Социализация школьников в пространстве образовательной среды.
статья

Данная статья определяет роль современного социального пространства в развитии личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современное социальное пространство в условиях развития информационного общества — общества XXI века, это пространство, в котором под воздействием процессов информатизации и компьютеризации происходит постоянное изменение социокультурной среды, изменение условий социализации людей, в том числе и детей.

Социальные процессы, происходящие в российском обществе XXI века, не могут не повлиять на развитие личности ребенка. Развитие личности — сложный процесс, включающий в себя этапы эволюционного развития (появление нового по сравнению с предыдущим этапом — новообразования возрастных периодов), инволюционные изменения (утрата ранее сформированных психических свойств и качеств, имевших место ранее), особенности гетерохромного развития (проявление психических качеств в различное время: одни функции опережают в развитии другие функции), особенности биологического развития (наследственные и врожденные факторы), социального развития (под влиянием природной и социальной среды, исторического развития общества, национальной принадлежности и других факторов), а также специального развития (развитие психических функций, процессов, свойств личности в рамках профессиональной подготовки)

Особенностью развития системы российского образования последних лет, связанной с совершенствованием современных технологий, информатизацией, компьютеризацией и развитием цифрового общества, является то, что социализация личности ребенка происходит в условиях постоянных социальных изменений. Например, появление современных гаджетов как устройств, предназначенных для облегчения и совершенствования жизни людей в различных сферах общества (медицины, образования, авиации и т. д.) становится неотъемлемым атрибутом социализации ребенка, его развития, воспитания и личностного становления.

 Можно отметить, что социальные процессы оказывают существенное влияние на развитие личности ребенка, а также на уровень его социальной адаптации. Это связано с тем, что человек является важнейшей составляющей социокультурной среды: под влиянием деятельности человека изменяются окружающая среда, создается социокультурная среда, соответствующая определенному периоду в развитии общества, отдельного человека.

 Проблемы развития социокультурной среды изучаются представителями различных наук: социологами, философами, этнологами, педагогами, психологами и др.

Социокультурная среда — это совокупность общепринятых норм, ценностей, правил, законов, технологий и научной информации, которая имеется у социума и человека как части социума для активного взаимодействия с жизненной средой. Современная образовательная среда - важная составляющая социокультурной среды, должна способствовать развитию ребенка, воспитанию у него личностных качеств, формированию определенных черт личности. Но всегда ли изменения, происходящие в обществе, связанные с изменением технологий и технологических процессов, в том числе в системе образования, несут в себе воспитательный потенциал, способствуют эффективному развитию ребенка?

Исследуя проблему влияния социокультурной среды на воспитание личности ребенка, можно сделать вывод, что социокультурная среда с ее общепринятыми нормами, правилами, технологиями и др. непременно несет в себе воспитательный потенциал, способствует включению ребенка в различные социальные процессы и его взаимодействию с социальной средой. Вовлечение детей в современную социокультурную среду как активных членов существующего социального пространства, требует от учителей и родителей новых подходов к построению образовательного пространства, использования новых форм и методов работы с детьми.

В современных условиях общественного развития особо остро встают проблемы социализации человека, приобщения его к общечеловеческим ценностям, значимым во все века и закрепленным в культурно-историческом опыте поколений, что говорит об особой актуальности темы.

Социальная среда — это многоплановое понятие, которое используется в социологической, социально-психологической и педагогической литературе.

В социальной педагогике Ю. В. Васильковой и Т.А. Васильковой даётся следующее определение термина «социальная среда»: это, во — первых, широкая социальная действительность, общество, государство и во — вторых, это непосредственное окружение ребёнка, влияющее на его формирование» [5, С. 16]. Процесс социализации личности имеет две взаимосвязанные стороны. С одной стороны, человек присваивает социальный опыт, с другой — проявляется его индивидуальность.
Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь.
Подчеркнем, что первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения.
Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности.
Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни.
Социализация личности осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности.
Поэтому важно вовремя обучать, воспитывать, взаимодействовать правильно и планомерно, учитывая возраст и индивидуальные особенности человека.

Ведущая функция школы проявляется в том, что она своим действием задает основное направление и содержание социальных воздействий, их ориентацию, их прочтение в контексте целенаправленных педагогических действий. Благодаря этому из множества пассивных и активных факторов социализации, т.е. с социально-педагогической среды, образуется и действует своеобразный педагогический ансамбль.

Стремление следовать положительному нравственному эталону и способность соотносить свои поступки с этим эталоном реализуются лучше, если рядом педагог, который проконтролирует и оценит усилия ученика. Если этот контроль снимается, школьник нередко готов действовать в соответствии с ситуативно возникшим желанием. Мы считаем, что каждый школьник нуждается в доброжелательном контроле и в положительной оценке взрослого. Правильное поведение в присутствии взрослого — первый этап морального развития. И хотя потребность вести себя по правилам и приобретает личностный смысл для учащегося, его чувство ответственности наилучшим образом раскрывается в присутствии взрослого. Формирование положительных личностных качеств через соотнесение реальных поступков личности с нравственными эталонами будет эффективным, если педагог общается с учеником в доверительном и доброжелательном тоне, выражая уверенность в том, что этот школьник не может не соответствовать положительной модели. Психологический смысл происходящего в поведении школьника сдвига, по оценке Е. Н. Рогова состоит в том, что хотя и с помощью педагога, но психологически самостоятельно ученик обретает чувство ответственности за свое поведение. Рассудочное и аффективное отношение к правилам, нравственным нормам развивается у него через эмоционально-оценочное отношение к нему взрослого. Именно взрослый помогает ребенку осмыслить рациональность и необходимость соответствующего данному моменту поведения, поступка. Именно взрослый своим аффективным отношением к ребенку в данный момент санкционирует определенный тип поведения [26, С. 178]. С. А. Рубинштейн указывает на тот факт, то потребность в признании проявляется и в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных качествах: он рефлексирует, пытается проецировать свой поступок на будущие реакции других людей, при этом он хочет, чтобы люди испытывали к нему благодарность, признавали и ценили его хороший поступок. Ученик испытывает ненасыщаемую, потребность обращаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности и достижений. В этом случае очень важно поддержать личность, поскольку невнимание, пренебрежение, неуважительное отношение взрослого может привести его к потере уверенности в своих возможностях [27, С. 94]. Общение с взрослыми и коллективом дает возможность ребенку усваивать эталоны социальных норм поведения. В определенных жизненных ситуациях школьник сталкивается с необходимостью подчинить свое поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии обучающегося становятся знание норм морали и понимание их ценности и необходимости. Эти знания он получает, прежде всего, от взрослых в форме полярных эмоциональных оценок: в одном случае его хвалят, в другом — выражают полное неудовольствие им (конечно, здесь определяющее значение имеет отношение самого взрослого к правилам и нормам; важно также, придерживается ли взрослый этих правил и норм сам или требует их соблюдения лишь от ученика). Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам обучающегося определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни. Итак, школа является одним из важнейших институтов социализации обучающихся и изучение личности ребёнка через его деятельность — один из важнейших принципов, которому должен следовать учитель. Именно в школьной социальной среде обучающийся начинает понимать ответственность за дисциплину, нормы поведения, переходить на качественно новые взаимоотношения «ученик-учитель».

Не менее важным фактором социализации обучающихся является развитый детский коллектив, который представляет собой необходимое условие дл самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей. По определению Л. М. Фридмана, коллектив — есть объективная реальность, поскольку коллектив для человека это [35, С. 38]: — Сфера его жизнедеятельности — значительную часть жизни человек проводит в рамках различных коллективов, общественных объединений, коопераций, ассоциаций — трудно представить себе полнокровную жизнь нашего современника, не вступающего в разветвлённую систему производственных, интеллектуальных, художественно-творческих и иных взаимодействий и взаимоотношений с другими людьми. — Сфера самоутверждения, самовыражения и самореализаци — только в системе коллективных связей и отношений человек может сопоставить самооценку с тем, как его оценивают другие (а потребность во внешней оценке объективна), выразить свою индивидуальность, реализовать своим возможности. — Сфера общения — здесь реализуется естественная потребность личности в диалоге, обеспечивающем взаимопознание и взаимопонимание (перцептивная функция), передачу и получение информации (коммуникативная функция), опыта, эмоционально-нравственных отношений, ценностей и оценок (интерактивная функция). — Гарант защищённости и поддержки — в коллективе человек стремится обрести защиту от любой внешней агрессии, найти товарищеское понимание, сочувствие, помощь, поддержку. А.С.Макаренко справедливо отмечал, что ценность коллектива обусловлена его способностью защитить каждого его члена. — Модель общества — основная база накопления опыта взаимодействия личности с обществом, освоения социальных ролей, демократических форм организации жизнедеятельности. — Носитель социально- нравственных норм и ценностей, реализуемых в системе коллективной деятельности и коллективных взаимоотношений. — Духовное, ценностно-ориентированное единство людей — организационная структура коллектива является средством достижения общих (и личных) целей.

Педагог в каждом воспитаннике видит уникальную личность, у которой необходимо развивать сознание своей неповторимости и одновременно причастности к социальному целому; последовательно учит каждого ученика видеть в себе личность и считать себя таковой и вместе с тем учит видеть личность в каждом из окружающих людей. Коллектив предоставляет каждому обучающемуся возможности и побуждает его к удовлетворению потребностей в идентификации с группой ровесников и в обособлении (внутреннем выделении себя в группе) Организация процесса воспитания в коллективе сочетает в себе массовые, коллективные, групповые и индивидуальные формы, а также предполагает сочетание управления, самоуправления и учёта самоорганизации в коллективе. Педагог относится к самому себе как к личности, что придаёт ему уверенность в своих силах, позволяет видеть личность в своих воспитанниках [19, C.217]. Индивидуальная эмоциональная заинтересованность в том, чтобы быть достойным самоуважения и уважения окружающих, приводит к пониманию необходимости и эмоциональной потребности соответствовать положительному нравственному эталону. Когда потребность соответствовать положительному эталону поведения приобретает личностный смысл, у ребенка появляется ответственность как черта личности. Ответственность за себя, за своих одноклассников во время урока формируется благодаря сотрудничеству учителя с каждым учеником и со всем классом. Постепенно через коллизии, которые возникают на уроках, сталкиваясь с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения, дети овладевают правилами, обретают ответственность за себя и за свой класс.

По мнению Р. В. Овчаровой, наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-общественной, трудовой, художественной, спортивной и др. При этом придание основным типам деятельности детей определенной целевой направленности, социальной значимости позволяет не только формировать отношения детей внутри возрастных групп, но и строить их на единой основе. Сочетание взаимоответственности, с одной стороны, а с другой — необходимости проявления самостоятельности в организации и осуществления просоциальной деятельности обеспечивает условия для развития подлинной самостоятельности. Максимальное развитие самодеятельности детей выступает определяющим признаком развитого детского коллектива [22, С. 130]. Социально признаваемая деятельность как средство формирования детского коллектива и определенных отношений его членов может быть реализована в том случае, если она соответствующим образом организована. Это должна быть такая организация, при которой [16, С. 47]: а) дети разных возрастов выполняют отдельные части общей задачи, т.е. осуществляется возрастное разделение; б) значимые цели этой деятельности имеют как общественный, так и личностный смысл; в) обеспечивается равноправная, инициативно-творческая позиция каждого ребенка (от планирования дел до оценки ее результатов); г) осуществляется непрерывность и усложнение совместной деятельности, причем не только в плане собственно деятельности, но, главное, с позиции ее активного участника, действующего вначале для «контактного» коллектива, потом для общешкольного, а затем для района, города, общества; д) деятельность эта направлена на благо другим людям, обществу. Именно в развитых формах социально одобряемой деятельности формируется умение ребенка учитывать интересы, позицию другого человека и соответственно этому ориентироваться в своем поведении. Для создания условий для более близкого знакомства детей и формирования представлений о школьных правилах могут быть проведены такие формы работы, как внеклассные мероприятия о дружбе, взаимовыручке; коллективные дела, совместная продуктивная деятельность по подготовке к мероприятиям, коллективные походы, экскурсии, игры на сплоченность коллектива, тренинги, классные часы и др. Таким образом, ученический коллектив играет важную роль в социализации обучающихся младших классов и формирует такие нравственные качества, как доброту, взаимопомощь и выручку, сопереживание, дружбу.
Итак, социализация школьников в пространстве образовательной среды играет важную роль для формирования интеллектуального, грамотного, образованного и социально мобильного гражданина нашей страны. На личность влияет ряд факторов, как биологических, так и социальных, среди которых мы можем выделить традиционные, стилизованные, материальные. Социально-психологические, институциональные, межличностные и др. Роль социальной среды образовательной организации должна быть спроектирована, хорошо организована и даже построена. Социальная среда образовательной организации вносит весомый вклад в социализацию школьников. В социальной среде образовательной организации заложены возможности для самореализации, свободы творчества, эстетического и нравственного развития. Основным требованием к работе педагога является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста, воспитание жизни в коллективе. Вся работа по социализации поможет ребенку: — Приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе; -Научаться чувствовать и понимать других людей; -Приобщиться к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека; -Увидеть ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле. Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый практико-ориентированный семинар на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды». «Создание условий для социализации школьников в открытом образовательном пространстве»

Выступление по теме:"Роль социально-педагогического сопровождения в создании условий социализаций подростков с девиантным поведением"...

Проектная деятельность школьников в информационной образовательной среде XXI века в соответствии с требованиями ФГОС

Проектная  деятельность школьников в информационной образовательной  среде XXI века в соответствии  с требованиями ФГОС.Специфика выполнения исследовательской  и проектной де...

Выступление на педсовете "Модель реабилитационного пространства как компонент образовательной среды школы для детей с трудностями в обучении и социализации"

В выступлении "Модель реабилитационного пространства  как компонент образовательной среды  школы для детей с трудностями  в обучении и социализации" приводятся примеры организ...

Методическая разработка «Основы алгоритмизации и программирование для дошкольников и младших школьников в цифровой образовательной среде ПиктоМир»

Методическая разработка  «Основы алгоритмизации и программирование для дошкольников и младших школьников в цифровой образовательной  среде ПиктоМир» является работой по дополните...