Программа внеурочной деятельности «Обучение Функциональной грамотности»
рабочая программа
Функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_funktsionalnaya_gramotnost_5-8_kl.docx | 51.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Юго-Восточное управление министерства образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр» имени Героя Российской Федерации Немцова Павла Николаевича с. Борское муниципального района Борский Самарской области
Программа внеурочной деятельности
«Обучение Функциональной грамотности»
Направление | общеинтеллектуальное |
Контингент | обучающиеся 5-8 классы |
Срок реализации | 1 год |
Количество часов | 34 часа |
Автор: Орлова Мария Владимировна,
учитель технологии
с. Борское, 2022г.
Пояснительная записка
Актуальность
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилосьв конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло вобиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широкомсмысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»
1 -является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»
2 . Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только дляповышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.
Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния.
3 . Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
Целеполагание Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-8 классов как индикатора качества и эффективностиобразования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
- способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику вразнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения,
использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
- способности человека понимать, использовать, оценивать тексты,размышлять о нихи заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания ивозможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности
естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в
том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную,
интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую
позицию при рассмотрении проблем, связанных сестествознанием (естественнонаучная
грамотность)4;
- способности человека принимать эффективные решения в разнообразных
финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Планируемые результаты Метапредметные и предметные
Граммотность | |||
Читательская | Математическая | Финансовая | |
5 класс Уровень узнавания и понимания | находит и извлекает информацию из различных текстов | находит и извлекает математическую информацию в различном контексте | находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте |
6 класс Уровень понимания и применения | применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем | применяет математические знания для решения разного рода проблем | применяет финансовые знания для решения разного рода проблем |
7 класс Уровень анализа и синтеза | анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста | формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации | анализирует информацию в финансовом контексте |
8 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания | оценивает форму и содержание текста в рамках предметного содержания | интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации | оценивает финансовые проблемы в различном контексте |
Личностные
Грамотность | |||
5-8 классы | оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному | объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей | оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны |
Характеристика образовательного процесса
Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 8 классы), реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной деятельности и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансоваяграмотность). Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета одного/двух часов в неделю в каждом класс- комплекте. Тем не менее, каждое образовательное учреждение индивидуальнопроектирует учебный план по каждой параллели и по каждому модулю.
Разработчики программы рекомендуют в каждой параллели начинатьреализациюс
модуля по формированию читательской грамотности. Таким образом:
1 четверть – модуль «читательская грамотность». Другие модули могут по потребностям и возможности организации идти в любом порядке, например:
2 четверть – модуль «математическая грамотность»,
3 четверть – модуль «естественнонаучная грамотность»,
4 четверть – модуль «финансовая грамотность». Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решенияпоставленных перед учеником практических задач.
В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочие программы курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом основных программ, включенных в ее структуру. В связи с этим, целесообразно проведение текущей (выполнение заданий в ходе урока), рубежной (по окончании каждогомодуля), промежуточной (по окончании года обучения) и итоговой аттестации по данному курсу в форматах, предусмотренным методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практикимеждународных исследований качества подготовки обучающихся.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль: «Основы финансовой грамотности»
5 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1 | Как появились деньги? Что могут деньги? | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии |
2 | Деньги в разных странах | 1 | Круглый стол, игра. |
3 | Деньги настоящие и ненастоящие | 1 | Игра, экскурсия |
4 | Как разумно делать покупки? | 1 | Игра, круглый стол |
5 | Кто такие мошенники? | 1 | Круглый стол, игра, квест. |
6 | Личные деньги | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии. |
7 | Сколько стоит «своё дело»? | 1 | Проект, игра. |
8 | Проведение рубежной аттестации | 1 | Тестирование. |
Итого | 8 |
6 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1 | Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии. |
2 | Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? | 1 | Игра, круглый стол, дискуссии. |
3 | Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты. | 1 | Круглый стол, игра, квест |
4 | Социальные выплаты: пенсии, пособия. | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии |
5 | Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии. |
6 | Личные деньги | 1 | Проект, игра. |
7 | Проведение рубежной аттестации. | 2 | Тестирование. |
Итого | 8 |
7 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1 | Что такое налоги и почему мы их должны платить? | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии. |
2 | Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы. | 1 | Круглый стол, игра |
3 | Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы? | 1 | Игра, круглый стол, дискуссии. |
4 | Виды социальных пособий. Если человек потерял работу | 1 | Круглый стол, игра, квест |
5 | История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии |
6 | Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта – твой безопасный Банк в кармане. | 1 | Проект, игра. |
7 | Проведение рубежной аттестации | 2 | Тестирование. |
Итого | 8 |
8 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1 | Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии |
2 | Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. | 1 | Круглый стол, игра. |
3 | Бизнес и его формы. Риски предпринимательства | 1 | Викторина, круглый стол, дискуссии. |
4 | Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес. | 1 | Круглый стол, игра, квест |
5 | Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии. |
6 | Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски связанные с ними. | 1 | Проект, игра |
7 | Проведение рубежной аттестации. | 2 | Тестирование. |
Итого | 9 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль «Основы читательской грамотности»
5 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1 | Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки какисточник информации | 1 | Беседа, конкурс. |
2 | Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии. |
3 | Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? | 1 | Беседа,дискуссия в формате свободного времени. |
4 | Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). | 1 | Круглый стол. |
5 | Что такое вопрос. Виды вопросов. | 1 | Квест конкурс. |
6 | Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. | 1 | Квест игра «Что?Где?Когда?» |
7 | Работа со сплошным текстом. | 1 | Ролевая игра. |
8 | Проведение аттестации. | 2 | Тестирование. |
итого | 9 |
6 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1 | Определение основной темы и идеи в эпическом произведении | 1 | Беседа, конкурс |
2 | Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени | 1 | Круглый стол, ролевая игра |
3 | Сопоставление содержания художественныхтекстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. | 1 | Работа в парах, игра в формате КВН |
4 | Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? | 1 | Квест, круглый стол |
5 | Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж) | 1 | Круглый стол, дискуссия |
6 | Типы задач на грамотность. Интерпретационные Задачи | 1 | Квест, игра «Что? Где? Когда?». |
7 | Работа с несплошным текстом: таблицы и карты. | 1 | Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. |
8 | Проведение рубежной аттестации. | 2 | Тестирование. |
ИТОГО | 9 |
7 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1 | Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации | 1 | Беседа, конкурс. |
2 | Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественнаяситуация в текстах. | 1 | Работа в парах. |
3 | Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом целидальнейшего использования? | 1 | Беседа, круглый стол, ролевая игра |
4 | Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме,толкование, определение) | 1 | Квест, дискуссия, круглый стол |
5 | Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа | 1 | Деловая игра. |
6 | Типы задач на грамотность. Позиционные задачи. | 1 | Квест, круглый стол |
7 | Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графикии диаграммы. | 1 | Деловая игра. |
8 | Проведение рубежной аттестации | 2 | Тестирование. |
Итого | 9 |
8 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1 | Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст какисточник информации | 1 | Беседа, конкурс. |
2 | Сопоставление содержания текстов официальноделового стиля. Деловые ситуации в текстах. | 1 | Работа в парах |
3 | Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? | 1 | Беседа, круглый стол. |
4 | Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы) | 1 | Квест, дискуссия. |
5 | Поиск ошибок в предложенном тексте. | 1 | Квест, круглый стол |
6 | Типы задач на грамотность. Информационные задачи | 1 | Квест, круглый стол |
7 | Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры (рубежная аттестация). | 1 | Деловая игра. |
8 | Проведение рубежной аттестации. | 2 | Тестирование. |
Итого | 9 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль «Основы математической грамотности»
5 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1 | Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. | 1 | Беседа, обсуждение, практикум. |
2 | Сюжетные задачи, решаемые с конца. | 1 | Обсуждение, практикум, брейн-ринг. |
3 | Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. | 1 | Обсуждение, урокисследование |
4 | Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. | 1 | Беседа, обсуждение практикум. |
5 | Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. | 1 | Игра, урок-исследование, брейн-ринг, конструирование. |
6 | Размеры объектов окружающего мира, (отэлементарных частиц до вселенной) длительность процессов окружающего мира. | 1 | Обсуждение, урокпрактикум, моделирование. |
7 | Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. | 1 | Урок-практикум. |
8 | Применение таблиц, диаграмм и графиков при решении задач. | 1 | Урок-практикум. |
9 | Проведение рубежной аттестации | 1 | Тестирование |
Итого | 9 |
6 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1 | Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. | 1 | Игра, обсуждение, практикум |
2 | Вычисление величины, применение пропорцийпрямо пропорциональных отношений для решения проблем | 1 | Исследовательская работа, урок-практикум. |
3 | Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция,движение, работа | 1 | Обсуждение, урокпрактикум, соревнование. |
4 | Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). | 1 | Урок-игра, урокисследование. |
5 | Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. | 1 | Урок-игра, индивидуальная работа в парах |
6 | Графы и их применение в решении задач. | 1 | Обсуждение, урокпрактикум. |
7 | Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. | 1 | Беседа, урокисследование, моделирование. |
8 | Элементы логики, теории вероятности,комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности. | 1 | Обсуждение, урокпрактикум, проект, игра |
9 | Проведение рубежной аттестации. | 1 | Тестирование |
Итого | 9 |
7 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1 | Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений | 1 | Обсуждение, практикум. |
2 | Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции | 1 | Исследовательская работа, Урок-практикум. |
3 | Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместнуюработу. | 1 | Обсуждение, урок-практикум. |
4 | Геометрические задачи на построения и наизучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задачпрактического содержания | 1 | Обсуждение, урок-практикум, урок-исследование. |
5 | Решение задач на вероятность событий в реальной жизни. | 1 | Урок-игра, урокисследование |
6 | Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики. | 1 | Урок-исследование. |
7 | Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы. | 1 | Обсуждение, урокпрактикум, проект, игра. |
8 | Решение геометрических задач исследовательского характера. | 1 | Проект, исследовательская работа. |
9 | Проведение рубежной аттестации. | 1 | Тестирование. |
Итого | 9 |
8 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Формы деятельности |
1 | Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. | 1 | Практикум. |
2 | Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул вповседневной жизни | 1 | Беседа. Исследование. |
3 | Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения | 1 | Исследовательская работа, практикум. |
4 | Алгебраические связи между элементами фигур-теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительноерасположение, равенство. | 1 | Проектная работа |
5 | Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах | 1 | Обсуждение. Урок практикум. |
6 | Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур | 1 | Моделирование. Выполнение рисунка. Практикум |
7 | Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. | 1 | Урок-исследование |
8 | Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования | 1 | Урок-практикум. |
9 | Проведение рубежной аттестации | 1 | Тестирование. |
Итого | 9 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Развитие функциональной грамотности обучающихся. Модуль "Естественно-научная грамотность". 5-9 классы.
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности развитие "Функциональной грамотности" по модулю "Естественно-научная грамотность" разработана в 2019 году и расчитана на 5 лет об...
Внеурочная деятельность по функциональной грамотности. Модуль естественно-научная грамотность. 9 класс. Тема: Наследственные болезни.
Естественно-научная грамотность. 9 классТема: «Наследственные болезни».Предмет: Биология.Цель задачи:задача построена на основе материала, предложенного традиционной программой учащи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ 5-9 классы
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепци...
Рабочая программа внеурочной деятельности) по функциональной грамотности для 8 класса
Данная рабочая программа рассчитана на 17 часов, т.е. 0,5 часа в неделю...
Рабочая программа внеурочной деятельности по функциональной грамотности для 5 класса
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю...
Программа внеурочной деятельности «Развитие функциональной грамотности» составлена для учащихся 9 класса
Программа внеурочной деятельности «Развитие функциональной грамотности» составлена для учащихся 9 класса, на основе требований федерального государственного образовательного ст...
Рабочая программа внеурочной деятельности. 5а «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Рабочая программа внеурочной деятельности. 5а «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»...