Работа с текстом для формирования функциональной грамотности учащихся 5-7 классов
статья по русскому языку (5 класс)

Харламова Инна Анатольевна

Как сделать так, чтобы обращение к научной литературе стало для школьников важной необходимостью? А как привить любовь к классической литературе современным детям, нередко предпочитающих гаджеты книгам? Перед учителем русского языка, помимо этих важных проблем, стоит еще одна: сформировать навык орфографической и пунктуационной грамотности у своих учеников.

Для развития орфографических и пунктуационных навыков, познавательных и творческих способностей, учащихся на уроках русского языка в 5-7 классах можно использовать такой вид работы, как работа с концентрированным текстом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harlamova_kontsentrirovannyy_tekst.docx58.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №283 Кировского района Санкт-Петербурга

Работа с концентрированным текстом как эффективный метод развития орфографических и пунктуационных навыков, познавательных и творческих способностей учащихся 5-7 классов

                           

 

                                                                                               

Санкт- Петербург, 2018 г

Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни, и теперь современным школьникам для того, чтобы найти необходимую информацию, совсем необязательно заниматься поисками нужной книги. Достаточно «погуглить» вопрос, и ответ высветится на экране телефона или компьютера. И ответ бывает не всегда верный, и источник сомнительный. Перед педагогами и родителями стоит нелегкая задача: развить в ребенке любознательность, сформировать интерес к научным знаниям.

Как сделать так, чтобы обращение к научной литературе стало для школьников важной необходимостью? А как привить любовь к классической литературе современным детям, нередко предпочитающих гаджеты книгам? Перед учителем русского языка, помимо этих важных проблем, стоит еще одна: сформировать навык орфографической и пунктуационной грамотности у своих учеников.

Для развития орфографических и пунктуационных навыков, познавательных и творческих способностей, учащихся на уроках русского языка в 5-7 классах я использую такой вид работы, как работа с концентрированным текстом.

Концентрированный текст – это текст, насыщенный орфограммами и пунктограммами.

Я беру тексты из художественной и научной литературы, перерабатываю их и предлагаю учащимся для работы.

Работу с таким текстом можно построить следующим образом:

- продиктовать в качестве диктанта (подготовленного, выборочного, тренировочного, проверочного, поискового, диктанта с продолжением),

- с пропущенными буквами и знаками препинания напечатать на карточках как материал для самостоятельной работы (коллективной, индивидуальной).

Очень эффективна для развития орфографических и пунктуационных навыков, учащихся в 5-7 классах работа с концентрированным текстом в качестве тренировочного диктанта. Стремление увидеть хороший результат в достаточно трудном, но небольшом по объему тексте подстегивает и сильных, и слабых учеников.  

Перед диктантом даю задание: выделить изученные орфограммы после написания каждого предложения; там, где необходимо объяснить знаки препинания, подчеркнуть члены предложения и построить схему. Так в ткань урока вплетаются орфографический, частичный морфемный и пунктуационный разборы.

Из-за большого количества орфограмм и пунктограмм ребятам приходится быть особенно внимательными, и таким образом развивается орфографическая и пунктуационная зоркость. А если используется самопроверка (взаимопроверка) и работа оценивается немедленно, то внимание возрастает вдвойне.

В 5-7 классах часто подбираю тексты параллельно с изучением произведения по литературе. Например, в 5 классе в начале учебного года читаем русскую народную сказку «Василиса Прекрасная», а на русском языке в это время идет работа по теме «Повторение изученного в начальной школе. Орфограммы-гласные в корне: проверяемые и непроверяемые». На уроке русского языка ученики пишут выборочный диктант по отрывку из этой сказки и появляется еще одна возможность поговорить об изучаемом литературном произведении.

По русской народной сказке «Василиса Прекрасная»

           Мачеха раздала девушкам вечерние работы. Одна девушка плела кружева, другая вязала чулки, а Василиса пряла пряжу.

        Вот нагорело на свечке. Одна из дочерей взяла щипцы и погасила свечку.

        - Что теперь нам делать? Надо сбегать за огнем к Бабе-Яге! – говорит девушка.

        - Булавки блестят, и мне от них свет идет, - сказала одна.

        - Спицы мне работу освещают, - сказала другая.

        - Тебе за огнем идти! Ступай к Бабе-Яге! – закричали обе и вытолкали Василису из горницы.

        Василиса положила куколку в карман и пошла в дремучий лес.                        

Отдельно надо сказать о диктантах с продолжением. В свое время мне очень понравилась книга Л. А. Гдалевич, Э.Д. Фудим «Уроки русского языка в 5 классе», в котором авторы предлагают этот вид работы.

Ребята с удовольствием пишут диктанты с продолжением: на одном уроке написали начало истории (концентрированный текст), разобрали орфограммы, пунктограммы, на следующем – пишем окончание.

Часто на дом даю задание (прием, заимствованный у тех же авторов): у кого есть желание - прочитать произведение, рассказать в классе, чем закончилась история. А можно сочинить свое продолжение, а потом прочитать книгу – тоже вариант домашнего задания. Такого рода задания направлены как на общее развитие учащихся, так и на развитие речи (устной и письменной), на развитие творческих способностей детей.

Иногда, продиктовав фрагмент текста, советую прочитать книгу и возвращаюсь к произведению через несколько уроков. Например, истории из книги Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена» в 5 классе начинаем писать при изучении темы «Орфограммы-согласные в корне: проверяемые, непроверяемые, непроизносимые», продолжаем писать, изучая правила чередования гласных в корне, а заканчиваем на теме «Правописание приставок ПРЕ-ПРИ». К написанию текста по последней теме большая часть класса книгу уже прочитала. На мой взгляд, такой вид работы (диктанты по литературному произведению с продолжением) мотивирует учащихся к тому, чтобы читать больше, читать с удовольствием.

Орфография: орфограммы-согласные в корне (проверяемые, непроверяемые, непроизносимые)

Пунктуация: знаки препинания в простых и сложных предложениях; знаки препинания в предложениях с прямой речью

За волосы.

        Однажды я спасался от турок и перепрыгнул вязкое болото верхом на коне. Конь не допрыгнул до берега, и мы с разбегу шлепнулись в жидкую грязь.

Болото с ужасной быстротой засасывало нас глубже и глубже. Вот уже и моя несчастная голова стала погружаться в болото, и оттуда торчит лишь косичка моего парика.

Что было делать? Я редкий силач. Я  ловко схватил себя за эту косичку, резко дернул вверх и вытащил из  болота и себя, и своего коня.

Кто-то говорит: «Это легко!» Тогда попробуйте проделать это сами!

Орфография: орфограммы-гласные в корне (проверяемые, непроверяемые), приставки пре/при

Пунктуация: знаки препинания в простых и сложных предложениях

        

                        Чудесный олень.

        

        Со мной случались удивительные чудеса.

        Иду я как-то по лесу и угощаюсь сладкими, сочными вишнями.

        И вдруг прямо передо мной показался олень! Стройный, красивый, с ветвистыми рогами!

        Олень стоит и преспокойно смотрит на меня. А я, к сожалению, забыл зарядить ружье.

        Тогда я зарядил ружье вишневой косточкой. Раздался выстрел, но олень только головой помотал. Косточка попала ему в лоб и не причинила вреда. В одно мгновение скрылся он в лесной чаще.

        

Орфография: орфограммы-гласные в корне (проверяемые, непроверяемые, чередующиеся)

Пунктуация: знаки препинания в простых и сложных предложениях

                Чудесный олень (продолжение).

        Через год я снова охотился в этом лесу.

        Вдруг из чащи леса выскочил великолепный олень, у которого между рогами росло вишневое дерево!

        Я сразу догадался, что это дерево выросло из той маленькой косточки, которой в прошлом году я зарядил ружье.

Орфография: приставки пре/при, орфограммы-гласные в корне (проверяемые, непроверяемые)

Пунктуация: знаки препинания в простых и сложных предложениях

                Удивительный заяц.

        Презанятная история случилась со мной однажды.

        На охоте я преследовал зайца. Заяц скакал вперед и вперед и даже не думал присесть отдохнуть. Он с легкостью преодолевал препятствия, и два дня я не мог догнать его. Моя верная собака не отставала от зайца, но все же не могла приблизиться к нему на расстояние выстрела.

        На третий день я хорошенько прицелился и все-таки подстрелил добычу. Чуть только заяц упал в траву, я бросился рассматривать его. Я приподнял его и увидел, что у этого зайца были и обычные ноги, и запасные.

        На спине у него росли отличные, крепкие ноги! Когда нижние ноги у него уставали, он не прекращал бег. Он перевертывался на спину и превосходно бежал на запасных ногах.

Учитель дочитывает: - Не мудрено, что я, как угорелый, трое суток гонялся за ним!

На уроках русского языка в 5-7 классах ребята работают с концентрированными текстами из произведений А.Погорельского, Д. Дефо, Э. Распе, М. Твена, Э. Сетона-Томпсона, А. Линдгрен и других авторов, рекомендованных для обязательного и самостоятельного изучения по программе литературы. В 6-7 классах проходит работа с концентрированными текстами, составленными по рассказам и повестям А. Грина, А. Беляева, Ю. Яковлева, В. Железникова, Дж. Лондона и др. Иногда я предлагаю ребятам тексты из произведений, не включенных в школьную программу, но полюбившихся мне самой в детстве.  Например, «Приключения Электроника» Е. Велтистова и «Тореадоры из Васюковки» В. Нестайко. Эти книги уже не так популярны, как раньше, но они о школьной дружбе и приключениях, а это ребятам всегда интересно.

Обязательно включаю в работу тексты из произведений, в которых рассказывается об истории нашей Родины. Так, например, при повторении морфологии и орфографии в конце 6 класса, в мае, предлагаю концентрированные тексты по книге С.П. Алексеева «Сто рассказов о войне».  Современным шестиклассникам может показаться, что она написана «детским» языком. Но в ней рассказывается о подвигах летчиков Гастелло и Маресьева, о Сталинградской битве и битве за Москву, о блокаде Ленинграда и блокадном кусочке хлеба, о том, как водружалось знамя Победы над рейхстагом. Говорить об этом, воспитывать чувство патриотизма в молодом поколении считаю очень важным.

Помимо текстов из художественной литературы, в 5-7 классах учащиеся работают с текстами научного характера, взятыми из детских энциклопедий, словарей. Перед тем, как записать текст под диктовку и рассмотреть его с орфографической и пунктуационной точек зрения, ребята выполняют задания следующего характера:

- ответить на вопросы (например, «Что нового (интересного) вы узнали из текста?», «Что еще вы знаете об этом явлении (животном, цветке и т.п.);

- назвать тему текста;

- определить его основную мысль;

- объяснить смысл названия текста или озаглавить его (по теме, по основной мысли);

- определить тип речи и стиль, в котором выдержан текст. Доказать свою точку зрения.

Энциклопедию (словарь) демонстрирую учащимся. Обязательно находятся ребята, которым интересна научная информация, и они обращаются к книге, использованной на уроке. На следующих уроках, в самом начале, дети рассказывают, что нового, интересного узнали из этой энциклопедии (словаря) или из других научных книг, которые они читают. Рассказать нужно кратко и интересно, без запинок. Так проходят в классе речевые минутки. Этот вид работы способствует и воспитанию интереса к изучению русского языка, и развитию устной речи учащихся.

Помимо словарей и энциклопедий, включаю в систематическую работу концентрированные тексты из научно-популярной литературы. На уроках изучения раздела «Морфология. Орфография» в 6-7 классах часто не остается времени на работу, направленную на правильное употребление слова, работу по лексике и фразеологии. Концентрированные тексты из научно-популярных книг помогают решить эту задачу.

Например, обогатить речь учащихся помогут фразеологизмы из научно-популярной книги Э. Вартаньян «Крылатое слово». Работу над написанием и анализом концентрированных текстов, составленных по этой книге, начинаю в 6 классе после изучения темы «Фразеология» и продолжаю в 7 классе при изучении раздела «Морфология. Орфография». Обязательно рекомендую учащимся прочитать книгу. Работу, направленную на точное употребление слова в речи, на различение паронимов провожу по концентрированным текстам, составленным по книге Б.Н. Тимофеева «Правильно ли мы говорим?»

В 7 классе мне, как классному руководителю, в течение нескольких месяцев систематически приходилось беседовать с учениками о культуре поведения. Говорили мы об этом с ребятами и на уроках русского языка, используя концентрированные тексты из книги И. Оно «Спасибо, пожалуйста, здравствуйте». Один из уроков был посвящен теме «Правописание НЕ с разными частями речи». Повторив правила слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи, я предложила учащимся написать текст, насыщенный данной орфограммой.

Что такое такт?

«Ты не в такт попадаешь», - говорим мы человеку, который поет неверно, фальшиво, не прислушиваясь к музыке. Но такт – это не только музыкальное понятие.  «Он нетактичный», - говорим мы о человеке грубом, не понимающих других.

Обладающий чувством такта никогда не будет назойливым, не утомит, не обидит, не пошутит некстати.

Предположим, кто-то плачет. Как необходимо поступить? В одном случае – попытаться развеселить. В другом – участливо расспросить, выслушать и утешить. Но если человеку хочется остаться одному, оставить его покое. Нужно чувствовать, в чем человек нуждается больше всего.

Такт, чуткость, деликатность – без этого не может быть воспитанности, вежливости.

Для записи под диктовку последним я прочитала предложение «Как необходимо поступить?». Учащиеся записали концентрированный текст, комментируя орфограммы и пунктограмммы. А затем я предложила ребятам подумать и написать о том, как необходимо поступить. Ответы зачитывались, обсуждались, и только тогда я дочитала текст до конца и порекомендовала детям прочитать эту книгу.

Тем для бесед с учащимися – множество: это и биографии великих людей, и понятия морали и нравственности, и многое другое. Каждый учитель может сформулировать темы на свое усмотрение, подобрать по ним соответствующую литературу, составить концентрированные тексты, а затем написать их с ребятами на уроке, проанализировать и порекомендовать книги для прочтения. Главное – проводить эту работу систематически, из урока в урок. Составить концентрированные тексты по выбранной литературе – задача, которая, конечно, потребует от учителя сил и времени, но они окупятся сторицей. И тогда результат – повышение уровня грамотности учащихся, желание детей прочитать книгу, которую рекомендовал учитель или одноклассники и отрывки из которой писали на уроках – не заставит себя ждать.

Описанные методы использования концентрированного текста были опробованы мной на классах, которые учились у меня первый год. Результаты контрольных диктантов (2015 год):

 

Класс

Качество знаний

Процент успеваемости

1-е полугодие

2-е полугодие

1-е полугодие

2-е полугодие

5 «Б»

40%

68%

64%

88%

5 «В»

40%

72%

75%

92%

7 «Б»

30%

66%

72%

94%

Литература:

  1. Алексеев С.П. Сто рассказов о войне. –М: АСТ, 2017. – 352 с.
  2. Вартаньян Э. Крылатое слово. - М: Современник, 1996. - 256 с.
  3. Велтистов Е. Приключения Электроника. –М: АСТ, 2017. – 236 с.
  4. Гдалевич Л. А., Фудим Э.Д. Уроки русского языка в 5 классе. Книга для учителя. Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1991.- 176 с.
  5. Они И. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте.- Л:Лениздат, Социально-коммерческая фирма «Человек», 1991. – 190 с.
  6. Нестайко В. Тореадоры из Васюковки.- М: Детская литература, 1980.- 430 с.
  7. Распе Р.Э. Приключения барона Мюнхаузена.- М.: Самовар, 2007. - 95 с.
  8. Русские народные сказки. Василиса Прекрасная.- СПб: Амфора, 2010.- 48 с.
  9. Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим? Л:Лениздат, 1961. – 192 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.

Тематические     требованияРазноуровневые   заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...

Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.

Тематические     требованияРазноуровневые   заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...

«Формирование функциональной грамотности учащихся 5-9 классов средствами ИКТ на уроках биологии и химии»

laquo;Роль естественнонаучной грамотности в оценке образовательных достижений учащихся 5-9 классов»...

Тема самообразования «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ» 2022-2023 уч г:

Нужные источники по теме самообразования «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»...

Система работы по формированию функциональной грамотности учащихся

ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ «Функциональная грамотность» подразумевает набор определенных компетентностей.Компетентность — способность применять полученны...