классный час
план-конспект занятия (7 класс)

Гузалия ЮИД

Безопасная дорога к школе. Безопасность велосипедиста

( ситуативный практикум)

 

Цель: систематизировать представления учащихся о правилах безопасности дорожного движения; выявление опасных мест на пути из дома в школу; изучение понятия «велосипед» и правил дорожного движения на велосипеде; научить видеть источник опасности, предугадывать ее, устранять причины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_yuid.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Безопасная дорога к школе. Безопасность велосипедиста

( ситуативный практикум)

Цель: систематизировать представления учащихся о правилах безопасности дорожного движения; выявление опасных мест на пути из дома в школу; изучение понятия «велосипед» и правил дорожного движения на велосипеде; научить видеть источник опасности, предугадывать ее, устранять причины.

Задачи:

Образовательные: систематизировать имеющиеся представления учащихся о правилах безопасности дорожного движения, об опасности несоблюдения ПДД на дорогах; познакомить обучающихся с историей создания велосипеда, разнообразием видов велосипедов, ПДД для велосипедистов, с безопасными местами езды на велосипедах.

Развивающие: развитие познавательного интереса по средством применения ИКТ; осознание проблемы опасности для жизнедеятельности при несоблюдении правил дорожного движения; расширение кругозора обучающихся.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения на дорогах, способствовать воспитанию валеологической, коммуникативной культуры учащихся; привитие навыков культуры безопасности на дорогах, умения оценивать степень риска на дороге.

Актуальность: 

Принимая участие в подобных классных часах по Правилам дорожного движения, каждый ученик получает реальную возможность проявить свои творческие способности, углубить и расширить багаж теоретических знаний. Ребёнок, знающий правила дорожного движения, много раз подумает прежде, чем перебежать дорогу перед идущей машиной. Безопасность для него станет нормой жизни.

Серьезное упущение в обучении детей Правилам дорожного движения заключается в том, что мы преподносим их в рафинированном виде: обучая детей, мы идеализируем других участников движения. Но в жизни-то ребенок нередко видит совсем другое. Оказывается, водитель может проехать на красный свет светофора, не пропустить нас на пешеходном переходе и т.п. Поэтому очень важно донести до детей мысль: «Правила соблюдать необходимо, чтоб не случилось беды. Но все же есть безответственные люди, которые не соблюдают Правила, и лучше перестраховаться на случай встречи с ними». Мы должны научить детей искусству самосохранения.

Результативность:

Учащиеся должны знать:

  • Основные части улицы и дороги – проезжая часть, тротуар, обочина, кювет, разделительная полоса
  • Где должны находиться или двигаться по улице пешеходы, а где транспортные средства.
  • Общие правила ориентации на улице и дороге для безопасного нахождения на ней и безопасного её перехода.
  • Правила дорожного движения для велосипедистов, с безопасными местами езды на велосипедах.

Оборудование: презентация к уроку, минутка безопасности, карточки с заданиями, иллюстрации первых велосипедов, презентация блиц-опроса, карта маршрута.

Литература: 

  1. Тематические игра по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера.
  2. Газета по ПДД для детей «Добрая Дорога Детства», Всероссийская газета.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организация начала занятия

Жизнь каждого человека бесценна. Важнейшими правами человека являются право на жизнь и право на личную безопасность. Для того чтобы соблюдались эти права человека в нашем государстве, действуют правоохранительные органы (или полиция), служба спасения.

Но не все зависит только от этих служб. Очень многое зависит от самого человека. От того, как люди соблюдают законы, от стремления не причинять друг другу вред, от ответственности, умения предвидеть, и распознавать опасности, а также от того, как люди соблюдают несложные правила безопасности.

Ваша жизнь, ребята, и безопасность во многом зависит от ответственного отношения к себе и окружающим. Соблюдение правил безопасности в школе, дома, на улице должны стать важной частью вашей жизни.

Человек может быть источником опасности, своими действиями или, наоборот, бездействием может создать для себя и окружающих реальную угрозу жизни.

Поэтому нужно уметь предугадывать возможные опасности и устранять причины, угрозы. Например:

  • чтобы не затопить соседей (выключать воду);
  • чтобы вас не сбила машина на дороге (соблюдать правила дорожного движения).

  1. Сообщение темы занятия
  1. Минутка безопасности “Что я знаю о правилах поведения на дорогах?” (актуализация имеющихся знаний).

Обучающимся раздаются карточки с тестовыми заданиями. Дети заносят свои ответы, затем обмениваются карточками, проверяют работы друг друга (взаимопроверка). Затем работы сдаются учителю.

Минутка безопасности, нам дала возможность узнать, что же мы знаем о правилах дорожного движения. Дело в том, что мы все чаще узнаем печальную статистику о ДТП с участием детей. Знание правил дорожного движения – одно из основных путей сохранения жизни и здоровья. А какой вид транспорта вы любите?

Темой нашего классного часа будет «Безопасная дорога к школе. Безопасность велосипедиста».

  1. Основная часть
  1. Блиц-опрос

Ребята, сегодня мы с вами еще раз поговорим о правилах дорожного движения, а, значит, и о самом важном – о том, как избежать ДТП и сохранить здоровье на долгие годы…

Современные улицы городов и поселков заполнены автомобилями. Систематический хаос, беспорядок движения на дорогах сделал бы нашу жизнь небезопасной, автомобили постоянно бы наезжали на людей и сталкивались бы друг с другом, а «скорая помощь» не поспевала бы ко всем нуждающимся, если бы не было ГИБДД.

Блиц – опрос:

1. Что такое тротуар? (Дорога для движения пешеходов.)

2. Что такое зебра? (Разметка дороги, обозначающая пешеходный переход).

3. Кого называют пешеходом? (Человека вне транспорта, находящегося на дороге, но не работающего на ней.)

4. Кого называют водителем? (Человека, управляющего каким-либо транспортным средством.)

5. Где следует ходить пешеходам? (По тротуарам, придерживаясь правой стороны.)

6. Где можно играть детям на улице? (В специально отведенных для игр местах.)

7. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по дорогам? (С 14 лет.)

8. В каком возрасте можно получить удостоверение на право управления мотоциклом? (В 16 лет.)

9.По какому краю дороги должны идти пешеходы в тех местах, где нет тротуара? (По левому, навстречу движущемуся транспорту.)

3.2. Обсуждение «Реши задачу»

1. Три девочки и два мальчика вышли из здания школы. Когда школьники подошли к пешеходному переходу, зеленый сигнал светофора уже начал мигать. Мальчики побежали бегом через дорогу, а девочки остались ждать следующего сигнала светофора. Девочки или мальчики в данной ситуации поступили правильно? Почему?

2. Семь подростков играли в мяч на проезжей части дороги. Двое из них вскоре пошли домой. Остальные остались играть. Кто из подростков в данном случае поступил правильно? Почему?

3. Вы ехали на заднем сиденье легкового автомобиля. После остановки автомобиля на проезжей части вам необходимо выйти из салона. Как вы поступите?

4. Вы стоите на остановке и ждете автобус. Автобус задерживается, а количество пассажиров на остановке все увеличивается. И вот автобус подъезжает. Как вы поступите в этом случае?

5. При движении в автобусе неожиданно начался пожар. Что вы предпримете?

6. Катаясь на велосипеде, вы подъехали к автомобильной дороге. Вам необходимо перебраться на другую сторону дороги. Как вы это сделаете?

3.3. Задание «Перевернутые слова»

Перед  вами  слова,  в  которых  буквы  перепутаны  местами.  Попробуйте восстановить их в нормальном порядке. 

Например, АНИШ_ 

ШИАМНА – 

РЕВОСТОФ – 

ХОРЕДЕП – 

НИПСКЕРТО – 

3.4.  Задание «Разгадай фразы»

Отгадайте, какие фразы кроются под цифрами: 

А-1, Б-2, В-3, Г-4, Д-5, Е-6, Ж-7, И-8, Й-9, Л-10, Н-11, О-12, П-13, Р-14, С-15, Т-16, У-17, Ш-18, Ь-19, Ю-20, Я-21.

16, 8,18,6      6,5,6,18,19  5,1,10,19,18,6      2,17,5,6,18,19.  

(Тише едешь – дальше будешь). 

  15,12,2,10,20,5,1,9,16,6                  13,14,1,3,8,10,1                5,12,14,12,7,11,12,4,12        

5,3,8,7,6,11,8,21!

(Соблюдайте правила дорожного движения!)

3.5. История создания велосипеда. Безопасность велосипедиста. 

Слово “велосипед” значит “быстроног” – очень популярное средство передвижения у детей. Изобретением первой самоходной тележки был лесничий князя Бадемского, офицер барон Дрез. У барона была большая страсть к механике. Однажды Дрез смастерил и поехал верхом по улице верхом на узкой деревянной скамеечке с двумя тяжелыми колесами. Ногами Дрез отталкивался от земли, разгонялся, и несколько секунд тяжелая тележка катилась сама. Через два года, в 1815 году, в газетах появилось сообщение, что механик Дрез ездит на своей “машине”. Увидев это изобретение, император Александр I одобрил это изобретение и Дрезу присвоили звание профессора механики.

 

К 1920 году велосипед стал основным транспортным средством для рабочих, служащих, почтальонов и врачей. Велосипед – значит “быстроног”. Современные велосипеды полностью оправдывают это название.

Правила для велосипедистов.

Для езды на велосипеде не нужно специального разрешения. Они предназначены для езды по дорогам с различным покрытием. Это машины, способные к безотказной работе на любых дорогах, при различных климатических условиях, они имеют большой срок службы. Велосипедисты, так же как и автомобилисты, приравниваются к равноправным участникам дорожного движения. К ним в полной мере относятся все положения Правил дорожного движения. Но не надо забывать, что велосипед является самым опасным видом транспорта, так как он не устойчив при движении, а велосипедист не защищен, как водитель автомобиля кузовом или кабиной.

Велосипед – простая и удобная машина. Некоторые дети, не изучив машину по-настоящему, не научившись, как следует, управлять, не зная правил движения, торопятся выезжать на улицы и дороги и интенсивным движением и попадают в сложную обстановку. В таких случаях они нередко бывают виновниками дорожно-транспортных происшествий. Поэтому, прежде чем выехать на дорогу, велосипедист должен хорошо изучить велосипед, научиться его водить и отлично изучить и знать правила дорожного движения.

Водителю велосипеда разрешается: 

– дети могут водить велосипед только на закрытых площадках: во дворах, парках и на стадионах;

– по тротуарам разрешается ездить только малышам на детских велосипедах под присмотром взрослых;

– перед тем, как выезжать на улицу, необходимо проверить, исправны ли на велосипеде тормоза, руль, звуковой сигнал, накачаны шины, натянута цепь. Проверять техническое состояние велосипеда надо ежедневно;

– если надо пересечь дорогу, сойдите с велосипеда, держа его за руль, пройдите по пешеходному переходу. Попытка проскочить через дорогу на велосипеде может очень плохо кончиться;

– на велосипеде можно ездить только по тем дорогам, где есть специальный знак в синем круге “Велосипедная дорожка” – относится к группе разрешающих знаков;

– перевозить можно только детей в возрасте до 7 лет при условии, что на вашем велосипеде установлено дополнительное сиденье;

– велосипедист, двигаясь по улице, должен внимательно следить за всеми сигналами, подаваемыми водителями других транспортных средств. Сам велосипедист сигнализирует руками. Перед торможением надо поднять руку вверх;

– отправляясь на велопрогулку, сообщайте старшим о предполагаемом маршруте. Тогда можете рассчитывать на быструю помощь в случае ремонта велосипеда;

Водителю велосипеда запрещается:

– до 14-летнего возраста нельзя ездить на велосипеде по дорогам и улицам. Во дворе – пожалуйста, но не выезжая на дорогу;

– устраивать гонки на дороге, игру “вперегонки”;

– эксплуатация велосипедов, если имеются технические неисправности: тормозного устройства, не закреплен руль, погнуто колесо. Слабо накачаны шины;

– движение велосипедистов-учащихся в темное время суток;

– перевозить предметы или груз, которые выступают на 0,5 метра по длине и ширине за габариты велосипеда и могут помешать управлению;

– буксировка велосипедов и мопедов; в любых местах на улицах и дорогах водитель велосипеда обязан пропускать слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью;

– категорически запрещается – цепляться за проезжающий мимо транспорт и ездить на велосипеде держась одной рукой за руль или без рук.

Запомните ребята! знак в красном круге – “Велосипедное движение запрещено”. 

Нарушение правил дорожного движения.

Закон о Правилах дорожного движения гласит: “…Невыполнение требования Правил дорожного движения – влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одного минимального размера оплаты труда”.

3.6. Тест “Экзамен для велосипедистов” 

Обучающиеся делятся на команды и отвечают по очереди на вопросы тестов.

Вопросы для первой группы: 

1. При движении по дороге велосипедист:

А) может ехать, не держась за руль в том случае, если вблизи нет других транспортных средств;

Б) не имеет права бросать руль;

В) может не держаться за руль, но обе ноги должны быть на педалях.

2. Можно ли на велосипеде перевозить пассажиров?

А) Да; (если да, то при каких условиях)

Б) Нет.

3. В каком возрасте разрешается выезжать на велосипеде на дороги общего пользования?

А) Не моложе 10 лет.

Б) Не моложе 14 лет.

В) не моложе 16 лет.

Вопросы для второй группы: 

1. Разрешена ли буксировка велосипеда другим велосипедом или мопедом?

А) Разрешается, потому что волнуется мама и надо быстрее домой.

Б) Не разрешается.

2. Каким правилам подчиняется велосипедист, если он ведет велосипед руками?

А) Правилам для водителей.

Б) Правилам для пешеходов.

3. Правила требуют, чтобы у велосипеда были исправны:

А) цепь, звуковой сигнал, тормоз;

Б) педали.

  1. Практическая часть
  1. Построение безопасного маршрута в школу

А сейчас мы с вами попробуем продумать все опасности, которые встречаются на вашем пути, когда вы идете в школу.

На ваших столах лежат листы, переверните их. На каждом изображена схематично школа (красного цвета) и ваш дом (зеленого цвета), дороги, которые вам приходится пересекать по пути в школу, изображены желтым. Ваша задача: нужно взять красный фломастер и изобразить линией ваш путь из дома в школу так, как вы идете (рисуют). А теперь возьмите черный фломастер и отметьте те места, где вам нужно максимально сосредоточиться, чтобы не оказаться в неприятности.

Где могут они возникнуть? (перед дорогой)

Что нужно выполнять, чтобы не оказаться в опасности? (соблюдать правила дорожного движения).

  1. Инсценировка ситуаций на велосипеде

Экипировка велосипеда и осмотр его перед выездом

Прежде чем отправиться в путь, велосипедист должен хорошо проверить снаряжение машины. Велосипед должен иметь звонок для подачи звукового сигнала, чтобы вовремя предупредить неосторожного пешехода. Для езды в темное время суток у машины спереди должен иметься фонарь с белым светом, а сзади - фонарь с красным светом и отражателем. Прежде чем выехать на улицу, велосипедист обязан проверить исправность машины. При этом надо обратить особое внимание на руль, он должен действовать безотказно. А если руль будет плохо работать? Тогда водитель не сможет вовремя объехать препятствие, может стать виновником аварии. Необходимо обратить особое внимание и на тормоза. Они должны также хорошо работать, ведь в пути ими приходится пользоваться много раз. Если тормоза неисправны, то на улицу или дорогу выезжать запрещается. Надо проверить также давление в шинах. Проверяется и правильность центровки колес (чтобы во время движения колеса велосипеда не делали «восьмерки»), натяжение цепи и спиц, плотность резьбовых соединений действие звонка, исправность осветительных приборов и электропроводки, наличие зеркала заднего вида и номерного знака (если он положен в данной местности).

Учитель предлагает дорожные ситуации, а учащиеся их демонстрируют на площадке возле школы.

Группам предлагается составить план действий велосипедиста в данной ситуации. 

  1. Итог

Ребята помните! Велосипед – удобный и очень распространенный вид транспорта для передвижения. Но это и опасный вид транспорта, если не соблюдать культуру безопасности на дороге. Поэтому к велосипедистам предъявляются повышенные требования в части знания правил дорожного движения. Помните эти правила, соблюдайте и вы не будете виновниками дорожно-транспортных происшествий.

Обязательно нужно планировать маршрут, уходя из дома. Даже если дорога окажется длиннее и займет больше времени, она может быть безопаснее.

Карточки вложить в дневник, по возможности с родителями проделать путь из дома в школу и еще раз обратить внимание на опасности.

  1. Рефлексия «Светофор»

У каждого в руке карточка (зеленого и красного цвета)

Если вы считаете, что хорошо поработали и узнали много нового для себя, вы поднимаете «зеленый цвет»;

Если вы считаете, что сегодня вы были пассивны в работе, поднимайте «красный цвет».

Если вам понравился классный час нарисуйте улыбку на своей карточке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...