Выступление по теме "Читательский конкурс"Самый активный читающий класс" в рамках школьной программы "Одарённые дети"
опыты и эксперименты (5 класс) на тему

Пичугина Наталья Валентиновна

Воспитание творческой личности становится для современного общества насущной потребностью. Осознавая всю важность этой проблемы, школа пытается найти новые, наиболее оптимальные пути приобщения ребёнка к чтению. Способность творчески мыслить, решать нестандартные задачи – это признак настоящего профессионала и гражданина. Мы все прекрасно понимаем, что человек творческий – это обязательно человек читающий. В данном материале помещается выступление, основанное на личном опыте педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_chitayushchiy_klass.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ КОНКУРС – ПРОЕКТ «САМЫЙ АКТИВНЫЙ ЧИТАЮЩИЙ КЛАСС» В РАМКАХ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»

(выступление на районном фестивале педагогических идей «Инновационный бум», август, 2014 г,

МБОУ «Кожевниковская СОШ №1»)

Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию педагогический опыт по теме «Читательский конкурс-проект «Самый активный читающий класс» в рамках школьной программы «Одарённые дети».

Начать своё выступление хотелось бы со слов известного академика, лауреата Нобелевской премии, человека, неравнодушного к проблемам современной школы, - Виталия Лазаревича Гинзбурга, который сказал, что «одарённый ребёнок – это, прежде всего, читающий ребёнок». Нельзя не согласиться со словами  учёного. Проблема  детской одарённости, которая в условиях развития инновационной школы  становится наиболее актуальной,  напрямую связана с читательскими способностями учащихся.

В нашей школе плодотворно работает программа «Одарённые дети», главной целью которой является выявление, развитие, воспитание  и педагогическое сопровождение детей с признаками одарённости. Задач у программы много, заострю внимание лишь на одной из них – это организация и проведение мероприятий, направленных на развитие творческой одарённости учащихся.

Воспитание творческой личности становится для современного общества насущной потребностью. Осознавая всю важность этой проблемы, школа пытается найти новые, наиболее оптимальные пути приобщения ребёнка к чтению. Способность творчески мыслить, решать нестандартные задачи – это признак настоящего профессионала и гражданина. Мы все прекрасно понимаем, что человек творческий – это обязательно человек читающий.

Таким образом, возникла идея организовать на параллели 5-6 –х классов читательский конкурс «Самый активный читающий класс», в ходе  которого классные руководители, педагоги - филологи, школьный библиотекарь смогли бы совместно продемонстрировать инновационные, эффективные формы и методы работы, направленные на привлечение к чтению нечитающих и мало читающих детей, а также на формирование устойчивого интереса наших учеников к чтению.

 В сентябре прошлого года  классы получили творческое задание, которое предполагало активное сотрудничество с библиотеками, участие в различных литературных конкурсах, олимпиадах, другие интересные формы работы.

 Мне, наверное, повезло больше, чем остальным педагогам, поскольку я одновременно и классный руководитель, и учитель русского языка и литературы в своём классе. Кроме того, этот конкурс привлёк меня ещё и потому, что мои дети читают, мягко скажем, не особенно хорошо, да и над читательским вкусом моих ребятишек также хотелось поработать.

 С чего же начинается любой проект? Наверное, не только с  грамотной задумки, но и с оригинального названия. Ну, оригиналов в моём классе предостаточно, поэтому название нашего отряда любителей книги было придумано за 2 секунды. После этого мы с активом класса, который к тому времени был уже выбран, составили план деятельности отряда читателей «Любознайки». И мы решили, что также необходимо было выбрать и пресс – службу класса, поскольку освещать наши читательские успехи в школьных СМИ  мы тоже планировали. К слову сказать, пресс-центр класса в течение всего учебного года активно сотрудничал со школьной газетой.

 На этом, пожалуй, самом главном  слайде,  вы видите, как в рамках проекта «Самый активный читающий класс» строилась работа, способствующая развитию одарённости учащихся. В целях экономии времени я не буду останавливаться на всех этапах своей деятельности, но затрону, на мой взгляд, самые важные. И чтобы не быть голословной, передаю альбом, созданный в ходе проекта,  его мы придумали и оформляли вместе с детьми. (ПЕРЕДАЮ АЛЬБОМ)

 Большое внимание в педагогической практике я уделяю формированию у обучающихся исследовательских навыков. Привлечение учащихся к исследовательской деятельности в рамках проекта  было активным и результативным. Безусловно, обучение методике написания исследовательской работы – дело непростое, и на первоначальном этапе я ставила перед собой несколько задач: научить детей правильно формулировать цель работы; объяснить, что такое «актуальность» работы; показать, как работать с источниками и как грамотно оформлять исследовательскую работу.

Конечно, исследовательская деятельность моих пятиклассников только начинается, но уже есть первые результаты. В течение года в классе прошли 3 учебно-исследовательские конференции, приуроченные к юбилейным литературным датам, в которых приняли участие в качестве юных исследователей все ученики класса. У кого-то из ребят были мини-исследования, кто-то попробовал себя в качестве  исследователя – мастера. В ходе конференций дети защищали свои первые исследовательские работы, а члены жюри – педагоги школы – оценивали по специальным критериям исследовательские навыки учащихся.

 Выходили мы и на муниципальный уровень. В районной научно-практической конференции в секции «Гуманитарная» приняли участие 2 ученицы. Тематика их работ звучит следующим образом: «Особенности изображения женских характеров в сказках С. Г. Писахова» (Полякова Анастасия, она стала победителем в этой секции) и вторая тема: «Воспитательная роль потешек и пестушек в современной детской педагогике» (участница Деева Алёна).

 В рамках Дней русского языка на базе Кожевниковской школы №2 в разных секциях приняли участие 4 ученицы, тематика их работ была разнообразной: от изучения современных имён до изучения читательских интересов современных школьников.

Как мы видим, исследовательская деятельность напрямую связана с развитием читательских компетенций школьников.

 Большое внимание, как я думаю, необходимо уделять  творческим конкурсам и мероприятиям, литературным олимпиадам, подготовка и участие в которых, несомненно, обогащает не только кругозор учащихся, но и развивает их интеллектуальные и творческие способности.

Думаю, не в каждом классе есть дети, которые пишут книгу. В моём классе такая ученица есть – это Лера Бучинская, её писательский дебют  называется «Мелони и её друзья» и повествует она вовсе о недетских проблемах: взаимоотношениях детей и взрослых, о понятиях «дружба», «любовь», «предательство» и многих других. Конечно, рано говорить о таланте девочки, но признаки одарённости налицо, и моя задача сейчас – развивать творческие способности ребёнка и дальше, чтобы в ней не пропала та «искорка таланта», которая недавно зажглась.

 В рамках читательского проекта осуществлялось сотрудничество со школьной библиотекой, центральной сельской библиотекой, школьным музеем. Самыми важными образовательными событиями в этом взаимодействии считаю школьную краеведческую конференцию, посвящённую 280-летию нашего села (мои ученики заняли в ней 2 место), и участие в районной акции «Письмо ветерану», организованную ЦБ. На базе школьной библиотеки проходили конкурсы художественного мастерства: «Живая классика» и «Строки, опалённые войной», где мои воспитанники показали хорошие результаты, став победителями и лауреатами.

В районном этапе конкурса «Живая классика» ученица Полякова Настя стала одной из победительниц, а в районном конкурсе «Строки, опалённые войной» мы представляли литературно-музыкальную композицию и получили диплом 3-ей степени. Уверена, что довольно-таки неплохих результатов мы добились благодаря тому, что книга в буквальном смысле этого слова в течение всего года была верным помощником и другом для детей.

 Как известно, духовно- нравственные ценности формируются в семье, школа лишь помогает их развивать, поэтому работе с семьями учащихся  я уделяю самое пристальное внимание. В октябре, когда данный проект уже набирал силу, было проведено родительское собрание, оно называлось «Культура чтения ребёнка – залог его успешности».  Материалы к  этому собранию, где также имеются  советы психолога, врача, библиотекаря, связанные с тематикой собрания,  я могу передать всем, кто желает их получить. (ПЕРЕДАЮ).

Кроме того, я приглашала родителей на все открытые читательские мероприятия, на конкурсы чтецов;  некоторые родители были не просто сторонними наблюдателями, а активными участниками происходящих событий.

 Подводя итог участия в школьном проекте «Самый активный читающий класс», хочется отметить положительную динамику: заинтересованность детей в чтении, потребность  в самостоятельном поиске возросла так же, как  и их читательская активность.  Дети стали больше интересоваться литературными новинками, стали более активными пользователями библиотек, с удовольствием участвуют в творческих мероприятиях класса и школы.

  Несмотря на то, что  класс стал победителем в этом замечательном школьном конкурсе, работа по активизации творческого потенциала детей в интересах их личностного развития; увеличению количества детей, целенаправленно занимающихся литературным и художественным творчеством, только начинается; и в этом учебном году, уже на классном уровне,  есть задумка продолжить проект, назвав его «Открытая книга».

 Пожелайте, пожалуйста, нам творческих успехов  и новых свершений! Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий выступления в финале конкурса "Самый классный классный - 2012"

В сценарии использованы собственные творческие идеи и материалы Интернет-ресурсов...

Школьный конкурс «Самый активный родительский комитет»

Материалы школьного конкурса Самый активный родительский комитет. Основной целью родительского комитета является создание условий для формирования коллектива класса и благополучного развития в нё...

Сценарий творческого конкурса на самый спортивный класс в рамках "Президентских состязаний"

"Президентские состязания "- это городской конкурс на самый спортивный класс. Его начали проводить с 2011-2012 учебного года. Мы решили принять участие. Конкурс состоял из 8 этапов. Это сценарий творч...

конкурс "самый здоровый класс" в рамках программы Здоровье

ЧТОБЫ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ, НУЖНЫ СОБСТВЕННЫЕ УСИЛИЯ, ПОСТОЯННЫЕ И ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ, ЗАМЕНИТЬ ИХ НЕЛЬЗЯ НИЧЕМ.Н.М.АмосовЦель конкурса: Создать в Гимназии условия для формирования у ребёнка установки на здоровый ...

Самоанализ открытого мероприятия "Счастье - быть добрым!" в рамках конкурса "Самый классный Классный - 2021".

Открытое мероприятие (классный час) проведено в рамках очного этапа конкурса "Самый классный классный - 2021" и заняло 1 место в муниципальном этапе конкурса....

Методическая разработка классного часа в рамках районного конкурса "Самый классный классный" для учащихся 5-9 класса на тему "Прикоснёмся к памяти душой"

РазработкаКлассного часа в форме устного журналана тему « Прикоснёмся к памяти душой»Цели:— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстояв...