Рабочая программа внеурочной деятельности "Семьеведение"
рабочая программа

Семьеведение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semevedenie_10-11.docx39.11 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности «Семьеведение» 10-11 кл

Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 10-11 классов и реализуется на основе следующих документов:                                                                                                                                       1. - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями)                                                                                                                                      2. Федерального Государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями);                                                                                                                                                                3. Основной образовательной программы СОО МБОУ Холстовской СШ (приказ №126-ОД от 31.08.2022 г)                                                                                                                                                                          4. Уставом МБОУ Холстовской СШ (утвержденный постановлением администрации МО «Павловский район» №805 от 08.12.2015г.) (с изменениями и дополнениями)                                                                                                                                        5. Распоряжения министерства образования Ульяновской области №1146-р от 12.04.2011г «Об утверждении регионального базисного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования.                                                                                                                                   6. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (приказ Министерства образования № 254 от 20.05.2020 г «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования») (с изменениями и дополнениями)                                                                        7.Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. N 09-3564  «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» 8.Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017г. № 09-1672  « О направлении методических рекомендаций»;

9. Е.Ф Купецкова, Г.П.Редя, И.Ф Смирнова. Семьеведение . Программа курса для учащихся 1-11 классов.Москва, Пенза 2012 год.

Рабочая программа состоит из следующих разделов:

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

 2. Содержание учебного предмета.

3. Тематическое планирование.

Место предмета в учебном плане: Согласно учебному плану  на изучения курса отводится 1 час в неделю, всего 34 часа. Рабочая программа рассчитана на 34 недели.

Цели и задачи курса:

Цель данного курса – вооружить слушателей как определёнными и доступными для юношества теоретическими знаниями, так и практической информацией в целях формирования у них ясных и непротиворечивых представлений о том, что такое институты брака и семьи, с какими проблемами сталкивается человек, вступающий в брак, какие факторы их порождают в большей степени - родственные, внутрисемейные или социальные, глобальные.

В соответствии с поставленной целью выдвигаются такие

задачи изучения брака и семьи:

▪ способствовать формированию семьецентрического мышления у юношей и девушек,

▪ пояснить им базовые семейные категории, такие как брак, семья, домохозяйство, права и обязанности в браке, материнство и отцовство, естественное и суррогатное материнство, усыновление и приёмная семья, родительство и детство, рождаемость и смертность, брачность и разводимость, моногамия и полигамия, эндогамия и экзогамия, гражданский брак и брак религиозный и т.п.),

▪ подготовить старшеклассников к более осознанному выполнению своих будущих супружеских и семейных обязанностей, и в том числе – к строительству бесконфликтных супружеских, родительско-детских и родственных отношений,

▪ сформировать готовность юношей и девушек к длительному сохранению брачных отношений, а также к деторождению не на эмоциональном, сугубо индивидуальном уровне, а на уровне осознания значения легитимного брака для рождения и воспитания ребёнка, собственной родительской миссии для родственного окружения, своего народа, человечества в целом.

                               

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

▪ способствовать формированию семьецентрического мышления у юношей и девушек,

▪ пояснить им базовые семейные категории, такие как брак, семья, домохозяйство, права и обязанности в браке, материнство и отцовство, естественное и суррогатное материнство, усыновление и приёмная семья, родительство и детство, рождаемость и смертность, брачность и разводимость, моногамия и полигамия, эндогамия и экзогамия, гражданский брак и брак религиозный и т.п.),

▪ подготовить старшеклассников к более осознанному выполнению своих будущих супружеских и семейных обязанностей, и в том числе – к строительству бесконфликтных супружеских, родительско-детских и родственных отношений,

▪ сформировать готовность юношей и девушек к длительному сохранению брачных отношений, а также к деторождению не на эмоциональном, сугубо индивидуальном уровне, а на уровне осознания значения легитимного брака для рождения и воспитания ребёнка, собственной родительской миссии для родственного окружения, своего народа, человечества в целом.

Метапредметные результаты:

● знание основ функционирования институтов брака и семьи,

● понимание социально-экономических, социально-правовых, этноконфессиональных, социально-педагогических и социально-психологических условий жизнедеятельности семьи как малой социальной группы,

● умение понимать и анализировать трудности функционирования семей в современном российском обществе,

● умение ориентироваться в практических жизненных ситуациях, связанных с трудностями принятия самостоятельных решений по вопросам деятельности родительской семьи.

Предметные результаты:

  • Формирование у учащихся исторически цельного представления о браке и семье.
  • Воспитание социальной ответственности в таких сферах семейной жизни, как заключение брака, рождение ребёнка и его воспитание, ведение домохозяйства, решение семейных конфликтов.                            
  • Обучение системе взаимодействий семьи с такими сферами общественной жизни как экономика, право, религия, культура.
  • Определение роли государства в поддержке семьи как социального института и приоритетов в семейной политике.                    
  •  Формирование социальной, демографической, правовой, экономической, нравственной культуры учащихся.                        
  •  Осознание важности и значимости семейных ценностей для общественного и личностного развития поколений.                    
  •  Воспитание культуры поведения в межличностных отношениях в семье и в школе.                                                                              
  • Формирование терпимости к альтернативным формам брачных взаимоотношений в ситуации предпочтительности традиционных моделей брака и семьи.                                                                    
  • Развитие положительных личностных качеств школьников – ответственности, долга, серьёзного отношения к браку, семье, родительству.                                                                                      
  • Определение жизненных важных ценностей для формирования брачных и семейных отношений, среди которых – вступление в официальный брак, наличие уютного дома, собственной семьи, нескольких детей, конструктивные отношения с прародителями, забота о старших и младших членах семьи.

Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности

Обучающийся научится:

-  определять основные понятия, изучаемые семьеведением;

- применять правовые основы функционирования институтов брака и семьи;

- характеризовать экономические особенности ведения домохозяйства;

-  различать гендерные аспекты семейных ролей и статусов;

- определять особенности положения первого ребёнка и последующих детей в семье;

- учитывать причины и последствия падения рождаемости для государства и семьи;

-  осознавать цену родительства и детства; проблемы родительства в современном обществе;

- сравнивать альтернативные формы брака и семьи;

 Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать полученные знания при сдаче единого государственного экзамена и собеседовании при поступлении в вуз

- применять полученную информацию при анализе ситуации в брачно-семейной сфере в современном российском обществе;

- осуществлять диагностику семейных проблем в известных им семьях с целью выбора наиболее оптимального способа их решения.                                                                                           - определять собственные позиции по отношению к изучаемым явлениям.

 

Содержание курса внеурочной деятельности

Тема 1. Брак как основа семьи

Исторические корни брака. Понятие брака. Функции брака. Виды браков. Особенности брачного выбора. Брачный возраст. Мотивы вступления в брак. Любовь как основной мотив брака.

Мотивы расторжения брака. Повторный брак и его проблемы. Отличиябрака от семьи.

Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодежи. «Пол» и «гендер» в социокультурных исследованиях. Пол как биологическая и социальная категория. Пол как процесс, статус и структура. Гендерная идентичность как базовая структура социальной идентичности.

Взаимодействие парных понятий «мужское» и «женское», «мужественность» и «женственность», «фемининность» и «маскулинность» во взаимоотношениях мужчин и женщин в обществе и в супружестве.Представления о мужественности и женственности в индивидуальном самосознании молодежи.

Гендерные отношения и трансформация гендерных ролей.

Тема 2. Семья как социальный институт и малая группа

Понятие семьи. Социальные и индивидуально-личностные основы семьи.

Понятие традиционной и современной семьи как основных её форм. Полигамия и моногамия как основные модели семьи в истории. Понятия эндогамии и экзогамии, матрилокальности и патрилокальности, матрилинейности и патрилинейности. Супружеская семья и эгалитаризация отношений между её членами. Социальные и асоциальные (альтернативные) модели семьи.

Типология семейных структур по критериям родительства-супружества-родства, власти, социального положения супругов, территориальной локализации, поколенного состава, первичности или вторичности брака, детности, возраста брака и жизненного цикла семьи. Понятие нуклеарной семьи. Нуклеарная (индивидуальная) и линейная (расширенная) семьи. Ориентационная и репродуктивная семьи. Малодетная, среднедетная, многодетная и супружеская (бездетная) семьи.

Тема 3. Семейное право в России: ХХI век

Правовые основы функционирования семьи. Семейные отношения как объект права. Роль семейного права в социальной жизни. Разнообразие способов воздействия на семейные отношения. Основные начала семейного права. Семья и родство в юридической сфере. Источники семейного права Российской Федерации. Соотношение семейного и гражданского законодательства.

Порядок заключения и расторжения брака. Законный режим имущества супругов. Брачный договор. Ответственность супругов по обязательствам.

Установление происхождения детей. Добровольное признание отцовства в органах ЗАГС и установление отцовства в судебном порядке. Права несовершеннолетних детей. Родительские права и обязанности. Алиментные обязательства супругов, родителей и детей. Порядок уплаты и взыскания алиментов. Лишение, ограничение и восстановление родительских прав.

Усыновление (удочерение) и его отмена. Опека и попечительство. Приёмная семья.

Тема 4. Экономические модели семьи в рыночном обществе

Социальные реформы и благосостояние российских семей. Бюджет как показатель уровня жизни семьи. Прожиточный минимум и черта бедности в семье. Экономическая функция семьи как основополагающая в системе её социальных функций.

Экономическая цена (ценность) мужчины, женщины, ребёнка в семье. Теории экономической ценности детей. Связь экономической функции семьи с репродуктивной, воспитательной, социализационной.

Семья как домохозяйство. Факторы домохозяйства. Структура домохозяйства.

Динамика семейного благосостояния и особенности социальной работы с семьями с разными уровнем дохода в рыночных условиях.

Тема 5. Проблемы родительства в депопулирующей России

Демографическая ситуация в мире и в России. Репродуктивная функция семьи, социальные и индивидуальные факторы её осуществления. Потребность в детях.

Отношение к детям в современной семье. Рождение первенца. Число детей в семье. Ответственное родительство. Семейная социализация. Роль отца в социализации детей. Роль матери в социализации детей. Роль сиблингов (братьев/сестер). Бабушки и дедушки. Положение единственного ребенка в семье.

Причины и последствия падения рождаемости. Проблема детности.Многодетность как социальная категория. Факторы многодетности. Планирование рождаемости. Поддержка многодетных семей, формирование ориентации на среднедетность. Технологии социальной работы с малодетными и многодетными семьями.

Тема 6. Воспитательный потенциал современной семьи

Воспитательный потенциал семьи как система эмоциональных отношений родителей к ребенку. Семья как среда общения и воспитательная среда.

Типы воспитания в воспитательном потенциале родителей:гипопротекция, гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гипопрнотекция.

Родительская позиция как основа семейного воспитания. Родительские позиции как установки родителей на воспитание ребенка. Негативные родительские установки (эмоциональное отвержение; повышенная моральная ответственность; противоречивое воспитание: воспитание в культе болезни). Адекватная родительская позиция. Гибкость родительской позиции, прогностичность родительской позиции.

Типы семей по признаку негативного воспитательного потенциала. Семьи с сексуальной деморализацией; правонарушительские; преступные.

Методы семейного воспитания как выражение личностной сущности каждого из родителей. Методы убеждения, мягкого порицания;совместного решения экономических проблем семьи; сдержанности в поощрениях материального порядка и преобладания поощрений морального характера (похвала, доброе замечание); включения детей в деятельность по ведению семейного хозяйства.

Методы личного примера; совместного труда; беседы; использования художественной литературы, материалов периодической печати, кино, радио.

Факторы семейного воспитания. Тактики семейного воспитания: диктат, опека, «мирное сосуществование» на основе невмешательства, сотрудничество.

Тема 7. Внебрачная семья.

Альтернативные формы брака и семьи. Сознательно бездетный брак. Принцип  автономии как основа открытого брака. Групповой брак или жилые сообщества.

Альтернативность семейности: одиночество или моновариантность существования.

Трансформация семейных ценностей: переход от культуры брака к культуре развода.

Модели внебрачной семьи: незарегистрированное сожительство, после развода, материнская семья, после овдовения.

Мотивы создания внебрачных семей. Особенности их функционирования. Имидж внебрачной семьи.

Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений. Социальная работа с внебрачными семьями: психологические и психофизические технологии работы с ними.

Гендерные аспекты формирования брака и семьи. Критика концепции половых ролей и применение феминистской методологии к анализу родительства и супружества. Роль гендерного фактора в разводах. Гендерные различия в отношении к семье и браку у молодежи.

Тема 8. Семья и религия

Брак и семья с позиций христианства: история и современность.
Исторические типы семьи: социологический анализ с религиозной точки зрения. Первобытная свобода половых отношений в контексте христианской традиции. Первые ограничения и религиозные нормы.

Римская империя и христианство: религиозная регламентация брака. Первые христиане и оформление семейных отношений в рамках внегосударственных традиций.

Формирование таинства брака. Ветхий и Новый завет о семье: изменение акцентов. Сопоставление монашества и семейной жизни: есть ли с христианской точки зрения предпочтения?

Современные тенденции в религиозных воззрениях на семью: православие, католичество, протестантизм. Современные православные семьи в России: проблемы и решения.

Этнические группы евреев в России: расселение и численность. Иудаизм как традиционная религия евреев. Брак в иудаизме как идеальное состояние человеческого бытия. Мужчина без жены или женщина без мужа как неполноценные личности в еврейском обществе.

Обручение и свадьба иудеев. Супружество как семейная гармония. Детские браки в иудаизме и их аннулирование. Межнациональные браки в иудаизме, их законность и легализация.

Развод и права женщины при разводе. «Связанные» женщины.

Брак с точки зрения ислама. Условия брака согласно шариату, отличия
различных школ мусульманского права. Расторжение брака.

Совершеннолетие (проблема определения), традиция и современное законодательство, историко-этнографические и регионально-географические различия.

Взаимные обязанности супругов. Отношение к родителям, особый статус матери. Опекунство и приемные дети.

Полигамия: потенциальная дозволенность и реальное функционирование.

Статус женщины, мусульманка в семье, в традиционном обществе, в современном мире.

Межконфессиональные браки.


Буддизм в России: численность, места дислокации. Традиции монашества и семья. Любовь в буддизме как потребность заботиться о другом, сделать его счастливым. Служение родителям в буддизме как способ служения Богу. Любовь матери к детям как идеал для всех типов взаимоотношений.

Семейная этика в буддизме. Обязанности детей и родителей в буддистской семье.

Супружество в буддизме. Обязанности и права мужа и жены в буддистской семье. Буддизм о сексуальности и супружеской неверности.

Содержание курса программы внеурочной деятельности «Семьеведение»

№ п/п

Раздел программы

Кол-во часов

Формы и виды организации внеурочной деятельности

1

Брак как основа семьи

  4

Традиционное занятие.Словесный, наглядный, практический метод

2

Семья как социальный институт и малая группа

4

Традиционное занятие.Словесный, наглядный, практический метод

3

Семейное право в России: ХХI век

9

Традиционное занятие.Словесный, наглядный, практический метод

4

Экономические модели семьи в рыночном обществе

5

Традиционное занятие.Словесный, наглядный, практический метод

5

Проблемы родительства в депопулирующей России

3

Традиционное занятие.Словесный, наглядный, практический метод

6

Воспитательный потенциал современной семьи

3

Традиционное занятие.Словесный, наглядный, практический метод

7

Внебрачная семья.

2

Традиционное занятие.Словесный, наглядный, практический метод

8

Семья и религия

4

Традиционное занятие.Словесный, наглядный, практический метод

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Раздел 1. Брак как основа семьи

4

1

Брак как основа семьи. Понятия брака, его функции и типы

1

2

Гендерные аспекты формирования брака и семьи

1

3

Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодёжи. Структура, динамика, добрачного поведения

1

4

Особенности добрачного поведения у учащихся и молодёжи Гендерные стратегии "молодых взрослых

1

Раздел 2.Семья как социальный институт и малая группа

4

5

Роль семьи в обществе и место индивида в системе семейных отношений

1

6

Супружество, родительство, родство, поколение

1

7

Идеальная модель семьи

1

8

Происхождение формы и модели семьи

1

Раздел 3. Семейное право в России: ХХI век

9

9

Функции современной семьи Семейное право в России: ХХI век

1

10

Семейные отношения как предмет правового регулирования.Роль семейного права в социальной жизни

1

11

Личные права и обязанности супругов. Законный режим имущества супругов. Брачный договор

1

12

Установление происхождения детей. Добровольное признание отцовства в органах ЗАГСА и установление отцовства в судебном порядке.

1

13

Права несовершеннолетних детей. Родительские права и обязанности

1

14

Лишение и ограничение родительских прав

1

15

Алименты обязательство супругов, родителей и детей. Порядок уплаты и взыскания алиментов

1

16

Усыновление(удочерение) детей и его отмена

1

17

Опека и попечительство над детьми. Приемная семья

1

Раздел 4. Экономические модели семьи в рыночном обществе

5

18

Социально-экономическое положение семьи в кризисном обществе

1

19

Домохозяйство и его роль в воспроизводстве человека

1

20

Ценность мужчины, женщины и ребёнка в семье.

1

21

Экономико-демографическое развитие семьи

1

22

Основные направления государственной семейной политикти.

1

Раздел 5. Проблемы родительства в депопулирующей России

3

23

Демографическая ситуация мире и в России.

1

24

Рождаемость и репродуктивное поведение семьи. Рождение первенца и планирование рождаемости

1

25

Отношение к детям в современной семье. Ответственное родительство и единственный ребёнок в семье

1

Раздел 6. Воспитательный потенциал современной семьи

3

26

Роль отца и матери в социализации детей

1

27

Типы воспитания

1

28

Семейные ценности

1

Раздел 7. Внебрачная семья.

2

29

Тенденции развития альтернативных форм брачно – семейных отношений

1

30

Модели внебрачных союзов

1

Тема 8. Семья и религия

4

31

Православие о браке и семье

1

33

Брак в семье с позиции иудаизма

1

33

Традиции брака и семьи в буддизме

1

34

Мусульманский брак: традиционное и современное. Модели мусульманской семьи.

Итого:

34ч

Итого: 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.

Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради

Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз  в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...