ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
рабочая программа


Предварительный просмотр:

                                       РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

кружка

«Юный эколог»для 6 класса

Направление: эколого-биологическое

Срок реализации: 1 год

                         учителя Рыженьковой Веры Викторовны

      на 2019-2020 учебный год

                                                                        

                                                        

Нижневартовск

2019

                 

                                     Пояснительная записка

В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого. ФГОС обращает внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности школьников за рамками уроков, важность занятий по интересам, их соответствие образовательным потребностям и возможностям учащихся.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования. 

Разработанная мной программа по внеурочной деятельности по биологии «Юный эколог» естественно-научной направленности для обучающихся 6класса направлена на повышение мотивации к изучению преподаваемого предмета.

  • Данная программа составлена на основе: Фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, письма Минобрнауки № 03-296 от 12 мая 2011 г. «Методические материалы по  организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы основного общего образования», Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»».

В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования обучающийся должен владеть универсальными учебными действиями, способностью их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, уметь самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, использовать ИКТ.

Для достижения требований стандарта к результатам обучения учащихся, склонных к биологическим наукам, исследованиям, важно вовлечь их в такую учебно-познавательную деятельность.

При разработке данной рабочей программы учитывались основные задачи развития региона. Она направлена на решение главной задачи, отраженной в Стратегии развития образования ХМАО-Югры до 2020 года – создание в школах условия для вовлечения в систему дополнительного образования всех обучающихся.

Программа «Юный эколог» учитывает требования Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СШ №3» по включению обучающихся в процессы познания и преобразование внешкольной образовательной среды; развитие творческих способностей школьников с учетом их индивидуальных способностей; создания условий для сохранения и поддержания индивидуальности каждого ребенка.

Программа по внеурочной деятельности «Юный эколог» учитывает особенности основной образовательной программы основного общего образования. Разработана для обучающихся 6 класса, возраст детей 11-12 лет. Она учитывает возрастные и психологические особенности школьника этого возраста и предоставляет возможность педагогу планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня в совместной с детьми внеурочной познавательной деятельности. Работая по этой программе, добиваюсь положительной динамики качественных показателей по предмету, результативности в городских экологических конкурса: «Великолепная пятерка», «Крестики нолики».

Формы занятий: Программа предполагает организацию внеурочной деятельности в форме кружковых занятий познавательной направленности. В течение всего курса предусматривается несколько направлений, которые объединяют всю программу: изучение природы родного края, фенологические наблюдения, природоохранные мероприятия. Занятия осуществляются как в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий, так и в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций, на свежем воздухе для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, развития физической активности школьников и их оздоровления.

Вся деятельность учащихся при выполнении индивидуальных или групповых заданий имеет общественно полезную направленность. К общественно-полезной работе относится изготовление оборудования  для проведения уроков биологии, выполнение исследовательских работ по изучению природы родного края, проведение акций «Чистый школьный двор», «Зеленый двор», «Кормушка», «Операция ель» и др. Всё это даёт огромный воспитательный  эффект, так как раскрывает практическое значение получаемых на занятиях кружка знаний, способствует их самостоятельному приобретению, вырабатывает умение на основе разрозненных внешних факторов выявлять закономерности.

Программа внеурочной деятельности «Юный эколог» предусматривает организацию самостоятельной деятельности учащихся. При организации занятий использую следующие формы самостоятельной работы обучающихся:

1. Работа с дополнительной литературой;

2. Выполнение письменных самостоятельных работ на занятиях: составление упражнений, схем, лабораторные и практические работы, тестовые задания;

3. Виды практических работ: занятия – отчеты; составление таблиц;

4. Творческие задания.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный эколог» предусматривает использование современных учебных материалов. Ресурсное обеспечение процесса обучения экологии в свете мотивации, заявленное в программе, является достаточным для его реализации: кабинет биологии снабжен комплектами дидактических материалов, в достаточном объеме дополнительная литература (учебники, справочники, энциклопедии, учебно-познавательная, занимательная, художественная литература), имеется компьютер, кабинет с доступом в Интернет, электронные пособия по предмету, презентации.

Рабочая программа «Юный эколог» предусматривает использование современных образовательных технологий: личностно-ориентированная технология обучения, технология уровневой дифференциации, исследовательские методы в обучении, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, технология обучения в сотрудничестве, коммуникативная технология.

Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогает достигать лучшего результата в обучении, повысить мотивацию обучающихся к изучению экологии, успешно постигать основы биологических знаний.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный эколог» направлена на систему, ориентированную на выявление и оценивание образовательных достижений обучающихся. Особенностями этой системы являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • использование таких форм и методов оценки, как практические работы, творческие работы, самооценивание, взаимооценка, наблюдения.

В рабочей программе внеурочной деятельности «Юный эколог» разработана система разнообразных форм контроля: познавательно-игровые занятия, научно-исследовательские и проектные работы, блиц – турниры, конкурсы, участие в школьном этапе олимпиады по биологии.

Комплексный подход к оценке результатов реализации программы позволяет не только оценить предметные, метапредметные и личностные результаты, но и в ходе работы обучающихся использовать оценивания (портфолио достижений), характеризующую динамику индивидуальных образовательных достижений школьника.

Программа предусматривает развитие образовательной среды школы:

  • стимулирование дальнейшей творческой деятельности, поощрение;
  • создание мобильных стендов, посвященных победителям и призерам школьных, муниципальных и региональных олимпиад, конференций, конкурсов;
  • публичное своевременное поощрение учеников-победителей (линейки, молнии-объявления, вручение грамот, дипломов, ценных подарков);  
  • вручение благодарственных писем родителям за заслуги в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, линейках.

Использование в рабочей программе «Юный эколог» элементов исследовательской деятельности способствует:

  • -реализации одного из приоритетных направлений образовательной политики;
  • - обеспечению работы в рамках ФГОС;
  • - формированию имиджа образовательной организации;
  • - удовлетворённости родителей в образовательных услугах МБОУ «СШ№3»;
  • - повышению профессионального уровня педагогов;
  • - участию педагогов в конкурсах различных уровней.

В результате организации творческой продуктивной деятельности обучающихся на основе исследования создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий биологической направленности, востребованных в развитии региона.

В рамках развития социального партнерства программа «Юный эколог» направлена на эффективное взаимодействие с такими социальными партнерами, как: МБУ «Библиотечно-информационная система» ЦДТ, ДШИ №2. Для повышения эффективности реализации программы планируются следующие мероприятия: проведение познавательной программы по теме «Увлекательный мир экологии» с учениками МБОУ «СШ№3» и воспитанниками центра реабилитации детей с ОВЗ «Таукси», организовать выставку творческих проектов «Окно в природу» в ДШИ № 2.

Задачи программы:

Требования к уровню подготовки учащихся:

Учащиеся должны знать:

  • взаимосвязь растений с другими организмами;
  • растительные сообщества и их типы;
  • закономерности развития и смены растительных сообществ;
  • о результатах влияния деятельности человека на природу и влияния природной среды на человека.

Учащиеся должны уметь:

  • устанавливать взаимосвязь между организмами в природе;
  • определять растительные сообщества и их типы;
  • объяснять влияние деятельности человека на природную среду и среды  на человека;
  • проводить фенологические наблюдения за явлениями в природе.

Планируемые результаты:

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

  • соблюдать правила поведения в природе;
  • понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
  • уметь реализовывать теоретические познания на практике;
  • осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
  • понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;
  • признавать право каждого на собственное мнение;
  • проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
  • уметь отстаивать свою точку зрения;
  • критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
  • понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • уметь слушать и слышать другое мнение;
  • уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

В области регулятивных УУД учащиеся смогут:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с    

материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

В области познавательныx УУД учащиеся смогут:

  • выделять существенные признаки биологических объектов
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснять роль экологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различать на живых объектах и таблицах наиболее  опасных для человека растений;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

В области коммуникативных УУД учащиеся смогут:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Место курса в учебном плане.

Данный курс рассчитан на 35 часов в год, 1 раз в неделю.

Особенности программы «Юный эколог» заключается в том, что на следующие годы изучения биологии может переходить в программы «Юный ботаник» «Юный зоолог», и т.д. так как идёт накопление материала и наращивание развивающего потенциала по методу “снежного кома”. Каждый слой “кома” несёт в себе новую тему. 

Учебно-тематический план 6 класс « Юный эколог»(35 часов)

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теоретия

Практика

1

Введение.

1

1

-

2

Зеленый пояс Земли.

7

5

2

3

Жизнь под землей.

4

2

2

4

Разнообразие цветковых растений

7

5

2

5

Удивительный мир животных.

15

10

5

6

Итоговое занятие

1

1

-

ИТОГО

35

24

11

Содержание курса

Тема 1. Введение (1 час)

Что такое экология? Роль науки в рациональном использовании природных богатств.

Тема 2. Зеленый пояс Земли (7 часов)

Растения – необходимое условие здоровья человека. «Легкие планеты» .Что такое лес? Панорама лесов. Типы лесов. Правовая охрана лесных ресурсов. Заочная экскурсия в лес. Лесные этажи – ярусы лиственного леса. Зеленая аптека - лекарственные растения. Растения под охраной. Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений»

Тема 3. Жизнь под землей (4 часа)

Почва – среда жизни растений и организмов. Состав и структура почвы. Плодородие почвы. Деятельность червей, насекомых в процессе почвообразования. Практическая работа «Ознакомление с почвенным составом местности»

Тема 4. Разнообразие цветковых растений (7 часов)

Группы растений по их хозяйственному значению: дикорастущие и плодовоягодные. Медоносные растения. Значение пчел для нормальной жизни растений. Сорняки и их значение. Роль цветковых растений в природе и жизни человека. «Красная книга Югры». Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям. Создание презентации, проекта «Зачем нужны цветковые растения?» Практическая работа «Определение травянистых, лекарственных, древесных, кустарниковых растений с помощью определителя»

Тема 5. Удивительный мир животных (14 часов)

Муравьи – друзья леса, санитары леса. Охрана муравейников. Методика их расселения. Хищные насекомые, их роль в природе (жужелицы, божьи коровки, осы и др.) Насекомые – опылители. Пчела медоносная, бортовая, шмели. Действие антропогенного фактора на численность насекомых. Охрана насекомых. Видовой состав и разнообразие птиц Пугачёвского района. Причины перелетов птиц. Действие природного и антропогенного факторов на гибель птиц при перелете. Охрана птиц. 1 апреля – Всемирный день птиц. Изучение видового состава зимующих птиц. Наблюдения о наиболее интересных явлениях из жизни птиц. Видовое многообразие млекопитающих Югры. Особенности отношений «Хищник - жертва». Что значит «вредное» и «полезное» животное? Правовая охрана диких животных. Охраняемые виды млекопитающих нашей местности. Практическая работа «По следам животных и птиц». Подкормка животных и птиц, развешивание кормушек для птиц.

Список источников:

  1. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования Режим доступа: [http://mon.gov.ru]
  2. Модель организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках ФГОС НОО Режим доступа: [http://volsk-gymnazya.edusite.ru]
  3. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования: Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 //Управление начальной школой.- 2011.-№8.-С.60-69
  4. Туровец, М. Н. Организация внеурочной деятельности по работе с одаренными детьми /М.Н. Туровец. Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/568079/]
  5. Степанов, Е.Н. Внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования: вопросы, ответы, комментарии/Е.Н. Степанов //Завуч начальной школы.- 2011.-№6.-С.15-19
  6. Программы для организации внеурочной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС Режим доступа: [http://mischool.uoura.ru/index.php]
  7. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования //Вестник образования России.- 2011.-№11.-С.29-43
  8. Селевко, Г.К. Содержание и организация внеурочной деятельности учащихся /Г.К. Селевко //Завуч для администрации школ.- 2006.-№8.-С.24-2
  9. Серебрянская, Л.В. Развитие интеллектуальных способностей и творческой активности учащихся во внеурочной деятельности /Л.В. Серебрянская //Образование в современной школе.- 2005.-№9.-С.19-25

Календарно-тематическое планирование отражено в Приложении1

Представляя аттестационное задание, автор гарантирует, что использованная в задании информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц .

Приложение 1

Основная часть

Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности естественно-научного направление «Юный эколог»

6 класс (35ч), 1 раз в неделю

№ п/п

Тема занятия

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Дата проведения

Способы проверки достижений

Введение 1 час

1

Что такое экология? Роль науки в рациональном использовании природных богатств.

Знакомятся с понятием «Экология» с методами биологических исследований, основными приёмами работы с оборудованием, знакомиться с правилами работы в кабинете. ТБ. Выбирают актив кружка.

Предметные: Объясняют роль экологии в практической деятельности людей. Личностные: стремиться к получению новых знаний. Регулятивные: формирование умения общаться Познавательные: осмысление общения как способа получения и передачи информации.

7.09

Беседа.

Тема 2. Зеленая планета (7 чаов)

2

Растения – необходимое условие здоровья человека.

Участвуют в беседе, дают ответы на вопросы, анализируют. Чертят схему.

Предметные: Объясняют роль растений в сохранении здоровья людей. Определяют понятия: смешанный лес, бор, тайга, дубрава, березняк, «этажи леса». Изучают правила сбора лекарственных растений. Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу. Метапредметные:

Познавательные: Выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Регулятивные: формировать умение общаться. Коммуникативные: Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Личностные: Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности. Формировать умение слушать в соответствии с целевой установкой.

14.09

Умение делать выводы.

3

Легкие планеты. Панорама лесов. Типы лесов. Правовая  охрана лесных ресурсов. О профессии лесника.

Изучают основные типы лесов. Знакомятся с профессиями лесного хозяйства.

17.09

Встреча с представит. Эк/о «Бурундучок».

4

Прогулка по лесу. Заочная экскурсия в лес.

Урок-экскурсия. Определяют правила поведения в окружающей среде.

21.09

Презентация,

Стендовая выставка.

5

Лесные этажи ярусы лиственного леса.

Изучают «лесные этажи» – ярусы лиственного леса, выполняют интерактивное задание «Рассели по этажам лесных обитателей».

28.09

Сам/работа.

6

Зеленая аптека - лекарственные растения.

Изучают группы лекарственные растений разных жизненных форм, составляют таблицу в тетради, изготавливают книжку-раскладушку с лекарственными растениями.

5.10

Творческие задания

«Лесная аптека».

7

Растения под охраной.

Знакомятся с мерами охраны растений. Изучают редкие растения России и редкие растения Югры. Рисуют запрещающие знаки.

участвуют в ролевой игре «Мишкин дом».

12.10

Игра-соревнование

Блиц-турнир.

8

Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений

Работают в группе. Учатся работать с литературой. Изучают правила сбора, использования и хранения дикорастущих растений».

19.10

Практическая работа.

Тема 3. Жизнь под землей (4 часа)

9

Почва-среда жизни организмов

Устанавливают особенности почвы как среды обитания, определяют обитателей этой среды

Предметные: Объясняют роль дождевых червей в природе. Изучают правила взятия проб почвы; типы почв нашего края Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи Регулятивные: Выделять обобщенный смысл и формальную структуру задачи. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем. Личностные: Формировать умение слушать в соответствии с целевой установкой.

26.10

Сам/работа.

10

Состав и структура почвы. Плодородие почвы.

Выделяют существенные признаки разных структур почвы, изучают растения-индикаторы кислотности почвы.

09.11

Участие во Всероссийской олимп.

11

Деятельность червей, насекомых в процессе почвообразования.

 Знакомятся со способом передвижения червей в почве. Смотрят фильм о главных почвообразователях. Строят опорную схему

16.11

Взаимиоценка.

12

Практическая работа «Ознакомление с почвенным составом местности»

Учатся соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Соблюдать правила техники безопасности

Выполняют практическую работу в паре, изучают структуру, кислотность почвы пришкольного участка.

23.11

Практическая работа.

Тема 4. Разнообразие цветковых растений (7 часов)

13

Группы растений по их хозяйственному значению.

Знакомятся с классификацией культурных растений, готовятся к защите мини-проекта « Самое полезное растение», вырабатывают критерии описания  культурных растений.

Предметные: Объясняют роль природоохранных мер в сохранении видового многообразия. Определяют понятия: культурные, дикорастущие растения. Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу. Учатся практическим навыкам. Познавательные: учатся выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Регулятивные: учатся умению общаться. Коммуникативные: Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, работать в парах, группах. Личностные Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.

30.11

работа в творческих группах, отчет

14

Медоносные растения. Значение пчел для нормальной жизни растений.

Слушают сообщения товарищей «Жизнь пчелиной семьи», «Симбиоз пчелы и цветка»

07.12

Беседа-рассказ

15

Сорняки и их значение.

Учатся выделять существенные признаки сорных растений, изучают способы борьбы с сорными растениями.

14.12

Сам/работа

16

Роль цветковых растений в природе и жизни человека.

Изучают многообразие растений Югры. Знакомятся с правилами создания мини-проекта.

21.12

Операция «Ель»!

17

«Красная книга ХМАО-Югры». Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям.

Знакомятся с природохранными территориями родного края, изучают нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям (береза, плауны, лесные кустарники).

11.01

Беседа, презентация по страницам «Красной книги»

18

Создание презентации, защита проекта «Зачем нужны цветковые растения?»

Защищают проект «Зачем нужны цветковые растения?» Участвуют в конкурсе «Знакомый незнакомец», определяют его значение в природе и жизни человека.

18.01

Защита мини-проекта

19

Практическая работа «Определение травянистых, лекарственных, древесных, кустарниковых растений с помощью определителя».

Знакомятся с правилами определения растений с помощью определителя, с правилами работы с гербарием.

25.01

Практическая работа

Тема 5. Удивительный мир животных (14 часов)

20

Муравьи – друзья леса, санитары леса. Охрана муравейников. Методика их расселения.

Знакомятся с общественными насекомыми, их значение в жизни леса

Предметные: Объясняют роль хищных общественных насекомых. Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу. Учатся мастерить кормушки, вести фенологические наблюдения в природе.

Метапредметные:

Познавательные: Выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей.

Регулятивные: Выделять обобщенный смысл и формальную структуру задачи.

Коммуникативные: Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.

Формировать умение слушать в соответствии с целевой установкой.

1.02

8.02

Работа с доп/литературой

21

Хищные насекомые, их роль в природе (жужелицы, божьи

коровки, осы и др.)

Изучают основные группы хищные насекомых: их роль в природе (жужелицы, божьи коровки, осы и др.)

Командный турнир

22

Насекомые – опылители. Пчела медоносная, бортовая, шмели.

Изучают жизнь пчелиной семьи, распределение обязанностей, симбиоз с растениями.

15.02

Доклады,

23

Действие антропогенного фактора на численность насекомых. Охрана насекомых.

Определяют причины сокращения видового многообразия насекомых. Изучают редкие виды насекомых Югры.

22.02

Сводная таблица

24

Видовой состав и разнообразие птиц Нижневартовского  района.

Знакомятся с видовым составом и разнообразие птиц Нижневартовского  района.

         1.03

Операция «Кормушка 1»

25

Причины перелетов птиц. Действие природного и антропогенного факторов на гибель птиц при перелете.

Устанавливают основные причины перелета птиц, действие природного и антропогенного факторов на гибель птиц при перелете.

8.03

Сам/работа

26

Охрана птиц. 1 апреля – Всемирный день птиц.

Работают в группах, разрабатывают образцы листовок в защиту птиц.

15.03

Груп. отчет. Оформление стенда.

27

Изучение видового состава зимующих птиц.

Изучают видового состава зимующих птиц г.  Нижневартовска.

22.03

Взаимоотчет.

28

Наблюдения о наиболее интересных явлениях из жизни птиц.

Изучают виды гнез, особенности размножения, проявления заботы о потомстве у птиц.

Посев рассады для пришкольного участка

5.04

Операция «Зеленый двор» Молния!!

29

Видовое многообразие млекопитающих ХМАО-Югры.

Изучают видовое многообразие млекопитающих ХМАО-Югры

     12.04

Тест.

30

Особенности отношений «Хищник - жертва». Что значит «вредное» и «полезное» животное?

Изучают особенности отношений «Хищник - жертва», значение хищников в природных сообществах.

        19.04

Работа в парах.

31

Правовая охрана диких животных. Охраняемые виды млекопитающих нашей местности.

Изучают разные виды млекопитающих нашей местности. Работают над  стендовой выставке «Они нуждаются в защите». Выезд в «Таукси».

26.04

Выставка работ «Они нуждаются в защите».

32

Практическая работа «По следам животных и птиц».

Учатся определять по контуру тела во время полета виды хищных птиц, по следам-ид животного.

03.05

Операция «Чистый двор».

33

Подкормка животных и птиц, развешивание кормушек для птиц.

Изучают особенности питания птиц города.

Развешивают кормушки на территории школьного двора.

10.05

Операция «Кормушка 2».

34

Весенняя экскурсия « Фенологические наблюдения в природе»

Экскурсия на территорию. пришкольного участка по маршрутным листам.

17.05

Отчет по экскурсии.

35

Подведение итогов.

Награждение грамотами самых активных кружковцев. Благодарности родителям. Задание на лето.

24.05

Взаимооценка. Портфолио достижений!

Учитель биологии                           В.В. Рыженькова.



Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

среднего общего образования, утвержденной приказом по школе от 31.08.2021 г. №309

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

"КТД"

Для 10 б класса

классного руководителя: Рыженьковой В.В.

на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа «КТД» (Коллективно-творческие дела) разработана и модифицирована с учетом ФГОС основного общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г.), образовательным планом основного общего образования МБУ «Школа №3» г. Нижневартовска, на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Росши. Автор Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.

- 2-е издание, Москва «Просвещение» 2021.

Программа рассчитана на учащихся 10-11 классов в объёме: 35 часов в год для 10 класса и 34 часа в год для 11 класса.

Промежуточная аттестация проводится с целью определения качества освоения обучающимися образовательной программы внеурочной деятельности в конце учебного года, в форме теста и мониторинга включенности в мероприятия.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные:

-воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуальноличностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

-развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве,

-развитие критического и творческого мышления.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Познавательные универсальные учебные действия:

  • умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

-добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

-умение координировать свои усилия с усилиями других.

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-задавать вопросы;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Содержание курса

КТД «Я и Я»: осмысление себя как частички окружающего мира и обретения уверенности в своей значимости, воспитание сознательной дисциплины, культуры поведения, творческих способностей.

КТД «Я и Школа»: воспитание сознательного отношения к учёбе, законам школьной жизни и традициям школы, развитие сознательной активности и культуры умственного труда. КТД «Я и Отечество»и: формирование стремления к усвоению правовых знаний, развитие общественной активности; воспитание чувства ответственности за будущее своего села, страны.

КТД «Я и Культура»: воспитание чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных, музыкальных, литературных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов.

КТД «Я и моё Здоровье»: формирование здорового образа жизни, умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.

КТД «Я - Патриот»: формирование патриотизма, гражданской позиции, понимание прав и свобод личности, воспитание гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов.

КТД «Я и моя Семья»: воспитание уважения к семье, правильного представления о семейных ценностях.

КТД «Я и планета»: воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом и природой.

КТД «Я за мир»: воспитание духовно-нравственных качеств личности.

Тематическое планирование

КТД «Я и я»

1.

Урок безопасности

1

2.

Выбор ученического самоуправления

1

3.

Я - гражданин России

1

4.

Подготовка ко Дню пожилого человека

1

КТД «Я и Школа»

5.

День пожилого человека

1

6.

Концерт ко Дню Учителя

1

7.

День Здоровья

1

8.

Неделя труда.

1

КТД «Я и Отечество»

9.

День народного единства

1

10.

Акция «День отказа от курения»

1

11.

Международный день толерантности

1

12.

Выставка газет, рисунков, сочинений, посвящённых Всемирному дню Матери

1

КТД «Я и Культура»

13.

Декада «Красная лента»

1

14.

Неделя правовых знаний

1

15.

Конкурс «Украсим класс к Новому году»

1

КТД «Я и моё Здоровье»

16.

Правовой лекторий «Моя жизнь в моих руках» (профилактика ПАВ)

2

17-18.

Соревнования по волейболу

1

КТД «Я - Патриот»

19-20.

Месячник патриотического воспитания «Я - патриот России»

2

21.

Спешите делать добрые дела

1

22.

Соревнования для юношей «А ну-ка, парни!»

1

КТД «Я и моя семья»

23.

Праздничный концерт к 8 марта

1

24.

Литературная гостиная

1

25.

Экскурсии в театр, библиотеку.

1

КТД «Я и планета»

26.

День космонавтики

1

27.

Мероприятие в рамках Дней защиты населения от экологической опасности

1

28.

Городская акция «Нижневартовск- чистый город»

1

29.

Акция «Первоцветы»

1

КТД «Я за мир»

30.

Мероприятия, посвященные дню Победы

1

31.

Праздничный концерт «Салют, Победа!»

1

32.

Мероприятие в рамках Дней защиты населения от экологической опасности

1

33.

Профилактическая операция «Подросток»

1

34.

КТД «Наши достижения»

1

35

Итоговое занятие

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...