Методическая разработка к классному часу "Герои Отечества - наши земляки"
методическая разработка (6 класс)

Шпортюк Наталья Владимировна

Классный час разработан с целью воспитание патриотизма и гражданственности учащихся 5-7 классов. Мероприятие повышает у детей интерес к изучению истории на ярком примере героизма  нашего земляка Гаврюшина И.Ф. – Героя Социалистического труда, Почетного железнодорожника. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС

 «Герои Отечества – наши земляки»

                                                                       

Классный час: «Герои Отечества – наши земляки»

Цели: воспитание патриотизма и гражданственности учащихся 5-7 классов;

Задачи:

Воспитательные:

  • воспитание у детей интереса к изучению истории на ярком примере героизма  нашего земляка Гаврюшина И.Ф. – Героя Социалистического труда, Почетного железнодорожника;
  • воспитание чувства патриотизма, гордости и уважения к историческому прошлому Родины

Образовательные:

  •  сформировать представление о Дне Героя России;
  • знать и чтить память героев страны, героя - земляка

Развивающие:

  • развитие познавательной активности учащихся;
  • формирование коммуникативных способностей  

Форма проведения: классный час

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация;

Подготовка к мероприятию: учащиеся разделены на 3 группы, которые вовлечены в поисковую деятельность.

1группа ответственная за историю праздника «День Героев Отечества»;

2 группа находила сведения о земляке, Гаврюшине И.Ф. – Героя Социалистического труда, Почетного железнодорожника;

3 группа готовила стихи к теме «Герои Отечества»;

Аудитория: учащиеся 5, 6 или 7 класса;

Ход занятия:

Оргмомент: 

- Добрый день, уважаемые ребята! Я рада приветствовать вас на классном часе, посвященном самому молодому празднику, который 9 декабря будет отмечать наша страна. Для сегодняшнего классного часа вы делились на группы, каждой группе я даю ребус, разгадав его, вы узнаете ключевое слово этого праздника. Итак, разгадываем. (каждая группа получает конверт с ребусом Приложение 1)

-Внимание смотрим на слайд (1), отвечает 1 группа, какое слово зашифровано у вас? (герой)

-Внимание смотрим на слайд (2), отвечает 2 группа, какое слово зашифровано у вас? (герой)

-Внимание смотрим на слайд (3), отвечает 3 группа, какое слово зашифровано у вас? (герой)

- Молодцы, значит ключевое слово в названии праздника,  какое? (герой)

- Кого называют героями? (ответы детей).

- Правильно дети! «Герой - человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. (слайд 4)

- А где человек может совершать подвиги? (ответы детей)

- Молодцы! Героев много. И есть у них свой особый праздник. (слайд 5) Вот сегодня мы и познакомимся с ним. 

Выступление детей (3 группа)

1 ученик

Да здравствуют Отечества герои,
Отчизну заслонившие собой!
Ненастною и грозною порою
С врагом вступившие в неравный бой.

Вы вражеские силы победили,

Отчизны верные сыны,
Чтобы потомки в мире жили,
И чтобы не было войны!

2 ученик

Герои, вас сегодня прославляем!
Гордится вами вся страна!
Не подведете вы, мы точно это знаем,
Хвала и слава вам на долгие года!

Вы мир наш и покой оберегали,
С победой шли на лютого врага.
Награды заслужили вы, медали
И память верную на долгие века!

3 ученик

Праздник храбрых и отважных,
И о них пусть знает каждый.
Служат они человечеству,
Защищая родное Отечество!

Пусть не каждого в лицо мы знаем,
В День героев Отечества всех поздравляем.
Спасибо, родные, что охраняете покой
И мирное небо над нашей головой!

Основная часть

  1. Вступительная беседа учителя

День Героев Отечества в России - это памятная дата, которая отмечается в нашей стране ежегодно 9 декабря. В этот день в России будут чествовать людей, отмеченных высшими наградами государства.  Эти люди достойны, чтобы у них был собственный праздник. Праздник сравнительно молод, он был учреждён в 2007 году, но традиция родилась еще в XVIII веке.

  1. Выступление 1-й группы детей.

1-й ученик:

Дата 9 декабря для такого праздника была выбрана неслучайно. Императрица Екатерина Вторая (Слайд 6) именно в этот день в 1769 году учредила новую награду. Ей стал орден Святого Георгия Победоносца (Слайд 7). Появление этого ордена стало одним из важнейших событий эпохи ее правления. Данным орденом в те времена награждались воины, которые в бою проявили особую доблесть и отвагу.

2-й ученик:

Этот орден имел 4 степени отличия, первая из них являлась наивысшей. Полным кавалером ордена Святого Георгия, т.е. имеющим все четыре степени, был русский полководец, князь, генерал-фельдмаршал, герой Отечественной войны 1812 года, Михаил Илларионович Кутузов. (слайд 8) 

        Орденом святого Георгия был награжден и Александр Васильевич Суворов. Он георгиевский кавалер 3-х степеней. (слайд 9)

3-й ученик:

Во время Великой Отечественной войны, в ноябре 1943 года, в нашей стране был утвержден новый орден для солдат и сержантов -  орден Славы.  (слайд 10)

Орден Славы имеет три степени. Эти знаки отличия могли быть выданы за личный подвиг на поле боя, выдавались в порядке от низшей степени к высшей.

За отличие в боях и подвиги в других военных конфликтах было выдано около миллиона знаков Ордена Славы III степени, более 46 тысяч — II степени и 2562 — I степени. По поздним и уточнённым данным, полных кавалеров Ордена Славы насчитывается 2674 человека, среди них — четыре женщины.

4-й ученик:

За военные заслуги перед Отечеством в Советском Союзе героев стали награждать Звездой Героя Советского Союза. «Геро́й Сове́тского Сою́за — высшая степень отличия СССР. Высшее звание, которого удостаивали за совершение подвига или выдающихся заслуг во время боевых действий». (слайд 11) 

     За подвиги, совершённые в годы Великой Отечественной войны, высокого звания удостоено 11 тысяч 657 человек, в том числе дважды 107. В числе Героев Советского Союза, участников Великой Отечественной войны — 90 женщин.

Единственный человек в нашей стране, которому присвоено звание Героя Советского Союза четырежды – это маршал Георгий Константинович Жуков. (слайд 12)

  1. Учитель:

   Среди Героев Советского Союза очень большое количество и наших земляков – уральцев.

4-й ученик (3 группа):

Славных дел в России много:

Тех, кто край родной любя,

Укреплял Державу строго,

Не жалел в трудах себя.

В сердце каждого потомка

Оставляли яркий след

Честной службой, битвой громкой,

Славой доблестных побед.

Нить истории прекрасна

Златом добрых славных дел.

Жизнь того лишь не напрасна,

За Отчизну, кто радел.

- Среди уральцев, Героев Советского Союза, есть и наш земляк, а фамилию его мы сейчас попробуем узнать вместе. Каждой группе раздается конверт, откройте конверт и посмотрите, что в нем? (ответы детей)

- Правильно название улиц. Выберите из названий улиц только улицы нашего поселка (Приложение 2) Называем улицы нашего поселка (перечисляют) Какая из этих улиц самая молодая? Правильно ул. Гаврюшина. Как эта улица появилась у нас? Эта улица названа в честь нашего земляка Героя Социалистического труда Гаврюшина Ивана Фроловича. О нем расскажут наши ребята со 2-й группы.

  1. Выступление 2-й группы детей

1-й ученик:

Гаврюшин Иван Фролович (слайд 13) родился 21 декабря 1925 года на станции Инза Куйбышевской железной дороги, что расположена в Ульяновской области. В 1928 году семья И. Ф. Гаврюшиных переехала на Южный Урал. С 1940 по 1943 год И. Ф. Гаврюшин работал путевым рабочим на станции Бердяуш Южно-Уральской железной дороги. С 1943 года он был призван в ряды Красной Армии, а с 1944 года, окончив 2-е Астраханское пехотное училище, находился в действующей армии Великой Отечественной войны. С 1944 года воевал в воздушно-десантной бригаде на Карельском фронте, был ранен.

2-й ученик:

После лечения в 1945 году он снова был на фронте, разведчиком пешей разведки 296-го гвардейского стрелкового полка 98-й гвардейской стрелковой дивизии 9-й гвардейской армии на 2-м Украинском и 3-м Украинских фронтах. И. Ф. Гаврюшин особенно отличился в наступательном бою в начале Венской наступательной операции, когда прорвал немецкую оборону в западной Венгрии, первым ворвавшись в линию противника и лично уничтожив трех немецких солдат. За этот подвиг он был номинирован на орден Славы, но награда была заменена медалью "За отвагу". Он был дважды ранен.

3-й ученик:

За время службы совершил 97 прыжков с парашютом (в том числе 42 боевых в составе разведгрупп в немецкий тыл) с самолетов различных классов. С 1945 года, после окончания войны, он служил в Советской Армии на Дальнем Востоке. В 1950 году гвардии сержант И. Ф. Гаврюшин был демобилизован и вернулся на Урал. С 1950 года работал путеукладчиком, бригадиром, мастером контактной сети на станции Сулея Южно-Уральской железной дороги, в Саткинском районе Челябинской области. С 1957 года - начальник дистанции контактной сети на станции Сулея. По месту работы: в 1962 году окончил школу рабочей молодежи в п. Бердяуш (Слайд 14), в 1968 году - Челябинский железнодорожный техникум. 4 августа 1966 года Указом Президиума Верховного Совета СССР "за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении задач семилетнего плана перевозок, развития и технической реконструкции железных дорог" Ивану Фроловичу Гаврюшину было присвоено звание "Герой Социалистического труда". Страна высоко ценила ратные и трудовые подвиги ветерана, он удостоен одной из самых высоких наград – Ордена Ленина. Его жизнь останется примером для всех. Иван Фролович умер 4.12.1981 г. в г. Челябинск

4-й ученик: 10 октября 2002 года заслушав письменное обращение руководства Челябинского отдела ЮУЖД по Златоустовскому региону и информацию Главы администрации п. Сулея Гайфуллина Рината Раиловича  о трудовой деятельности и заслугах Героя Социалистического труда Гаврюшина Ивана Фроловича, Сулеинский Совет депутатов решил увековечить память жителя поселка и переименовать улицу Полевую на улицу Гаврюшина (Слайд 15). Вот так и появилась в нашем поселке Сулея улица, которая названа в честь Гаврюшина И.Ф. (Слайд 16). Кроме того, учреждена премия имени Ивана Гаврюшина, которая вручается ежегодно лучшему электромонтеру контактной сети Челябинского отделения магистрали.

5-ученик: 5 сентября 2003 в Челябинске была открыта мемориальная доска южно-уральскому железнодорожнику Ивану Гаврюшину. Герой социалистического труда Гаврюшин более 30 лет проработал на Южно-Уральской магистрали. Мемориальная доска установлена на доме 102-а улицы Свободы, где последние восемь лет жил Иван Фролович (слайд 17-18)

6-й ученик:

Мы помним героизм нашего земляка. За достигнутые высокие производственные показатели Гаврюшин Иван Фролович был занесен в книгу почета (Слайд 19-20)

  1. Учитель:

Сохранение живой памяти о тех людях позволит понять историческое величие, проникнуться гордостью за их деяния и почувствовать великую ответственность, которая лежит на плечах живущего поколения.

Выступление группы чтецов 3 группа:

5-ученик

Герои Отечества - звучно, весомо,
Надежно, ответственно, с детства знакомо!

Красивая, емкая, четкая фраза,
В ней - честь и достоинство, святость приказа!

6-ученик

В ней вера, любовь и солдатская совесть,
В ней мужество, смелость, судьба, словно повесть!

В ней доблесть, отвага и мир гуманизма,
Военная служба - Олимп героизма!

7-ученик

Не забудем, сколько было

 Крови пролито и слёз.

 Многим ради Дня Победы

 Жизнь пожертвовать пришлось.

8 ученик

Не забудем, что видали,

Не дадим то повторить.

Мы стоим на страже мира

Мир войне не покорить.

Заключительная часть

Учитель:

 Уходят из жизни наши ветераны, все те, кто добился  великой победы тяжелой ценой. Пускай человеческая память сохранит все их имена для потомков. Мы гордимся этими людьми и стремимся быть достойными их героизма!

                                                  Никто не забыт

                                                  Ничто не забыто! (слайд 21 )

Учитель:        

            Героем может стать, конечно же, далеко не каждый. Для этого нужно не думать о собственной выгоде и безопасности, а только о благе своего народа. Нужно быть готовым отдать собственную жизнь ради спасения других жизней. Я уверена в том, что вы, ребята, посчитаете за честь 9 декабря поздравить родных, знакомых с праздником Героев Отечества. Ведь в каждой семье есть свои герои войны и герои труда. Эти люди заслужили уважения, внимания и почета.

Список литературы

  1. Агеева И.Д. Кто лучше всех знает историю.- М.:Творческий центр Сфера,2005. 
  2. Громов В.В. «К 200-летию Отечественной войны» - изд. Планета, 2011г.
  3. Добровольцы Урала. 2-е изд., доп. Свердловск, 1980.
  4. История. Опыт патриотического воспитания. Уроки. Внеклассные мероприятия. «Учитель», Волгоград, 2008 г.
  5. Сурков Федор Павлович // Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь/ Пред. Ред. Коллегии И.Н.Шкадов.- М: Воениздат, 1988;
  6. Фомичев М.Г. Путь начинается с Урала. - М.: Воениздат, 1976


Приложение 1

  

Приложение 2

Ак.Павлова

Нагорная

Лермонтова

Коммунистическая

Пушкинская

Дорожная

Солнечная

Лесничество

Есенина

Первомайская

Гаврюшина

Пролетарская

Тургенева

Комсомольская

Ленина

Электрическая

Путевая

Зеленая

Ольховая

Крупская

Братьев Кашириных

Луговая

Уральская

Некрасова

9 Мая

Дарвина

Молодогвардейцев

Индустриальная

Бакальская

Шолохова


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Герои Отечества - наши земляки!

Презентация на тему "Герои Кунашакского района"Посвященного ко дню Героев Отечества, в номинации "Помним всех поименно"...

Защитники отечества-наши Земляки.

Презентация "Защитники отечества-наши Земляки."посвещена моим землякам выходцам из Алькеевского района Республики Татарстан. Материал можно использовать в классных часах,внеклассных мероприятиях....

"Герои Отечества - наши земляки!"

Материал к беседе "Дни воинской славы"...

Литературно-музыкальная композиция "Герои Отечества - наши земляки"

Мероприятие посвящено знаменательной дате Дню героев Отечества....

Сценарий "Герои Отечества -наши земляки"

Сценарий всречи трех поколений....

Авторская методическая разработка открытого классного часа "Дом наших отношений"

Методическая разработка открытого классного часа "Дом наших отношений"...

классный час патриотической направленности "Герои Отечества - наши земляки"

Подойдет для педагогов Челябинской области, содержит информацию о героях России. По ссылке находится презентация к данной разработке...