РМО: "Активные методы и приёмы работы с обучающимися на уроках искусства"
материал по изобразительному искусству (изо)

Величутина Ольга Васильевна

Обобщение опыта учителя изобразительного искусства МБОУ СОШ №1 г. Советский ХМАО-Югры Величутиной Ольги Васильевны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

НА УРОКАХ ИСКУССТВА 

(обобщение опыта учителя изобразительного искусства

МБОУ СОШ №1 г. Советский ХМАО-Югры Величутиной Ольги Васильевны)

В детстве я мечтала быть учителем русского языка и литературы. Но мне повезло, я стала учителем изобразительного искусства.

Твердо верю, что общение с искусством в школе, необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей.

Урок искусства – удивительный урок, здесь сталкиваются время и вечность, добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть…

33 года педагогической деятельности – это время постоянного поиска, творческих идей, которые делают мой труд интересным и результативным. Главным направлением моей работы было и остается развитие познавательного интереса, творческих способностей и художественно-творческой активности учащихся на уроках.

Нам, учителям изобразительного искусства, необходимо открыть учащимся радость творческого труда, выработать у ребят жажду общения с подлинным искусством, умение сопереживать.

Встреча с прекрасным пробуждает и развивает самые высокие духовные чувства человека. И очень важно начать развитие этих чувств как можно раньше. С успехом это можно сделать в процессе постоянного целенаправленного обучения учащихся. Поэтому моя цель - развитие изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного.

К сожалению, с возрастом у многих детей падает интерес к созданию прекрасного, творить чудеса своими руками. В подтверждение этому у поэта Валентина Берестова есть шуточное стихотворение:

У маленьких учеников

Спросил художник Токмаков:

« А кто умеет рисовать?»-

Рук поднялось – не сосчитать.

Шестые классы. Токмаков

И тут спросил учеников:

« Ну, кто умеет рисовать?»

Рук поднялось примерно пять.

В десятых классах Токмаков

Опять спросил учеников:

« Так кто ж умеет рисовать?»

Рук поднятых не видать.

А ведь ребята в самом деле

Когда – то рисовать умели.

И солнце на листках смеялось!

Куда все это подевалось?»

И чтобы не случилось так, как написал поэт, на уроках изобразительного искусства я подбираю методы, приёмы и формы работы с учетом индивидуальных способностей детей, их возрастных особенностей.

На протяжении многих лет работаю по технологии воспитания духовной культуры молодого поколения. Активно внедряю технологию деятельности «Школа развития», система художественного воспитания (проект разработан под руководством Б.М Неменского).

В настоящее время работаю над темой «Уроки изобразительного искусства как пространство формирования специальных предметных компетенций обучающихся».

Методики и технологии, которые я применяю в своей работе:

  • информационно-коммуникационные технологии;
  • нетрадиционные способы рисования;
  • здоровье сберегающие технологии;
  • проектные методы: разработка проектов, фантазирование, создание творческих работ;
  • метод проблемного обучения: постановка проблемного вопроса, объяснение понятий, терминов, самостоятельный поиск ответов;
  • графические методы: этюды, зарисовки, наброски, эскизы рисунки и т.д.
  • наглядные методы: использование наглядного, раздаточного материала, рисунки, фотографии, таблицы, кластеры, карточки, слайды, и т.д.
  • активные методы социально-психологического обучения на уроках и внеурочной деятельности.

Формы работы:

  • коллективно - творческая деятельность;
  • индивидуально практическая деятельность;
  • игровые формы работы.

1.Информационые технологии.

В настоящее время образовательный процесс невозможен без использования компьютерных технологий. Их можно использовать на любом этапе урока для вовлечения обучающихся в активную деятельность. Недаром говорят: «Сажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня – и я пойму!»

Совместно с обучающимися веду подборку лучших работ в течение нескольких лет.

Ребенку очень важна оценка его труда не только педагогом, но и сверстниками, поэтому часто провожу выставки детских работ.

Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности

Интерактивные технологии и методики.

Современный урок – это урок сотворчества ученика и учителя. На таком уроке большую деятельность проявляет ученик. Акцент делается на сотрудничество и взаимодействие между учащимися, что способствует их дальнейшему саморазвитию, самообразованию.

Работа при интерактивном взаимодействии часто строится в группах, это могут быть пары постоянного и переменного состава, сформированные на уроке группы.

Для интерактивного воздействия я использую проектный метод обучения.

В 5-7 классах

Работы по темам уроков: «Бал во дворце», «Фантастический город»,

«Макет на противопожарную тему»; коллективный проект на конкурс: «Букет Победы»; «Дизайн интерьеров школы к праздникам» и т. д.

Нетрадиционные способы рисования.

Занятия с элементами нетрадиционных техник, основаны на творческой фантазии, интересны тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Они предлагают ребёнку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное. Такие занятия на уроках вызывают восторг, удивление, желание рисовать и быть создателем. На уроках ИЗО происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски, гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон,). В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры. Овладеваем такими инструментами как кисти, стеки, ножницы и т.д.

На уроках я использую следующие художественные техники:

рисование акварелью (в различных видах и жанрах), рисование гуашью, монотипия, рисование воском и восковыми мелками, рисование пятном, рисование пальчиками и ладошкой, пальцеграфия, оттиск поролоном, рисование природным материалом, фактура металла, ниткография, аппликация, мозаика, коллаж, граттаж, гравюра, графика.

Включение активных методов социально-психологического воспитания в базовую программу предмета намного повышает эффективность восприятия отдельных уроков и обучения в целом, позволяет детям учиться с увлечением (многие с удивлением узнают, что и они так МОГУТ).

Применяя такие методы на любом этапе урока, можно усилить концентрацию внимания при изучении трудной темы, активизировать собственную творческую деятельность ребенка при выполнении самостоятельных художественных работ, облегчить работу всех видов памяти при закреплении изученного материала; справиться с различными психологическими затруднениями: напряжением, тревожностью, неуверенностью, пассивностью, агрессией, повышенной или пониженной активностью, замкнутостью; развивать и тренировать мышцы кистей рук, глазомер, память, пространственное мышление, воображение, снимать мышечное напряжение в области шеи и позвоночника, зрительную усталость; улучшать психологический климат на уроках, повышать настроение учащихся.

В результате проведенных занятий с применением этих методов повысилась активность учащихся и увеличилось количество участников различных выставок, конкурсов, викторин.

На мой взгляд, на уроках ИЗО нельзя детям ставить оценки за то, что они рисуют "правильно" или "неправильно". Критерии оценки – умение мыслить, создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент поощрения достижений детей. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха, которую необходимо создавать на уроках.

Каждый ребёнок интересен на уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. Дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость.

Мне, как педагогу, хочется, чтобы детям на моих уроках всегда было интересно, чтобы они шли на урок не просто потому, что он стоит в расписании, а потому, что им хочется идти ко мне, им со мной интересно и они любят мои уроки.

Поэтому стараюсь учить не по шаблону, всё время нахожусь в поиске новых способов, методов и форм работы с детьми. На своих уроках веду эксперимент по планированию и насыщению урока новыми формами подачи материала, стараюсь сделать уроки интересными и разнообразными.

Результативность опыта:

Я не ставлю целью сделать из учащихся специалистов в той или иной области изобразительного искусства, хотя среди выпускников есть дизайнеры,  художники, архитекторы. Я уверена в том, что какую бы профессию не выбрали выпускники школы в будущем, знания, умения и навыки, полученные на уроках изобразительного искусства, обязательно пригодятся им в жизни.

Заключение.

Детское художественное произведение (будь то рисунок, фигурка из пластилина, сказочный домик или целый архитектурный ансамбль из бумаги) имеет особую ценность.

Поэтому, педагогам и родителям, надо относиться к детским работам с полной серьезностью и постоянным вниманием. Так непосредственно и ярко видеть мир мы, взрослые, никогда уже не сможем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад по теме Эффективные приёмы работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Данный  доклад  знакомит  с  эффективными приёмами  работы  с  детьми  ОВЗ  по  биологии...

Эффективные приёмы работы с обучающимися с ОВЗ на уроках английского языка

Рост числа слабоуспевающих учеников – одна из главных проблем современной школы.Преподавание урока организовываю на основе заданий коммуникативного характера.Признаки неуспеваемости по иностранн...

Применение активных и интерактивных методов работы с обучающимися на уроках учебной практики при реализации инклюзивного обучения

Аннотация: рассмотрены основные принципы и задачи инклюзивного образования, сравнивается мировая и российская практика, приводятся примеры воспитательно-коррекционной работы в работе с детьми с ОВЗ и ...

Статья по теме: "Приёмы эффективной работы с обучающимися на уроках математики"

В данной статье представлены эффективные приёмы, используемые мною на уроках математики в 5-6 классах....

Способы и приёмы работы с обучающимися при подготовке к Всероссийской проверочной работе по русскому языку.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что сегодня на федеральном уровне особое внимание уделяется формированию единого образовательного пространства через оценочные процедуры с одинаковой шкалой,...