Методы и приёмы работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
учебно-методический материал

Методы и приемы   работы с обучающимися ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Абаканское специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа»

https://sprds10.edumsko.ru/uploads/2500/2497/section/674857/58e63b5c3a5aa266702097.jpg?1514208440202

Методы и приемы работы с детьми ОВЗ

-Физ. минутки или динамическая пауза после 20 минут

При объяснения нового материала можно использовать игру «Собери слово» (на доске, карточки)

При проверке пройденного материала

игра «Орфографическое лото», «Синонимы (антонимы)»,

«Кто больше напишет слов», «Не перепутай», «Третий лишний» и т.п.

Словесные (вербальные) игры:

-самостоятельное составление загадок, игра «Узнай по описанию», «Назови одним словом», «Найди ошибку», различные загадки, шарады, метаграммы, анаграммы, ребусы, кроссворды, чайнворды, головоломки и т.д.

Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.

разбор трудных и неизвестных слов

 беседе применяет вопросы на сравнение 

Рекомендуется повторность прослушивания или прочитанного материала разными приемами или методами, такими как краткий рассказ, чтение текста, эмоциональная беседа, вопросы на сравнение, обобщение и на установление причинно-следственных связей.

Наглядные методы и практические методы

- Показ

- Иллюстрация 

- Демонстрация 

- Наблюдение 

Особенности практического

использования наглядных средств.

Картина способствует установлению причинных связей, вызывает стимул к высказываниям, восприятия, внимание.

Прием использования картины:

-беседа

-внимание на характерные, существенные признаки

- показ картин

-просмотр

-беседа

-рассказ по картине

Использование муляжей

Упражнении для закрепления появился автоматизм - это означает сформированность навыков:

-осознанность действия;

-систематичность;

-разнообразие;

-повторяемость;

-расположение упражнений во времени в нужном порядке.

Требования к упражнениям:

-понимание цели;

-краткость инструкций;

-для преодоления стереотипа разнообразить упражнения;

-упражнения должны иметь практическую направленность.

Энергизаторы - это короткие упражнения, восстанавливающие энергию учащихся.

-преодолевать спад активности класса;

-восстанавливать интерес к занятию и концентрацию внимания участников;

-продолжать продуктивно работать.

Физические упражнения, подвижные игры, танцы, актуализирующие творческие способности детей, повышающие их настроение и общий тонус.

  1. Игры на деление группы на команды.
  2. Игры для начала занятия (веселая атмосфера позволяет участникам расслабиться и способствует установлению понимания и ощущения безопасности)
  3. Игры-приветствия используются в начале занятия для поднятия настроения и активизации группы, раскрепощения и снятия напряжения, дающие заряд отличного настроения.
  4. Игры для активизации группы.
  5. Игры на концентрацию внимания.
  6. Игры на снятие напряжения (группа слишком напряжена или возбуждена).
  7. Релаксации спокойная, возможно, «природная» музыка. Ведущий дает участникам инструкции: «Сядьте удобно. Расслабьтесь. Если вы чувствуете, что какая-то часть тела напряжена или «зажата», напрягите эту область как можно сильнее, подержите 5 секунд и расслабьте.
  8. Игры на сплочение группы. В этом разделе приведены примеры игр, не несущих информационной нагрузки, но помогающих сплотить группу и развить командное и межличностное взаимодействие.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

  1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо - -оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
  2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т.д.. Соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
  3. Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
  4. Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
  5. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной.

Рекомендации по формированию и активизации познавательного интереса учащихся  VIII вида:

          I.  Основа активности учебно-познавательной деятельности:

 - адаптация, приспособление детской психологии к созданным на уроке условиям;

 - стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся;

  - преодоление противоречий между познавательными и практическими заданиями, выдвигаемыми ходом обучения.

          II. Результаты активности познавательной деятельности школьника зависят от уровня развития его общих способностей: памяти, внимания, восприятия, мышления.

Поэтому необходимо помнить:

- о возрастных и индивидуальных особенностях детей;

-о развитии мыслительных особенностей учащихся в познавательной деятельности на уроках математики;

- что процесс познания у ребёнка идёт через чувственное (наглядно-образное), логическое (абстрактное) мышления.

III.       Существует три основных мотива, стимула, побуждающих учащихся к учебно-познавательной деятельности:

              - принуждение;

               - интерес к предмету;

               - сознательность.

Учитель должен уметь:

            1. Планировать формирование познавательного интереса на уроке.

            2. Конструировать урок с учётом отношения учеников к учебному предмету.

            3. Проектировать индивидуальный подход к учащимся на уроке.

            4. Учитывать при отборе учебного материала познавательные интересы и потребности учащихся.

            5. Включать в учебный материал занимательные факты с расчётом на  любознательность и любопытство учеников.

            6.  Насыщать материалом, требующим раздумья и мыслительной активности.

            7.  Подбирать систему самостоятельных работ.

            8.  Побуждать учащихся к постановке познавательных вопросов.

            9.  Проводить объяснение с учётом направленности на самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы.

          10.  Усложнять самостоятельные задания в ходе урока.

          11.  Формировать мыслительные приёмы работы, обучать рациональным приёмам решения мыслительных задач.

          12.  Проводить дифференцированную работу в классе.

          13.  Оказывать своевременную помощь слабоуспевающим учащимся.

          14.  Использовать разнообразные формы поощрения.

          15.  Формировать у учащихся веру в свои возможности.

          16.  Создавать эмоционально положительное отношение к уроку.

          17.  Разнообразить формы домашних заданий.

Для развития познавательных интересов необходимо выполнение следующих условий:

-избегать в стиле преподавания будничности, монотонности,  серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребенка;

 - не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы;

 - использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;

  - стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями);

 - специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.

Учителю необходимо помнить:

 - Прежде чем объяснить – заинтересовать.

 - Прежде чем заставить действовать – подготовить к действию.

  - Прежде чем обратиться к реакциям – подготовить установку.

 - Прежде чем сообщить что-нибудь новое – вызвать ожидание нового.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад по теме Эффективные приёмы работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Данный  доклад  знакомит  с  эффективными приёмами  работы  с  детьми  ОВЗ  по  биологии...

Мастер-класс «Методы и приёмы работы в инклюзивном классе, в условиях реализации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ»

Материал содержит теоретическую часть и практические приемы работы с особенным ребенком в инклюзивном классе....

презентация "МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ ФГОС"

В педагогике пути  продвижения к цели обучения традиционно принято называть методом.  Существует несколько классификаций методов, различающихся в зависимости от того критерия, который п...

Статья "Методы и приёмы повышения мотивации обучающихся к чтению на уроках литературы в средней школе ( из опыта работы)". "

В статье представлен опыт повышения мотивации учащихся к чтению на уроках русского языка и литературы ....

РМО: "Активные методы и приёмы работы с обучающимися на уроках искусства"

Обобщение опыта учителя изобразительного искусства МБОУ СОШ №1 г. Советский ХМАО-Югры Величутиной Ольги Васильевны...

Выступление на ШМО «Методы, формы, приёмы работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися»

Выступление на ШМО «Методы, формы, приёмы работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися»...