Формирование функциональной грамотности учащихся
методическая разработка (6 класс)

Трофимова Вера Анатольевна

Доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги. Я работаю учителем математики в Турунтаевской школе №1. Сегодня я хотела бы представить вашему вниманию мастер-класс на тему «Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках математики».

Слайд 2

Вообще формирование функционально грамотного человека является одной из важнейших задач современной школы.  Введение в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта начального и среднего общего образования определяет актуальность понятия «функциональная грамотность», основу которой составляют умение ставить цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогами и сверстниками в учебном процессе, а также уметь действовать в различных ситуациях.

Слайд 3

Для начала рассмотрим определение функциональной грамотности, как умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности; как способность учащихся использовать приобретенные знания для решения задач в различных сферах жизни; как готовность применять полученные знания и умения в различных ситуациях. 

Слайд 4

Функциональная грамотность включает в себя шесть основных составляющих компонентов – это математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

Слайд 5

Для нас, как для учителей математики, наибольший интерес представляет конечно же математическая грамотность учащихся, которая в международном исследовании PISA означает «способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе».

С задачами по формированию функциональной грамотности учащихся мы встретились при подготовке к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Наши современные учебно-методические комплекты пока не содержат данные задачи. Но уже существует множество сборников, методических разработок для подготовки учащихся к выполнению ВПР и ГИА.

 Слайд 6

На слайде вы видите задания, предлагаемые экспертами для оценивания математической грамотности учащихся.

Слайд 7

Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:

  • распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
  • формулировать эти проблемы на языке математики;

Слайд 8

  • решать проблемы, используя математические факты и методы;
  • анализировать использованные методы решения;

Слайд 9

  • интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
  • формулировать и записывать результаты решения.

Слайд 10

В чем же заключается проблемное поле при формировании функциональной грамотности на уроках математики?

Слайд 11

Во-первых, некоторые учащиеся средней и старшей школы имеют низкую читательскую грамотность. Читая «по слогам» условие текстовой задачи, а чаще всего задачи по функциональной грамотности представлены в виде большого текста, ученики забывают, что прочитали к концу.

Слайд 12

Слабая техника чтения приводит и к тому, что обучающиеся испытывают затруднения, связанные с продуктивным чтением. Они не могут выделить существенную информацию, вопрос и данные, важные для решения задачи.

Слайд 13

При входной диагностике пятиклассников видно, что дети достаточно хорошо справляются с базовыми задачами в одно или несколько действий со стандартными формулировками (85%) , неплохо справляются с заданиями, где нужно вычленить информацию из таблицы, короткого текста и ответить на вопрос (60%), но если информация представлена в косвенном виде или вопрос нестандартный, то дети теряются  и немногие (20%) способны справиться с этими заданиями. Невнимательность к прочтению условия задачи, непривычность и необычность формулировок пугает обучающихся, которые при виде текстовых задач даже не приступают к их выполнению. Они точно знают, что не справятся.

На своих уроках математики или на дополнительных занятиях при решении текстовых задач у нас с ребятами есть помощник-карандаш. Мы вслух читаем условие, а карандашом подчеркиваем нужные для математиков слова, числовые значения, величины, другими словами все то, что важно для нас, как для математиков.

Слайд 14

Например, на слайде вы видите практико-ориентированную задачу из сборника по подготовки к ОГЭ под редакцией Ященко. В условии этой задачи имеется так называемая «легенда», в которой достаточно много лишних слов для математиков. Мы с ребятами карандашом выделяем главные для нас слова и рассуждаем, как нам решить данную задачу, используя подчеркнутые слова.

Слайд 15

Вторая и основная проблема при формировании математической функциональной грамотности учащихся - это как сформулировать (или переформулировать) задачу, чтобы найти тот математический аппарат, с помощью которого уже можно решить привычную математическую задачу? Оценить математические связи между событиями. Это и есть основная проблема для школьника. Кроме того, важна интерпретация результата, полученного математическими вычислениями, обратный перевод с математического языка на язык решаемой проблемной задачи.

Я еще раз напомню, что математическая грамотность включает в себя распознавание проблем, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики; формулировку этих проблем на языке математики;  решение проблем, используя математические факты и методы; анализ использованных методов решения; интерпретацию полученных результатов с учетом поставленной проблемы  и, наконец,  формулировку и запись результатов решения задачи.

Слайд 16

Теперь я хотела бы рассмотреть типы задач, формирующих математическую грамотность учащихся на уроках математики и описывающих реальные проблемы, близкие учащимся. Это:  

- повседневные дела – покупки, здоровье, приготовление еды, обмен валют, оплата счетов, туристические маршруты;

- трудовая деятельность – подсчеты заказа материалов, измерения;

Слайд 17

- общественная жизнь – демография, экология, прогнозы, изучение динамики социальных процессов.

- наука – работа с формулами из различных областей знаний.

Слайд 18

Формирование математической грамотности детей начинается уже в дошкольных учреждениях. Воспитанники детских садов в игровой форме получают первоначальные знания, умения и навыки решения элементарных межпредметных и практико-ориентированных задач.

Слайд 19

Начальная школа продолжает формирование математической грамотности учащихся.

Слайд 20

Но основная ответственность ложится «на плечи» учителей-математиков в средней и старшей школе. Здесь уже все серьезно: к итоговой аттестации подготовить необходимо всех детей, тем более, что математическая грамотность является основой для решения жизненно важных задач и социализации человека в будущем.

Но как формировать функциональную грамотность учащихся, если современные учебники почти не содержат необходимых задач? Я хочу поделиться с вами собственным опытом и опытом многих российских учителей-математиков, которые в прошлом учебном году проходили профессиональную подготовку

Слайд 21(фото главной страницы сайта)

 по Федеральной программе  «Совершенствование предметных и методических компетенций педагогических работников (в том числе в области формирования функциональной грамотности) в рамках реализации федерального проекта «Учитель будущего».

Слайд 22 (фото сборников)

Начну с того, что недостаток практико-ориентированных задач в учебнике можно исправить их добавлением непосредственно на урок из любого рекомендуемого сборника для подготовки к ВПР и ГИА. Необязательно требовать от учащихся наличия таких сборников, достаточно иметь его самому учителю и добавлять практико-ориентированные задачи как на урок, так и в качестве домашнего задания с последующим полным разбором на уроке. При постоянном использовании задач на формирование математической грамотности вы заметите, что учащиеся проявляют к ним больший интерес, чем к стандартным задачам; и даже слабые ученики успешно справляются с решением таких задач.

Слайд 23

Кроме систематического использования задач из рекомендуемых сборников для подготовки к ВПР и ГИА, можно самостоятельно составлять «копилку задач», разрабатывать интересные уроки по формированию функциональной грамотности учащихся.

Сегодня я хотела бы показать вам на конкретном примере, как можно сформировать математическую грамотность в 5 классе.

Слайд 24

Вы знаете, что пятиклассники впервые знакомятся со сложной, но интересной темой «Задачи на части», на изучение которой по программе выделяется 3 часа по УМК Никольского.

Слайд 25

Я разбиваю эти 3 урока традиционным методическим способом:

1 урок – на изучение новой темы (знакомство с задачами «на части», алгоритм решения таких задач);

2 урок – на закрепление полученных знаний и умений при помощи «нарешивания» задач;

3 урок – это контроль полученных знаний и умений учащихся.

Слайд 26

Все эти 3 урока я называю проектом «Кулинарная математика», целью которого  является формирование умений и навыков учащихся 5 класса решать задачи «на части» с помощью задачника-тренажера «Кулинарная математика». Продуктом  проекта  выступает сборник задач «на части» (другими словами рецептурник), который я распечатываю каждому ученику и использую на втором уроке.

Слайд 27(аниме)

На слайде вы видите сборник задач (рецептурник) «Кулинарная математика», в состав которого вошли 4 задачи-рецепта по приготовлению рисовой каши, вареников с творогом, мороженого и ягодного морса. Сборник разработан на основе рабочей тетради с возможностью вписывать решения задач в отведенные для записей строки. Обратите внимание, что шестая страница сборника – это творческое домашнее задание пятиклассника. Ему необходимо придумать свой рецепт – задачу «на части». Седьмая страница предназначена для личных записей учащегося.

Слайд 28

Данный сборник задач был создан с помощью онлайн-сервиса графического дизайна Canva. Познакомиться с ним вы можете на официальном сайте www.canva.com. Здесь вы найдете огромную коллекцию шаблонов для дизайна и конструирования любых типов графики и  иллюстраций документов.

Слайд 29(серия фотографий)

А теперь вернемся к моим пятиклассникам. На третий урок они пришли с готовым домашним заданием – рецептом своего блюда.  В образе настоящих поварят ребята защищали свой придуманный рецепт у доски и прорешивали его вместе с одноклассниками. Поэтому урок представлял собой кулинарное шоу.

Слайд 30

Я уверена, что мои пятиклассники запомнят эти уроки надолго, а вместе с ними и алгоритм решения задач на части.

Похожие уроки вы можете составлять сами по различным темам и в каждом классе, так как формирование функциональной грамотности должно осуществляться систематически и очень грамотно.

Цифровая образовательная среда дает нам, участникам образовательного процесса, возможность применять в своей работе инновационные технологии, цифровые ресурсы, инструменты и программы. При грамотном их использовании в учебно-познавательной деятельности учащихся расширяются границы исследований, появляются новые возможности для создания продуктов проектной деятельности, а сама она становится более логичной и доказательной. Поэтому цифровые технологии и ресурсы помогут нам формировать функциональную грамотность учащихся на своих уроках математики и тем самым лучше подготовить выпускников к итоговой аттестации.

На этом, уважаемые коллеги, я хотела бы закончить свой доклад и пожелать вам творческих успехов в самом ответственном школьном предмете математики. А если вас заинтересовал мой Кулинарный проект, то я с удовольствием поделюсь своим рецептурником по электронном почте,

Слайд 31

которую вы видите на экране.

Слайд 32

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.

Тематические     требованияРазноуровневые   заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...

Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.

Тематические     требованияРазноуровневые   заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...

Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.

Тематические     требованияРазноуровневые   заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии.

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии. Функциональная грамотность –рассматривается как способность личности использовать все постоянно приобретаемые в жизни зн...

Методическая разработка на тему: «Приемы и методы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Цель:  формирование функциональной грамотности у обучающихся  на уроках русского языка и литературы.Задачи:1.      Поделиться опытом работы  применения  ме...

эссе "Творческий подход к формированию функциональной грамотности учащихся на уроках музыки."

в эссе раскрываются некоторые методы формирования читательской грамотности на уроках музыки...

Работа с текстом для формирования функциональной грамотности учащихся 5-7 классов

Как сделать так, чтобы обращение к научной литературе стало для школьников важной необходимостью? А как привить любовь к классической литературе современным детям, нередко предпочитающих гаджеты книга...