Формирование читательской компетентости и работа работа с информацией в школьной программе
статья

Виштунц  Нелли Борисовна

очитательской  компетентности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_chit_gramotnosti_vystuplenie_26.08.21.docx38.16 КБ

Предварительный просмотр:

II открытый фестиваль педагогического мастерства                      «Новые идеи- новой школе»

Формирование читательской компетентности и работа с информацией в школьной программе

                                          Читать — это еще ничего не значит;                               что читать и как понимать читаемое —                                                                                              вот в чем главное дело.

К. Д. Ушинский

        Современная система российского образования предполагает новый критерий измерения результатов обучения – компетенцию. С введением стандартов обозначились новые цели: развитие личности, владеющей обобщёнными способами учебной деятельности, умеющей учиться самостоятельно. Это умение напрямую связано с формированием читательской компетентностью. В решении этой задачи  важнейшую роль играет художественная литература. Обучение чтению является неотъемлемой частью общего образования человека. Именно чтение представляет собой важнейший способ освоения и поддержания любого жизненно важного знания (в том числе и профессионального).

      В настоящее время книга перестала быть главным источником информации, почти забыты традиции семейного чтения, ограниченность  круга чтения детьми в рамках школьной программы, низкий уровень читательской компетенции при  выполнении Всероссийских проверочных работ.

Существуют  противоречия в педагогической практике:

1.  Между снижением интереса к чтению у детей и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературному чтению.

2. Между наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.

3. В современных школьных программах по литературному чтению уделяется недостаточно внимания вопросам организации самостоятельного детского чтения. Сам предмет «Внеклассное чтение» исчез из базового учебного плана, что обязывает учителей как начальных, так и старших классов выводить занятия по внеклассному чтению в сферу дополнительного образования с учетом рекомендаций ФГОС НОО второго поколения.

 Возникает проблема: дети не хотят читать книги.

Цель: создание условий для формирования читательской компетентности, развитие  читательского интереса у младших школьников.

Задачи:

1.Изучить методическую литературу по данной проблеме и выявить наиболее эффективные технологии, методы  и приёмы, направленные на формирование читательской компетентности школьников.

2. Повысить интерес к чтению, создать условия для мотивации учебной деятельности.

3. С помощью диагностик, тестирования проследить  динамику формирования читательской компетентности школьников и проанализировать полученные результаты и достижения обучающихся.

Читательская компетентность определяется:

-владением техникой чтения;

-приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

-умением работать с текстами художественных произведений разных жанров и нехудожественных (учебной, научно-познавательной, справочной);

- знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;

-сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

         Технология продуктивного чтения. Автор Н.Н. Светловская. Технология формирования типа правильной читательской деятельности  обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

I этап. Работа с текстом до чтения.
        Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
        Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

        II этап. Работа с текстом во время чтения. На данном этапе ведущими становятся такие приёмы работы, как диалог с автором и комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов. Чтобы диалог был полноценным и содержательным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположение о дальнейшем развитии событий. Один из эффективных путей освоения содержания – это составление кластеров, заполнения таблиц, схем.

        III этап. Работа с текстом после чтения.  Обсуждение  прочитанного, возвращение к 1 этапу, соотношение читательских интерпретаций с авторской позицией.  На этом этапе эффективным приёмом будет работа с пословицами и творческая работа. Можно взять такие задания: «Придумай продолжение»,  «Составь самостоятельно план»,  «Составь монолог», «Напиши письмо».

          Технология развития критического мышления средствами чтения и письма (И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек) представляет собой совокупность разнообразных методик и приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, затем создать ему условия для осмысления материала, далее помочь ему обобщить приобретенные знания.

В основе данной технологии лежит базовая модель, состоящая из 3 фаз:

1 фаза – вызов. Её присутствие на каждом уроке обязательно. Она ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации.

         Приемы:  «Загадка»,  «Мозговая  атака»,  «Отсроченная догадка», «Корзина идей», «Интеллектуальная разминка (опрос) или тест», «Дискуссия», «Перепутанные логические цепочки», «Проблемный вопрос», «Рассказ-предположение по ключевым словам», «Верные и неверные утверждения».

         2 фаза – осмысление. На данной стадии дети получают новую информацию, осмысливают её и соотносят с уже имеющимися знаниями. Главная задача второй фазы – активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация и отслеживание собственного мнения и понимания. Методы и приемы: «Чтение с остановками», «Инсерт»,
«Дерево предсказаний»,  Таблица «Кто? Что?  Когда?  Где?  Почему?»,   «Таблица  «толстых»  и «тонких» вопросов»,  Метод «6 шляп мышления »,  «Кластер», «Кубик», «Бортовой журнал», «Двухчастный дневник».

           3 фаза – рефлексия. На этой стадии идёт обобщение полученной информации, формирование у каждого ученика собственного отношения к изучаемому материалу. Вернуть учащихся к первоначальным записям и предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие или практические задания на основе изученной информации.  «Синквейн»,  «Эссе»,  «Дискуссия»,  «Круглый стол».  Рефлексия является наиболее значимым этапом, так как именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.

         Приёмы,  используемые в данной технологии, позволяют максимально активизировать умственную активность читателя, учат размышлять в процессе чтения, раскрывают интеллектуальный,  творческий потенциал обучающихся.

         Стратегия смыслового чтения  (Н. Н. Сметанникова).  Цель обучения чтению по технологии стратегиального подхода – воспитание человека, который умел бы читать на протяжении всей жизни различные материалы на разных языках и по-разному, ставя перед собой различные цели. Предполагает воспитание чтеца и читателя в одном лице. Предлагаемые ею стратегии обучения чтения – систематизированный план и программа действий и операций, осознанно и целенаправленно применяемые для управления обучением с целью улучшения его качества.

           Классификация приемов смыслового чтения:  осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  поиск и отбор информации; использование содержания текста для достижения собственных целей, развития,  получения знаний;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;  определение основной и второстепенной информации;   свободная ориентация и восприятие тестов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;  понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации. Создание ментальных карт (кластер). Стратегии:  «Мозговой штурм», «Глоссарий»,  «Ориентиры предвосхищения», «Рассечение вопроса»,  «Чтение вслух (попеременное чтение)», «Чтение про себя с вопросами»,  «Чтение с остановками»,  «Чтение про себя с пометками, «Тайм-аут», «Проверочный лист», «Алфавит за круглым столом», Соревнуемся с писателем», «Ориентиры предвосхищения», «Экскурсия по книге»,   «Цитаты»,  «Загадки», «Следуйте за персонажем книги», «Черты характера», «Доклад и рецензия»,  «Синквейн», «Знаю — Хочу узнать — Узнал»,  «Граф-схемы»,  «Обзор словаря».  Стратегиальный чтец, приступая к чтению, выстраивает план, направления своей деятельности, отвечает сам себе на четыре необходимых вопроса: какова цель моего чтения?  Какой текст я собираюсь читать?  Как я буду читать?  Как я буду проверять, контролировать, оценивать качество своего чтения?  Данную  технологию  автор рекомендует  использовать в 5 - 9 классах.

        Методика развития творческого чтения художественной литературы (И. И. Тихомирова). Технология  творческого чтения основана  на активном включении не только мыслительных, но и эмоциональных, способностей. Она  предполагает разговор читателя с автором не только о смысле, основной идеи произведения, но и о художественных особенностях, о восприятии Слова как искусства, о влиянии книги на читателя.

         «Когда читаешь, умей замирать от счастья»  такое  напутствие даёт автор  юным читателям. Основным методом в данной технологии является беседа, направленная на развитие  чувств, мыслей, фантазий, представлений ребенка в ответ на прочитанное.

        Технология  акмеологического чтения, технология  «Луч» («Лучшее учение – чтение») (В. А. и С. М. Бородины)  направлена на гармонизацию личностного мира чтения человека на уровне «акме» – вершине его развития. Технология акмеологического чтения помогает овладеть высоко продуктивными  методами работы с разнообразной информацией. Она реализуется на основе принципа интерактивности и использования многообразных форм индивидуального и диалогового обучения. Технология обеспечивает творческую свободу в освоении информации. 

       Техника быстрого чтения (О. А. Андреев и Л. Н. Хромов).

          Цель техники: быстрое чтение нетрадиционными методами с полным и качественным усвоением материала, освоение новых навыков умственной деятельности. Правила быстрого чтения:

 - читать без регрессий, артикуляций;

 - мысленно укладывать информацию в блоки интегрального алгоритма;

 - читать вертикальным движением глаз;

- быть внимательным; понимать прочитанное в процессе чтения (выделять ключевые слова, смысловые опорные пункты);

 - использовать при чтении приемы запоминания; читать с переменной скоростью, помнить, что есть пять способов чтения:1) углубленное; 2) быстрое;

3) панорамное быстрое;  4) выборочное;  5) чтение-просмотр и чтение-сканирование; постоянно тренироваться, читать ежедневную норму текстов.

Информационно – коммуникационные технологии предполагают

- наглядное объяснение нового материала с помощью слайдов, таблиц, схем;

-задания для фронтальной работы с классом;

-создание детьми презентации на заданную тему;

- игровой материал при изучении новой темы (загадки, ребусы, викторины, кроссворды и т. д.);

-тесты,  задания повышенный трудности,  задания для самостоятельной работы и последующего самоконтроля и самооценки;
- проведение во время урока физкультминуток,  включающих гимнастику для глаз и осанки, что позволяет сохранить здоровье школьников.

        Технология  проблемного обучения

Предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями  и развитие мыслительных способностей. Этот метод предполагает использование цепи последовательных приемов:

-  создание проблемной ситуации;

- организации коллективного обсуждения возможных подходов к ее разрешению;

-  выбор рационального способа решения проблемы;

-  обобщение полученных результатов;

-  формирование выводов.

        Формирование читательской компетентности во внеклассной деятельности

Вовлечение детей в читательскую деятельность во внеурочное время:

 - регулярное посещение библиотеки, просмотр спектаклей по книгам;

 - подготовка и участие в традиционных календарных  и народно православных  праздниках;  

- литературные викторины, устные журналы, участие в литературных конкурсах;  ведение «Читательского дневника»; работа с родителями.

          В качестве контрольно-измерительных материалов я использую разные пособия, составленные на основе ФГОС с учётом содержания образовательного стандарта и требований к уровню подготовки учащихся,  проверяющих читательскую компетентность учащихся:

1. Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом.  Работа с иллюстративным материалом способствует развитию познавательной активности каждого учащегося.

2. Крылова О.Н. Литературное чтение.  Итоговая аттестация.  Типовые  тестовые задания.  Позволяют проверить уровень знаний учащихся.

    3.Нянковская  Н. Н. Стандарты второго поколения. Итоговые комплексные работы в начальной школе.  Задания ориентированы не только на проверку освоения знаний, но и на оценку способности  решать учебные и практические  задачи  на основе полученных знаний, сформированных умений и универсальных учебных действий.

Заключение

Процесс формирования читательской компетенции должен пронизывать все этапы развития личности ребенка.

Виштунц Н.Б., учитель русского языка и литературыСтраница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Компетентностный подход в обучении сосредоточивается на том, чтобы не увеличивать объем информированности человека в различных предметных областях, а помочь людям самостоятельно решать проблемы в незн...

Выступление по теме "Читательский конкурс"Самый активный читающий класс" в рамках школьной программы "Одарённые дети"

Воспитание творческой личности становится для современного общества насущной потребностью. Осознавая всю важность этой проблемы, школа пытается найти новые, наиболее оптимальные пути приобщения ребёнк...

Формы работы по формированию читательской грамотности в работе с текстом

Участники мастер-класса получат знания о разных типах заданий по формированию читательской грамотности школьников и смогут использовать приобретённые знания в своей практике. ...

Организация работы с читательским дневником как средство формирования читательской самостоятельности школьников 5-9 классов. Описание практики.

      Читательская самостоятельность – это способность читателя без постороннего вмешательства обращаться к книгам, предварительно определив для себя цель  чтения, и у...

Формирование и развитие системы климатологических знаний и умений в школьной программе и учебниках по географии

Доклад по теме "Формирование и развитие системы климатологических знаний и умений в школьной программе и учебниках по географии". Подготовила Емельянчикова Н.А., учитель географии и биологии...