Главные вкладки

    Рабочая программа на тему:
    Рабочая программа "Русский язык как родной" для 1 класса

    Кузнецова Ольга Анатольевна

    Данная программа составлена самостоятельно в связи с введением изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ

    № 373.Предназначена для углубления в лексико-семантическую составляющую предметной области "Русский язык" и направлена на воспитание патриотизма по отношению к русскому языку как родному для учащихся. Буду рада, если кто-то из коллег прокомментирует.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл russkiy_yazyk_kak_rodnoy.docx35.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Водзимонская средняя общеобразовательная школа

    Рассмотрено на

    заседании ШМО

    Протокол № 01 от 26.08.2017.                    

    Принято на заседании

    Педагогического совета

    Протокол № 01  от 30.08.2016

    Утверждено приказом по школе

    № 115-ОД от 31.08.2017

    Рабочая программа

    по учебному предмету

    «Русский язык как родной язык»

    для 1 класса

    в 2017-2018 учебном году

    Автор-составитель:

    учитель  начальных классов    

    Кузнецова Ольга Анатольевна

    Водзимонье, 2017

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа по учебному предмету «Русский  язык как родной» разработана в соответствии со следующими документами:

    -Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования (приказ МО и НРФ  от  06.10. 2009г № 373);

    - основная образовательная программа начального общего образования МОУ ВодзимонскаяСОШ;

    -Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 1 класс: М.: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).

    Содержание рабочей программы составлено в соответствии  с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

    Цели:

    Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с первоначальными знаниями о языке как носителе национального самосознания русского народа и формирование на этой основе любви и уважения к родному языку;

    Социокультурная цель-изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции обучающихся:

    - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи как показателя общей культуры человека.

    Достижению поставленных целей  способствует решение практических задач:

    • Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
    • Освоение обучающимися первоначальных знаний о лексике русского языка;
    • Овладение обучающимися умения правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания небольшого объема;
    • Воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

    Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

     Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

    Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

    Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

    Послебукварный(заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

    После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

    Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

    Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

    Курс «Русский язык как родной» предполагает углубление лексико-семантической составляющей программы по изучению русскому языку в 1 классе и создание условий для воспитания любви и уважения к родному языку. Учащиеся проходят первоначальное восприятие понятий «языковая семья», «национальность», «народ», «язык», «словарь», «устная и письменная речь», «рифма», «поэзия», «красота русского языка» и др.  Данный курс является интегрированным и включает в себя 2 предмета – «Русский язык как родной» и «Литературное чтение на родном языке». Темы состоят из двух частей: теоретической и практической. Ведущие виды деятельности – игра, занимательные формы работы, творческий поиск информации.

    В соответствии с учебным планом МОУ Водзимонская СОШ на изучение учебного предмета «Русский язык как родной» в 1 классе отводится 17 часов в год.

    1. Освоение учебного предмета. Планируемые результаты.

    Ведущее место предмета «Русский язык как родной» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представления о языке как основном средстве человеческого общения, явлении  национальной культуры и основе национального самосознания.

    В процессе изучения Русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных  языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

    Русский язык является для  учащихся основой  всего процесса обучения, средством развития  их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

    Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

    Личностные результаты

    1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

    2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

    4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

    10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    Метапредметные результаты

    1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

    5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

    7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

    8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

    9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

    10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

    11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

    13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

    14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;

    15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

    16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

    Предметные результаты

    1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

    2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

    3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

    4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

    5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

    Требования ФГОС планируемым результатам по предмету

    Базовый уровень

    Повышенный уровень

    К концу изучения блока «Русский язык как родной» обучающиеся:

    1) познакомятся с  представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

    2) узнают, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

    3) узнают, что правильная устная и письменная речь  - это показатель общей культуры и гражданской позиции человека;

     4) познакомятся с первоначальными представлениями о нормах русского как  родного литературного языка и правилах речевого этикета;

    5) узнают, что использование языковых единиц зависит от речевой ситуации, целей и задач общения.

    К концу изучения блока «Русский язык как родной» учащиеся получат возможность научиться:

    1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

    2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

    3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

    4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

    5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

    Особенности организации контроля по русскому языку как родному

    В первом классе ведется безотметочное обучение, основная цель которого – сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка.

    В первом классе используются три вида оценивания: текущее и итоговое.

     Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках русского языка. Это даѐт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.

    В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе.  Оценкой достижения метапредметных результатов может быть защита индивидуального или группового проекта.

    Для мониторинга метапредметных результатов первоклассников используются комплексные проверочные и тренировочные задания. Они помогают ученику оценить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разные ситуации; осознать, что предметные знания пригодятся ему не только при решении учебных заданий, но и при решении жизненных задач. Комплексная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность первоклассника в решении разнообразных проблем.

    1. Содержание учебного предмета.

    Основное содержание предмета – лексико-семантическая составляющая русского языка. Различение понятий «языковая семья», «национальность», «народ», «язык», «словарь», «устная и письменная речь», «рифма», «поэзия», «красота русского языка» и др.

     Первоначальное восприятие информации о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, что русский язык –  государственный язык Российской Федерации.

     Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры.

    Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

    Создание условий для овладения учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач, овладения первоначальными представлениями о нормах русского как  родного литературного языка и правилах речевого этикета.

    Уровень графики. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

    Литературное чтение на родном языке. 

    Формирование понимания литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

    Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

    Создание условий для формирования умения самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

    Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.    

    1. Тематическое планирование.

    № п/п

    Тематические направления

    Кол-во часов

    Виды контроля

    Контроль

    Проекты

    Народ – язык – национальность.

    4

    1

    2.

    Речь устная и письменная.

    7

    1

    3.

    Литературное чтение на родном языке.

    5

    4.

    Итоговый контроль.

    1

    1

    Итого:

    17

    1

    2

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (как родному)

     В 1 КЛАССЕ

    п/п

    Разделы программы.

    Тема урока.

    Примечания

    (контроль)

    Для чего человеку нужен язык?

    Народ – язык – национальность.

    У языка  - своя семья. Язык и устное народное творчество.

    Народ – язык – национальность.

    Проект «Русская национальная одежда» (раскрасить и подписать названия частей национального костюма)

    Выставка лучших работ

    Речь устная и письменная. Скороговорки.

    Игра «Разведчики»

    на тему «Что можно узнать о человеке, слушая его речь?»

    Итоговый кластер

    Русский алфавит или где живут буквы?

    Где живут слова? (о словарях).

    Литературные произведения на родном языке.

     Л.Н.Толстой «Рассказы для детей».

    Какие слова мы называем вежливыми?

    Проект-театрализованная постановка на тему «Что такое этикет? Кто-то знает… Кто-то – нет…»

    Выступление на линейке

    В гостях у Почемучкина: «Где? С кем? Как говорить?» (о речевых ситуациях).

    Русские народные сказки.

    Красота русского языка в поэзии. Стихи А.Барто.

    Творческая мастерская «Слово – рифма – стихотворение».

    Рассказы-игры. Л.Петрушевская «Пуськи бятые».

    Составление рассказов-игр на родном языке.

    Итоговый контроль.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по музыке для 1 класса УМК Баклановой Т.И.

    В программе сделан особый акцент на задачи, выделенные в данном документе в разделах «Формирование духовной культуры личности» и «Опыт музыкально творческой деятел...

    Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.

    Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....

    АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

    Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...

    Рабочая программа по физкультуре для 1 класса

    Пояснительная записка, содержание учебного материала,календарно-тематическое планирование....

    Рабочая программа по физической культуре 1 класс.

    Рабочая программа по физической культуре по ФГОС второго поколения для 1 класса....

    Рабочая программаРусский язык. 10 кл.

    Пояснительная записка • Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне «Русский язык». • Примерная программа " Просвещение" (ФГОС). • Учебн...

    1. Авторская программа в рамках внеурочной деятельности по курсу «Занимательный английский язык» (дошкольное образование, 1 класс)

    Программа «Занимательный английский» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности дошкольников и младших...