Подготовка к ЕГЭ. (Социальная сфера)
презентация к уроку

Подготовка к ЕГЭ. (Социальная сфера)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ (СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА)

Слайд 2

1. Ниже перечислены четыре социальные группы. Три из них имеют общий социально значимый признак. Какая группа выпадает из этого ряда? дети 2) пожилые люди 3) мужчины 4) молодежь 2. Для определения социальной структуры современного общества существенным признаком является политические взгляды 2) культурные интересы 3) личный авторитет 4) размер получаемого дохода 3. Предотвратить межнациональные конфликты в современном мире возможно через 1) создание национально однородных государств 2) компактное расселение людей одной национальности в пределах многонационального государства 3) обеспечение прав и свобод всех граждан, независимо от национальной принадлежности 4) последовательное наращивание военного потенциала государства Блок А

Слайд 3

4. Укажите проявление национальной политики в демократическом обществе. 1) Деятельность общественных организаций, разжигающих национальную рознь, запрещена. 2) Ограничены возможности общаться, воспитывать и обучать на родном языке. 3) Государство предоставляет возможность получить высшее образование только представителям национальных меньшинств. Указание и определение гражданином своей национальности обязательно . 5. После расторжения брака гражданин Б. продолжал по выходным дням совершать с сыном лыжные прогулки. Этот пример иллюстрирует особенности выполнения социальной роли 2) соблюдения социальной нормы 3) осуществления социального контроля 4) проявления социальной мобильности

Слайд 4

6. Разделение общества на различные социальные группы - это социальная стратификация 2) мобильность 3) интеграция 4) дискриминация 7. Социальное неравенство проявляется в различиях между людьми по природным способностям и склонностям отсутствии разделения труда 3) принципе распределения материальных благ поровну 4) наличии привилегий для отдельных групп 8. В том, что возможность получить хорошее образование определяется уровнем доходов человека, отражается социальная стабильность 2) социальное неравенство 3) социальная мобильность 4) социальное поведение 9. Формой вертикальной социальной мобильности является 1) создание семьи 2) безупречная производственная деятельность 3) постоянное проживание в городе 4) повышение по службе

Слайд 5

10. Что из перечисленного ниже характеризует восходящую социальную мобильность? назначение ведущего инженера директором фирмы 2) назначение инженера одной фирмы инженером другой 3) разжалование офицера в рядовые 4) переезд из одного поселка городского типа в другой 11. Силой государства обеспечиваются нормы моральные 2) правовые 3) эстетические 4) религиозные 12. Эстетические нормы закрепляются в государственном законодательстве 2) обеспечиваются силой государственного принуждения 3) основаны на вере в сверхъестественные силы 4) закрепляют представления о прекрасном и безобразном 13. Мера отрицательного или положительного воздействия на человека - это социальная норма 2) социальная санкция 3) социальная роль 4) социальный статус

Слайд 6

14. Автор романа получил государственную премию. Другим примером формальных позитивных санкций является (-ются) всенародная слава 2) вручение грамоты 3) всеобщее уважение 4) лестные отзывы читателей 15. Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в виде формальных и неформальных санкций. К числу неформальных относится вручение грамоты 2) лестный отзыв 3) премирование 4) вручение памятного подарка 16. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью: род 2) сословие 3) семья 4) элита 17. Демократическая (партнерская) семья в отличие от патриархальной (традиционной) характеризуется совместным проживанием как минимум трех поколений 2) справедливым разделением домашних обязанностей 3) экономической зависимостью женщины от мужчины 4) главенствующей ролью мужчины в доме

Слайд 7

18. Патриархальная (традиционная) семья, в отличие от демократической (партнерской) характеризуется экономической зависимостью женщины от мужчины 2) совместным обсуждением семейных проблем 3) справедливым разделением домашних обязанностей 4) равным участием мужчины и женщины в общественном труде 19. В ходе социологических опросов 1989 и 2003 годов предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Какое из следующих мнений о забастовках вам ближе всего?» Полученные данные отражены в диаграмме: Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы? 1) Уменьшилось число лиц, скептически относящихся к забастовкам. 2) Уменьшилось число лиц, относящихся к забастовкам как нормальному средству решения назревших проблем . 3) Увеличилось число лиц, считающих, что забастовка – единственный способ добиться удовлетворения своих требований . 4) увеличилось число лиц, считающих, что забастовки в нашей стране недопустимы.

Слайд 8

20. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях? Межнациональное сотрудничество способствует А. развитию национальной культуры. Б. преодолению национальной ограниченности. Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны 21. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах? А. Полное разрешение конфликта предполагает, что на смену борьбе приходит сотрудничество. В. При частичном разрешении конфликта, как правило, сохраняются условия для его продолжения. Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны

Слайд 9

21 . К среднему классу в экономически развитых странах относятся Неквалифицированные рабочие Ведущие менеджеры крупных предприятий Владельцы небольших фирм Лица, занятые физическим трудом. 22. Высшие не должны общаться с низшими – ни есть вместе, ни смотреть на их женщин. Такие отношения характерны для стратификации Классовой 2) профессиональной Кастовой 4) территориальной 23. Касты, сословия, классы – это Типы социальной стратификации Этапы развития государств в Новое время Социальные группы, присущие средневековому обществу Элементы социального статуса личности

Слайд 10

24. Сословное деление общества отражает Вид государственного устройства Тип социальной стратификации Характер экономических связей Особенность политической системы 25. Общность исторического пути, единство территории, литературного языка, устойчивость экономических связей являются отличительными признаками Нации 2) интеллигенции 3) класса 4) социума 26. Племена, народности, нации – это Формы государственного устройства 2) Этнические общности 3) Политические институты 4) формы экономической интеграции 27. К разновидностям этноса относятся: 1) Классы 2) элиты 3) народности 4) страты

Слайд 11

28. Верны ли следующие суждения о социальных группах? А. Многообразие социальных групп свидетельствует об упадке общества. Б. Одной из причин многообразия социальных групп является общественное разделение труда. Верно только А 2) верно только Б 3) Верны оба суждения 4) оба суждения неверны 29. Верны ли следующие суждения о типах социальных групп? А. Одна и та же группа может быть формальной и неформальной. Б. Формальные группы возникают самопроизвольно, объединяясь вокруг ярких лидеров. 1) Верно только А 2) верно только Б 3) Верны оба суждения 4) оба суждения неверны 30. Верны ли следующие суждения о социальных статусах и ролях? А. Понятие «социальная роль» предполагает наличие в общественном сознании представлений о типичном поведении человека определенного статуса. Б. В современном обществе большинство главных статусов относится к предписанным. 1) Верно только А 2) верно только Б 3) Верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Слайд 12

31, Процесс социализации в первую очередь означает Изменение социального статуса Усвоение накопленного людьми опыта Переход из одной социальной группы в другую Развитие творческих способностей 32. В книге «Юности честное зерцало» молодым дворянам рекомендовалось чистить ногти, мыть руки, «не дуть в ушное». Это примеры Норм этикета 2) норм морали 3) Традиций 4) ритуалов 33. Нарушение правил поведения в общественном месте – это пример Социальной нормы 2) формальной негативной санкции 3) Конформного поведения 4) отклоняющегося поведения 34. Семья – это Фактор производства 2) социальный институт 3) Этническая общность 4) компонент политической системы

Слайд 13

34. В ходе социологических опросов 2000 и 2004 годов предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «В каком возрасте сейчас заканчивается детство и начинается взрослая жизнь?» Полученные данные представлены в диаграмме: Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы? Уменьшилось число тех, кто считает, что детство заканчивается до вступления в возраст получения паспорта. Уменьшилось число тех, кто считает, что отсчет взрослой жизни совпадает с возрастом получения паспорта. Уменьшилось число тех, кто считает, что взрослая жизнь начинается в возрасте 15 лет . Уменьшилось число тех, кто считает, что взрослая жизнь начинается в возрасте старше 18 лет.

Слайд 14

35. 35. Молодежь как социальную группу отличает: Общность быта Сходные черты сознания и поведения Однородность, отсутствие дифференциации Единство политических взглядов 36. Что характеризует досуговую функцию семьи? Опека над малолетними Социализация молодого поколения Организация семейного отдыха Укрепление основ брачного союза 37. Верны ли следующие суждения о тенденциях развития семьи? А. Ученые отмечают, что в последние годы наметилось сокращение числа семей партнерского типа. Б. Многие проблемы современной семьи обусловлены тем, что женщины заинтересованы в своей карьере Верно только А 2) верно только Б 3) Верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Слайд 15

Блок В 1. Вставьте пропущенные слова: Изменение человеком или группой своего социального положения в обществе называется ____________________________________ 2. Вставьте пропущенное слово. «На основе усиления межплеменных связей складываются народности, а из родственных и не родственных друг другу народностей в результате развития экономических связей возникли _________________________________ 3. Вставьте пропущенное слово в схеме: Социальная дифференциация экономическая политическая … профессиональная Объем власти Род деятельности, занятия

Слайд 16

4. Найдите в приведенном ниже списке характеристики традиционной (патриархальной) семьи и обведите цифры, под которыми они указаны. 1) Отец семейства занимает главенствующее положение. 2) Главной целью является подготовка детей к самостоятельной жизни. 3) Представители нескольких поколений ведут совместное хозяйство. 4) Взрослые дети живут отдельно от родителей. 5) Отношения между супругами строятся на взаимном уважении. Женщина находится в подчинении у мужчины. Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. Ответ: ___________________. 5. Найдите в приведенном ниже списке проявления социального неравенства и обведите цифры, под которыми они указаны. выделение социальных групп по способностям и интересам 2) предоставление привилегий отдельным группам 3) установление возрастных ограничений участия в выборах 4) ограничение в правах отдельных социальных групп 5) зачисление в высшие учебные заведения на конкурсной основе Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. Ответ: ___________________.

Слайд 17

6. Установите соответствие между особенностями общественных отношений и типом социальной стратификации. Особенности общественных отношений Типы стратификации А) юридическое закрепление прав и обязанностей за основными социальными группами 1) Кастовая Б) преимущественно наследственный характер принадлежности к элите общества 2) Сословная В) запрещение перемещения из одной социальной группы в другую 3) Классовая Г) в основе деления на группы – различия в характере труда и размерах и формах его оплаты Д) запрет на браки с представителями других групп А Б В Г Д

Слайд 18

7. Установите соответствие между конкретным выражением санкций и видом и видом, к которому они относятся Выражение санкций Виды санкций А) проявление недружелюбия 1) Формальные негативные санкции Б) наложение штрафа 2) Неформальные негативные санкции В) объявление выговора Г) объявление бойкота Д) отказ от сотрудничества А Б В Г Д 8. Найдите в приведенном ниже списке функции семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны. Первичная социализация детей Обеспечение инновационного развития экономики Поддержание общественного воспроизводства Биологическое воспроизводство новых поколений Преодоление социального неравенства Ответ: __________________

Слайд 19

9. Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по конфессиональному признаку. Укажите группу, «выпадающую» из ряда, образованную по другому признаку. Православные, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики. Ответ: ______________________

Слайд 20

10. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. «Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой _________(1). Это явление получило название социальной _________(2). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют _________(3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т.е. __________(4). __________(5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные _________(6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т.п.» Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. А) миграция Б) мобильность В) горизонтальная Г) институт Д) статус Е) вертикальная Ж) группа З) стратификация И) маргинализация 1 2 3 4 5 6

Слайд 21

Ответы к части В № задания ответ 1 социальная мобильность 2 нация 3 доход 4 136 5 24 6 22131 7 21122 8 14 9 консерваторы 10 ДБВАЕГ

Слайд 22

Блок С В 30-е годы в СССР начинает меняться профессиональный состав работников интеллектуального труда. Быстрыми темпами росла численность врачей, учителей, инженерно-технических работников. Наряду с этим уменьшалась численность и снижалась роль банковских работников, юристов. Можно ли считать эти процессы проявлением социальной мобильности? Обоснуй свой ответ. 2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах в обществе. 3. Раскройте на трех примерах роль социальных норм в жизни общества

Слайд 23

4. Прочитайте текст и выполните задания 4.1,4.2,4.3,4.4. Социальная мобильность. Социальная структура общества не является застывшей; в ней постоянно происходят колебания и перемещения, т.е. ей свойственная социальная мобильность. Социальная мобильность – это изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию П.А.Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: вертикальном – движение вверх и вниз, горизонтальном – передвижение на одном и том же социальном уровне. В периоды социальных изменений наблюдается массовая групповая мобильность. В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в момент структурной перестройки экономики. В этом случае важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную мобильность восходящего вида, выступает образование. Социальная мобильность представляет собой достаточно достоверный показатель уровня открытости или закрытости общества. В современном обществе социальная мобильность порождает явление социальной маргинальности. Маргинальность – понятие, характеризующее пограничные, промежуточные, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты и статусы… Маргинализация подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к некоей социальной общности без последующего вхождения в иную общность или без полной адаптации к ней. Маргинал – это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью… Субъективное представление маргинала

Слайд 24

о себе и его объективное положение противоречивы: он поставлен в ситуацию борьбы за выживание. Поэтому маргинальная личность обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, неоправданным честолюбием. Социальное поведение маргинала создает сложности как самому человеку, так и общающимся с ним людям. Долгое время в социологии маргинальность оценивалась негативно. В последнее время социологи изменили к ней отношение, увидев в этом социальном явлении положительную черту. (Минаев В.В., Архипова Н.И., Безбородов А.Б., Косякова Н.И.) 4.1. Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по П.А.Сорокину) основные направления социальной мобильности? 4.2 При каких двух общественных условиях, по мнению авторов, образование выступает важным «социальным лифтом»? Объясните любое одно из этих условий. 4.3 Кого авторы называют маргиналом? Дайте определение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера маргинальности. 4.4 В последнее время, как отмечают авторы, социологи увидели в маргинальности положительную сторону. Укажите любые три проявления положительной стороны маргинальности.

Слайд 25

Высказывания (Область «социология») «Законы обязаны своей силой нравам» К.Гельвеций «Равенство человека в обществе имеет в виду только права, состояний же оно касается не больше, чем роста, силы, ума, деятельности труда» (П.Верньо) «У каждой нации – велика она или мала – есть свой неповторимый кристалл, который надо уметь высветить» (И.Н.Шевелев) «Национализм – это не любовь к своей нации, а ненависть к чужой» (И.Н.Шевелев) «Корни национализма – в разделении населения на коренное и некоренное» (Н.И.Шевелев) «Социальный статус означает реальные притязания на позитивные или негативные привилегии в отношении социального престижа» (М.Вебер) «Статусные группы выступают специфическими носителями всякого рода условностей» (М.Вебер) «Высокие места делают людей великих более великими, а низких – более низкими» (Ж.Лабрюйер) «Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом» (В.Гюго)

Слайд 26

10. «Для других мы создаем правила, для себя исключения» (Ш.Лемель) 11. «Неравенство лежит в самой природе; оно является неизбежным следствием свободы» (Ж.Ренан) 12. «Нация не нуждается в жестокости, чтобы быть стойкой» (Ф.Рузвельт) 13. «Никакая нация не может достичь процветания, пока она не осознает, что пахать поле – такое же достойное занятие, как писать поэму» (Б.Вашингтон)

Слайд 27

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы: Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. 4 Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. 3 Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. 2 Представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации. 1 Проблема не раскрыта. ИЛИ Дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания. 0 Максимальный балл 4

Слайд 28

Ответы к части С Увеличение работников одних профессий и уменьшение работников других профессий в конкретный период, в данном случае, в период индустриализации, означает повышение социальной мобильности населения. Социальная мобильность населения – это социальные изменения, изменения в социальной структуре. В 30-е годы вчерашние школьники получали востребованное обществом профессиональное образование и становились инженерами, учителями, врачами; профессии банковских работников и юристов при командной экономике удовлетворяют потребности общества быстрее, поэтому получение такого образования не востребовано. Социальная группа – это объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. Предложения: 1. В обществе выделяются большие, средние и малые социальные группы. 2. К большим социальным группам можно отнести классы, сословия, нации, группы по возрастному признаку, то есть существующие в масштабе всего общества. 3. К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. 4. По способу образования выделяются формальные и неформальные социальные группы.

Слайд 29

3. Возможные примеры влияния социальных норм: 1) Нормы права четко определяют правомерность и неправомерность поведения, таким образом, каждый человек знает, какое поведение от него ожидается обществом. Уголовное наказание в виде лишения свободы за уголовное преступление – яркий пример регулирования поведения. Таким образом реализуется регулирующая функция социальных норм. 2) Оценочная функция социальных норм проявляется в том, что моральные нормы являются основанием оценки поведения человека. Даже маленький ребенок знает, что обман или кража – это плохой поступок, а защита слабых, помощь другу – хороший поступок. 3) Трансляционная функция – это передача накопленных образцов поведения новым поколениям. Традиция наряжать елку на Новый год, печь блины на Масленицу и другие пришли к нам от предыдущих поколений через русские традиции и обычаи, которые являются видами социальных норм.

Слайд 30

4.1. Социальная мобильность – это изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции. П.А.Сорокин указывает, что основные направления мобильности – вертикальная и горизонтальная. 4.2. Структурная перестройка экономики в стабильном обществе и открытость общества – два условия, когда образование выступает важным «социальным лифтом». Структурная перестройка экономики вызывает появление и развитие новых отраслей экономики, появляются новые профессии, и человек может значительно изменить свое положение, получив востребованное образование. Открытость общества – необходимое условие: к примеру, в 20-е гг. общество в СССР не было открытым: получить образование и высокую должность можно было, если твои родители не были дворянами или священниками.

Слайд 31

4.3. Маргинал – это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью. Маргинальность – понятие, характеризующее пограничные, промежуточные, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты и статусы. Примеры: маргиналом является человек, недавно переехавший из деревни в город или наоборот. Он потерял привычную среду обитания, многие стереотипы поведения, нормы и ценности потеряли свою значимость, а новые еще не приобретены. Такая ситуация хорошо показана в фильме «Москва слезам не верит». Маргиналом является вчерашний школьник, который стал студентом. Новый образ жизни, новый уровень самостоятельности и ответственности создает большие трудности в период адаптации. Маргиналом может стать человек, ставший безработным после долгих лет успешной работы на предприятии. Он не может согласиться со своей невостребованностью, с необходимостью получить новое образование или согласиться на любую, даже неквалифицированную и непрестижную работу. Такие люди беспокойны, часто озлобленны, подозрительны. Не имея перспектив быстрого преодоления маргинального состояния, они создают проблемы для ближайшего окружения и для всего общества.

Слайд 32

4.4. Положительные черты маргинальности: 1) Маргиналы требовательны и критичны к себе, преодолевая свои недостатки, они достигают больших успехов на избранном ими поприще. 2). Маргиналы стремятся доказать, что они ничем не хуже тех, кто уже устроен в жизни. Чувство соперничества в них развито больше из-за «борьбы за выживание», они тщательнее выполняют свою работу, стремясь закрепиться на рабочем месте, проявляют инициативу и предприимчивость. 3). Как правило, на новом месте у маргиналов нет связей и покровителей, они надеются только на себя, в работе они более надежны и исполнительны. 4). Маргиналы больше готовы к переобучению, менее требовательны к мелочам, даже к величине зарплаты. Такие работники экономически более выгодны собственнику предприятия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к ЕГЭ (политическая сфера) Обществознание

Слайд 2

Блок А А1. К организационной подсистеме политической системы относится: 1) государство 2) нация 3) класс 4) идеология А 2. Что является функцией исполнительной власти? 1) создание законов 2) разработка государственного бюджета 3) осуществление правосудия 4) разработка предвыборных программ А 3. Для консервативной идеологии характерно признание: 1) ценностей традиций, преемственности 2) классовой борьбы в качестве двигателя истории 3) государственной собственности как основы экономики 4) имущественного равенства А 4. Что является характерной чертой тоталитарного политического режима? 1) концентрация власти в руках выборных органов 2) наличие единой идеологии, насаждаемой государством 3) свободные от цензуры средства массовой информации 4) развитое гражданское общество

Слайд 3

А 5. Верны ли следующие суждения о политической партии? А. В политическую партию обязательно входят представители одной социальной группы, класса. Б. Политическая партия объединяет приверженцев близких идейных позиций. 1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны А 6. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике – это 1) политический режим 2) форма правления 3) форма административного устройства 4) государственный суверенитет А 7. Ведущими принципами какой идеологии являются поддержание в обществе традиционных семейных ценностей, уважение к устоям и заветам предков? 1) консервативной 2) либеральной 3) социал-демократической 4) радикальной

Слайд 4

А 8. К отличительным признакам правового государства относится 1) наличие армии и полиции 2) разделение и независимость ветвей власти 3) деятельность по поддержанию общественного порядка 4) суверенитет государства А 9. Государство А. имеет единую внешнюю границу и валютную систему. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что государство А. – унитарное? 1) Государство обладает многонациональным и многоконфессиональным составом населения. 2) В государстве действует единая система законодательства. 3) В составе государства выделены только административно-территориальные единицы. 4) Высшие органы государства формируются выборным путем А 10. Конституция РФ была принята 1) Федеральным Собранием 2) думским комитетом 3) Государственным Советом 4) всенародным референдумом

Слайд 5

А 11. Верны ли следующие суждения о формах государства? А. Термины «монархия» и «республика» обозначают формы государственного правления и характеризуют порядок устройства высших органов власти. Б. Термины «федерация» и «конфедерация» обозначают формы политического режима и характеризуют степень политических прав и свобод граждан. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны . А 12. Функцией государства является 1) разделение властей 2) суверенитет 3) поддержание общественного порядка 4) наличие государственного аппарата А 13. Любую политическую партию характеризует 1) широкий круг сторонников 2) наличие в партийных рядах членов правительства 3) близость политических позиций 4) критика правительственного курса

Слайд 6

А 14. Отличительным признаком тоталитарного режима является 1) монополия на власть одной политической партии 2) обязанность граждан подчиняться законам 3) невмешательство государства в дела гражданского общества 4) осуществление выборов в органы государственной власти на альтернативной основе А 15. Верны ли суждения о государстве? А. В любом государстве существует верховенство права. Б. В правовом государстве гражданин и власть ответственны друг перед другом 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны А 16. К основам конституционного строя РФ отнесено положение о 1) государственном контроле средств массовой информации 2) финансировании органов местного самоуправления 3) приоритете частной формы собственности 4) политическом и идеологическом многообразии

Слайд 7

А 17. Любое государство характеризуется 1) верховенством права 2) наличием аппарата управления 3) политическим плюрализмом 4) соблюдением прав человека А 18. Понятие «одномандатный округ» характерно для избирательной системы 1) мажоритарной 2) пропорциональной 3) прямого делегирования 4) многопартийной А 19. Одной из ведущих черт демократического режима является 1) наличие одной партии, сросшейся с государством 2) стремление государства регламентировать все стороны жизни общества и частную жизнь граждан 3) гарантированность прав и свобод человека законами государства 4) наличие органов судопроизводства А 20. Верховная власть в государстве N . передается по наследству. Какая дополнительная позволит сделать вывод о том, что государство N . является абсолютной монархией? 1) монарх утверждает главу кабинета министров 2) парламент утверждает ежегодную сумму, выделяемую на содержание двора 3) власть монарха не имеет законодательных ограничений 4) монарх является верховным главнокомандующим

Слайд 8

А 21. Верны ли следующие суждения о государстве? А. Задачей любого современного государства является защита интересов страны на международной арене. Б. Задачей любого современного государства является завоевание новых территорий и борьба за сферы влияния в мире. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны А 22. Нацеленность на завоевание политической власти – это 1) принцип деятельности парламента 2) ведущая задача профсоюза 3) особенность политической культуры 4) цель деятельности политической партии А 23. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике – это 1) политический режим 2) форма правления 3) форма административного устройства 4) государственный суверенитет

Слайд 9

А 24. Что относится к институтам политической системы? 1) политические организации, главной из которых является государство 2) совокупность отношений и форм взаимодействия между социальными группами и индивидами 3) нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь общества 4) совокупность различных по своему содержанию политических идей А 25. В коммуникативную подсистему политической системы входят 1) политические организации и учреждения 2) отношения между государством и гражданином 3) нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь общества 4) политические идеи, взгляды, представления А 26. Государство в отличие от политической партии 1) имеет сформулированные цели своей деятельности 2) является объединением людей 3) создает правовые нормы 4) является институтом подсистемы А 27. Особая роль государства в политической системе общества состоит в том, что оно 1) обладает исключительным правом следить за исполнением законов 2) стоит на защите частных интересов граждан 3) имеет политического лидера и правящую партию 4) разрабатывает и реализует определенную политику

Слайд 10

А 28. Какая из названных функций является внешней функцией современного государства? 1) обеспечение участия граждан в управлении делами общества 2) организация воспитания подрастающего поколения в духе демократических ценностей 3) обеспечение законности и правопорядка 4) отстаивание государственных интересов на международной арене. А 29. Укажите форму правления, которая соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства 1) унитарное государство 2) президентская республика 3) парламентская республика 4) федеративное государство А 30. Объединением нескольких суверенных государств, созданным для решения общих проблем, является 1) федерация 2) конфедерация 3) унитарное государство 4) республика

Слайд 11

А 31. Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что 1) выборы являются всеобщими и равными 2) победителем признается кандидат, получивший большинство в своем округе 3) голосование на избирательных участках является тайным 4) избиратель голосует за списки кандидатов от избирательных объединений или партий А 32. Что является характерной чертой тоталитарного политического режима? 1) концентрация власти в руках выборных органов 2) наличие единой идеологии, насаждаемой государством 3) свободные от цензуры средства массовой информации 4) высокая степень развитости гражданского общества А 33. Отличительной чертой демократического режима является (-ются) 1) наличие разветвленной системы законов 2) существование средств массовой информации 3) верховенство судебной власти над законодательной и исполнительной 4) гарантии свободы средств массовой информации А 34. К признакам понятия «политический режим» относится 1) форма государственного правления 2) структура высших органов государства 3) территориальное устройство государства 4) степень реализации прав и свобод личности

Слайд 12

А 36. «Государство, общество должны опираться на опыт и устои предков». Для какой политической идеологии данное высказывание является ведущим, основным? 1) консервативной 2) либеральной 3) социал-демократической 4) коммунистической А 37. В стране Т. осенью 2005 года, после прошедших президентских выборов, был проведен опрос общественного мнения по вопросу «Есть ли сейчас в стране Т. значительные оппозиционные партии, движения»? Распределение ответов приводится в процентах вместе с данными аналогичных опросов, прошедших в октябре 2002 , 2004 годов . Какой вывод о развитии политической системы страны Т. можно сделать на основании данных, приведенных в таблице? Варианты ответов 2002 2004 2005 Есть значительные оппозиционные движения, партии 45 42 32 Нет значительных оппозиционных движений, партий 38 40 47 Затруднились ответить 17 18 21 1) Президентские выборы никак не повлияли на наличие оппозиционных настроений населения. 2) Снизилось количество граждан, затруднившихся определить свое отношение к наличию оппозиции. 3) Уменьшилось количество граждан, отмечающих наличие оппозиционных партий и движений. 4) Почти треть опрошенных признала снижение роли оппозиции в обществе .

Слайд 13

А 38. Признаком любой политической партии является 1) стремление к завоеванию политической власти 2) долговременность объединения 3) оппозиционный характер деятельности 4) стремление к утверждению единой идеологии А 39. Целью правового государства является 1) развитие механизмов, сдерживающих инфляцию 2) создание вертикали власти 3) формирование правовой культуры общества 4) создание законодательной системы А 40. Что из перечисленного является признаком любого государства? 1) наличие трех ветвей власти 2) наличие публичной власти, располагающей аппаратом управления и принуждения 3) наличие системы сдержек и противовесов 4) наличие у властных структур права устанавливать государственную идеологию

Слайд 14

А 41. Власть опирается на 1) Авторитет 2) силу 3) Право 4) на все вышеперечисленное А 42. Политический режим, отличающийся жестким контролем над обществом, насаждением официальной идеологии, преследованием инакомыслия, называется 1) Авторитаризмом 2) волюнтаризмом 3) Тоталитаризмом 4) абсолютизмом А 43. Необходимым элементом какого политического режима является наличие независимой судебной ветви власти? 1) Авторитарного 2) тоталитарного 3) Теократического 4) демократического А 44. Гражданин С. участвует во всех избирательных компаниях, встречается с депутатами, ходит на митинги, голосует на выборах. Он считает, что своей активной позицией сможет повлиять на власть. Тип какой политической культуры проявляется в поведении гражданина С.? 1) патриархальной 2) демократической 3) подданнической 4) активистской

Слайд 15

А 45. К внешней функции государства относится функция 1) культурная 2) дипломатическая 3) политическая 4) экономическая А 46. Политические партии, в отличие от других общественных объединений 1) создаются на долговременной основе 2) имеют свой устав 3) ведут борьбу за власть 4) направляются лидером А 47. Необходимым условием существования гражданского общества является 1) наличие двухпалатного парламента 2) высокий уровень правовой культуры граждан 3) существование рыночной экономики 4) наличие в конституции статей, декларирующих права и свободы граждан А 48. Верны ли следующие суждения о политических партиях? А. Правящими политическими партиями являются все партии, получившие места в парламенте. Б. Одной из функций политической партии является идеологическая. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения не верны

Слайд 16

А 49. В авторитарном государстве политическая идеология разрабатывается 1) политическим лидером государства 2) народными массами 3) лидерами политических партий 4) парламентом А 50.Верны ли следующие суждения о выборах? А. Точная и четкая процедура проведения выборов – решающее условие развития демократии. Б. При выборах по мажоритарной избирательной системе существует тесная связь между избирателями и депутатами 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения не верны А 51. Подписывает и обнародует федеральные законы РФ 1) Президент РФ 2) Председатель Правительства РФ 3) Председатель Совета Федерации РФ 4) Председатель Государственной Думы А 52. Какой из признаков не характеризует государство 1) политические партии 2) суверенитет 3) правоохранительные органы 4) публичная власть

Слайд 17

А 53. Верны ли следующие суждения о политической культуре? А. Понятия «политическое сознание» и «политическая культура» близки по своему содержанию, но не тождественны. Б. Политическая культура личности формируется под воздействием политической культуры социального класса и общества в целом. Верно только А Верно только Б Верны оба суждения Оба суждения неверны А 54. Оппозиционные политические партии 1) имеют большинство в законодательном собрании 2) определяют темпы экономического развития 3) выражают интересы определенных социальных групп 4) определяют состав правительства. А 55. При характеристике человека как гражданина указывают на его 1) семейное положение 2) профессию 3) партийность 4) права и обязанности

Слайд 18

А 56. Кто является источником власти в демократической стране 1) народ 2) передовой общественный класс 3) представители крупного бизнеса 4) интеллектуальная элита общества А 57. Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя РФ? А. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти. Б. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны А 58. Верны ли следующие суждения о политической системе? Политическая система является механизмом А. формирования политической власти Б. осуществления политической власти. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

Слайд 19

А 59. Что из указанного связано с понятием «власть»? 1) самопознание 2) авторитет 3) социализация 4) урбанизация А 60. Политикой древние греки называли: 1) искусство ведения домашнего хозяйства 2) ораторское искусство 3) искусство управления государством 4) политический талант А 61. Демократический режим характеризуется господством исполнительной власти защитой прав и свобод граждан командно-административными методами управления господством одной обязательной идеологии А 62. Верны ли следующие суждения о демократическом государстве? А. В демократическом государстве исключены случаи нарушения прав человека. Б. В демократическом государстве закон гарантирует защиту прав национальных меньшинств. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

Слайд 20

А 63. Верны ли следующие суждения о тоталитарном государстве? А. В тоталитарном государстве представительные органы лишены реальных полномочий. Б. В тоталитарном государстве рабочие и крестьяне не могут быть избраны в парламент. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны А 64. Государство, в отличие от других институтов политической системы, разрабатывает политические программы обладает узаконенным правом на применение силы выражает интересы определенных групп является объединением людей А 65. Идея достижения социального согласия, справедливого перераспределения богатств в обществе характерна для системы взглядов консервативной 2) пацифистской 3) либеральной 4) социал-демократической

Слайд 21

А 66. Понятия «исполнение бюджета», «ведомство», «министерство» относятся к деятельности законодательной власти 2) исполнительной власти 3) института президентства 4) Совета Безопасности А 67. Форма государства представлена в следующих элементах Форма правления, ветви власти, принципы построения органов власти Функции органов государственной власти, экономическая основа государства, способ передачи власти Форма правления, политический режим, форма территориального устройства Ветви власти, государственная идеология, государственное управление А 68. Верны ли следующие суждения о государственном аппарате? А. Изменения, происходящие в общественной жизни, приводят к возникновению новых и отмиранию устаревших структур государственного аппарата. Б. Государственный аппарат, представляющий совокупность органов и учреждений, реализует управленческую и обеспечительно-распорядительную функции. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

Слайд 22

А 69. К функциям политической системы относится: Создание аппарата управления Сбор налогов Управление экономикой Распределение общественных благ А 70. Центральным элементом политической системы является Государство 2) общественное производство 3) Наука 4) социальная структура общества А 71. Верны ли следующие суждения о политической системе? А. В современной политической науке существуют разные подходы к определению понятия «политическая система», поскольку расходятся взгляды на власть и политику, с которыми непосредственно связано данное понятие. Б. В состав политической системы не входят оппозиционные партии, поскольку они не оказывают непосредственного влияния на систему управления. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны А 72. Верны ли следующие суждения о власти? А. Политическая власть – это совокупность органов, учреждений и должностных лиц, которые в установленном правовом порядке наделены властными полномочиями. Б. Политическая власть необходима в качестве первостепенного условия реализации права, она выполняет функции по регулированию групповых конфликтов и осуществлению коммуникации внутри государства. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

Слайд 23

Блок В В 1. Восполните пробел в приведенной ниже схеме Сущностные черты политической власти ……………………. Способность принуждения Легитимность В 2. Восполните пробел в приведенной ниже схеме Государственная власть в РФ Президент РФ Федеральное Собрание РФ …………… Суды РФ В 3. Какая из форм территориально-государственного устройства не названа в схеме? Формы территориально- государственного устройства ________ государство Федеративное государство

Слайд 24

В 4. Установите соответствие между типами избирательных систем и их признаками: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИЗНАКИ ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ А Голосование осуществляется по партийным спискам 1 мажоритарная Б Победителем считается тот кандидат, который набрал голосов больше соперников 2 пропорциональная В Распределение мест между партиями в парламенте осуществляется пропорционально числу поданных за каждую голосов Г Голосование осуществляется по избирательным округам за одного или нескольких кандидатов Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов). А Б В Г

Слайд 25

В 5. Установите соответствие между типами политических режимов и их признаками: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИЗНАКИ ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ А Разделение государственных властей 1 тоталитарный Б Господство единой общеобязательной идеологии 2 демократический В Политический плюрализм Г Широкий круг прав и свобод граждан Д Всесторонний контроль государства за жизнью общества Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов). А Б В Г Д

Слайд 26

В 6. Установите соответствие между функциями и подсистемами политической системы: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ФУНКЦИИ ПОДСИСТЕМЫ А Процесс разработки, принятия и реализации политических решений 1 Политическая система Б Правовые, политические и моральные правила, лежащие в основе жизнедеятельности политической системы 2 Политическая коммуникация В Механизм формирования и осуществления политической власти 3 Политическое управление Г Распространение и передача политической информации, как между элементами политической системы, так и между политической системой и обществом 4 Политические нормы Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов). А Б В Г

Слайд 27

В 7. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. « Большое распространение в политологии получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства кадровые и массовые _____________(1). Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ____________(2), а основой их строения является комитет активистов. Кадровые партии формируются обычно «сверху» на базе различных парламентских ________(3), объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только во время ___________(4). Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается идеологическому _________(5) членов партии. Такие партии чаще всего формируются «снизу», на основе профсоюзных и иных общественных ____________(6), отражающих интересы различных социальных групп». Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. А) единство Б) фракция В) выборы Г) движение Д) лидер Е) социум Ж) партия З) группа И) членство В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. 1 2 3 4 5 6

Слайд 28

В 8. Завершите фразу: «Институтом политической системы, отражающим весь существующий в обществе спектр политических интересов, выполняющим роль посредника между обществом и государством являются политические ____________». В 9. Вставьте пропущенное слово: «На общенациональный __________ выносятся вопросы, касающиеся важнейших проблем политической жизни». В 10. Вставьте пропущенное слово: « В обществе возникает борьба за __________ и за ее использование для проведения той или иной политики». В 11. Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по политико-идеологическому признаку. Коммунисты, социал-демократы, либералы, католики, консерваторы. Найдите и выпишите термин, выпадающий из этого ряда. Ответ _______________________________

Слайд 29

В 12. Найдите в приведенном списке функции государства и обведите цифры, под которыми они указаны. 1) Выражение интересов страны на международной арене 2) Выдвижение кандидатов на выборах 3) Создание религиозных организаций. 4) Защита безопасности страны 5) Выплата компенсаций акционерам разорившихся предприятий 6) Осуществление законодательной, исполнительной и судебной власти. В 13. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) В стране прошел второй тур президентских выборов. (2) Явка избирателей оказалась существенно ниже, чем в первом туре. (3) По-видимому, в обществе нарастает политический абсентеизм, избиратели теряют интерес к политической жизни. (4) Данная тенденция весьма негативно отражается на перспективах развития демократических устоев. Определите, какие положения текста носят А) фактический характер Б) характер оценочных суждений. Запишите под номером положенную букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов. 1 2 3 4

Слайд 30

В 14. Установите соответствие между органом государственной власти и его полномочиями, к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ОРГАН ВЛАСТИ ПОЛНОМОЧИЯ А Прокуратура РФ 1 Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации Б Совет Федерации РФ 2 Осуществление надзора за деятельностью судов общей юрисдикции, рассмотрение дел в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, дача разъяснений по вопросам судебной практики В Правительство РФ 3 Осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов в целях обеспечения верховенства законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства Г Верховный суд РФ 4 Реализация внутренней и внешней политики Российской Федерации, обеспечение единства системы исполнительной власти в Российской Федерации, направление и контроль за деятельностью ее органов, формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк (без пробелов и каких-либо символов). А Б В Г

Слайд 31

В 15. Ниже приведен перечень политический партий. Все из них, за исключением одной, образованы по идеологическому признаку. Либералы, консерваторы, регионалы, социал-демократы, коммунисты. Найдите и выпишите термин, выпадающий из этого ряда. В 16. Найдите в приведенном списке признаки государства. Запишите цифры, под которыми они указаны. Наличие обязательных законов 2) Наличие частной собственности 3) Суверенитет 4) Опора на обычаи при принятии решений 5) Публичная власть 6)Наличие авторитета у правителя Ответ: __________________________. В 17. Найдите в приведенном ниже списке функции политической системы. Запишите цифры, под которыми они указаны. Интеграция интересов разных групп граждан государства. Выработка иммунитета сообщества против вторжения чуждых обычаев, чуждого языка, чуждой религии Легитимация политической власти Регуляция поведения людей в соответствии с требованиями морали Ориентация людей в мире окружающих их культурных ценностей Мобилизация и консолидация гражданского общества на основе общенациональных идей, приоритетов и целей Выработка политической стратегии социально-экономического развития Ответ: _________________________

Слайд 32

В 18. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к идеологическим функциям партии. Пропаганда программных целей, привлечение сторонников, пропаганда взглядов, политическое просвещение, борьба за власть. Найдите и выпишите термин, «выпадающий» из общего ряда. Ответ: _________________. В 19. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, представляют классификацию партий по идеологическому принципу. Коммунистические, консервативные, либеральные, социал-демократические, кадровые, националистические. Найдите и выпишите термин, «выпадающий» из общего ряда. Ответ: ___________________. В 20. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к типам политической культуры. Этатистская, патриархальная, подданническая, системная, демократическая, активистская. Найдите и выпишите термин, «выпадающий» из общего ряда. Ответ: ___________________.

Слайд 33

В 21. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1)Легитимность власти опирается на нынешнее состояние общественного мнения как среза политической культуры общества и каждого его члена. (2)Думается, что одним из самых значительных сдвигов в нынешнем публичном дискурсе является вытеснение вопроса «Какой гражданин нужен России?». (3) Происходит замещение общественной потребности в участии граждан в управлении обществом и государством, включая участие в определении целей его развития, потребностью власти в конструировании «нетребовательного политического потребителя», создаваемого в целях ее (власти) самосохранения. (4)По-нашему мнению, феномен гражданина возникает и воспроизводится в результате динамичного взаимодействия множества социокультурных факторов. Определите, какие положения носят А) фактический характер Б) характер оценочных суждений 1 2 3 4

Слайд 34

В 22. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Местное самоуправление осуществляется ___________(1) путем местного референдума, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления. Органы местного самоуправления наделяются компетенцией по решению вопросов ___________(2) значения. Наличие выборных органов местного самоуправления является обязательным. _________(3) орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного прямого избирательного права при _____________(4) голосовании, и принимает решения коллегиально. Местное самоуправление в РФ гарантируется правом на ________(5) защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных ___________(6) РФ и федеральными законами. Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. А) граждане Б) представительный В) местный Г) чиновники Д) суд Е) исполнительный Ж) Конституция З) тайна И) президент 1 2 3 4 5 6

Слайд 35

№ задания ответ В 1 суверенность В 2 правительство РФ В3 унитарное В4 2121 В5 21221 В6 3412 В7 ЖДБВАГ В8 партии В9 референдум В10 власть или политическая власть В11 католики В12 146 В13 ААББ В14 3142 В15 Регионалы В16 135 В17 137 В18 борьба за власть В19 кадровые В20 системная В21 АБАБ В22 АВБЗДЖ

Слайд 36

Блок С С 1. Покажите на трех примерах наличие многопартийной политической системы в современной России. С 2. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «многопартийность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о многопартийности. С 3.Перечислите любые три функции политической партии в демократическом государстве. С 1. В ответе могут быть указаны следующие позиции: В современной РФ 1) имеет значительное количество политических партий и движений (например, СПС, «Яблоко», ЛДПР, КПРФ и мн.др.) 2) половина депутатов Государственной Думы избирается по спискам политических партий, образуя впоследствии парламентские фракции; 3) периодически проходят встречи Президента РФ и членов Правительства РФ с лидерами политических партий и движений, парламентских фракций, т.е. налицо влияние политических партий и движений на принятие властных решений и определение направлений политического развития страны. Возможны иные правильные позиции. Рекомендации к ответу на С 1

Слайд 37

Рекомендации к ответам на С2-С3 С 2. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например - многопартийность – сосуществование на политической арене страны различных партий, соперничающих друг с другом в борьбе за власть; 2) два предложения с информацией о многопартийности, опирающиеся на обществоведческие знания, например: - «Становление многопартийности является неотъемлемым условием развития современной демократии». - «Многопартийность - одно из существенных проявлений политического плюрализма в современном обществе». Могут быть составлены другие предложения. С 3. В ответе могут быть названы следующие функции политической партии: - представление общественных интересов; - участие в формировании политической элиты; - разработка политических программ; - участие в избирательных компаниях; - организация массовых политических действий. Могут быть названы и другие функции.

Слайд 38

С 4. Прочитайте текст и выполните задания к нему «С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. Для обеспечения этого принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновешивать, господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности за надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь : взаимная ответственность государства и гражданина … Правовое государство для выполнения своей основной функции – защиты и охраны прав и свобод граждан – должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективных прав человека… Важное значение имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей – эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной деградации общества. Цель правового государства – защищая права человека, обеспечить достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд , а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур, освобожденный от жесткой опеки государства». Е.В. Лукашева.

Слайд 39

1. Назовите принципы правового государства, приведенные автором. 2. Автор перечисляет условия, которые необходимы для существования правового государства. Назовите три условия. 1) В ответе должны быть перечислены принципы: - принцип неотъемлемых естественных прав человека; - принцип связанности законодателя правами человека; - принцип разделения властей; - принцип взаимной ответственности государства и личности. 2) В ответе могут быть названы следующие условия: - согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития; - уважение и доверие сограждан к государственным учреждениям и друг к другу; - солидарность , объединение граждан вокруг общественных ценностей; - человек выступает как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур; - человек освобожден от жестокой опеки государства. Рекомендации к ответам на задания 1-2 к тексту

Слайд 40

3. Автор утверждает, что «правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальным противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права». Опираясь на текст и собственные знания, приведите три аргумента, доказывающие правоту утверждения автора. 3) В ответе могут быть приведены следующие аргументы: 1) социальные противоречия и политическая борьба свидетельствуют, что в обществе нет условий, необходимых для существования правового государства; отсутствуют общепризнанные ценности; существует неуважение к праву; отсутствует гражданская солидарность; отсутствует доверие к государству; отсутствует доверие граждан друг к другу; 2) социальная нестабильность заставляет государство использовать насильственные методы для ликвидации противоправных действий, что не способствует становлению и развитию партнерских отношений между государством и гражданами; 3) социальные противоречия и политическая борьба не дают государству возможности достигнуть главной цели правового государства – защитить права и свободы человека, обеспечить достоинство личности. Рекомендации к ответу на задание № 3 к тексту

Слайд 41

4. Автор утверждает, что приоритетным принципом правового государства являются естественные права человека, для обеспечения которых необходимо разделение властей. Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, доказывающих правоту утверждения автора. 4) В ответе могут быть приведены следующие аргументы: 1) разделение властей позволяет создать систему сдержек и противовесов, обеспечивающих контроль за действиями каждой из ветвей власти; 2) система сдержек и противовесов позволяет контролировать качество принимаемых законов. Например, Конституция РФ предусматривает возможность обращения в Конституционный Суд для установления соответствия принятых нормативных актов Конституции РФ; 3) разделение властей обеспечивает независимость судебной власти от исполнительных и законодательных органов, что позволяет ей защищать права человека, опираясь на закон. Рекомендации к ответу на задание № 4 к тексту

Слайд 42

С 9. Задания по выбору Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществознания, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции. 1. «Лучшее лекарство от болезней демократии – больше демократии» (А.Смит) 2. «Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но также и тогда, когда дух равенства доводится до крайности и каждый хочет быть равным тем, кого он избрал в свои правители» (Ш.-Л. Монтескье) 3. «Политика переодевает ложь в истину, а истину в ложь» ( П. Буаст) 4. «Вся тайна политики состоит в том, чтобы знать время, кода солгать, и знать время, когда промолчать»(Маркиза де Помпадур) 5. «Задача государства состоит только в устранении зла и государство не обязано содействовать благосостоянию граждан» ( В.Гумбольт) 6. «Рядом с деятельностью государства необходимо предоставить возможность и широкий спектр личной свободе. Цель общественной жизни состоит в гармоническом соглашении обоих элементов, а не в пожертвовании одним в пользу другого» (Б.Чичерин).

Слайд 43

7. «Нет единых и одних и тех же идей свободы личности, правового строя, конституционного государства, одинаковых для всех народов» (Б.Кистяковский) 8. «Хорошая политика не отличается от здоровой нравственности» (Г.Б. де Мабли). 9. «Любое правительство деградирует, если оно вверено лишь правителям народа. Только сам народ является надежным хранителем власти и народа» (Т. Джефферсон) 10. «Демократический строй далеко не везде и не всегда у места. Он имеет свои необходимые основы или «предпосылки»: если нет их налицо, то ничего кроме длительного разложения и гибели, демократия не дает» ( И.Ильин) 11. «Свобода гражданина есть основание правового государства» (Роберт фон Моль) 12. «Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна» (А.П.Сумароков) 13. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Ф.Вольтер) 14. «Всякого рода привилегии – это могила для свободы и справедливости» (И.Зейме)

Слайд 44

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы: Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. 4 Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. 3 Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. 2 Представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации. 1 Проблема не раскрыта. ИЛИ Дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания. 0 Максимальный балл 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткий курс для подготовки выпускников к ЕГЭ по разделу Социальная сфера

Материал может быть полезендля подготовки к ГИА по обществознанию для выпускников 11 классов....

Ученику и учителю Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ. Тема "Социальная сфера общества"

Ученику и учителю Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ. Тема "Социальная сфера общества"...

Тренировочные тесты по обществознанию для подготовки к ОГЭ по разделу "Социальная сфера" с ответами

Тренировочные тесты по обществознанию для подготовки к ОГЭ по разделу "Сфера духовной культуры" представлены  6 вариантами вопросов первой части экзаменационной работы с ответами и являются хорош...

Материал для подготовке к ОГЭ по теме "Социальная сфера"

Материал для подготовке к ОГЭ по теме "Социальная сфера"...

«Система профориентации, предпрофессиональной подготовки и профессионального образования – ключевой ресурс развития экономики и социальной сферы региона»

Что должны знать 11 выпускники при выборе профессии? Самые востребованные специальности в наши дни.Куда пойти учиться?...

Термины "Социальная сфера" подготовка к ЕГЭ.

Данный материал содержит основные термины, необходимые для запоминания по разделу «Социальная сфера».  Простые, легко запоминающиеся определения, знание которых обязательно для тех, к...