«Жизнь как подвиг» (к 120-летию Васо Абаева)
классный час (8 класс)

Расширить представление учащихся о жизни и научных трудах великого учёного В.И.Абаева.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_na_konkurs_gazzaeva_i.g._maou_bsosh_7.docx181.51 КБ

Предварительный просмотр:

II Всероссийский дистанционный конкурс

среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных

Гражданское воспитание, духовное и нравственное воспитание __________________________________________________________________Тематическое направление

«Жизнь как подвиг» (к 120-летию Васо Абаева)

_________________ ________________________________

Тема методической разработки

Автор: Газзаева Ирина Георгиевна,

учитель родного (осетинского) языка и литературы

МАОУ БСОШ №7

им. А.С. Пушкина

        Владикавказ, 2021

Цель: расширить представление учащихся о жизни и научных трудах великого учёного В.И.Абаева.

Задачи:

1)образовательные:

  • сформировать у обучающихся представление о значении подвига в военное и мирное время;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • побудить детей к изучению биографии великих учёных России;

2)развивающие:

  • способствовать проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей учащихся;
  • развивать умение делать самостоятельные выводы;
  • развивать умение концентрировать внимание;
  • развивать умение работать в группе, договариваться в группе, разделять обязанности в группе.

3)воспитательные:

  • сформировать положительную нравственную оценку таких качеств как целеустремлённость, воля к победе, самоотверженность, верность долгу, упорство, настойчивость, мужество, героизм на примере жизни великого ученого;
  • способствовать воспитанию патриотических чувств учащихся, доброты, взаимопонимания и гордости за свою Родину.
  • воспитывать уважение к истории своей страны и республики.

Оборудование:

  • мультимедиа проектор, компьютер, колонки;
  • музыка (С.Рахманинов "Прелюдия");
  • кластер в виде цветка на листе ватмана с незаполненными лепестками;
  • карточки с вариантами понятия "подвиг";
  • выставка книг;
  • тексты задания на карточках (акростихи);
  • макет дерева  (скульптурная глина) + яблоки (картон) разных цветов: зеленые, желтые, красные.

Ход классного часа

Индуктор. 

Учитель: Послушайте короткую притчу и  закончите последную фразу. Притча называется "Белый цветок".

   Была у одного народа примета: тот, кто сорвет белый цветок на горе в канун Нового года, будет счастлив. Гора, на которой расцветал цветок счастья, была необычной. Она постоянно сотрясалась, и никто не мог удержаться на ней. Но на каждый Новый год находились смельчаки, которые пытались взойти на эту гору.
  Однажды три друга тоже решили попытать счастья.
Перед тем, как начать подъём, зашли друзья к мудрецу — совета спросить.
— Упадешь семь раз — поднимись восемь раз , — посоветовал им мудрец.

Стали подниматься друзья  на гору  с разных сторон.
Через час вернулся первый юноша, весь в синяках.
— Неправ был мудрец, — сказал он. — Я упал семь раз, а когда восьмой раз поднялся, то увидел, что прошел только четверть горы. Тогда я решил вернуться.
Второй юноша пришел через два часа, весь побитый, и сказал:
— Мудрец нас обманул. Я упал семь раз, а когда на восьмой раз поднялся, то увидел, что прошел только половину горы. Тогда я решил вернуться.
   Третий юноша пришел через день с белым цветком в руках, и на нем не было ни царапинки.
— Разве ты не падал? — спросили его друзья.
— Падал, может, сто раз падал, а может, и больше. Я не считал, — ответил юноша.
— Почему на тебе нет синяков и ссадин? — удивились друзья.
— Перед тем как идти на гору, я научился падать, — засмеялся юноша.
А мудрец сказал: — Этот человек научился …

Учитель: Что сказал мудрец, по-вашему?

 Ответы детей.

 Учитель: …не только падать, а подниматься, значит, он достигнет  цели в жизни! — сказал мудрец.

Учитель: Как вы думаете, о чем эта притча?

Ответы детей.

Учитель: Большинство людей хотят быстрого успеха, поэтому они склонны бросать начатое дело после нескольких неудач. Достигают вершин лишь те, кто не считает количество своих ошибок, а просто упорно идет к своей цели. Сегодня мы будем говорить о человеке, ученом, известном в научных кругах всего мира. Человеке, который всю жизнь упорно шел к своей цели и достиг ее. А вот узнать, о ком именно пойдет речь, нам поможет следующее задание.

 Работа в группах -  "Узнай". Учитель раздает каждой группе тексты стихов. 

Учитель: Внимательно прочитайте стихотворные тексты и найдите подсказки, которые помогут вам раскрыть фамилию, имя, род занятий учёного (дети должны определить, что каждый фрагмент - это акростих).

1.

Абсурден этот мир порой… в нем всё не просто,

Бывают взлёты… чаще же паденья…

А человек, тот, кто… ЧЕЛОВЕК,

Ему пытается с рожденья, беря отчаянный разбег,

Всё доказать, что недостоин пораженья.

2.

Воистину был прав мудрец:

«Атланты – карлики порой»…

Смеётся так над догмами юнец,

Объятый жаждой жизни молодой.

3.

Любовь людей, признанье их, как бремя:

И ноша тяжела, и тяжек этот груз…

Несётся скакуном, лихим галопом, время,

Гадать ведь не приходится: какая жизнь на вкус…

Вираж за виражом, вновь поворот за поворотом,

И так за годом год…

Слететь с седла или закончить жизнь полётом

Туда, где звёздный небосвод, где пьедестал воздвиг тебе народ…

В акростихах были зашифрованы слова:

  • Абаев
  • Васо
  • лингвист.

 

Слово учителя. Да, сегодня мы будем говорить об известном учёном- лингвисте, иранисте с мировым именем - Василии Ивановиче Абаеве ( в Осетии его больше знают как Васо Абаев), докторе филологических наук, профессоре, действительном члене Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии, члене-корреспонденте Финно-Угорского общества в Хельсинки,  почетном члене РАН, лауреате Государственной премии СССР, Заслуженном деятеле науки РСФСР. В этом году вся научная общественность России и вся Осетия отмечают 120-летие ученого.

Знаете, я хочу вас познакомить с отдельными фрагментами жизни Васо Абаева. Вам предстоит по этим фрагментам биографии заполнить пустые места кластера. Это будут черты характера этого неординарного человека.

Слайд 1.

Работа с кластером в группах.

3 учащихся старших классов (заранее им были даны задания) читают фрагменты из биографии Васо Абаева, остальные заполняют в кластерах черты характера. 

(Из  воспоминаний Азалии Григорьевны Цхурбаевой – младшей сестры Ксении Григорьевны, супруги и музы Василия Ивановича Абаева, и Казбека  Челехсаты).

  1. Родился Васо Абаев в селении Коб,  в Тифлисской губернии, в семье простого труженика-горца 15 декабря  1900 года. Матери очень хотелось, чтобы ее сын стал образованным человеком. Васо очень любил свою мать, старался ее не огорчать.  Окончив Тифлисскую гимназию, работал сначала учителем в сельской школе, но не расставался со своей мечтой поступить в Петроградский университет. В 1922 году мечта осуществилась: он стал студентом этого института. А уже в 1924 году вышел в свет первый научный труд студента. Тяжело пришлось в эти годы юноше в большом городе, но Васо не сдавался. Он всегда помнил, что в далеком горном селе, в отцовской сакле, около очага, сидит маленькая хрупкая женщина, которая верит в него. (целеустремленность, сыновнее почитание, упорство). Слайды 2-4
  2. «С момента первого с ним знакомства мне запомнилось его скульптурное лицо, сухой нос, чуть с горбинкой, узкие, твердо вылепленные губы. Обратила я тогда внимание на отсутствие привычки жестикулировать. Руки Василия Ивановича всегда спокойно лежали на кафедре. Речь была окрыленной, каждая фраза отточенной. Он на равных общался со студентами». (простота) слайд 5
  3. Академик  В.В. Виноградов сказал о нем: «К Абаеву не подходите с обычным мерилом, он – особая личность. Может быть, особенность В.И. Абаева в том, что он один из тех редких людей, кто, не заигрывая с судьбой, отдавал себя делу настолько, что сама судьба в итоге стала «работать» на него». (трудолюбие, преданность делу, неординарность) слайд 6
  4. «Знания Васо были удивительно обширны. … Эрудиция его была огромна и разнообразна. Затрагивались порой и глобальные вопросы истории, философии, эстетики, с древности до современности. За 75 лет кропотливого, титанического и многогранного труда из-под его пера вышло более 300 научных работ. (эрудированность, многогранность) слайд 7
  5. В редкие моменты променада великий ученый мог часами наблюдать за птицами, слушать их пение, кормить с рук белок; был большим почитателем осетинской и русской классической музыки; любил общаться с детьми и остро переживал, что ему не суждено было испытать радость отцовства. Мог  огорошить своих аспирантов тонкими лирическими отступлениями. Как-то раз в весеннее солнечное утро спросил своих учеников: «А у кого из русских поэтов описывается такое же чудесное утро?»,- и не дождавшись ответа,  стал читать стихи классика. (человечность, тонкость восприятия мира, поэтичность) слайд 8
  6. В 50-ые годы он был в черном списке так называемых «врагов народа» Лаврентия Берии. На заседании Института языкознания Академии наук решалась судьба его не только как ученого, но и как человека. На этом заседании он подробно осветил основные направления своей исследовательской научной работы, после чего на него обрушилась жесткая критика. Все ждали от него раскаяния и самокритики. Один из ведущих заседания предложил ему свои услуги в обмен на раскаяние, произнеся: «Я хочу Вас спасти, оставьте свои заблуждения!». Василий Иванович с возмущением ответил: «Спасибо за сочувствие, но, право, от моей совести меня никто не может спасти, кроме меня самого». С гордо поднятой головой, пройдя через весь зал, он покинул заседание. К его большому удивлению, на выходе его никто не задержал. Наоборот, через несколько дней Васо Абаев получил известие о переводе его в Москву на должность заместителя директора Института языкознания. (мужество, гражданственность, принципиальность) слайд 9
  7. Абаев убедительно доказывает принадлежность осетинского языка к иранской группе индоевропейской языковой семьи. Именно к этой группе принадлежал древний язык скифов и сарматов. Основным проводником языкового наследия этих племен стали аланы - их прямые потомки, которые, в свою очередь, являются непосредственными средневековыми предками современных осетин. Ученый выстраивает генеалогическую ветвь «скифы-сарматы-аланы-осетины». Сквозь этнолингвистическую историю небольшого кавказского народа собирает как пазл картину  целого - загадочного скифского мира. Таким образом, академик Абаев дает ключ к разгадке одной из тайн в истории человечества. (новаторство, прозорливость, интуиция, логика) слайд 10
  8. День Васо Абаева был расписан по минутам.Он вставал рано и после завтрака садился работать. В перерывах он не просто отдыхал, а занимался, как он сам говорил «тренировкой памяти»: заучивал тексты Овидия на  древнегреческом языке, после обеда вместо отдыха консультировал аспирантов и коллег-ученых. (работоспособность, аскетизм). слайд 10
  9. Как-то на юбилее ученого кто-то из научной элиты, желая польстить Абаеву,  произнес фразу: "Коста Хетагуров - солнце осетинской литературы, а Васо Абаев -  солнце науки". На что ученый весьма резко ответил: "Солнце бывает одно".(скромность, отсутствие тщеславия) слайд 11

Дети читают свои варианты. Заполняют центральный кружок кластера. Перед учащимися ставится выбор: "Ученый или Человек". (Учащиеся должны обосновать свой выбор. Учитель делает краткое обобщение).

C:\Users\Алан\Desktop\Screenshot_20210713-195544_Gallery.jpg

Работа с карточками в группах. Учитель: "Обратите, пожалуйста, внимание на тему нашего классного часа "Жизнь как подвиг". Как вы думаете, что такое подвиг и можно ли применить это понятие к обычной размеренной жизни, скажем, к жизни ученого-языковеда?". Учащимся предложено выбрать свой вариант понятия "подвиг" из предложенных и обосновать.

Карточки :

  • Подвиг - это самоотверженно героический поступок. Поступок имеет большое значение в жизни человека, он может, в какой- то мере, определить человека в целом: его отношение к окружающим людям, к друзьям, самому себе.
  • Подвиг - это поступок, решающий шаг, это своеобразный выбор, который человек делает наедине с собой. Такой шаг бывает разным по своему значению, он всегда характеризует человека, говорит о его качествах характера.
  • Подвиг – это каждодневный труд во благо людей, народа. Но совершить такой подвиг непросто: нужны воля, упорство человека, совесть.
  • Подвиг –  это преодоление себя, своих сомнений. Подвиг – это отрицание догм и утверждение новой истины.
  • Подвиг – это забыть о своих личных амбициях и помнить  о нуждах общества.

Ответы детей. Дополнения учителя. 

Учитель (показывает книги : «Историко-этимологический словарь осетинского языка» В.И.Абаева): Как вы думаете, можно ли назвать служением народу научный труд практически всей жизни человека?

Ответы детей.

Учитель рассказывает, с какими трудностями столкнулся ученый во время работы над словарем, о принципах построения словаря, о неожиданных открытиях ученого.

Вот что говорил о своем труде сам ученый: «Чувство долга к благородному и любимому делу, святое служение науке стали надежной основой для появления «Историко-этимологического словаря осетинского языка». Выход такого глобального научного труда явил целую эпоху в развитии отечественной филологии и языкознания. В словаре Василий Иванович прослеживает генеалогическую ветвь: скифы – сарматы – аланы – осетины, раскрывая этимологию и историю осетинских слов на материале 190 языков мира и связи осетинского языка с иранскими, индоевропейскими, финно-угорскими и другими языками. Как говорил Василий Иванович, «не только народы, но и языки за много веков перемешивались. Теперь другие народы населяют эту землю, но до сих пор называют реки юга Украины и России этимологически скифскими, сарматскими, аланско-осетинскими словами. Скифский мир с его языком и культурой не исчез без следа, он растворился и ушел в нас, в эти обширные пространства, на которых теперь живут другие народы».

Учитель: А теперь мы на несколько минут представим себя учеными, и не просто учеными, а лингвистами. Нам предстоит сопоставительный анализ слов. Предлагаю провести небольшой брейн-ринг по словарю Абаева.

Вопросы брейн-ринга:

1.Это слово означает время года и в осетинском, и в русском языках, имеет одни и те же индоевропейские корни и близкое звучание. Что это за слово?

Ответ: zymæg - zima - зима

2.У этого слова очень много разных толкований. Василий Абаев предложил монгольский вариант: nara - "солнце", т. е. буквально "дети солнца". А кто эти дети?

Ответ: Nart - нарты.

3. В переводе с осетинского языка это слово означает "реветь".От него произошло название одного из месяцев. Кстати, во многих славянских языках этот месяц так и называется: "ревун". Что это за месяц?

Ответ: ryxæny mæj - сентябрь.

4. Назовите слово, которое пришло в осетинский язык из русского языка, а в русский - из немецкого. В переводе с немецкого языка это сложное слово означает "год" и "рынок".

Ответ: armuk'a - ярмарка.

5.А этот вопрос связан с современными молодежными трендами. В английский  язык  это слово пришло из тюркских языков, означает "капюшон", а в осетинский язык это слово пришло из иранских языков и в большинстве случаев означает "шлем". О каком слове идет речь?

Ответ: hoodie- hood - hud.

(Определяется победитель игры).

Учитель (показывает 2 дерева, одно из которых устойчиво стоит, потому что у него мощные корни, а другое, практически без корней, падает): Посмотрите на эти  деревья и скажите, почему одно дерево крепко стоит, а другое падает? Что символизируют, на ваш взгляд,  крона дерева, ствол, корни?

Ответы детей.

Учитель (обобщает): Корни дерева – это язык народа, ствол – это сам народ, а крона – это обычаи, традиции, мировоззрения. Без корней нет жизни дереву, - оно погибает.

Васо Абаев был не только ученым-лингвистом, он был большим патриотом своей малой родины. Принимал близко к сердцу все проблемы, большие и малые. Особенно его удручало то, что во многих осетинских семьях не говорят по-осетински, что дети не владеют родным языком.

Послушайте заповедь Васо:  

Моим младшим! 
Мне больно, когда думаю об участи нашего родного языка. Его место не только в служебных кабинетах и на собраниях, но и в быту, в кругу семьи внушает опасения. Гибель языка есть гибель народа - это должен понимать каждый. Нет языка - нет народа. Бью тревогу и взываю: защитим, сохраним наш язык! Прежде всего - дома, в семье. В каждом доме на стене должен висеть плакат, написанный крупными буквами:

ЗДЕСЬ ГОВОРЯТ ПО-ОСЕТИНСКИ! АМ ДЗУРЫНЦ ИРОНАУ!"

Учитель:

Мы завершаем наш разговор. Вспомните еще раз, чем заканчивалась притча?

Ответы детей:

Достигают вершин лишь те, кто не считает количество своих ошибок, а просто упорно идет к своей цели.

Учитель:

А вы готовы подниматься вновь и вновь, чтобы придти к своей Мечте?

Ответы детей.

Учитель: Важно помнить при этом, что ты прежде всего человек, не ронять своего человеческого достоинства, чтобы о вас могли сказать: «Он или она талантливый ученый, учитель, врач, инженер, летчик… и прекрасный человек». Не зря народная мудрость гласит: «Завтрашний характер в сегодняшнем поступке». И хотелось бы, чтобы вы, ребята, приняли близко к сердцу, что именно в каждом сегодняшнем поступке, вашем сознательном выборе решения, как поступить – закладывается завтрашний характер, а значит частичка героического самоотверженного поступка. Не забывайте делать правильный выбор между  добром и злом. Васо Абаев писал: « На каждом из нас лежит долг – делать все от нас зависящее , чтобы скорее настало царство – царство доброты. Вы спросите, что можно каждому из нас для этого сделать? Ответ очень простой.  Прежде всего, быть добрым самому. Будучи добрым, вы будете заражать добром  и окружающих. Ведь добро заразительно, гораздо заразительней, чем эгоизм и зло».

Запомните, ребята,  слова нашего великого земляка. Я хочу, чтобы мы сегодня закончили наш разговор стихами Р.Киплинга. Называется стихотворение «Заповедь». Оно очень ёмкое и глубокое по смыслу. Это своеобразное напутствие для вас и продолжение темы классного часа. Мне кажется, оно удивительно тонко передает силу духа Васо Абаева.  Мы услышим его в оригинале, а также на русском и осетинском языках.

Дети читают стихи.

Владей собой среди толпы смятенной, 
Тебя клянущей за смятенье всех, 
Верь сам в себя, наперекор вселенной, 
И маловерным отпусти их грех; 
Пусть час не пробил, жди, не уставая, 
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них; 
Умей прощать и не кажись, прощая, 
Великодушней и мудрей других.
 

Идя с толпой, умей не слиться с нею, 
Останься прям, служа при королях. 
Ничьим речам не дай звучать слышнее, 
Чем голос истины в твоих ушах. 
Свой каждый миг сумей прожить во славу 
Далекой цели, блещущей с вершин. 
Сумеешь - и Земля твоя по праву, 
И, что важней, ты Человек, мой сын! 

If you can talk with crowds and keep your virtue, 
Or walk with Kings -- nor lose the common touch, 
If neither foes nor loving friends can hurt you, 
If all men count with you, but none too much; 
If you can fill the unforgiving minute 
With sixty seconds' worth of distance run, 
Yours is the Earth and everything that's in it, 
And -- which is more -- you'll be a Man, my son! 


Хуымæтæг у, сыгъдæгзæрдæ, æргом,

Ды паддзах æви кусæгимæ дзурай,

Дæ разы уа хæлар æви æзнаг,

Уæддæр-иу ма аив дæ уаг,

Æдзухдæр у сæрыстыр, Адæймаг!

Уыдзæнис уæд ‘рмаст дæ номæн кад,

Уыдзæнис иуыл дуне уæд дæ фаг,

Уæд дзурдзысты дæу тыххæй адæм:

«Лæджы ном уый нæ фæкодта æгад!»

Учитель: Думаю, для каждого из нас есть повод задуматься после сегодняшнего разговора, выстроить собственные приоритеты, выверить свои жизненные планы. Всё … в наших руках.

Рефлексия.

(Учитель предлагает повесить на дерево яблоки).

Учитель: Яблоки – символ познания, символ жизненных ориентиров, мудрости.

 "Яблоко нартов" - национальная премия в Осетии в области искусства.

Зелёные – «мне сегодня было не совсем интересно».

 Жёлтые – «тема классного часа заставила задуматься над какими-то вещами». 

Красные – «хотел бы что-то поменять в себе».

Заключение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учитель на войне. Жизнь и подвиг Героя Советского Союза Б.Н.Суровцева

Великая Отечественная война стала тяжелейшим трагическим испытанием для всех людей нашей страны. Между первым днем войны и 9 Мая 1945 года прошло 1418 дней неимоверного труда, смертей, голода, с...

Жизнь и подвиг пионера-героя Вити Захарченко

В годы войны героизм стал массовым, стал  нормой поведения людей… Многие жизни перечеркнуло одно страшное слово – война. У целого поколения украли детство. Дети войны быстро повзрослели. Война от...

Проект «Жизнь и подвиг Героя Советского Союза М.И. Быкова»

К своей исследовательской работе «Жизнь и подвиг Героя Советского Союза М.И. Быкова» мы обратились не случайно. Это дань уважения погибшему воину. Знакомство с историей своего села, своих героев – вот...

Сценарий урока "Жизнь-подвиг", посвященный 95 летию со Дня рождения Махрова А.Г."

Сценарий урока по патриотическому воспитанию учащихся.Материал разработан в честь 95 летия со Дня рождения  Героя Советского Союза Махрова А.Г.(уроженца Атюрьевского района)...

Проект «Сердцем прикоснись к подвигу» посвящённый 70-летию Великой Отечественной войны

Проект «Сердцем прикоснись к подвигу»посвящённый 70-летию Великой Отечественной войны...

Презентация к 120 летию Васо Абаева

Презентация к 120 летию Васо Абаева...

«Духовный подвиг. Жизнь и подвиг православных христиан в России в XX веке. Святой Праведный Иоанн Кронштадтский».

laquo;Исследовательская работа» на тему:«XX век – век трагических судеб. Подвиг в жизни человека»...