Открытый урок по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"
план-конспект урока (5 класс)

Орлова Мария Владимировна

Данная игра на внеурочной деятельности не является командной, каждый играет за себя.Подходит для обучающихся 5-7 классов. Учитель зачитывает ситуации, с которыми обучающиеся могут сталкиваться ежедневно и  им нужно принять решение в каждой из предложенных ситуаций. Не все действия принесут выгоду, а некоторые и вовсе приведут к потерям, но окончательный результат можно будет сделать  в конце игры. 

Урок расчитан на 40 минут ( включая около 10 минут на подсчет результатов обучающих и их озвучивание).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_vneurochnoy_deyatelnosti_fg.docx39.54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр» имени Героя Российской Федерации Немцова Павла Николаевича с. Борское муниципального района Борский Самарской области

Урок – игра на внеурочной деятельности функциональная грамотность.

«Планирование по личным финансам»

Сценарий разработан: Орловой  Марией Владимировны,

учитель технологии, ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с.Борское

Цель: Развитие у детей практических навыков обращения с личными финансами.

Задачи:

  • Обсудить жизненные ситуации, связанные с деньгами;
  • Научить  выявлять ситуации, требующие финансового решения;
  • Научить грамотно оценивать последствия финансовых решений;
  • Обучить основам личного финансового планирования.

        

  1. Краткая характеристика

Данная игра на внеурочной деятельности не является командной, каждый  играет за себя. Подходит для обучающихся 5-7 классов. Учитель зачитывает ситуации, с которыми обучающиеся могут сталкиваться ежедневно, и им нужно принять решение в каждой из предложенных ситуаций. Не все действия принесут выгоду, а некоторые и вовсе  приведут к потерям, но окончательный вывод можно будет сделать в конце игры.

Урок рассчитан на 40 минут (включая около 10 минут на подсчет  результатов обучающих и их озвучивание).

План проведения урока:

  1. Вступление. Учитель рассказывает правила игры и определяет тайминг.
  2. Учитель зачитывает поочередно каждую игровую ситуацию, просит обучающих сделать выбор и записать его на листе бумаги.
  3. Подведение итогов.
  4. Учитель зачитывает расшифровку результатов по каждой ситуации.
  5.  Обучающиеся отмечают финансовый результат рядом с каждой ситуацией и подсчитывают сумму.
  6. Учитель озвучивает, какой минимальный и максимальный финансовый результат можно получить в игре.
  7. Учитель объясняет базовые понятия личного финансового планирования, опираясь на результаты игры.

Технические требования к месту проведения и реквизиту

Обучающиеся сидят за партами, записывая свои ответы на лист бумаги.

Для ведения записей нужны ручки или карандаши.

Для проведения игры не требуется дополнительного реквизита, однако наличие проектора является преимуществом, поскольку в этом случае можно демонстрировать презентацию иллюстрирующую каждую игровую ситуацию, что сделает мероприятие более интересным для обучающих.

  1. Порядок проведения внеурочной деятельности.

Необходимо обозначить обучающим  игровую ситуацию, в которой они находятся.

Представьте, что родители выдают Вам 100 рублей каждый будний день на карманные расходы. Стандартный обед в школе стоит 70 руб., Вы покупаете его каждый день, а оставшиеся 30 рублей можете использовать на свое усмотрение.

Также дома у Вас есть копилка, в которой лежит 850 рублей – накопленные.

Игровые ситуации длятся одну игровую неделю. Вам будут зачитываться ежедневные ситуации, происходящие в течение всей недели (по 2-3 ситуации за день), и Вы будете принимать решение о том, как поступить в каждой из них. Вариант ответа можно выбрать любой, такой как вы считаете правильный для вас.

На листе бумаги нужно будет отмечать порядковый номер игровой ситуации, ее краткое название и рядом – выбранный Вами вариант ответа.

Правильного ответа не будет, отвечайте так, как поступили бы на самом деле. Только в этом случае результаты игры будут иметь для Вас смысл.

  1. Основной этап – инструкция

Для эффективного проведения урока необходимо, чтобы обучающиеся  не догадывались о том, что в данной игре можно копить деньги. Не нужно говорить обучающим цель игры, нужно направить  их внимание на то, что отвечать нужно честно, как бы они поступили на самом деле в каждой ситуации.

Учитель зачитывает номер игровой ситуации и предложенный текст, а также варианты ответа. Обучающиеся отмечают номер ситуации и выбранный вариант ответа.

Понедельник

  1. «Прогулка»

Вы с другом (подругой) пошли гулять. Он (она) говорит: «Что-то очень жарко, может по мороженому? Я угощаю».

А) Соглашусь, Б) Откажусь.

  1. «Няня»

Ваша тетя, живущая через дом, просит присмотреть один час за ее ребенком, пока у нее будет важная онлайн – встреча по работе. Но вы с друзьями договорились встретиться в парке. Тетя очень просит выручить.

А) Соглашусь, Б) Откажусь

Вторник

  1. «Котенок»

Вы увидели объявление на подъезде вашего дома, что мальчик нашел породистого котенка и готов отдать его в хорошие руки, совершенно бесплатно. Родители не против, ведь вы давно хотели купить котенка, а тут породистый и бесплатно. Папа предупреждает : «Будешь следить за ним сам». Ты думаешь: «Буду кормить его той едой которую едим сами. И в дальнейшем можно будет котенка продать, он же породистый, а достался бесплатно».

А) Возьму  Б) Не возьму.

  1. «Подработка»

Одноклассник предлагает: «Подработать на автозаправке, которая принадлежит дяде, нужно будет мыть стекла  машинам. Доход не большой, но на карманные расходы хватит. Выходит 350 рублей заработал за 2 часа». Родители не запрещают, но и про учебу забывать не надо: «Лучше книгу почитай».

А) Пойду, попробую заработать денег, Б) Откажусь, такая работа не для меня

  1. «Найденная монета»

Вы с друзьями гуляете и  увидели на дороге монету 10 рублей. Поднимете ли монету?

А) Да, лишней не будет, Б) Нет, как-то неудобно перед друзьями.

Среда

  1. «Выгода»

Одноклассник  делится с вами, что его знакомый сосед играет на форексе: вкладываешь 20 рублей, получаешь через неделю 60 рублей. Уверяет, что деньги возвращают, многие таким образом заработали!

А) Соглашусь, сумма небольшая, можно заработать Б) Откажусь.

  1. «Квест»

Рядом с твоим домом открылось заведение, где проводят квест- игры под названием «Пещера страха»: только 3 дня в честь открытия действует акция 100 рублей за вход, потом станет дороже и билет будет стоить  300 рублей. Твои друзья собираются пойти.

А) Пойду, выгодное предложение, Б) Не пойду.

  1. «Спиннер»

У тебя есть спиннер последней модели, который подарили на день рождение и стоил он 300 рублей. Играешь ты в него изредка и интерес пропал. Твой одноклассник как-то увидел спиннер и предложил продать ему за 50 рублей.

А) Продам, Б) Отдам даром, все равно он уже надоел, В) Оставлю себе, все-таки он 300 рублей стоил.

Четверг

  1. «Пицца»

Одноклассник предлагает: «Купить на обед пиццу, вместо стандартного школьного обеда» Стоимость пиццы 85 рублей. Ты на самом деле хочешь разнообразия, но сомневаешься.

А) Куплю пиццу, Б) Возьму стандартный обед за 70 рублей.

  1. «Тренировка»

После тренировки ты с другом решил прогуляться. Через некоторое время друг говорит, что хочет перекусить, например сухариками. Сухарики выходят на двоих 40 рублей.

Если ты в понедельник на «Прогулке 1» (согласился за счет друга съесть мороженое, то сухарики покупаешь себе и другу, записывается «А». Если нет, то выбирается ответ  – А) куплю Б) откажусь от покупки.

Пятница

  1. «Мусор»

Возле дома тебе встретилась соседка. Она заговорила с Вами и сообщила, что с возрастом ей все тяжелее самой выносить мусор. Она предлагает Вам ежедневно помогать ей с выносом мусора, и обещает давать 20 рублей в день.

А) Вежливо откажусь, не хочу, чтобы друзья видели меня с мусорным пакетом. Б) Соглашусь. В) Буду помогать бесплатно, мне не сложно.

  1. «Долг»

Одноклассник должен тебе 20 рублей, он обещал вернуть долг через неделю. Прошло уже 2 недели, но он ничего не вернул. Тебе от этой ситуации  немного обидно и хотелось бы вернуть свои деньги.

А) Напомню ему, Б) Не буду напоминать: может все-таки сам вспомнит, а если нет – то и не жалко, сумма небольшая.

  1. «Мыло»

Ваша одноклассница профессионально делает ароматное мыло: стоит он  всего 20 рублей, а в магазине стоит 100 рублей. Мыло тебе очень понравилось, можно будет подарить маме, да и однокласснице помогу.

А) Куплю, Б) Не куплю.

Суббота

  1. «Игра»

Вы идете из школы и замечаете, что рядом с домом появился киоск. Вы слышите, как продавец громко объявляет: «Беспроигрышная лотерея! Выигрывает каждый второй билет! Выигрыш от 5 до 100 рублей!».Тебе стало интересно и ты решаешь подойти поближе. Билетик стоит всего 5 рублей. Стоящий перед тобой мужчина купил билет и выиграл 50 рублей. У тебя с собой  30 рублей. Сколько билетиков ты купишь?

Варианты ответа: от 0 до 6.

  1. «Лазер»
    В магазинах появились лазерные указки, которые светят разным цветом. Все одноклассники уже купили себе такие указки и тебе тоже хочется. Стоимость лазерной указки  - 50 рублей.

А) Куплю, Б) Не куплю.

Воскресенье

  1. «Магазин».

Мама попросила тебя сходить в магазин купить хлеб, дав 50 руб. Хлеб стоит 45 руб. У продавца не оказалось сдачи.

 А) Пусть оставит себе, мама не расстроится. Б) Буду ждать, пока продавец найдет сдачу.

  1. «Няня2»

Если ты согласился присмотреть за ребенком тети в ситуации 2, то твоя тётя, поделилась со своей соседкой, что ты справился хорошо и тебе можно доверять. Знакомая  просит тебя присмотреть за ее ребенком всего лишь час, обещая заплатить 100 рублей. Если в понедельник (в ситуации № 2), Вы отказались, выбрав ответ «Б», то запишите себе ответ «Б». Если согласились ответ «А», то выбирайте – А) Соглашусь, Б) Откажусь, все-таки быть нянькой – это не мое.

Конец игры.

  1. Подведение итогов

Учитель зачитывает расшифровку ситуаций и просит обучающих отметить рядом с каждой ситуацией свой результат в рублях.

№ п/п

Расшифровка

Вариант ответа и результат

1

«Прогулка». Независимо от выбора, Вы ничего не потратили, поскольку Вас угощали.

А) 0

Б) 0

2

«Няня». Если Вы согласились посидеть с ребенком, тетя отблагодарила Вас денежной суммой в 50 руб.  

А) +50

Б) 0

3

«Котенок». К сожалению, котенок заболел. За поход к ветеринару пришлось отдать 100 рублей из копилки. Ветеринар сообщает, что котенок вовсе не породистый, так что продать его вряд ли получится.

А) -100

Б) 0

4

«Подработка». Если согласились пойти на автозаправку, заработали 350 рублей.

А) +350

Б) 0

5

«Монета». Не постеснялись поднять монету – в кармане прибавилось 10 рублей.

А) +10

Б) 0

6

«Выгода». Игрок на форексе сообщает, что его вложения не окупились, деньги он вернуть не может, за что очень извиняется.

А) -20

Б) 0

7

«Квест». Либо идете с друзьями, либо экономите деньги.

А) -300

Б) 0

8

«Спиннер». Можно было избавиться от ненужной вещи и при этом заработать.

А) +50

Б) или В) 0

9

«Пицца». Если купили пиццу за 85 руб., а не стандартный обед за 70 руб., то разница в цене (15 руб.) увеличила Ваши расходы.

А) -15

Б) 0

10

«Тренировка». Угощать друга или нет – решать тебе, но если он недавно  угостил, то выбора у тебя уже нет.

А) -40

Б) 0

11

«Мусор». 20 рублей – немного, но за несколько дней набежит сумма побольше.

А или В) 0

Б) +60 (по 20 руб. в день, начиная с пятницы)

12

«Долг». Если ты напомнишь, то знакомый вернет деньги, если нет – то нет.

А) +20

Б) 0

13

«Мыло». Еще одна небольшая покупка, или все-таки бережем деньги?

А) -20

Б) 0

14

«Игра». Ни один твой билетик не выиграл. Выигрышных билетов вообще нет, а выигравший на Ваших глазах 50 рублей мужчина был подставным лицом.

0) 0

1) -5

2) -10

3) -15

4) -20

5) -25

6) -30

15

«Лазер». Быть в тренде или сэкономить деньги.

А) -50

Б) 0

16

«Магазин». Если ты принес сдачу домой, мама разрешила оставить ее себе.

А) 0

Б) +5

17

«Няня 2».

Если в ситуации 2, ты согласился посидеть с ребенком, то тётя порекомендовала тебя своей знакомой. И если ты согласился на предложение знакомой, то заработал 100 рублей.

А) +100

Б) 0

Теперь прибавляем к своему результату:

  • 150 рублей (100 рублей дают родители по будням, минус обеды по 70 рублей)
  • И еще 850 рублей, которые были в копилке

Итого, ты получаешь количество денег в копилке по итогам недели.

Обучающие подсчитывают, сколько у них по итогам недели денег. Для справки можно сообщить им следующую информацию:

  • Если ничего не делать и отрицательно отвечать на все вопросы, то за эти 7 дней накопится 150 рублей (100 рублей дают родители по будням, минус обеды по 70 рублей). В копилке будет 1000 рублей.

Обучающиеся по очереди озвучивают свои результаты.

Далее обсуждаем с обучающими результаты игры следующим образом:

Каждая ситуация, в которой Вы имеете дело с деньгами, пусть и с небольшими, должна рассматриваться как финансовая ситуация. А решение, которое Вы  принимаете – как финансовое решение.

Как Вы уже убедились из данной игры, даже за одну неделю, принимая финансовые решения относительно расходов и экономии мелких сумм денег, можно потерять или наоборот заработать большую сумму денег.

Помимо денег Вы теряете или наоборот укрепляете свою репутацию финансово грамотного человека в глазах друзей, родителей и других людей. К примеру, сравните 2 итога поведения:

Пример 1: Николай не знает, зачем ему копить деньги. Он получает 100 руб. от родителей ежедневно, 70 руб. тратит на обеды в школе, оставшиеся – тратит на жвачки, сухарики, походы в кино и прочие развлечения. Он ничего не сберегает. Не имея никаких сбережений, Николай постоянно дополнительно просит деньги у родителей на мелкие покупки. Родителей беспокоит эта ситуация. За месяц накопил 0 руб, за полгода – 0 руб.

Пример 2: Николай хочет купить через полгода хороший велосипед. Он получает 100 руб. от родителей ежедневно, 70 руб. тратит на обеды в школе, оставшиеся 30 руб. откладывает в копилку. Он договорился с соседями о выносе мусора за 20 руб. каждый день, и также складывает эти деньги в копилку. За месяц Николай накопил 1200 рублей (30 руб.*20 учебных дней+20 руб.*30 дней), за полгода –7200 рублей. Родители видят старания сына и поощряя его ответственное поведение, соглашаются добавить недостающие деньги для покупки скоростного велосипеда.

Итак, для того чтобы накопить деньги, нужно:

  1. Иметь цель. Примеры целей: получить новые знания, освоить дополнительные предметы (курсы английского языка/ программирования, театральная/художественная студия, студия вокала, платные спортивные секции), совершить путешествие, пойти на концерт любимой группы, сходить в кафе/ресторан, приобрести желанную вещь (телефон, часы, аксессуары, косметика, одежда), потратить деньги на хобби (купить гитару, фотоаппарат, скейт), сделать приятное близкому человеку (купить духи маме на день рождения).

Важно: а) цель должна быть привлекательной лично для Вас; б) цель должна ставиться на определенный горизонт (месяц, полгода, год). Если у вас несколько целей, необходимо расставить приоритеты и рассчитать, какую цель необходимо достичь в первую очередь, а какая может быть реализована позже.

  1. Далее есть только 2 пути накопить деньги: а) Увеличить приход денег, б) Сократить расход денег.

Как заработать больше денег:

- платные услуги для соседей/знакомых (вынести мусор, купить что-то и принести домой, помыть машину, присмотр за домашними животными, помощь в уборке помещений и пр.). Следует, отличать ситуации заработка от ситуаций, когда мы предлагаем свою помощь бесплатно тем, кто в ней по-настоящему нуждается, например, пожилым людям.

- что-то производить и продавать (слаймы, украшения из бисера, лимонад, вязаные вещи);

- продать что-то ненужное (пример со спиннером из игры);

- по возможности, на праздники выбирать не подарок, а деньги;

- некоторые работодатели предлагают официальное трудоустройство с 14 лет с письменного согласия одного из родителей, например, возможно получится устроиться почтальоном, няней, аниматором, промоутером, работать на автозаправке, ухаживать за придомовыми территориями, собирать урожай и т.д.

Обратите внимание, что любые варианты дополнительного получения денег должны согласовываться с родителями. Работа не должна мешать Вашему образованию.

Теперь давайте обсудим, как мы теряем деньги. Ведь самый простой способ накопить больше денег – свести к минимуму свои финансовые потери.

Для этого необходимо сократить незапланированные (импульсивные) расходы: приходить в магазин только со списком необходимых покупок и строго его придерживаться; не носить с собой денег больше, чем вы хотели бы потратить.

Ненужные траты (снеки – чипсы/сухарики/газировка, ненужные развлечения; всем нужным, как правило, обеспечивают родители). В игре ситуации:«Квест»,«Пицца», «Прогулка 2»,«Лазер»,«Слайм».

Упущенная выгода: ситуации, когда Вы могли получить деньги, но сами от них отказываетесь (например, «Спиннер», «Долг»).

Недальновидные поступки, которые кажутся нам бесплатными, но несут потери в будущем. В ситуации «Прогулка»,соглашаясь быть угощенным, нужно предвидеть, что в следующий раз угощать придется Вам. В ситуации «Котенок» взяв котенка быть готовым к дополнительным расходам по уходу за животным. Помним истину, которую озвучил устами своего героя в повести «Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери: «Мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили».

Недобросовестные участники финансового рынка. Чтобы избежать потерь, отвечайте «нет» на любые предложения получить или потратить деньги, которые кажутся не на 100% ясными, вызывают у вас хоть малейшее сомнение. Ситуация «Выгода».

Также мы можем терять деньги или упускать выгодные возможности из-за желания быть как все или боязни слишком отличаться от сверстников. Например, ситуации «Монета», «Квест» и «Лазер».

Сиюминутные удовольствия или отложенная выгода:

В нашей игре для того, чтобы собрать деньги, приходилось отказывать себе во многих радостях жизни: не купить мыло и лазерную указку, не пойти в «Пещеру страха», не есть сухарики и мороженое, не играть на деньги и т.д. Но если Вы можете сказать себе в таких ситуациях «нет», то через несколько месяцев Вы накопите крупную сумму денег на покупку своей мечты, что доставит Вам гораздо больше удовольствия.

Этот навык – отказываться от мелкой сиюминутной выгоды ради крупного выигрыша в будущем, - является одним из решающих в Вашей жизни. Как показывают исследования психологов, те, кто умеет отказаться от удовольствия сейчас ради того, чтобы получить удвоенную выгоду потом, имеют больше шансов преуспеть в жизни.

Это не значит, что нужно все время себе во всем отказывать. Совершать мелкие траты можно. Но делать это с пониманием того, что каждая мелкая трата чуточку отдаляет Вас от достижения крупной цели.

  1. Приложение

Для закрепления материала учитель предлагает обучающим следующие задания.

  • Поставить цель для накопления денег и срок для ее выполнения.
  • Выписывать в течение недели все свои доходы и расходы в два столбца, а также отдельно фиксировать все отклоненные финансовые предложения получить или потратить деньги. В конце недели проанализировать, есть ли ненужные траты и упущенные возможности.
  • Составить объявление о том, что Вы можете делать для соседей, указать цены на свои услуги. Объявление необходимо обсудить и согласовать с родителями. Можно сделать несколько копий таких объявлений и раздать соседям(можно просто прикрепить к ручкам дверей). Пример объявления:

«Здравствуйте! Меня зовут Лиза, я Ваша соседка с 5го этажа. Мне 14 лет, и я хочу накопить деньги на самокат. Предлагаю Вам свои услуги:

- Вынос мусора – 20 руб.

- Помыть машину – 200 руб.

- Присмотр за ребенком – 100 руб/час.

- Присмотр за питомцем – цена договорная.

Звоните 8928….»

  1. Базовые понятия

доходы–денежные средства, полученные за определённый период времени,

расходы – денежные средства, потраченные на приобретение товаров и услуг,

сбережения – часть полученного за некоторый период дохода, не потраченная на текущее потребление, а сохраненная для использования в будущем,

карманные деньги– деньги, выдаваемые родителями ребенку на его личные расходы,

копилка–ёмкость или специальное приспособление для хранения и накопления монет или банкнот,

покупки– приобретение чего-либо в собственность за деньги или иные ценности,

заработок– вознаграждение за работу,

лотерея–организованная азартная игра, при которой распределение выигрышей зависит от случайного выбора,

финансовая цель - материальный или денежный эквивалент предмета устремлений человека, для достижения которого он прикладывает определенные усилия,

финансовый план–стратегическое планирование достижения финансовых целей к определенному времени, которое учитывает личные доходы и расходы,

сбережения –часть полученного за некоторый период дохода, не потраченная на текущее потребление, а сохраненная для использования в будущем,

отложенная выгода– выгода, которую мы получаем не сразу, а спустя время,

азартные игры– игры с целью выигрыша денег или иных материальных ценностей,

форекс – Forex (сокращение от ForeignExchange) – валютный обмен.

Участники рынка форекс – крупнейшие банки и центральные банки разных стран, инвестиционные и пенсионные фонды, большие компании и частные инвесторы с огромным личным капиталом.

Но форексом также называют рынок, на котором не покупают и не продают реальную валюту, а лишь заключают сделки-пари на рост или падение курсов валют. Этот рынок организовали специализированные компании – форекс-дилеры.

Форекс-дилеры предлагают обычным людям поучаствовать в игре на рынке форекс. Суть в том, что человек пытается предугадать, что произойдет с курсом одной валюты по отношению к другой, и заключает сделку с форекс-дилером. Если его прогноз сбывается, он зарабатывает – дилер выплачивает ему деньги. Если нет, то дилер, наоборот, списывает определенную сумму с его счета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по внеурочной деятельности "Дизайн": "Квиллинг"".

Развитие  эстетического восприятия, творческого отношения к работе, внимания, памяти, цветовосприятия, творческого воображения, формирование у ребенка устойчивого интереса к процессу рисования, к...

Сценарий Открытого урока по внеурочной деятельности « Русская ярмарка»

Сценарий внекласного мероприятия "Русская ярмарка" может использоваться для проведения внеклассных занятий по изучению народных промыслов России.Цель:  Воспитание любви к русской культу...

План открытого урока, по внеурочной деятельности ( Афлатун). "Дерево дружбы"

Афлатун. План открытого урока, по внеурочной деятельности "Дерево дружбы".Проект «Дерево Дружбы» Цель: раскрыть сущность понятия «дружба», показать какими качест...

Методическая разработка открытого урока по внеурочной деятельности

Открытый урок по внеурочной деятельности по программе "Мы чемпионы" в основу которой легла идея проекта "Гонка Героев"...

«Лучшая методическая разработка урока в совмещенных классах в малокомплектной школе: Формирование функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности» «Русский язык» 3 - 4 класс

Пояснительная запискаПроблема формирования функциональной грамотности актуальна для младших школьников. Необходимо сформировать «функционально грамотную» личность для адаптации в социуме, ...

Открытый урок по курсу "Компьютерная грамотность"

Основной целью изучения курса "Компьютерная графика" является освоение базовых понятий и методов компьютерной графики; изучение популярных графических программ; обеспечение глубокого пониман...

Открытый урок по внеурочной деятельности по обществознанию в 9 классе по теме "Правонарушение и юридическая ответственность"

Технологическая карта внеурочной деятельности по обществознанию в 9 классе по теме "Правонарушение и юридическая ответственность"...