Программа внеурочной деятельности «Обучение Функциональной грамотности»
рабочая программа

Орлова Мария Владимировна

Функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

 Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_funktsionalnaya_gramotnost_5-8_kl.docx51.09 КБ

Предварительный просмотр:

Юго-Восточное управление министерства образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр» имени Героя Российской Федерации Немцова Павла Николаевича с. Борское муниципального района Борский Самарской области

Программа внеурочной деятельности

«Обучение Функциональной грамотности»

Направление

общеинтеллектуальное

Контингент

обучающиеся 5-8 классы

Срок реализации

1 год

Количество часов

34 часа

                                Автор: Орлова Мария Владимировна,  

учитель технологии

                

с. Борское, 2022г.        

Пояснительная записка

Актуальность

 Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилосьв конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло вобиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.

 В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широкомсмысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.

В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

 Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»

1  -является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую.

 Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»

2 . Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только дляповышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.

Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.

Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния.

 3 . Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

 Целеполагание Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-8 классов как индикатора качества и эффективностиобразования, равенства доступа к образованию.

Программа нацелена на развитие:

  • способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику вразнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения,

использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);

  • способности человека понимать, использовать, оценивать тексты,размышлять о нихи заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания ивозможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);

способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для

распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения

естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах

выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности

естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в

том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную,

интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую

позицию при рассмотрении проблем, связанных сестествознанием (естественнонаучная

грамотность)4;

  • способности человека принимать эффективные решения в разнообразных

финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Планируемые результаты Метапредметные и предметные

Граммотность

Читательская

Математическая

Финансовая

5 класс

Уровень

узнавания и

понимания

находит и

извлекает

информацию из

различных

текстов

находит и

извлекает

математическую

информацию в

различном

контексте

находит и

извлекает

финансовую

информацию в

различном

контексте

6 класс

Уровень

понимания и

применения

применяет

извлеченную из

текста

информацию для

решения разного

рода проблем

применяет

математические

знания для

решения разного

рода проблем

применяет

финансовые

знания для

решения

разного рода

проблем

7 класс

Уровень

анализа и

синтеза

анализирует и

интегрирует

информацию,

полученную из

текста

формулирует

математическую

проблему на

основе анализа

ситуации

анализирует

информацию в

финансовом

контексте

8 класс

Уровень

оценки

(рефлексии)

в рамках

предметного

содержания

оценивает

форму и

содержание

текста в рамках

предметного

содержания

интерпретирует и

оценивает

математические

данные в

контексте лично

значимой

ситуации

оценивает

финансовые

проблемы в

различном

контексте

Личностные

Грамотность

5-8 классы

оценивает

содержание

прочитанного с

позиции норм

морали и

общечеловеческих

ценностей;

формулирует

собственную

позицию по

отношению к

прочитанному

объясняет

гражданскую

позицию в

конкретных

ситуациях

общественной

жизни на основе

математических

знаний с позиции

норм морали и

общечеловеческих ценностей

оценивает

финансовые

действия в

конкретных

ситуациях с

позиции норм

морали и

общечеловеческих

ценностей,

прав и

обязанностей

гражданина

страны

Характеристика образовательного процесса

Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 8 классы), реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной деятельности и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансоваяграмотность). Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета одного/двух часов в неделю в каждом класс- комплекте. Тем не менее, каждое образовательное учреждение индивидуальнопроектирует учебный план по каждой параллели и по каждому модулю.

Разработчики программы рекомендуют в каждой параллели начинатьреализациюс

модуля по формированию читательской грамотности. Таким образом:

 1 четверть – модуль «читательская грамотность». Другие модули могут по потребностям и возможности организации идти в любом порядке, например:

 2 четверть – модуль «математическая грамотность»,

3 четверть – модуль «естественнонаучная грамотность»,

4 четверть – модуль «финансовая грамотность». Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.

В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).

В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решенияпоставленных перед учеником практических задач.

В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.

 В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.

Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочие программы курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом основных программ, включенных в ее структуру. В связи с этим, целесообразно проведение текущей (выполнение заданий в ходе урока), рубежной (по окончании каждогомодуля), промежуточной (по окончании года обучения) и итоговой аттестации по данному курсу в форматах, предусмотренным методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практикимеждународных исследований качества подготовки обучающихся.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль: «Основы финансовой грамотности»

 5 класс

Тема занятия

Кол-во

часов

Формы деятельности

1

Как появились деньги? Что могут деньги?

1

Беседы, диалоги, дискуссии

2

Деньги в разных странах

1

Круглый стол, игра.

3

Деньги настоящие и ненастоящие

1

Игра, экскурсия

4

Как разумно делать покупки?

1

Игра, круглый стол

5

Кто такие мошенники?

1

Круглый стол, игра, квест.

6

Личные деньги

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

7

Сколько стоит «своё дело»?

1

Проект, игра.

8

Проведение рубежной аттестации

1

Тестирование.

Итого

8

6 класс

Тема занятия

Кол-во

часов

Формы деятельности

1

Удивительные факты и истории о деньгах.

Нумизматика. «Сувенирные» деньги.

Фальшивые деньги: история и современность.

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

2

Откуда берутся деньги? Виды доходов.

Заработная плата. Почему у всех она разная? От

чего это зависит?

1

Игра, круглый стол, дискуссии.

3

Собственность и доходы от нее. Арендная плата,

проценты, прибыль, дивиденты.

1

Круглый стол, игра, квест

4

Социальные выплаты: пенсии, пособия.

1

Беседы, диалоги, дискуссии

5

Как заработать деньги? Мир профессий и для

чего нужно учиться?

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

6

Личные деньги

1

Проект, игра.

7

Проведение рубежной аттестации.

2

Тестирование.

Итого

8

7 класс

Тема занятия

Кол-во

часов

Формы деятельности

1

Что такое налоги и почему мы их должны

платить?

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

2

Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги

уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые

льготы.

1

Круглый стол, игра

3

Что такое государственный бюджет? На что

расходуются налоговые сборы?

1

Игра, круглый стол, дискуссии.

4

Виды социальных пособий. Если человек потерял

работу

1

Круглый стол, игра, квест

5

История возникновения банков. Как накопить,

чтобы купить? Всё про кредит

1

Беседы, диалоги, дискуссии

6

Вклады: как сохранить и приумножить?

Пластиковая карта – твой безопасный Банк в

кармане.

1

Проект, игра.

7

Проведение рубежной аттестации

2

Тестирование.

Итого

8

8 класс

Тема занятия

Кол-во

часов

Формы деятельности

1

Потребление или инвестиции? Активы в трех

измерениях.

1

Беседы, диалоги, дискуссии

2

Как сберечь личный капитал? Модель трех

капиталов.

1

Круглый стол, игра.

3

Бизнес и его формы. Риски

предпринимательства

1

Викторина, круглый стол,

дискуссии.

4

Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и

малый бизнес.

1

Круглый стол, игра, квест

5

Бизнес подростков и идеи. Молодые

предприниматели

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

6

Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции

и риски связанные с ними.

1

Проект, игра

7

Проведение рубежной аттестации.

2

Тестирование.

Итого

9

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль «Основы читательской грамотности»

5 класс

Тема занятия

Кол-во

часов

Формы деятельности

1

Определение основной темы в фольклорном

произведении. Пословицы, поговорки какисточник

информации

1

Беседа, конкурс.

2

Сопоставление содержания текстов

разговорного стиля. Личная ситуация в текстах.

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

3

Работа с текстом: как выделить главную мысль

текста или его частей?

1

Беседа,дискуссия в формате свободного времени.

4

Типы текстов: текст-описание (художественное

и техническое).

1

Круглый стол.

5

Что такое вопрос. Виды вопросов.

1

Квест конкурс.

6

Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач.

1

Квест игра «Что?Где?Когда?»

7

Работа со сплошным текстом.

1

Ролевая игра.

8

Проведение аттестации.

2

Тестирование.

итого

9

6 класс

Тема занятия

Кол-во

часов

Формы деятельности

1

Определение основной темы и идеи в эпическом

произведении

1

Беседа, конкурс

2

Древнерусская летопись как источник

информации о реалиях времени

1

Круглый стол, ролевая игра

3

Сопоставление содержания художественныхтекстов.

Определение авторской позиции в

художественных текстах.

1

Работа в парах,

игра в формате КВН

4

Работа с текстом: как понимать информацию,

содержащуюся в тексте?

1

Квест, круглый стол

5

Типы текстов: текст-повествование (рассказ,

отчет, репортаж)

1

Круглый стол, дискуссия

6

 Типы задач на грамотность. Интерпретационные

Задачи

1

Квест, игра «Что? Где? Когда?».

7

Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.

1

Беседа, дискуссия в формате

свободного обмена мнениями.

8

Проведение рубежной аттестации.

2

Тестирование.

ИТОГО

9

7 класс

Тема занятия

Кол-во

часов

Формы деятельности

1

Определение основной темы и идеи в

лирическом произведении. Поэтический текст как источник

информации

1

Беседа, конкурс.

2

Сопоставление содержания текстов

публицистического стиля. Общественнаяситуация в

текстах.

1

Работа в парах.

3

Работа с текстом: как преобразовывать

текстовую информацию с учётом целидальнейшего

использования?

1

Беседа, круглый стол,

ролевая игра

4

Типы текстов: текст-объяснение

(объяснительное сочинение, резюме,толкование,

определение)

1

Квест, дискуссия, круглый стол

5

Поиск комментариев, подтверждающих

основную мысль текста, предложенного для анализа

1

Деловая игра.

6

Типы задач на грамотность. Позиционные

задачи.

1

Квест, круглый стол

7

Работа с несплошным текстом:

информационные листы и объявления, графикии диаграммы.

1

Деловая игра.

8

Проведение рубежной аттестации

2

Тестирование.

Итого

9

8 класс

Тема занятия

Кол-во

часов

Формы деятельности

1

Определение основной темы и идеи в

драматическом произведении. Учебный текст какисточник

информации

1

Беседа, конкурс.

2

Сопоставление содержания текстов официальноделового стиля. Деловые ситуации в текстах.

1

Работа в парах

3

Работа с текстом: как применять информацию из

текста в изменённой ситуации?

1

Беседа, круглый стол.

4

Типы текстов: текст-инструкция (указания к

выполнению работы, правила, уставы, законы)

1

Квест, дискуссия.

5

Поиск ошибок в предложенном тексте.

1

Квест, круглый стол

6

Типы задач на грамотность. Информационные

задачи

1

Квест, круглый стол

7

Работа с несплошным текстом: формы, анкеты,

договоры (рубежная аттестация).

1

Деловая игра.

8

Проведение рубежной аттестации.

2

Тестирование.

Итого

9

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль «Основы математической грамотности»

5 класс

Тема занятия

Кол-во

часов

Формы деятельности

1

Применение чисел и действий над ними. Счет и

десятичная система счисления.

1

Беседа, обсуждение,

практикум.

2

Сюжетные задачи, решаемые с конца.

1

Обсуждение, практикум,

брейн-ринг.

3

Задачи на переливание (задача Пуассона) и

взвешивание.

1

Обсуждение, урокисследование

4

Логические задачи: задачи о «мудрецах»,

о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

1

Беседа, обсуждение

практикум.

5

Первые шаги в геометрии. Простейшие

геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и

перекраивание.

Разбиение объекта на части и составление модели.

1

Игра, урок-исследование,

брейн-ринг,

конструирование.

6

Размеры объектов окружающего мира,  (отэлементарных частиц до

вселенной)

длительность процессов окружающего мира.

1

Обсуждение, урокпрактикум,

моделирование.

7

Комбинаторные задачи. Представление данных в

виде таблиц, диаграмм, графиков.

1

Урок-практикум.

8

Применение таблиц, диаграмм и графиков при решении задач.

1

Урок-практикум.

9

Проведение рубежной аттестации

1

Тестирование

Итого

9

6 класс

Тема занятия

Кол-во

часов

Формы деятельности

1

Числа и единицы измерения: время, деньги,

масса, температура, расстояние.

1

Игра, обсуждение,

практикум

2

Вычисление величины, применение пропорцийпрямо пропорциональных

отношений для

решения проблем

1

Исследовательская работа,

урок-практикум.

3

Текстовые задачи, решаемые арифметическим

способом: части, проценты, пропорция,движение, работа

1

Обсуждение, урокпрактикум,

соревнование.

4

Инварианты: задачи на четность (чередование,

разбиение на пары).

1

Урок-игра, урокисследование.

5

Логические задачи, решаемые с помощью

таблиц.

1

Урок-игра, индивидуальная

работа в парах

6

Графы и их применение в решении задач.

1

Обсуждение, урокпрактикум.

7

Геометрические задачи на построение и на

изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой

бумаге, конструирование.

1

Беседа, урокисследование,

моделирование.

8

Элементы логики, теории вероятности,комбинаторики: таблицы,

диаграммы,

вычисление вероятности.

1

Обсуждение, урокпрактикум,

проект, игра

9

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование

Итого

9

7 класс

Тема занятия

Кол-во

часов

Формы деятельности

1

Арифметические и алгебраические выражения:

свойства операций и принятых соглашений

1

Обсуждение, практикум.

2

Моделирование изменений окружающего мира

с помощью линейной функции

1

Исследовательская работа,

Урок-практикум.

3

Задачи практико-ориентированного

содержания: на движение, на совместнуюработу.

1

Обсуждение, урок-практикум.

4

Геометрические задачи на построения и наизучение свойств фигур,

возникающих в

ситуациях повседневной жизни, задачпрактического

содержания

1

Обсуждение, урок-практикум, урок-исследование.

5

Решение задач на вероятность событий в

реальной жизни.

1

Урок-игра, урокисследование

6

Элементы теории множеств как объединяющее основание многих

направлений математики.

1

Урок-исследование.

7

Статистические явления, представленные в

различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы,

гистограммы.

1

Обсуждение, урокпрактикум,

проект, игра.

8

Решение геометрических задач

исследовательского характера.

1

Проект, исследовательская

работа.

9

Проведение рубежной аттестации.

1

Тестирование.

Итого

9

8 класс

Тема занятия

Кол-во

часов

Формы деятельности

1

Работа с информацией, представленной в форме

таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем.

1

Практикум.

2

Вычисление расстояний на местности в

стандартных ситуациях и применение формул вповседневной жизни

1

Беседа. Исследование.

3

Квадратные уравнения, аналитические и

неаналитические методы решения

1

Исследовательская работа,

практикум.

4

Алгебраические связи между элементами фигур-теорема Пифагора,

соотношения между

сторонами треугольника), относительноерасположение,

равенство.

1

Проектная работа

5

Математическое описание зависимости между

переменными в различных процессах

1

Обсуждение. Урок практикум.

6

Интерпретация трёхмерных изображений,

построение фигур

1

Моделирование. Выполнение

рисунка. Практикум

7

Определение ошибки измерения, определение

шансов наступления того или иного события.

1

Урок-исследование

8

Решение типичных математических задач,

требующих прохождения этапа моделирования

1

Урок-практикум.

9

Проведение рубежной аттестации

1

Тестирование.

Итого

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Развитие функциональной грамотности обучающихся. Модуль "Естественно-научная грамотность". 5-9 классы.

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности развитие "Функциональной грамотности" по модулю "Естественно-научная грамотность" разработана в 2019 году и расчитана на 5 лет об...

Внеурочная деятельность по функциональной грамотности. Модуль естественно-научная грамотность. 9 класс. Тема: Наследственные болезни.

Естественно-научная грамотность. 9 классТема:  «Наследственные болезни».Предмет: Биология.Цель задачи:задача построена на основе материала, предложенного традиционной программой учащи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ 5-9 классы

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепци...

Рабочая программа внеурочной деятельности) по функциональной грамотности для 8 класса

Данная рабочая программа рассчитана на 17 часов, т.е. 0,5 часа в неделю...

Программа внеурочной деятельности «Развитие функциональной грамотности» составлена для учащихся 9 класса

Программа внеурочной деятельности «Развитие функциональной грамотности»  составлена для учащихся 9 класса,  на основе требований федерального государственного образовательного ст...

Рабочая программа внеурочной деятельности. 5а «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Рабочая программа внеурочной деятельности. 5а «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»...