеспечение: для обеспечения проекта необходим просторный кабинет и минимальный уровень оборудования:

- компьютер;

- рабочий стол и стул;

- магнитофон;

- проектор и экран;

- мультимедийный комплекс;

- раздаточный материал;

- набор диагностических методик;

- методическая литература.

Тематическое планирование групповых занятий по теме «Память»

№/№

Тема занятия

Цель

Общее кол-во часов

1.

Изучение типов памяти

Значение памяти для человека, определение типа памяти

2

2.

Развитие зрительной памяти

Развитие и коррекция зрительной памяти

2

3.

Развитие слуховой памяти

Развитие и коррекция слуховой памяти

2

4.

Развитие кратковременной памяти

Развитие и коррекция кратковременной памяти

2

5.

Развитие долговременной памяти

Развитие и коррекция долговременной памяти

2

6.

Развитие долговременной памяти

Развитие и коррекция долговременной памяти

2

7.

Развитие логической памяти

Развитие и коррекция логической памяти

2

8.

Развитие механической памяти

Развитие и коррекция механической памяти

2

9.

Итоговое занятие

Определение уровня и успешности обучения

2

10.

Использование вида памяти высокого уровня развития (в сравнении).

Как быть успешным, какой вид памяти использовать

2

  1. Риски проекта и их минимизация

Риски, способные повлиять на проект

Выход

1. Повышенный уровень заболеваемости детей с легкой степенью отсталости во время организации и проведения мероприятий по проекту.

1. Снижение показателей результат-эффекта.

2. Индивидуальная работа педагога-психолога с переболевшими детьми по организации занятий, которые ребенок пропустил.

  1. Описание результатов

В результате реализации проекта:

- увеличение потенциала смысловой памяти у обучающихся;

 - повышение устойчивости учебной мотивации у обучающегося;

- повышение уровня компетентности  педагогов и родителей в вопросах смыслового запоминания;

- разработана серия занятий по развитию и коррекции памяти.

8. Оценка результатов проекта

Для оценки результативности проекта была использованы методики изучения видов памяти (Приложение 2). Оценка эффективности реализации проекта  по развитию памяти школьников осуществлялась на основе мониторинга результатов  деятельности школьников.

Методы, используемые для оценивания в начале и после завершения применения программы

В результате обследования различных видов памяти у детей с легкой умственной отсталостью до начала коррекционных занятий были получены следующие результаты.

Виды памяти

Балл

Уровень

«Выучи слова» (слуховая память)

3 б.

низкий

«Оценка оперативной зрительной памяти»

4 б.

ниже среднего

«Память на числа» (кратковременная зрительная память)

3 б.

низкий

«Память на образы»

4 б.

ниже среднего

Анализ результатов исследования позволяет сделать выводы о том, что общий уровень развития памяти у испытуемого находится на уровне ниже средних показателей возрастной нормы. Таким образом, память в целом как функция у учащегося развита недостаточно, поэтому он нуждается в специально-организованном коррекционном обучении.

В результате проведения коррекционной работы по различным типам памяти были получены следующие результаты.

Уровень развития видов памяти после проведения коррекционной работы

Виды памяти

Балл

Уровень

«Выучи слова» (слуховая память)

«Оценка оперативной зрительной памяти»

«Память на числа» (кратковременная зрительная память)

«Память на образы»

Вывод можно сделать после проведения диагностики в конце года.

Результатами реализации программы будут являться положительная динамика в развитии видов памяти.

Работа по программе носит системный характер, сочетает в себе индивидуальные и групповые формы работы, дополнительные занятия. Были подобраны и апробированы эффективные упражнения для развития и коррекции памяти учащихся подросткового возраста с легкой умственной отсталостью, уточнены и конкретизированы условия развития памяти учащихся с нарушением интеллекта.

Критерии  эффективности  реализации  проекта

 - успешность в обучении;

- динамика развития познавательных процессов.

9. Дальнейшее развитие проекта

Память умственно отсталых учащихся формируется в условиях аномального развития и поэтому существенно отличается от памяти нормальных детей. Плохое понимание воспринимаемого материала приводит к тому, что они лучше запоминают внешние, случайные признаки, а внутренние логические связи осознаются и запоминаются с трудом, так как не вычленяются. У умственно отсталых детей позже, чем у нормальных формируется произвольное запоминание. Характерной особенностью является неумение целенаправленно заучивать и припоминать.

Коррекционные упражнения или комплексы таких упражнений, являются эффективным педагогическим средством для коррекции и развития у детей с нарушениями интеллекта познавательных процессов, вызывает у них чувство уверенности в собственных силах, в своих возможностях. Специально организованные занятия по коррекции познавательных процессов, а именно уровня развития памяти у учащихся с нарушениями интеллекта, является эффективным.

Таким образом, выдвинутая в начале гипотеза, что при проведении целенаправленной, систематической работы по коррекции возможно повышение качества памяти, может быть подтверждена.

В перспективе  своей деятельности я вижу необходимость продолжить использование данного проекта с обучающимися, которые испытывают трудности  в усвоении учебного материала, показывающих низкий уровень развития познавательных процессов.

Список литературы

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учеб. для высш. учеб. заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-пресс, 2000. - 376с.
  2. Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребёнка / Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова. – М.: Роспедагенство, 1994. – 68с.
  3. Быстрее, выше, сильнее: сб.развивающих игр. – М.,1998. - 208 с.
  4. Житникова, Л.М. Учите детей запоминать / Л.М. Житникова. - М.: Просвещение, 1985.
  5. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология. – СПб.: Питер, 2001.- 464с.
  6. Кабанов, М.М. Методы психологической диагностики коррекции в клинике / М.М. Кабанов, А.Е. Личко. – Л., 1983. - 312с.
  7. Лубовский, В.И. Коррекционное обучение детей / В.И. Лубовский. - М.: Просвещение, 2000. - 118с.
  8. Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.2: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов.- М.: Центр Владос, 1999. - 640с.
  9. Немов,        Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1: Основы психологии / Р.С. Немов. - М.: Центр Владос, 1999.- 688с.
  10. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Педаг. об-во России, 1999.- 422с.
  11. Общая психодиагностика / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Стол. - М., 1987.- 304с.
  12. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М.: Акадет, 2001. - 160с.
  13. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие / под ред. И.В. Дубровина. - М.: Академия, 1999. - 345с.
  14. Психологическая диагностика - проблемы и исследования / под ред. Е.М. Гуревича. – М, 1981.- 232с.
  15. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 480с.
  16. Танаев, С.П. Психическое недоразвитие подростков / С.П. Танаев // Дефектология. - 2001. - №5.
  17. Трынский, К.П. Психическое развитие детей / К.П. Трынский // Воспитание и обучение детей. – 2000. - № 10.
  18. Турнер, Д. Ролевые игры: практ. руководство / Д. Турнер. – СПб.: Питер, 2002.
  19. Филиппова, Т.А. Память как психическая функция / Т.А. Филиппова. – М.: Просвещение, 1989. - 295с.

Приложение 1

Программа «Развитие и коррекция памяти у детей с легкой умственной отсталостью».

Содержание программы

Пояснительная записка

Роль памяти в развитии личности трудно переоценить. С ее помощью человек усваивает знания об окружающем мире и о самом себе, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки.

Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта.

Для формирования этих качеств памяти следует опираться на естественные законы непроизвольного запоминания. Основной закон заключается в том, что легче всего запоминается яркий материал и тот, что постоянно входит в поле деятельности. Со временем память становится управляемой, произвольной.

По своей природе память разнообразна – произвольная и непроизвольная, образная, словесно – логическая, кратковременная, долговременная, оперативная и смысловая.

Если память хорошо развита, то мыслительные процессы протекают правильнее и быстрее.

У учащихся с нарушениями интеллекта наблюдаются нарушения всех видов памяти, поэтому коррекционная работа в этом направлении очень актуальна.

Работая над развитием памяти, проводя специальные игры, упражнения, возможно реально повысить успеваемость у учащихся и их учебную мотивацию.

Этапы работы.

  • Теоретический (изучение памяти, как психического процесса, особенностей различных видов памяти у учащихся с легкой умственной отсталостью, теоретического вопроса о развитии памяти, методической литературы, медицинских заключений, личных дел).
  • Диагностический (диагностика памяти, влияние характера и причин нарушения памяти).
  • Коррекционный (подбор коррекционных игр, упражнений, тренингов и корректурных проб по различным видам памяти).
  • Аналитический (сравнительный анализ результатов диагностик).

Цель программы

Коррекция видов памяти:

  1. Образная память
  2. Оперативная память
  3. Кратковременная память
  4. Долговременная память
  5. Словесно – логическая память

Задачи программы

  1. Определить формы, методы и средства коррекции памяти учащихся с нарушениями интеллекта
  2. Составить систему упражнений по коррекции памяти учащихся с нарушениями интеллекта

Принципы программы

  1. Учет возрастных и индивидуальных возможностей.
  2. Учет объема и содержания материала.
  3. Систематичность знаний.
  4. Единство диагностик по приемам и видам памяти.

Примерные конспекты занятий

Цель: - коррекция  различных видов памяти.

Задачи:

  • определение преобладающего вида памяти (образная, словесно-логическая, эмоциональная, двигательная, зрительная, слуховая, кратковременная, долговременная);
  • определение характера процесса запоминания и прочность сохранения (темп, объем, прочность);
  • формирование полноты воспроизведения словесного материала, умения составлять план ответа и пользоваться им, умение дать правильный краткий ответ;
  • обучение умениям и навыкам релаксации.

Занятие № 1 Изучение типа памяти

Цель - дать информацию о значении памяти для человека, определить тип памяти ребенка.

Оборудование - бумага, ручки.

Ход  выполнения задания: Испытуемому предлагается поочередно четыре группы слов для запоминания (списки слов прилагаются).

Первый ряд слов читает экспериментатор с интервалом 4-5 секунд между словами (слуховое запоминание). После десятисекундного перерыва ученик записывает те слова, которые запомнил. Через некоторое время (не меньше 10 минут) испытуемому предлагается второй ряд слов, которые он  читает молча, и затем записывает (зрительное запоминание). После десятиминутного перерыва испытуемому предлагается для запоминания третий ряд слов: экспериментатор читает слова, а испытуемый шепотом повторяет их и «записывает» пальцем в воздухе (моторно-слуховое запоминание), затем записывает те из них, которые он запомнил. После перерыва предъявляются для запоминания слова четвертого ряда. На этот раз экспериментатор читает слова, а испытуемый одновременно следит по карточке и шепотом повторяет каждое слово (зрительно-слухово-моторное запоминание). Далее запомнившиеся слова записываются.

После выполнения задания подводится итог: «Как ты считаешь, при выполнении задания, где ты был (а) наиболее успешен, где наименее?» Релаксирующее упражнение.  

Результаты сообщаются после обработки на следующем занятии.

Обработка результатов. О преобладающем типе памяти испытуемого можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С) С = а:10, где а – количество правильно воспроизведенных слов. Тип памяти характеризуется тем, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит тип памяти.

Занятие № 2 Развитие зрительной памяти

Цель – развитие  и коррекция зрительной памяти

Оборудование – набор разрезных картинок, цветная бумага, где крупно написаны имена обитателей НЛО.

Ход занятия:

Разминка. «Передай предмет…» (цветок, мяч, арбуз, грязь, печеную картошку, воздушный шарик…)

Задание 1. Имена обитателей НЛО

Необходимо как можно быстрее запомнить имена обитателей НЛО.  Детям раздаются разрезные картинки, где изображена космическая ракета, на ней красным, желтым и зеленым написаны имена обитателей: ВЕН, МАЛ, ЧУК; НАФ, ТАД, МАГ, ПАК, КАН, ДЕН.

Задание 2 Повтори эти имена.

Задание 3 Что можно предпринять, если имена не запоминаются? (предложены дополнительные картинки: город, поросёнок, маг-кудесник, мак- цветок и т. д.)  Школьникам необходимо побеседовать друг с другом в течение 5 минут, найти 2 способа, которые помогут запомнить обитателей.

Попытайтесь связать каждое имя с цветом, и на то, на  что похоже это слово, с тем, что хорошо известно, и найти соответствующую картинку. Например, ВЕН звучит как «N», ЧУК и ГЕК, НАФ и НЕФ картинка и т. д.

Занятие №3 Развитие слуховой памяти.

Цель: развитие и коррекция  слуховой памяти.

Разминка. Делаем друг другу комплимент.

 Задание.

Материалом, необходимым для проведения методики, служат лист бумаги и ручка. Перед началом обследования испытуемым говорят следующие слова:

«Сейчас я буду называть вам разные слова и предложения, и после этого делать паузу. Во время этой паузы вы должны будете на листе бумаги нарисовать или написать что-нибудь такое, что позволит запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнес. Постарайтесь рисунки или записи делать как можно быстрее, иначе мы не успеем выполнить все задание. Слов и выражений, которые необходимо запомнить, довольно много».

Детям последовательно одно за другим зачитываются следующие слова и выражения:

Дом. Палка. Дерево. Прыгать высоко. Солнце светит. Веселый человек. Дети играют в мяч. Часы стоят. Лодка плывет по реке. Кошка ест рыбу.

После прочтения каждого слова или словосочетания, экспериментатор делает паузу на 20 сек. В это время ребенок должен успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо такое, что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова и выражения. Если за отведенное время ребенок не успел сделать запись или рисунок, то экспериментатор прерывает его и зачитывает очередное слово или выражение.

Как только эксперимент закончен, психолог просит ребенка, пользуясь сделанными им рисунками или записями, вспомнить те слова и выражения, которые ему были зачитаны.

Подведение итогов.

Приложение 2

Диагностика памяти подростков

  1. Методика "Выучи слова"

С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.

Результаты заучивания ряда слов представляются на графике, где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали — количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.

8-9 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов.

6-7 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.

4-5 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов.

2-3 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов.

0-1 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

  1. Методика «оценка оперативной зрительной  памяти»

 

         Этот вид памяти характеризуется тем, насколько долго учащийся может хранить и использовать в процессе решения задачи ту информацию, которая необходима для поиска правильного решения

Оперативную зрительную память и её показатели можно определить при помощи процедуры. Школьнику последовательно по 15 секунд каждая, предлагаются карточки-задания, представленные в виде шести по-разному зрительных треугольников. После просмотра очередной карточки она убирается и вместо неё предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника, среди которых находятся и 6 тех треугольников, которые испытуемый только что видел, на отдельной карточке.   Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно указать в матрице все 6 треугольников.

Показателем развитости зрительной оперативной памяти является частное отделение времени решения задачи в минуту на число ошибок, допускаемых в процессе решения, плюс единица.

Ошибками считается неправильно указанные в матрице треугольниками или те из них, которые ребёнок не смог по какой либо причине найти.

Практически для получения показателя поступают следующим образом. По всем четырём карточкам определяется количество правильно найденных на матрице треугольников и их общая сумма делится на 4. Это есть число правильно указанных треугольников. Данное число вычитается из 6-ти. Полученный результат есть среднее количество ошибок. Далее определяется среднее время работы, путём деления общего времени работы ребёнка над всеми 4 карточками на 4.

Момент окончания времени работы испытуемого над подсчётом треугольников в общей матрице определяется при помощи вопроса: «Ты уже всё нашёл, что увидел?» После утвердительного ответа можно прекратить поиск треугольников в матрице. Деление среднего времени работы над поиском на матрице 6-и треугольников и количество допущенных ошибок позволяет получить искомый показатель.

Оценка результатов.

10 баллов - получает испытуемый, имеющий объём кратковременной памяти равный 8-и и более единицам.

Аналогическое количество баллов-10 -получают дети от 6 до 9 лет, если объём их памяти составляет 7-8 единиц.

8 баллов - оценивается объём кратковременной памяти ребёнка в возрасте от 6 до 9 лет, если он фактически равен 5 или 6 единицам.

Такое же количество баллов получает ребёнок в возрасте от 12 и старше лет, имеющие объём кратковременной памяти, равный 6-7 единицам.

4 балла - получает испытуемый имеющий объём кратковременной памяти, составляющий 4-5 единиц.

2 балла - ставится в том случае если объём кратковременной памяти составляет 1-3 единицы.

0 баллов - объём кратковременной памяти равняется 0-1 единиц.

Выводы по уровням развития.

10 баллов - хорошая развитая по объему кратковременная память.

8 баллов - среднеразвитая по объёму кратковременная память.

4 балла - не вполне достаточная по объёму уровень кратковременной памяти.

2 балла - низкий уровень кратковременной памяти.

0 баллов - очень низкий объём кратковременной памяти.

  1. Методика «Память на числа»

Диагностическая цель: Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности.

Процедура тестирования. Задание заключается в том, что обследуемым демонстрируется в течение 20 секунд таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше чисел. Через 20 секунд таблицу уберут, и вы должны будете записать все те числа, которые вы запомнили».

Стимульный материал

13

91

47

39

65

83

19

51

23

94

71

87

Обработка и анализ результатов. Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека — 7 и выше. Методика удобна для группового тестирования, так как процедура не занимает много времени.

  1. Методика «Память на образы»

Диагностическая цель. Методика предназначена для изучения образной памяти. Методика применяется при профотборе.

Процедура тестирования. Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минуты воспроизвести на бланке.                                                        

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами (привести пример). Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше образов. Через 20 секунд уберут таблицу, и вы должны нарисовать или записать (выразить словесно) те образы, которые запомнили».

Обработка и анализ результатов. Оценка результатов тестирования производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма — 6 правильных ответов и больше. Методика используется в группе и индивидуально.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая характеристика детей с легкой степенью умственной отсталости

В статье подробно описаны особенности психического  и психологического развития детей с легкой степенью умственной отсталостию...

Сборник контрольно - измерительных материалов для 5 классов (для детей с легкой степенью умственной отсталости)

Контрольно-измерительные материалы являются необходимым условием реализации основных  образовательных программ....

Рабочая программа по литературе 5-7 классы для детей с легкой степенью умственной отсталости

Рабочая программа  по курсу «Литература» для детей с легкой степенью умственной отсталости составлена  на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений ...

Адаптированная рабочая программа по математике для детей с легкой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класс

Настоящая программа обучения составлена с учетом особенностей учащихся интеллектуального и физического развития и направлена на решения следующих целей: Цели обучения математики:развитие образног...

Рабочая программа по математике 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая прграмма по математике предназначена для учащихся 1 класса (1 вариант) для детей с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по психомоторике (игротерапии) предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....

Рабочая программа по речевой практике 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по речевой практике предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....