Сборник рабочих программ (русский язык, литература, родной русский язык) для 10 класса (база, литература профиль)
рабочая программа (10 класс)

TamaraDenisenko

Сборник рабочих программ (русский язык, литература, родной русский язык) для 10 класса (база, литература профиль)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochie_programmy_dlya_10_klassa.zip128.61 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА БАТАЙСКА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4

с углубленным изучением отдельных предметов

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением                                              отдельных предметов приказ №111 от 30.08.2019г                                  

…………………………                                      Г. Д. Збыковская

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по _литературе_______________

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

_ среднее общее образование, 10 класс____________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов_____175________

Учитель Денисенко Тамара Ивановна

(Ф.И.О.)

Программа разработана на основе примерной программы среднего общего образования по литературе. «Русская литература XIX века». 10 класс//в 2 частях: учебник для общеобразовательных учреждений//А.Н. Архангельский, Д.П. Бак, М.А. Кучерская и др.; под ред. А.Н. Архангельского. – М.: Дрофа, 2015.

2022-2023 учебный год

Аннотация к рабочей программе по литературе, 10  класс

Данная рабочая программа создана на основе Государственного образовательного стандарта 2004г., Программы по литературе для 10 класс В.В. Агеносов, А.Н.Архангельский.

УМК, используемый для реализации программы: В.В. Агеносов, А.Н.Архангельский: учебник «Литература 10 класс» в 2-х частях, М.: Дрофа, 2016г.; учебник «Литература, 11 класс», М.: Дрофа, 2016г.;.

Цель программы:

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма.

Программа средней школы структурирована следующим образом:

10 класс - Литература второй половины XIX века

Формы текущего контроля. Основными формами контроля в рамках данной программы являются сочинения разных жанров; анализ произведения, анализ эпизода, лирического произведения; тестирование; чтение наизусть.

Промежуточная аттестация по литературе проводится в форме сочинения (в формате итогового сочинения).

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе 10 класса  разработана на основе основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов с учетом примерной программы среднего общего образования по литературе допущенной Министерством образования и науки  Российской Федерации. Программа по литературе для 10-11 классов общеобразовательной школы. Авторы: В. В. Агеносов, А. Н. Архангельский, Н. Б. Тралкова (профильный уровень); 

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2016 N 41020)

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

4. Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345 (ред. от 08.05.2019) "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"

Рабочая программа ориентирована на УМК «Русская литература XIX века». 10 класс//в 2 частях: учебник для общеобразовательных учреждений//А.Н. Архангельский, Д.П. Бак, М.А. Кучерская и др.; под ред. А.Н. Архангельского. – М.: Дрофа, 2015.

Согласно учебному плану на изучение литературы отводится

в _10_классе .  Общее количество часов на предмет по учебному плану_175___ часов. Из них на: I полугодие __80_ часов, II полугодие_95__часов. Всего учебных недель 35__

контрольные работы ,сочинений – 7  часов

Срок реализации рабочей программы – 1 год

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЛИТЕРАТУРА»

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ В. (22 ч)

Золотой век русской литературы. Повторение

Хронологические границы периода и духовно-нравственное содержание культурного феномена «золотой век русской литературы». Связь между философскими идеями, историческим процессом, социально-экономическими, научными достижениями и развитием литературы. Роль Г.Р. Державина и В.А. Жуковского в развитии русской литературы. Влияние принципов прозы Вальтера Скотта на русскую литературу. Байронизм и русская поэзия.

Традиции и новаторство А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума». Категория ума в комедии.

Своеобразие поэтического мира А.С. Пушкина. Философская лирика поэта. Параллелизм как основа композиции романа в стихах «Евгений Онегин». Эпическое и лирическое начала в романе. Образ автора. Творчество А.С. Пушкина в русской критике. Диалог искусств и позиций: экранизация произведений А.С. Пушкина.

Темы, сюжеты, герои сборников Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». Функция художественной детали в произведениях Н.В. Гоголя. Мертвые души в изображении Н.В. Гоголя, художников-иллюстраторов и актеров. Народ в поэме Гоголя «Мёртвые души». Художественный смысл авторских отступлений в поэме «Мертвые души».

Лирический герой и символика поэзии М.Ю. Лермонтова. Историческая тема в творчестве поэта. Психологизм в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Способы изображения конфликта в романе. Творчество М.Ю. Лермонтова в русской критике. Язык литературы и язык кино: экранизация произведений М.Ю. Лермонтова. Г.Р. Державин, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов о миссии поэта (писателя).

Стилистические особенности прозы А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1840—1860-Х ГОДОВ. НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА (2 ч)

Литературный процесс и социально-исторический контекст. Понятие литературного процесса. Русская литература второй половины XIX века — равноправная участница мирового литературного процесса. Связь литературы с общественными движениями: споры западников и славянофилов. Принципиальная важность тех и других для формирования русской культуры. Роль В.Г. Белинского и Н.А. Некрасова в организации литературного процесса, толстые

журналы («Отечественные записки», «Современник») и их влияние на литературу (В.Г. Белинский. «Письмо к Н.В. Гоголю»). Актуальность социального подхода к изображению человеческой личности; альманах «Физиология Петербурга» и главные принципы натуральной школы (повесть Д.В. Григоровича «Антон-Горемыка» — в отрывках).

Натурализм и романтизм.

Писатели-шестидесятники (общий обзор), их попытка соединить эстетические задачи с пропагандой революционно-демократических идей. Понятие о тенденциозном искусстве. «Новые люди» в русской прозе 1850—1860-х годов.

Роль жанра романа в развитии русской прозы. А.И. Герцен. «Кто виноват?»; Н.Г. Чернышевский. «Что делать?».

Литературная деятельность писателей шестидесятников. Н.Г. Помяловский, В.А. Слепцов, критик Д.И. Писарев; преодоление шестидесятничества; творчество С.Т. Аксакова.

Произведения: А.И. Герцен. «Кто виноват?». Н.Г. Чернышевский. «Что делать?» (обзор).

Литературоведческие понятия: рассказ (новелла), повесть, роман, рассказчик, повествователь, чистое искусство, натурализм.

М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (13 ч)

Сатирический очерк и натуральная школа. Проблема идеала в сатирическом творчестве Салтыкова-Щедрина. Фантасмагорические образы и социальная реальность. «Губернские очерки», «Помпадуры и помпадурши», цикл «За рубежом» (обзор). Сказки Салтыкова-Щедрина. Своеобразие сказок. Отличие их от народных. Гротеск, иносказание, фантастические ситуации. Художественное мастерство Салтыкова-Щедрина. Сатира в европейской литературе XIX века. У. Теккерей. «Ярмарка тщеславия» (в отрывках).

Роман «Господа Головлевы» или «История одного города» (на выбор учителя и учащихся). Проблематика, конфликт и идея произведения. Мотив разрушения семьи, духовного обнищания и пустоты. Новаторство писателя в развитии жанра романа. «История одного города» — одно из самых ярких проявлений позиции писателя в русской литературе и общественной жизни: трезвость оценки и отсутствие каких-либо радужных иллюзий. Особенности сюжета. Гротеск, аллегория в создании условного образа города, сквозь который проступают черты реальной истории России. Язык и стиль произведения, фольклорные традиции. Эзопов язык.

Споры о творчестве писателя в прижизненной критике. Произведения: «История одного города», «Господа Головлевы»,  «Губернские очерки» (в обзоре), «Помпадуры и

Помпадурши» (в обзоре), сказки «Медведь на воеводстве», «Коняга» (повторение).

И. А. ГОНЧАРОВ (10 ч)

Личность писателя, особенности творческого пути. Романная трилогия Гончарова («Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв») как художественное целое. Злободневность тем и синтетичность романного жанра. Поэзия русской провинции. Связь поэтики Гончарова с принципами натуральной школы и преодоление ее ограниченности. Проблема национального характера в русской и мировой литературе (М. Твен. «Том Сойер»).

Герои Гончарова и жизненный идеал писателя. Место путевых очерков в творчестве Гончарова. «Фрегат «Паллада» (дополнительное чтение).

«Обломов». Печальный роман о замечательном ленивце — главное литературное свершение Гончарова. Идиллический мир Обломовки — духовная родина главного героя. Мир абсолютного детства, абсолютной поэзии. Провинция и столица. Обломовка и Петербург — два разных мира. Квартира Обломова — островок Обломовки в чужом мире. Главный герой, его мироощущение и судьба. Культурный смысл обломовской лени. Обломов и Штольц. Дружба-противостояние. Амбивалентность точки зрения повествователя и проблема авторского идеала. Мотив испытания в романе. Любовь и семья в жизни Обломова. Проблема «обломовщины».

Представление о литературной ономастике: имя и фамилия героя. Особенности композиции. Споры о романе «Обломов» в русской критике и отечественном литературоведении.

Произведения: «Обломов», *«Обыкновенная история», * «Обрыв», *«Фрегат Паллада».

Литературоведческие понятия: вставной эпизод, герои-антиподы, интерпретация, концепция автора, концепция критика, поэтика, сюжетный мотив, типизация, эпическое время.

И. С. ТУРГЕНЕВ (21 ч)

Личность писателя. «Записки охотника». Правда документа и правда вымысла. Народные характеры в прозе Тургенева. Психологизм как основа творческого метода. Роль пейзажа в прозаическом произведении. Общечеловеческий идеал и антикрепостнические мотивы. Проблема художественного времени в прозе Тургенева. Лиризм повествования. «Рудин», «Ася», «Дым». Тургеневская картина мира: естественность любви и противоестественность насилия, в том числе идеологического. Женские образы в тургеневской прозе.

«Отцы и дети». «Дворянское гнездо». Стихотворения в прозе (по выбору учителя и учащихся).

Роман «Отцы и дети». Основной конфликт романа и средства его выражения. Злободневность романа. Неординарность личности Базарова. Базаров и Павел Петрович. Базаров человек идеологический. Базаров и Одинцова. Роль любовной интриги в романе. Хронотоп романа. Художественный смысл описаний природы. Авторская позиция и идея произведения.

Роман Тургенева в русской критике и литературоведении. *Роман «Дворянское гнездо»: «наблюдения над русской жизнью» (И. С. Тургенев). Сюжет и композиция романа. Идея «дворянского гнезда». Роль музыки в романе. Федор Лаврецкий и Лиза Калитина: распад круга, разорение «гнезда».

*Европейский контекст творчества Тургенева: Гюстав Флобер. «Госпожа Бовари».

Произведения: «Отцы и дети». «Записки охотника» (повторение). «Стихотворения в прозе» (повторение). «Рудин» (в обзоре). «Ася» (повторение). *«Дворянское гнездо».

Литературоведческие понятия: психологизм, творческий метод, лиризм.

А. Н. ОСТРОВСКИЙ (13 ч)

Личность драматурга. Творчество А. Н. Островского — опыт создания национальной драматургической традиции. Романизация пьесы. Типы, типажи, типологические черты героев. Речевые характеристики как речевой аналог действия. Драматические жанры Островского: народная комедия, народная драма, сатирическая драма, сатирическая комедия. Комическое и трагическое в пьесах Островского.

Народная драма «Гроза». Социальный контекст пьесы. «Жестокие нравы» города Калинова. Образ Катерины в системе персонажей пьесы. Психологизм пьесы, символика и конфликт, отражение русской действительности в пьесе. Позиция автора-драматурга.

Драма «Бесприданница». Купечество в изображении А. И. Островского. Образ Ларисы Огудаловой в оценке читателя и зрителя. Автор и героиня. Поэтика пьесы. Богатство речевой характеристики героев. Экранизация пьесы Островского.

Фольклорные мотивы в сценической сказке «Снегурочка». Символическая роль реалистических деталей.

*Островский в контексте европейского театра второй половины XIX века: Г. Ибсен. «Пер Гюнт».

*Споры о творчестве Островского в русской критике.

Произведения: «Гроза», «Бесприданница», «Лес», «На всякого мудреца довольно простоты», «Снегурочка» (в обзоре).

Литературоведческие понятия: дагерротипный реализм, диалог, драма, катарсис, комизм, монолог, ономастика, ремарка, реминисценция, речевая характеристика, театральные амплуа.

Н. А НЕКРАСОВ (11 ч)

Личность поэта. Лирический герой Некрасова, социальные и политические темы в лирике, влияние натуральной школы. Лиризм и гражданственность. Некрасов — новатор в области поэтической формы. Преодоление гладкописи, шероховатый стиль, «неуклюжий стих» как литературный прием и признак мастерства. Литературная пародия, поэтический фельетон и освобождение от силы устоявшейся традиции. Тема поэта и поэзии в творчестве Некрасова. Некрасов и Пушкин. Поэт и народ. Поэт и гражданин.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Особенности композиции. Путешествие — композиционный стержень поэмы. Эпическое и лирическое в поэме. Фольклорные мотивы. Образ народа. Представление о счастье. Социально-философская картина мира. Реальность и фантастика в поэме.

Некрасов — редактор. Правда как литературный и жизненный идеал. Журналы «Современник» и «Отечественные записки» и демократическая линия в русской литературе середины XIX века.

*Некрасовская линия в русской поэзии и социальные мотивы в европейской лирике: Пьер Жан Беранже.

Творчество Н. А. Некрасова в литературной критике и литературоведении.

Стихотворения: «Современная ода», *«В дороге», *«Мы с тобой бестолковые люди...», *«Я не люблю иронии твоей...», «Колыбельная песня» («Подражание Лермонтову»), «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Я за то глубоко презираю себя...», «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба...».

Поэмы «Кому на Руси жить хорошо», «Мороз, Красный нос» (повторение).

Литературоведческие понятия: авторский замысел, мифологема, музыкальность стиха, литературная пародия, сквозной мотив, фельетон, фольклорный колорит.

РУССКАЯ ЛИРИКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (5 ч)

Судьба лирической поэзии в эпоху торжества социальной прозы. Лирика и реализм. Традиционализм поэтического языка и новаторство тем и мотивов: противоречия творчества А. Н. Плещеева. Классический стиль и «чистое искусство»: антологическая лирика А. Н. Майкова. Пародия как серьезный жанр: «литературная маска» Козьмы Пруткова. Национальная самобытность как теоретический тезис и как поэтическая практика: лирические стихотворения критика А. А. Григорьева. Лиризм, ирония, историзм: творчество А. К. Толстого, поэзия В. С. Соловьева. *Поэты 1870-х годов и проблема эпигонства в литературе (С. Я. Надсон, А. А. Апухтин, К. С. Случевский).

*Русская поэзия и предвестье европейского символизма; представление о декадансе (Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо).

Стихотворения: А. Н. Плещеев. «Вперед! без страха и сомненья...»; А. Н. Майков. «Весна! выставляется первая рама...»; Козьма Прутков. «Когда в толпе ты встретишь человека...», А. А. Григорьев. «О, говори хоть ты со мной...»; А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...», «Против течения», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»; В. С. Соловьев. «Ех оriente luх».

Литературоведческие понятия: антологическая лирика, декаданс, мотив, символизм, эпигонство.

Ф. И. ТЮТЧЕВ

Лирический герой Тютчева. Мечта о России будущего, философская лирика Ф. И. Тютчева. Пейзаж как описание природы и как олицетворенное изображение идей. Пантеизм и космизм как поэтическое мироощущение. Любовная лирика и мир философских идей; стихи «Денисьевского

Цикла». Немецкая натурфилософия и национальная русская поэзия. Политическая лирика поэта-философа.

*Творчество Тютчева в литературной критике и литературоведении.

Стихотворения: «Цицерон», «Silеntium!», «Эти бедные селенья...», «Не то, что мните вы, природа», «К Ганке», «Природа-сфинкс...», «О, как убийственно мы любим...», «Последняя любовь», «Все отнял у меня казнящий Бог...»

Литературоведческие понятия: поэтический цикл, философская лирика.

А. А. ФЕТ

Личность поэта и его лирический герой. Идея красоты и трагизм прекрасного в лирике Фета. Отказ от общественной тематики как принцип творчества Фета. Поэтизация быта. Атеизм как жизненная позиция поэта и религиозные переживания его лирического героя. Особенности построения лирического сюжета. Пейзажная миниатюра и философская глубина. Роль анафоры, кольцевой композиции и назывных предложений в создании художественного мира произведения.

*Творчество Фета в литературной критике и литературоведении.

Стихотворения: «На заре ты ее не буди...», «Непогода - осень - куришь...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Когда читала ты мучительные строки...», «Шепот, робкое дыханье...», «На стоге сена ночью южной...», «Это утро, радость эта...», «Ещё майская ночь...».

Литературоведческие понятия: анафора, кольцевая композиция, лирическая картина мира, лирический сюжет, миниатюра, пейзажная лирика.

Н. С. ЛЕСКОВ (7 ч)

Личность писателя. Концепция русского национального характера в творчестве Лескова. Поиск нового героя: народные праведники, чудаки, странники, «однодумки». Опора на фольклорную традицию сказа («Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»— повторение). Историко-

культурный контекст сказа «Левша». Роль исторического анекдота (занимательной истории) в построении сюжета. Картина российской жизни, в которой есть место и праведности и «лютости», в произведениях Лескова («Тупейный художник», «Запечатленный ангел» —обзорно). Стремление вписать романное содержание в малые жанры эпоса: короткую повесть, рассказ, очерк. Символичность названия рассказа Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Святочный рассказ в творчестве Лескова. Неповторимость языка и интонации.

«Очарованный странник». Судьба и философия жизни Ивана Флягина. Типическое и индивидуальное в образе правдоискателя. Авторская ирония по отношению к рассказчику. Близость к народной речи.

*Творчество Лескова в литературной критике и литературоведении.

Произведения: «Очарованный странник», «Левша» (повторение), *«Леди Макбет Мценского уезда», «Запечатленный ангел».

Литературоведческие понятия: авторская ирония, контекст, литературный анекдот, мотивировка, святочный рассказ, сказ.

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ (15 ч)

Личность писателя. «Гоголевский период» русской литературы и формирование Достоевского как писателя. «Маленький человек» в романе «Бедные люди». Преодоление натуральной школы. Утопические взгляды молодого Достоевского и его художественный мир. Религиозно-философские искания писателя, мечта о «положительно-прекрасном герое», проблема взаимодействия личности и социальной среды в романе «Идиот». Социально-политические идеи и события в романе «Бесы». Художественное провидение Достоевским грядущих катастроф. Полемика с Н. Г. Чернышевским (роман «Что делать?») и Н. С. Лесковым («Некуда»). Роман «Братья Карамазовы». Семья Карамазовых. Нравственно-философская проблематика романа. Легенда о Великом инквизиторе в контексте романа. Детский мотив в романе. Христианство и гуманизм в художественной философии Достоевского. Достоевский-публицист. «Дневник писателя». «Пушкинская речь». Достоевский и европейская литература: Ч. Диккенс. «Оливер Твист».

Роман «Преступление и наказание». Свобода человеческого выбора и влияние среды. Страдающий и мыслящий герой. Система персонажей произведения. Герой-идеолог: образ Родиона Раскольникова. Диалогизм и полифония. Хронотоп как способ выражения авторской позиции. Образ Петербурга в романе. Религиозно-философский мотив в романе. Проблематика, конфликт и идея произведения. Психологизм Ф. М. Достоевского. Художественные открытия писателя.

*Творчество Достоевского в литературной критике и литературоведении.

Произведения: «Преступление и наказание», *«Идиот» (в обзоре) *«Бесы» (в обзоре), *«Братья Карамазовы» (главы).

Литературоведческие понятия: герой-идеолог, диалогизм, полифония, роман как жанр, фантастический реализм.

Л. Н. ТОЛСТОЙ (23 ч)

Личность писателя, его нравственно-философские идеи, картина мира. Творчество Л. Н. Толстого — вершина в поступательном развитии русской литературы XIX века. Темы детства, чистоты, естественности, правды в ранней прозе писателя («Детство», «Отрочество», «Юность»). Военная тема («Севастопольские рассказы»). Образ Кавказа («Казаки»). Морализм, нравственная философия и реалистическая манера повествования: гармоничное сочетание несочетаемого в поэтике Толстого.

Герои-правдоискатели. Женские образы и проблема свободы в творчестве Толстого: «Анна Каренина». Произведения, написанные после «арзамасского ужаса» (обзор). Назидательность и художественность: роман «Воскресение», повесть «Хаджи-Мурат». Толстовство. Толстой-публицист: статья «Не могу молчать». Толстой и европейская культура его времени. (Э. Золя. «Ругон-Маккары» (обзор). О. Уайльд. «Портрет Дориана Грея». Редьярд Киплинг. «Маугли».)

«Война и мир». Роман-эпопея. Особенности жанра. Смысл названия. Сюжетное построение. Особенности композиции. Система персонажей. Правдоискатели в мире героев Толстого. «Диалектика души»: мастерство Толстого в создании человеческого характера. Семья как ценность и среда формирования личности. Общество и община как «муравьиное братство». Историко-философские отступления. «Мысль народная» в романе. Наполеон и Кутузов в изображении Толстого. «Мысль семейная» в романах «Война и мир» и «Анна Каренина». Патриархальный идеал в художественной картине мира. Религиозно-социальный утопизм: литературное и публицистическое творчество позднего Толстого.

*Творчество Л. Н. Толстого в европейском контексте: французский натурализм, английский декаданс и постромантизм.

*Творчество Толстого в литературной критике и литературоведении.

Произведения: «Война и мир», *«Анна Каренина» (главы), «Детство» (повторение), «Хаджи Мурат».

Литературоведческие понятия: роман-эпопея, положительный герой, постромантизм, историософия.

А. П. ЧЕХОВ (15 ч)

Личность писателя, творческий путь. Чехов-юморист. Чехов-сатирик. Кризис жанра романа и расцвет малой литературной формы. Жанровое разнообразие раннего Чехова: сценка, фельетон, юмореска. Соединение юмора с лиризмом: переход в новое литературное качество. Философское

наполнение пейзажа: повесть «Степь». Ритм прозаического повествования. Образ рассказчика. Рассказчик-герой. Трагизм веселого писателя: «Палата № 6». Авторская позиция в рассказе.

«Средний человек»— герой чеховской прозы. Проблема идеала в творчестве Чехова: «...по капле выдавливать из себя раба» (трилогия «Человек в футляр, «Крыжовник», «О любви»).

Философская картина мира в рассказе «Студент».

Особенности драматургии Чехова: бытовой фон и символический подтекст.

Лирическая комедия «Вишневый сад». Особенности жанра. «Дворянское гнездо» Раневской и Гаева. Лопахин как новый социальный тип в изображении Чехова. Художественная роль второстепенных персонажей в пьесе. Поэтический образ вишневого сада в произведении. Значение образов-символов в пьесе. Новаторство Чехова-драматурга. Поэтика Чехова-драматурга. Экранизация произведений писателя. Проблема комического и драматического. Чехов и начало эпохи модерна.

*Проза Чехова в европейском контексте: «Пышка» Ги де Мопассана.

*Творчество Чехова в литературной критике и литературоведении.

Произведения: «Студент», «Анна на шее», «Степь»,

«Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Вишневый сад», *«Чайка» (в обзоре).

Литературоведческие понятия: драматическое, комическое, модерн, рассказчик, сценка, фельетон, юмореска.

Мировое значение русской классической литературы (1 ч)

Итоговые уроки и итоговый контроль (4 ч)

Резервные уроки (2 ч)

Календарно- тематическое планирование

по литературе

на 2022 -2023 учебный год

Класс 10

Учитель Денисенко Т.И.

Общее количество часов на предмет по учебному плану_175_ часов

Из них на:

I полугодие__80_ часов

II полугодие 95 часа

По __5__часа в неделю.

Всего учебных недель _35_

контрольные работы 7 часов

Учебник: «Русская литература XIX века». 10 класс//в 2 частях: учебник для общеобразовательных учреждений//А.Н. Архангельский, Д.П. Бак, М.А. Кучерская и др.; под ред. А.Н. Архангельского. – М.: Дрофа, 2015.

                            КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Дата

Количество часов

Тема

1

1.09

1

Вводный урок. Золотой век русской литературы (обзор)

2

1.09

1

Традиции и новаторство А.С. Грибоедова в комедии «Горе от ума». Категория ума в комедии

3

2.09

1

Темы и жанры лирики А.С. Пушкина. Философская лирика поэта

4

5.09

1

Р/Р Как написать отзыв/рецензию на кинофильм?

5

5.09

1

Эпическое и лирическое начала в романе в стихах «Евгений  Онегин»

6

8.09

1

Р/Р Диалог искусств и позиций. Отзыв (эссе) на экранизацию романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина

7

8.09

1

Р/Р Как охарактеризовать лирического героя?

8

9.09

1

Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова. Символические образы поэзии

9

12.09

1

Историческая тема в творчестве М.Ю. Лермонтова

10

12.09

1

Р/Р Как научиться цитировать текст художественного произведения?

11

15.09

1

Психологизм в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего

времени»

12

15.09

1

Р/Р Как научиться цитировать литературно-критическую статью?

13

16.09

1

Р/Р  Язык литературы и язык кино. Отзыв на экранизации  произведений М.Ю. Лермонтова (по выбору)

14

19.09

1

«Вечера на хуторе близ Диканьки»: темы, сюжеты, герои

15

19.09

1

«Миргород»: темы, сюжеты, герои

16

22.09

1

Входной контроль (тест)

17

22.09

1

Функция художественной детали в произведениях Н.В. Гоголя

18

23.09

1

Народ в поэме Гоголя «Мёртвые души»

19

26.09

1

Мёртвые души в изображении

Н.В. Гоголя, художников-иллюстраторов и актёров

20

26.09

1

Г.Р. Державин, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь о миссии поэта (писателя)

21

29.09

1

Р/Р Как охарактеризовать особенности стиля писателя?

22

29.09

1

Р/Р Сочинение «Любимые страницы русской литературы первой половины XIX века»

23

30.09

1

Русская литература 1840-1860-х годов XIX века и натуральная школа

24

3.10

1

Кризис натурализма и нигилизма, путь к социально-философской прозе

25

3.10

1

М. Е. Салтыков-Щедрин. Художественный мир писателя. Особенности сатиры

26

6.10

1

Градоначальники города Глупова. Притчевый характер «Истории одного города»

27

6.10

1

Образ «Оно» в произведениях писателя. Художественная сила искусства слова и искусства кино

28

7.10

1

Р/Р Как охарактеризовать героя эпического произведения?

29

10.10

1

Сюжет и герои романа «Господа Головлёвы»

30

10.10

1

Р/Р Как охарактеризовать тематику и проблематику произведения?

31

13.10

1

Проблематика и конфликт в романе  «Господа Головлёвы»

32

13.10

1

Как охарактеризовать эпизод эпического произведения?

33

14.10

1

Р/Р Анализ эпизода эпического произведения (“Поминальный обед в честь брата Павла” или  “Иудушка у постели умирающей матери”

34

17.10

1

Темы и идеи сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. Эзопов язык

35

17.10

1

Р/Р Как составить план фрагмента литературно-критической

статьи?

36

20.10

1

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина в литературной критике. Сатира в европейской литературе XIX века. У. Теккерей. «Ярмарка тщеславия» (в отрывках)

37

20.10

1

Р/Р Сочинение. «Эзопов язык в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина»

38

21.10

1

И.А. Гончаров. Судьба и творчество. Романная трилогия писателя как художественное целое

39

24.10

1

Р/Р Как проанализировать вставной эпизод и определить его роль в произведении?

40

24.10

1

Образ главного героя в романе «Обломов». «Сон Обломова» в контексте романа

41

27.10

1

Р/Р Как научиться характеризовать героев на основе сопоставления?

42

27.10

1

Обломов и Штольц. Андрей Штольц как антипод Обломова

43

28.10

1

Любовь и семья в жизни Обломова

44

7.11

1

Особенности композиции романа. Экранизация романа «Обломов»: позиция автора и режиссёра

45

7.11

1

«Обломовщина» как социальное явление. Творчество И. А. Гончарова в литературной критике

46

10.11

1

Р/Р Сочинение или тест по роману И.А. Гончарова «Обломов»

47

10.11

1

Гончаров - очеркист: «Фрегат «Паллада».  Проблема национального характера в русской и мировой литературе

48

11.11

1

И. С. Тургенев.  Художественный мир писателя. Народные  характеры в «Записках охотника»

49

14.11

1

Темы и герои романов И.С. Тургенева (обзор)

50

14.11

1

Роман «Дворянское гнездо» -  «наблюдения над русской жизнью» (Тургенев)

51

17.11

1

Р/Р Как характеризовать героя как тип?

52

17.11

1

Общественная атмосфера 60-х годов  XIX века и её отражение в романе «Отцы и дети»  

53

18.11

1

Р/Р Как охарактеризовать собирательный образ семьи в произведении?

54

21.11

1

Типы семей  в романе «Отцы и дети». Старшее поколение. Авторское отношение к героям

55

21.11

1

«Дети» в романе. Базаров и Аркадий. Духовный конфликт поколений и мировоззрений в романе

56

24.11

1

Р/Р Как охарактеризовать внутренний мир героя?

57

24.11

1

Неординарность личности Базарова. Нигилизм героя

58

25.11

1

Р/Р Как определить роль второстепенных персонажей в произведении?

59

28.11

1

Базаров и его «спутники»

60

28.11

1

Роль любовной интриги в произведении. Базаров и Одинцова

61

1.12

1

Конфликт Базарова с собственными «отцами» - родителями

62

1.12

1

Хронотоп  романа. Второй    круг  жизненных испытаний    Базарова. Идея романа « Отцы и дети»

63

2.12

1

Базаров – «лицо трагическое». Анализ эпизода «Смерть Евгения Базарова»  

64

5.12

1

Художественный смысл описания природы. Искусство портрета в творчестве Тургенева

65

5.12

1

«Отцы и дети» в русской критике

66

8.12

1

Экранизация романа «Отцы и дети»: впечатления зрителя и читателя

67

68

8.12

1

Европейский контекст творчества Тургенева: Г. Флобер. «Госпожа Бовари»»

69

9.12

1

А.Н. Островский - «Колумб Замоскворечья». Опыт создания национальной драматургической традиции

70

12.12

1

Р/Р Сочинение по роману И.М. Тургенева «Отцы и дети

71

12.12

1

Р/Р Сочинение по роману И.М. Тургенева «Отцы и дети

72

15.12

1

Пьеса «Гроза». «Жестокие нравы» города Калинова. Речевые характеристики как речевой аналог действия

73

15.12

1

Катерина в системе персонажей пьесы. Варвара и Катерина

74

16.12

1

Р/Р Как определить художественный смысл символики произведения?

75

19.12

1

Символика и конфликт пьесы «Гроза». Позиция автора – драматурга. Контрастность сцен и чувств

76

19.12

1

Протест Катерины против «тёмного царства». Проблема нравственного выбора в пьесе

77

22.12

1

Контроль по итогам 1 полугодия.

78

22.12

1

«Бесприданница». Быт и нравы русской провинции. Трагическая судьба Ларисы Огудаловой

79

23.12

1

Комическое и трагическое в пьесах Островского («На всякого мудреца довольно простоты», «Гроза», «Бесприданница»)

80

12.01

1

Фольклорные мотивы в сценической сказке «Снегурочка». Символическая роль реалистических деталей.

81

12.01

1

Споры о творчестве А.Н. Островского в русской критике

82

13.01

1

Экранизация произведений А.Н. Островского: впечатления зрителя и читателя

83

16.01

1

Р/Р Сочинение по творчеству А.Н. Островского

84

16.01

1

Островский в контексте европейского театра: Г. Ибсен. «Пер Гюнт»

85

19.01

1

Н.А. Некрасов. Лирический герой поэта

86

19.01

1

Р/Р Как анализировать лирическое произведение?

87

20.01

1

Р/Р Как определить жанровые особенности произведения?

88

23.01

1

 Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Жанр произведения. Фольклорные мотивы в поэме

89

23.01

1

Новаторство поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Эпическое и лирическое в поэме

90

26.01

1

Многообразие крестьянских типов в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

91

26.01

1

Отражение в поэме социальных противоречий. Угнетатели народа

92

27.01

1

Судьба русской женщины – крестьянки. Образ народного заступника в поэме

93

30.01

1

Проблема счастья и её решение в поэме

94

30.01

1

Некрасов – редактор «Современника». Творчество Некрасова в литературной критике. Некрасовская линия в европейской лирике: П. Беранже

95

2.02

1

Р/Р Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова

96

2.02

1

Судьба лирической поэзии в эпоху торжества социальной прозы

97

3.02

1

Философская лирика Ф.И. Тютчева

98

6.02

1

Лирическая картина мира А.А. Фета

99

6.02

1

Творчество Ф.И. Тютчева и  А.А. Фета в литературной критике

100

9.02

1

Р/Р Сочинение по творчеству Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

101

9.02

1

Н.С. Лесков. Поиск нового героя: народные праведники, чудаки, странники

102

10.02

1

 «Леди Макбет Мценского уезда». Символичность названия рассказа

103

13.02

1

«Очарованный странник». Своеобразие повествования

104

13.02

1

Судьба и философия жизни Ивана Флягина

105

16.02

1

Историко-культурный контекст сказа «Левша». Стилистические особенности произведения

106

16.02

1

Творчество Н.С. Лескова в литературной критике

107

17.02

1

Р/Р Сочинение по творчеству Н.С. Лескова

108

20.02

1

Ф.М. Достоевский. Жизненные и творческие искания писателя

109

20.02

1

Христианство и гуманизм в художественной философии

Достоевского («Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы»)

110

27.02

1

«Преступление и наказание». Сюжет романа. Композиционное значение снов героя

111

27.02

1

Р/Р Как охарактеризовать сквозной образ произведения?

112

02.03

1

Хронотоп как способ выражения авторской позиции. Образ Петербурга в романе

113

02.03

1

Страдающий и мыслящий герой. Раскольников среди униженных и оскорблённых

114

03.03

1

Свобода человеческого выбора и влияние среды. Идея Раскольникова о праве сильной личности

115

06.03

1

Преступление и нравственные терзания Раскольникова. Анализ сцены убийства

116

06.03

1

Двойники Раскольникова

117

09.03

1

Раскольников и Соня. Смысл названия произведения

118

09.03

1

Художественные открытия Достоевского (поэтика фантастического реализма). Диалогизм и полифония в романе

119

10.03

1

Творчество Ф.М. Достоевского  в литературной критике

120

13.03

1

Литература и кино: экранизация произведений  Достоевского и современный читатель - зритель

121

122

13.0316.03

2

Р/Р Сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского

123

16.03

1

Достоевский и европейская литература: Ч. Диккенс. «Приключения Оливера Твиста»

124

17.03

1

Л.Н. Толстой. Художественный мир писателя

125

20.03

1

Суровая правда войны в «Севастопольских рассказах»

126

20.03

1

От семейной повести и военного очерка к роману-эпопее «Война и мир». «Диалектика души»

127

23.03

1

Светское общество в романе. Анализ эпизода «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805 г.»

128

23.03

1

Светское общество в романе «Война и мир». Анализ сцен из жизни московского высшего общества

129

24.03

1

«Я» героев романа-эпопеи Толстого «Война и мир». Поиски смысла жизни Болконского и Безухова

130

03.04

1

Р/Р Как охарактеризовать собирательный образ народа в произведении?

131

03.04

1

Семья как ценность и среда формирования личности героя произведения. Ростовы и Болконские.

132

06.04

1

Быт поместного дворянства в романе. Своеобразие толстовских пейзажей

133

06.04

1

Личная жизнь толстовских героев. Женские образы в романе

134

07.04

1

Изображение  войны  1805-07 г.г. Анализ эпизодов

135

10.04

1

Общество и община  в изображении Толстого. Образ Платона Каратаева

136

10.04

1

«Война и мир» как состояние человеческой истории. Отечественная война 1812 г.

137

13.04

1

Бородинское сражение. Кутузов и Наполеон в изображении Толстого

138

13.04

1

Партизанская война. «Мысль народная» в романе «Война и мир»

139

14.04

1

Символика романа. Небо как критерий «простоты, добра и правды»

140

17.04

1

Р/Р Как охарактеризовать авторский идеал?

141

17.04

1

Герои романа в эпилоге. Проблема истинного и ложного в романе

142

1

Литературный герой и его зрительный образ: экранизация романа-эпопеи «Война и мир»

143

1

«Мысль семейная» в романе «Анна Каренина». Патриархальный идеал в художественной картине мира

144

1

Творчество Л.Н. Толстого в литературной критике

145

146

1

Р/Р Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого

147

1

Творчество Л.Н.Толстого в

европейском контексте: французский натурализм, английский декаданс и постмодернизм. Э. Золя, Г. Мопассан, О. Уайльд

148

1

А.П. Чехов. Художественный мир писателя. Жанровое разнообразие раннего Чехова: сценка, фельетон,

юмореска

149

1

Философское наполнение пейзажа в повести «Степь». Философская картина мира в рассказе «Студент»

150

1

«Палата № 6». Авторская позиция в рассказе

151

1

Человек и среда в рассказе «Ионыч»

152

1

Проблема идеала в творчестве Чехова: трилогия «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

153

1

Особенности драматургии А.П. Чехова: бытовой фон и символический подтекст

154

1

«Вишнёвый сад». «Дворянское гнездо» Раневской и Гаева

155

1

«Подводное течение» в пьесе. Особенности чеховского диалога

156

1

Лопахин как новый социальный тип в изображении Чехова

157

1

Художественная роль второстепенных персонажей в пьесе. Тема будущего

158

1

Поэтический образ вишневого сада в пьесе. Символика  в пьесе.  Поэтика Чехова-драматурга

159

1

Р/Р Как сопоставлять произведения разных авторов?

160

2

Творчество А.П. Чехова в литературной критике. Экранизация произведений писателя

161

162

1

Р/Р Сочинение по творчеству А.П. Чехова

163

1

Творчество А.П. Чехова в европейском контексте: Ги де Мопассан. «Пышка»

164

3

Мировое значение русской  классической литературы  

165

166

167

1

Р/Р Итоговая работа по произведениям русской литературы второй половины XIX века в формате ЕГЭ

168

6

Итоги учебного года. Рекомендации для летнего чтения

169

175

Приложение к рабочей программе по литературе

10 класс.

Оценочный материал.

 

1. Классное сочинение по лирике

Темы сочинений:

1. Тема любви и дружбы в лирике А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

2. Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

3. Философская лирика  в творчестве  А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

4. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Вновь я посетил…».

5. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...».

2.  Классное сочинение по произведению И.А. Гончарова «Обломов»

Темы сочинений:

1.  Что такое «обломовщина»?

2. Почему попытки Ольги Ильинской «возродить» Обломова не имели успеха?

3. Положительные и отрицательные стороны личности Обломова в трактовке Гончарова.

4. Идейный смысл противопоставления Обломова и Штольца в романе.

5. Роман «Обломов»- «история живой души» (Дружинин).

3. Классное сочинение по произведению И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Темы сочинений:

  1. Е. Базаров и П.П. Кирсанов (сравнительная характеристика).
  2. «Бунтующее сердце» (образ Е. Базарова)
  3. Почему Базаровы нужны России?
  4. «Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг» (Писарев).
  5. Смысл заглавия романа И.С Тургенева «Отцы и дети».
  6. Проблема «отцов» и «детей» в изображении Тургенева.
  7. Устарела ли проблема «отцов» и «детей» сегодня?
  8. Что критикует Тургенев в «отцах» и в чем расходится с «детьми»?
  9. Что делает Базарова героем своего времени?
  10.  Что я люблю и чего не принимаю в Базарове.
  11. Роль пейзажа в романе Тургенева «Отцы и дети».
  12. Любовь в романе «Отцы и дети» (4 любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему). Какой взгляд ближе вам?

 

4. Домашнее сочинение по произведениям эпических жанров, изученным ранее.

Темы сочинений по произведению Ф.М. Достоевского  «Преступление и наказание»:

1. «Их воскресила любовь».

2. Христианские образы и мотивы в художественном мире романа.

3. Теория Раскольникова и ее крах.

4. Судьбы униженных и оскорбленных на страницах  романа.

5. О чем меня заставил задуматься роман Ф.М. Достоевского  «Преступление и наказание»?

6. Тема внутренней свободы и несвободы в романе.

7. Образ Петербурга в романе.

Темы сочинений по произведению Л.Н. Толстого «Война и мир»:

1.      «Война и мир» как роман-эпопея.

2.      Путь исканий Андрея Болконского.

3.      Эволюция личности Пьера Безухова

4.      Реализм Л.Н. Толстого в изображении войны в романе «Война и мир».

5.      Кутузов и Наполеон.

6.      Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир».

7.      Народ и личность в понимании Л.Н. Толстого по роману «Война и мир».

8.      «Мысль народная» в романе «Война и мир».

9.      Чем творчество Л.Н. Толстого может быть интересно современному читателю?

10.  Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть (нравственные искания героев романа).

11.  Истинная и ложная красота в понимании Толстого (Марья, Наташа, Элен).

12.  «Кто не страдал и кто не ошибался, тот цену истине и счастью не узнал» (А. Добролюбов).

Темы сочинений по произведению М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»:

1. Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»  - история России в зеркале сатиры.

2. Гротеск, его функции и значение в изображении города Глупова и его градоначальников.

3. Приемы сатирического в романе  М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».

5.Контрольная работа по теме "Второй период русского реализма (1840 – 1880-е)"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС рабочие программы. Русский язык. Литература.

Программы соответствуют требованиям ФГОС. Русский язык - Т.А. Ладыженская. Литература- В. Я. Коровина...

Рабочая программа "Русский язык как родной" для 1 класса

Данная программа составлена самостоятельно в связи с введением изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ№ 373.Предназначена для углубления в лексико-семантическую составляющую предметной ...

Рабочая программа по литературе на родном (русском) языке

Программа по нововведенному предмету с 2018 года- литература на родном языке....

Рабочая программа по учебному предмету "Родной (русский) язык"

Программа составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего ...

Рабочая программа по учебному предмету "Родной (русский) язык" 5-9 классы

Рабочая программа по учебному предмету "Родной (русский)язык"...

Рабочая программа по учебному предмету "Родной (русский) язык" 5-9 классы

Рабочая программа по учебному предмету "Родной (русский) язык"....