Дыхательная гимнастика
материал

Зорина Валерия Анатольевна

Комплекс упражнений для формирования речевого дыхания 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дыхательная гимнастика20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для формирования речевого дыхания

Все упражнения дыхательной гимнастики в логопедии строятся на вдохах-выдохах и задержках дыхания. Чтобы детям было интересно их выполнять, специалисты вносят в занятия игровые элементы. Вот примеры таких упражнений:

«Кораблики». В широкую емкость с водой кладут бумажные кораблики или просто кусочки бумаги. Ребенок должен медленно вдыхать и выдыхать – дуть на кораблики, подгоняя их к противоположному «берегу».

«Снег и ветер». Маленькие кусочки ваты скатывают в шарик и кладут на стол. Ребенок дует на них, изображая зимний ветер.

«Кто/что на картинке?». На небольшую картинку с изображением предмета или персонажа с одной стороны наклеивают нарезанную тонкими полосками гофрированную бумагу. Ребенок дует на бахрому, чтобы увидеть, кто или что спрятано за ней.

«Пузырьки». Это упражнение-игра, которую можно легко и без приготовлений устроить не только на логопедическом занятии, но и дома. Ребенку дают стакан с водой и трубочку. Он глубоко вдыхает и через трубочку медленно выпускает воздух в воду, чтобы образовывались пузырьки.

«Дудочка». Подготавливаются колпачки от ручек, свистки, дудочки и детские духовые инструменты. Ребенок дует в них, извлекая звуки.

«Фокус». Для этого упражнения нужен кусочек ваты. Его кладут на нос ребенку и просят высунуть язык, свернуть его в трубочку, загнуть вверх и подуть на ватку, чтобы она упала. Так дыхательный и артикуляционный аппараты готовятся к произнесению звука [р].

«Свеча». Зажигают свечу и просят ребенка дуть на нее медленно и аккуратно, чтобы пламя не гасло, а только отклонялось в разные стороны.

«Деревья». Это упражнение похоже на упражнение «Кто/что на картинке?». На карточке рисуют ствол и ветки дерева, а крону делают из гофрированной бумаги. На нее нужно дуть, чтобы листья «опали».

«Греем руки». Ребенку предлагают дуть на ладошки, чтобы контролировать интенсивность, скорость, направление выдоха. Это же упражнение используют для постановки шипящих и свистящих звуков. При правильном произнесении звука [с] ребенок должен чувствовать ладошкой холодный «ветерок». А если произнести звук [ш] «ветерок» становится теплым, ладони согреваются.

  Логопед может модифицировать эти и другие упражнения из методических копилок коллег или разрабатывать свои.

Как нужно выполнять дыхательные упражнения?

До начала и в процессе выполнения упражнений на речевое дыхание рекомендуется:

  • Вытереть в помещении для логопедических занятий пыль, тщательно проветрить его.
  • Составить оптимальную программу гимнастики и придерживаться ее. Нужно следить за количеством и темпом упражнений. На гимнастику должно отводиться не более 5-7 минут. В начале обучения выполняется одно упражнение, на следующем занятии добавляется еще одно и так далее. Каждое упражнение повторяют не больше 3-4 раз, иначе у ребенка может начаться головокружение.
  • Гимнастику проводят натощак или хотя бы через час после еды. Если ребенок заболел, плохо себя чувствует, занятия следует отложить.
  • Упражнения выполняют в свободной, не стесняющей движений одежде.
  • Логопед следит, чтобы в процессе гимнастики у ребенка не напрягались мышцы шеи, рук, груди. При вдохе не должны подниматься плечи, при выдохе – надуваться щеки.
  • Технику дыхательных упражнений лучше всего осваивать в положении лежа на спине. Ребенка учат бесшумно вдыхать через нос и рот, выдыхать через рот, не задерживать дыхание, сохранять небольшой запас воздуха в легких, дышать без толчков и судорожности. После отработки этих навыков можно переходить к выполнению гимнастики сидя, стоя. Затем подключаются упражнения в движении.
  • Гимнастику проводят до тех пор, пока техника правильного речевого дыхания не будет отработана до автоматизма.

Характеристика речевого дыхания у дошкольников с речевыми

нарушениями:

  • малый объем легких;
  • слабая дыхательная мускулатура;
  • слабый вдох и выдох, что ведёт к тихой, едва слышной речи (часто
  • наблюдается у физически слабых детей, а также у робких,
  • стеснительных);
  • неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха (в
  • результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на
  • первом слоге и затем договаривает конец слова или фразы);
  • неумелое распределение дыхания по словам - ребёнок вдыхает в
  • середине слова ( мы с мамой пой-(вдох)-дём гулять);
  • торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с
  • «захлёбыванием»-слабый выдох или неправильно направленная
  • выдыхаемая воздушная струя, которая в свою очередь приводит к
  • искажению звуков.
  • Следовательно, необходимо проводить работу по формированию речевого
  • дыхания у детей с ограниченными речевыми возможностями. Это могут быть
  • как одно-два упражнения на логопедическом занятии, так и целые комплексы
  • дыхательной гимнастики.

При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:

  • выполнять упражнения каждый день по 3-6 мин., в зависимости от
  • возраста детей;
  • проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при
  • открытой форточке;
  • заниматься до еды;
  • заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
  • дозировать количество и темп проведения упражнений;
  • вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
  • вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно;
  • в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук,
  • живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
  • после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3с.
  • Достаточно трёх-пяти повторений. Многократное выполнение дыхательных
  • упражнений может привести к головокружению.

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания

«Паровоз» - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения

колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения,

громкость и частоту произношения.

«Пастушок» - подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы

созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребёнку, что

необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.

«Гуси летят» - медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как

гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-уу» (8 – 10 раз).

«Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене,

вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая

равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш (6-7

раз).

«Шарик» - представить себя воздушными шариками; на счёт 1, 2, 3, 4

сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счёт 1-5

медленно выдохнуть.

«Каша» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить

не менее 6 раз.

«Ворона» - сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх – вдох,

медленно опустить руки – выдох. Произнести: кар!

«Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить

по столу круглый карандаш.

«Греем руки» - вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая

через рот, как бы согревая руки.

«Пилка дров» - встать друг против друга парами, взяться за руки и

имитировать распиливание дров: руки на себя – вдох, руки от себя – выдох.

«Сбор урожая» - встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки, -

вдох (пауза 3с). Опустить руки, наклонить корпус вперёд и вниз – выдох.

Повторить 3-4 раза.

«Трубач» - поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения

трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе

произнося «ту-ту-ту» (10-15 с).

«Жук» - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад, - вдох.

Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж»,

одновременно опуская руки вниз.

«Шину прокололи» - сделать легкий вдох, выдыхая показать, как медленно

выходит, воздух через прокол в шине «ш-ш-ш».

Уважаемые родители, как видите, занятий и игр по дыхательной гимнастике

достаточно много. Не ограничивайтесь одной-двумя, дайте ребёнку

возможность проявить себя в разных видах деятельности! Не откладывайте

занятия «на потом», ведь чем раньше мы начнём развивать воздушную струю

ребёнка, тем успешнее он будет в дальнейшей жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательная гимнастика в детском саду.

В данной презентации   изложен теоретический материал по строени. органов дыхания, даны обоснования о необходимости проведения упражнений по развитию дыхания, приведены практические материалы....

использование дыхательной гимнастики

использование дыхательной гимнастики в работе с детьми...

Речевое дыхание. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

Правильное речевое дыхание, четкая, ненапряженная артикуляция являются основой и для звучного голоса....

Комплекс дыхательной гимнастики «Кто, как дышит»

Как пыхтит тесто? «Пых-пых-пых…»...

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика...

Консультация для учителей и воспитателей продленных групп коррекционной школы "Дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой"

В консультации даются рекомендации по профилактике нарушений дыхательной функции обучающихся коррекционной школы, с использованием эффективных методов развития правильного физиологического и речевого ...

Дыхательная гимнастика

Материал для ознакомления родителей с дыхательными упражнениями...