Игры и упражнения.
материал

Игры и упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya.docx514.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Игры и упражнения.

Методики диагностики развития восприятия

1. Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»

Цель этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных ниже. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь. Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.

8-9 баллов — время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек.

6-7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек.

4-5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек.

2-3 балла — время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек.

0-1 балл — время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек.


hello_html_58f1cb0a.jpghello_html_2ce3150c.jpg

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

2. Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается 1 минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания. Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут, найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.


hello_html_1297a116.png

Оценка результатов

10 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

8-9 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

6-7 баллов — ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4-5 баллов — ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.

2-3 балла — ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.

0-1 балл — за время, большее, чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.


Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний

2-3 балла - низкий

0-1 балл - очень низкий.












Методика диагностики степени развития наблюдательности.

Задача: диагностика наблюдательности

Необходимо приготовить две одинаковые картинки, на которой заранее предусмотрены 10 отличий. При работе с классом эти картины раздаются каждому ребенку на 1- 2 минуты, дети должны отметить (обвести) найденные различия.

Обработка результатов: Подсчитываем количество правильно отмеченных различий, из них вычитываются указанные ошибочные различия. Чем результат ближе к 10, тем выше уровень наблюдательности.

Методика исследования словесно-логического мышления

Цель: исследование уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.

 Продолжите предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркните его». (Какое слово из всех, что я назову, подходит больше всего? Правильный ответ подчеркните).

задание

  1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы).
  1. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
  1. В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев).
  1. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
  1. В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец).
  1. Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда).
  1. Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник).
  1. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
  1. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень).
  1. Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София)).

II субтест "Одно слово из пяти лишнее, оно не подходит ко всем остальным. Послушайте внимательно, какое слово лишнее? Правильный ответ подчеркните".

задание

  1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
  1. Река, озеро, море, мост, болото.
  1. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
  1. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.
  1. Шиповник, сирень, тополь, жасмин, боярышник.
  1. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
  1. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.
  1. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
  1. Число, деление, вычитание, сложение, умножение.
  1. Веселый, быстрый, грустный, вкусный

Каким общим словом можно назвать ... ?

Правильный ответ запишите".

Задание

1. Метла, лопата (инструменты)

2. Окунь, карась (рыбы)

3. Лето, зима (времена года)

4. Огурец, помидор (овощи)

5. Сирень, шиповник (кустарники)

6. Шкаф, диван (мебель)

7. День, ночь (время суток)

8. Слон, муравей (животные)

9. Июнь, июль (месяцы)

10. Дерево, цветок (растения)

Обработка результатов. Оценка в баллах по каждому заданию получается путем суммирования всех правильных ответов по данному субтесту.

Общий балл сравнивается с максимально возможным баллом по данному тесту в целом (он составляет 40 баллов), и в соответствии с ним устанавливается уровень развития словесно-логического мышления школьников:

40б. - 30б. (100%—75%) — высокий уровень развития;

29- 20б. (74%—50%)— средний уровень развития;

19 б. и менее (49%—25%)— низкий уровень развития

Диагностика воображения Методика «Скульптура»

Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.

 

Оценка результатов

0-1 балл ставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.

2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, кубик, палочку, кольцо и т.п.

4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.

6-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.

8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.

10 баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.

 

Диагностика воображения

Инструкция: "Перед вами листок, разделенный на 8 частей. В каждой части листа нарисованы фигурки. Листочки с этими фигурками потерял художник. Он собирался нарисовать на листочках картинки, но не успел. И вот теперь листочки попали к вам. Значит теперь, вы художники. Вам эти фигурки надо дорисовать и превратить в картинки так, чтобы не было одинаковых рисунков. В каждой из 8 частей листа картинки должны быть разными. Начинайте работу пожалуйста".

  1. Дети рисуют в удобном для них темпе, поэтому оканчивают работу в разное время. Когда ребенок сдает листочек, психолог обязательно спрашивает, как можно назвать каждый из 8 рисунков, и подписывает под каждой картинкой ее название. Иногда дети вызываются сами написать названия к своим картинкам.
  2. Это задание также можно использовать для изучения развития воображения. Для этого выполнение задания оценивается в баллах:
  3. 0 баллов - ничего не нарисовал;
  4. 1 балл - стереотипные, примитивные рисунки, трудность вербализации при назывании картинки;
  5. 2 балла - простые, стандартные рисунки с повторами, затруднения при подборе названий к некоторым рисункам;
  6. 3 балла - сложные, оригинальные рисунки, хорошая вербализация.

hello_html_m39f759c7.png

Приложение 2

ИГРЫ

«Интервью»

Цель: научить общаться и находить общий язык со сверстниками, развивать навыки связной речи.

Оборудование: микрофон, магнитофон для записи интервью или камера, таблички с надписями.

Ход игры:

Выбирается ведущий, который будет брать интервью у сверстников. Ведущий включает магнитофон и, протягивая микрофон, просит ответить на какой-либо вопрос, например: «Во что ты любишь играть больше всего?». После того, как ребенок дает развернутый ответ, рассказывая о своих предпочтениях, ведущий обращается с предложением «А теперь, давай узнаем, во что любят играть твои друзья?». В разговор постепенно включаются другие участники игры. После этого ведущий задает следующий вопрос, и игра продолжает идти по той же схеме. Можно спросить о следующем:

  1. Кто твой лучший друг, и почему?
  2. Твое любимое блюдо?
  3. Чего ты боишься? Расскажи о своей любимой книжке и т.д.

«Доктор вежливых наук».

Цель: учить детей вежливости и отзывчивости.

Оборудование: набор призовых жетонов, красиво разрисованный диплом доктора вежливых наук, таблички со словами.

Ход игры:

Ведущий объясняет, что сейчас состоится экзамен. Самому вежливому игроку присудят звание профессора вежливых наук. Игроки по очереди называют по одному слову, которое должно быть вежливым («спасибо», «пожалуйста», «извините»), либо дающим положительную оценку чему-нибудь «красивый», «добрый»). За каждое названное слово игрок получает один призовой жетон. Если игроку не удается сразу найти вежливое слово, то он уступает очередь следующему участнику игры. Игра заканчивается, когда все слова исчерпаны, а жетоны розданы. Подсчитываются набранные жетоны и подводятся итоги. Игрок, который нашел больше вежливых и ласковых слов, объявляется доктором вежливых наук и награждается дипломом.

«Опиши друга».

 Цель: развитие внимательности и умения описывать то, что видел, продолжение знакомства.

Оборудование: таблички со словами.

Ход игры:

Игра выполняется в  парах (одновременно   всеми  участниками).Дети, стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.

УПРАЖНЕНИЯ

«Связующая нить» Цель: помощь в формировании нравственных отношений с окружающим миром. Оборудование: клубок ниток, таблички со словами. Ход упражнения: Дети встают в круг и передают друг другу клубок ниток так, чтобы тот, кто уже держал клубок, не выпускал нить из рук. При передаче клубка мы говорим друг другу добрые пожелания.

«Дом» Цель: осознание своей роли группы, сплочение коллектива Оборудование: таблички со словами

Ход упражнения:

Ведущий дает инструкцию: «Сейчас ваша команда будет строить дом. Каждый должен выбрать, кем он будет в этом доме - дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за вами! Но не забывайте, что вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться друг с другом».

«Руки знакомятся, ссорятся, мирятся»

Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

Оборудование: таблички со словами.

Ход упражнения:

Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Ведущий дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты):

- Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки

-  Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

- Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

ИГРЫ

«Рукавички»

 Цель: развитие умения чувствовать других, договариваться, согласовывать свои действия.

Оборудование: вырезанные из бумаги рукавички, три карандаша разного цвета, таблички со словами. Ход игры: Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички. Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Победителей поздравляют.

«Сочиним историю» Цель:  научить сосредотачиваться на слуховой информации, подчинять свои желания общим интересам, развитие коммуникативных навыков. Оборудование: игрушка, таблички со словами. Ход игры: Ведущий берет игрушку (например, зайчик) и начинает про неё историю: «Жил-был маленький зайчик. Больше всего он любил...». Передает игрушку следующему участнику, тот продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается. «Он жил с…», «Однажды он решил…»

«Пять островов»

Цель: активизация внимания и физической активности, развитие способности кооперации. Оборудование: острова импровизационные из ткани, таблички со словами. Ход игры: На полу пять кругов разного цвета, достаточно больших, чтобы разместить всех участников. Попросите всех выбрать остров, на котором они хотели бы жить. Предупредите участников, что один из островов очень скоро затонет в море, и жители этого острова будут вынуждены быстро переселиться на другие острова. Пусть все разместятся, а потом выкрикните цвет острова, который тонет. Участники бегут к четырем другим островам. Игра продолжается до тех пор, пока все не соберутся на одном острове. Игру можно проводить как в начале, так и в конце занятий.

УПРАЖНЕНИЯ

«Ожерелье пожеланий» 

Цель: интеграция эмоционально - положительного опыта.

Оборудование: отрезки шерстяной нити по 60 см, таблички со словами.

Ход упражнения: На столе лежат отрезки шерстяной нити по 60 см по числу участников и большое количество отрезков нити по 10 см разного цвета. «Сейчас каждый из вас возьмет себе один длинный отрезок нити и повесит его на грудь, завяжет узелком, сделав «Ожерелье для пожеланий». Затем возьмите несколько маленьких отрезков разных цветов, каждый из которых вы будете привязывать к ожерелью другого человека, сопровождая своим пожеланием. Будьте внимательны, не пропустите никого». В результате у каждого на груди должно получиться «Ожерелье пожеланий» из разноцветных ниточек, закрепленных в разных местах, разными способами.

«Комплименты» Цель: повышение самооценки, создание положительного образа себя, развитие коммуникативных навыков. Оборудование: таблички со словами и картинками. Ход упражнения:

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

«Аплодисменты по кругу»

Цель: формирование групповой сплоченности.

Оборудование: таблички со словами.

Ход упражнения: Ведущий, Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля - стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю. Ведущий подходит к кому-нибудь из учеников. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком ученик выбирает следующего, который также получает свою порцию аплодисментов, затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всей группы.

ИГРЫ

«Сиамские близнецы»

Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.

Оборудование: бумага, шнурки, ботинки, стержень, шариковая ручка, таблички со словами.

Ход игры:

Участники делятся на пары. Они обнимают друг друга так, чтобы свободными оказались правая рука одного и левая рука другого. В таком положении выполняют простейшие задания, завязывает шнурок на ботинке; вставляет стержень в шариковую ручку. Ведущий сообщает инструкцию: «Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д.». Чтобы «третья» нога действовала «дружно», ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но спинками, головами и др.

«Пойми меня»

Цель: способствовать осознанию детей сложности и ценности человеческого общения.

Оборудование: таблички со словами.

Ход игры:

Каждый участник получает листок с заданием. С помощью мимики и жестов изобразить то, что написано, а команда должна угадать. Сколько ситуаций угадано, столько баллов получает команда.

  1. Человек ест мороженое.
  2. Человек ест длинные макароны.
  3. Месить тесто и делать пирожки.
  4. Вдеть нитку в иголку и шить.
  5. Жарить яичницу-глазунью.
  6. Укладывать вещи в чемодан.
  7. Разжигать костер.
  8. Человек ест арбуз.

«Подарок на всех. Цветик-семицветик».

Цель: развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный

выбор, сотрудничать со сверстниками.

Оборудование: таблички со словами. Ход игры: Ведущий дает задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?» Или: «Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?» Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Лети, лети, лепесток, через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг, Лишь коснешься ты земли, быть,по-моему, вели. Вели, чтобы... В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

УПРАЖНЕНИЯ

«Неожиданные картинки».

Цели: развитие чувства коллектива, делать правильныйвыбор, сотрудничать с другими ребятами.

Оборудование: таблички со словами. Ход упражнения:

Во время этого упражнения они имеют возможность увидеть, какой вклад вносит каждый член группы в общий рисунок.

Материалы: Каждому ребенку нужны бумага и восковые мелки.

Инструкция: Сядьте в один общий круг. Возьмите себе каждый по листу бумаги и подпишите свое имя с обратной стороны. Потом начните рисовать какую-нибудь картину. (2-3 минуты.)

По моей команде перестаньте рисовать и передайте начатый рисунок своему соседу слева. Возьмите тот лист, который передаст вам ваш сосед справа, и продолжите рисовать начатую им картину.

Дайте детям возможность порисовать еще 2-3 минуты и попросите их снова передать свой рисунок соседу слева. В больших группах потребуется немало времени, прежде чем все рисунки сделают полный круг. В таких случаях остановите упражнение после 8-10 смен или попросите передавать рисунок через одного.

Вы можете оживить игру музыкальным сопровождением. Как только музыка останавливается, дети начинают меняться рисунками. В конце упражнения каждый ребенок получает ту картинку, которую он начал рисовать.

Анализ упражнения:

- Нравится ли тебе рисунок, который ты начал рисовать?

- Понравились ли тебе дорисовывать чужие рисунки?

- Какой рисунок тебе нравится больше всего?

- Отличаются ли эти рисунки от тех, которые вы рисуете обычно? Чем?

«Небоскреб»

Цель: В этой игре участвует сразу вся группа. В ней дети могут активно использовать как свои двигательные навыки, так и фантазию и рассудительность.

Оборудование: один складной метр и по два-три деревянных кубика на каждого ребенка.

Ход упражнения:

Задача будет сложнее, если кубики окажутся разного размера. Среди них должно быть несколько деревянных цилиндров.

Инструкция: Возьмите каждый по два кубика и сядьте в круг на пол. Сейчас вам всем вместе нужно будет построить один небоскреб. Мне очень интересно узнать, на какую высоту вы сможете его возвести так, чтобы он не развалился. Один из вас может начать строительство, положив в центре один кубик на пол. Потом подходит следующий и кладет свой кубик рядом или сверху. Сами решайте, когда вы добавите один из своих кубиков. При этом вы можете говорить друг с другом и вместе думать, как вы поступите дальше. Я буду подсчитывать, сколько кубиков вы сложили, прежде чем башня упадет. Даже если свалится только один кубик, вам придется всю работу начать сначала. Кроме того, время от времени я буду измерять, на какую высоту уже поднялась башня.

Анализ упражнения: -Понравилась ли тебе эта игра? -Обижался ли ты на кого-нибудь в ходе игры?

Плакат «Дружба»

Цель: создание положительного образа себя, развитие коммуникативных навыков. Оборудование: силуэты  мальчиков и  девочек, но без изображения лица, таблички со словами и картинками.

Ход упражнения: Ведущий раздает силуэты  мальчиков и  девочек, но без изображения лица. Они дорисовывают эмоции, которые испытывают сами, по окончании занятия. Затем создается общий плакат «Дружба». Посмотрите внимательно на плакат и на лица, которые вы изобразили. Какие эмоции преобладают на нем. Вот видите, что дружба приносит положительные эмоции.

«Земля, воздух и вода»

Цель: развитие внимания.

Оборудование: таблички со словами.

Ход игры:

Играющие размещаются по кругу, ученики - ведущие называют слово:

«Земля» - играющие принимают положение: руки в стороны;

«Воздух» - играющие выполняют круговые движения руками назад;

«Вода» - выполняются движения, имитирующие волны.

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остается в кругу последним.

Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим слов-заданий.

«Что в свертке?»

Цель: развитие восприятия и наблюдательности.

Оборудование: бумага, различные предметы, таблички со словами.

Ход игры:

Для участия в игре все ребята разбиваются на две команды. К игре команды должны заранее подготовиться. Члены обеих команд должны принести из дома 5 - 6 предметов необычной формы, завернутые в бумагу, чтобы трудно было догадаться, что в свертке. Ощупывают каждый предмет все члены команды.

«Поем вместе»

Цель: развитие внимательности.

Оборудование: таблички со словами

Ход игры: Дети удобно устраиваются на своих местах. Ведущий предлагает хором спеть какую-нибудь песню. Например: «Голубой вагон». Он объясняет, что надо делать при этом. Один хлопок - начинаем петь. Два хлопка - продолжаем петь, но мысленно. Один - хлопок - снова поем вслух. И так несколько раз, пока кто-нибудь не ошибется. Тот из ребят, кто ошибся, сам становится ведущим.

УПРАЖНЕНИЯ

«Дорисуй буквы»

Цель: развитие внимания, пространственного воображения.

Оборудование: лист бумаги с буквами, таблички со словами.

Ход упражнения:

Жучок-буквоед прополз по листу и испортил буквы. Догадайся, какие это были буквы и исправь их:

hello_html_m5f4df57c.jpg

«Самый внимательный»

Цель: развитие внимательности, памяти.

Оборудование: таблички со словами.

Ход упражнения:

Участники игры встают полукругом. Затем определяют ведущего. Ведущий должен запомнить порядок расположения участников игры. Затем ведущий отворачивается. В это время игроки меняются местами. Ведущий должен сказать, как стояли его товарищи в начале игры.

На месте ведущего должны побывать все игроки.

Все, кто не ошибся, считаются победителями.

«Дорисуй», «Дострой»

Цель: Развитие у детей геометрического и творческого воображения, пространственных представлений.

Оборудование: изображения геометрических фигур, цветные карандаши, таблички со словами.

Ход упражнения:

1.На листах бумаги изображаются геометрические фигуры, например круги разных размеров. Ребенок должен дорисовать, закончить изображение предмета, имеющего в своей структуре круглую форму.

2.Детям предлагается назвать предметы, имеющие в строении изображенную или предложенную им геометрическую фигуру, затем составить или дорисовать то, что ему интересно.

3. Дети рисуют снеговика, неваляшку, зайца, часы и более сложные формы.

Аналогичны упражнения, состоящие в том, что к взятой за основу геометрической фигуре, например треугольнику, надо присоединить другие фигуры и получить при этом какой-либо силуэт: елку, домик, корабль и др.

hello_html_m1caf9b54.jpghello_html_m41129ce.jpghello_html_ef7720a.jpg

ИГРЫ

«Веревочка» Эстафета

Цель: развитие воображения, фантазии.

Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши, таблички со словами.

Ход игры:

Каждому игроку ведущий раздает по веревке и дает команде задание — «нарисовать» определенную фигуру, например: лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку и т.п.

Игра проводится в виде эстафеты с передвижениями от места старта к месту «рисования».

«Не пропусти хлопок»

Цель: развитие внимания, двигательных реакций.

Оборудование: таблички со словами.

Ход игры:

Все играющие дети садятся в кружок. Каждый игрок кладет свои руки на бедра своим соседям - слева и справа. Выбирают игрока, который начинает игру. Затем, по команде ведущего, первый игрок легко хлопает по бедру соседа, сидящего справа. Получивший хлопок игрок быстро хлопает по бедру первого, а затем хлопает своего соседа, сидящего справа. Следующий игрок «возвращает» хлопок тому, от кого его получил, и хлопает соседа справа и т. д. Получается как бы эстафета  хлопков. По мере развития игры темп ее возрастает. От детей требуют как можно быстрее «вернуть» хлопок и «передать» соседу справа. Тот, кто ошибется, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется победитель.

«Запрещенный цвет»

Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.

Оборудование: 30-40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).

Ход игры: По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу вес играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.

Варианты:

1. Собрать только круги (цвет не имеет значения).

2. Собрать треугольники красного цвета.

3. Собрать как можно больше любых фигур, кроме зеленых. Возможны и другие варианты.

Методические указания

Победитель любого варианта игры демонстрирует свой результат, вслух пересчитывая собранные фигуры, а затем вслух (вместе с ведущим) называя их (квадрат, треугольник и т.д.). Также вслух называют и цвет фигур (красный, синий, желтый и т.д.).

УПРАЖНЕНИЯ

«Веревочка»

Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей.

Оборудование: скакалка или веревочка не менее 1,5 метра в длину.

Ход упражнения:

Каждому игроку ведущий раздает по веревке и дает команде задание — «нарисовать» определенную фигуру, например: лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку и т.п. Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая заданное.

«Печатающая машинка»

Цель: развитие словарного запаса.

Оборудование: карточки со словами.

Количество игроков может быть любым.

Ход упражнения:

Игрокам или командам предлагается слово (например, «соревнование»), участники игры должны составить новые слова из букв данного слова. Побеждает тот, кто «напечатает» больше слов.

«Слова»

Цель: развитие умения выделять звуки в словах

Оборудование: таблички со словами

Ход упражнения: Придумать новые слова, состоящие из этих же букв, но расположенных в другом порядке.

Например:

ананас - салат

торт - тигр

ракета - арбуз

зайчик- книга и т.д. За каждый правильный ответ ведущий дает фишку. В конце игры выбираем победителя.

ИГРЫ

Вариант 1 «Ищем клад»

Цель: обучение ребенка ориентированию в пространстве и на местности с помощью плана.

Оборудование: план комнаты, предмет, таблички со словами.

Ход игры:

В начале игры всем ребятам следует нарисовать план комнаты, изобразив на нем все предметы мебели, а также окна, двери и т. д. При этом следует объяснить детям, что план – это вид сверху.После этого нужно попросить ребенка выйти на некоторое время из комнаты и спрятать в ней игрушку или лакомство. На плане место нахождения «клада» следует отметить ярким крестиком.

Вариант 2. «Ищем клад»

Цель: обучение ребенка ориентированию в пространстве и на местности с помощью плана.

Оборудование: план комнаты, предмет

Ход игры: В начале игры всем ребятам следует нарисовать план пришкольного двора. После этого нужно попросить ребенка выйти на некоторое время из комнаты и спрятать в ней игрушку или лакомство. На плане место нахождения «клада» следует отметить ярким крестиком.

Вариант 2. «Земля, воздух и вода»

Цель: развитие быстроты реакции, внимания и сообразительности.

Оборудование: таблички со словами

Ход игры:

Площадка делится на три зоны — «Вода», «Земля», «Воздух». Ведущий называет предмет (например, самолет), играющие бегут в зону, обозначающую «Воздух».

Слово «пароход» -играющие бегут в зону «Вода».

Слово «дерево» - играющие бегут в зону «Земля».

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры или получает штрафное очко. Выигрывает последний оставшийся участник (либо набравший меньше).

Нагрузка регулируется сменой способов передвижения: ходьба, бег, прыжки и др.

УПРАЖНЕНИЯ

«Первая буква»

Цель: развитие памяти, воображения, умения работать в группе

Оборудование: таблички со словами.

Ход упражнения:

«Изобрази животное, предмет, который начинается с того же звука, что твое имя покажи с движением.

Спрашиваем у ребенка, с какого звука начинается его имя. Например:

Девочку зовут Катя. Какой первый звук в её имени?- С.

- Названия каких предметов начинаются с этого же звука?

- Собака, стол и т.п.

- Как изобразим собаку (стол и т.п.)?

Дети придумывают. Отмечаем наиболее выразительный показ.

«Форма предметов»

Цель: развитие памяти, воображения.

Оборудование: таблички со словами.

Ход упражнения: Участники игры располагаются по кругу. Ведущий предлагает всемучащимся по очереди назвать 5 предметов одинаковой формы (круглые, прямоугольные, квадратные, овальные и т.д.). Тот из участников, кто за 1 минуту не сможет припомнить 5 предметов, обладающих названным признаком, выбывает из игры. Повторять уже названные предметы не разрешается. 

«Цвета»

Цель: развитие памяти, воображения

Оборудование: таблички со словами

Ход упражнения:

Участники игры располагаются по кругу. Ведущий предлагает всем учащимся по очереди назвать пять предметов одного цвета (красного, зеленого, синего, желтого, черного, серого и т. д.). Тот из участников игры, кто за 1 минуту не сможет припомнить пять предметов названного цвета, выбывает из игры. Повторять уже названные предметы не разрешается. 

ИГРЫ

«Цветные палочки»

Цель: развитие ловкости и ориентировки по цвету, навыков коллективных действий, фантазии и воображения.

Оборудование: таблички со словамипалочки — фломастеры с разнообразной гаммой цветов без стержней.

Ход игры:

Играющие стоят лицом друг к другу на расстоянии 3 метров. Перед ними на площадке разбросано большое количество палочек. По команде водящего дети собирают палочки синего (зеленого, красного и др. цвета) и снова выстраиваются в шеренгу.

Побеждает та шеренга, у которой больше собрано палочек и нет ошибок в выборе заданного цвета.

Методические указания. Палочки разбросаны на большой площади, играющие предупреждаются о технике безопасности.

«Заколдованный остров»

Цель: научить работать в парах, развить умение выразительно изображать отдельные эмоциональные состояния.

Оборудование: воздушные шарики, детали для выполнения аппликации.

Ход игры:

На столе прикрепленные к пластиковым стаканчикам стоят воздушные шары (из расчета - один шарик на двоих детей). Кроме того, на подносах разложены детали для выполнения аппликации (различные части лица - губы, глаза, носы, брови, выражающие разнообразные эмоциональные состояния - грусть, радость, удивление и т. п.).Детали для аппликации наклеены на двухсторонний скотч.

Ведущий дает инструкцию «Друзья! Мы попали на Заколдованный остров. Здесь живут отрицательные сказочные персонажи. Они не любят, когда их беспокоят и ходят по их территории. Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы продолжить путешествие? Надо им сделать добрые лица!»

Дети выбирают те детали с изображением частей лица, которые подходят доброму человеку. Под веселую музыку они приклеивают их на воздушные шары.

Ведущий помогает наводящими вопросами: какие брови у доброго, веселого человека? как приклеить губы, чтобы человек улыбался? и т. п.

Дети выбирают те детали с изображением частей лица, которые подходят доброму человеку. Под веселую музыку они приклеивают их на воздушные шары.

«Мое настроение»

Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.

Оборудование: воздушные шарики, таблички со словами.

Ход игры:

Ведущие предлагает поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении - все зависит от фантазии и желания ребенка.

УПРАЖНЕНИЯ

«Цветные палочки».

Цель: развитие ловкости и ориентировки по цвету, навыков коллективных действий, фантазии и воображения.

Количество игроков произвольное.

Оборудование: таблички со словамипалочки — фломастеры с разнообразной гаммой цветов без стержней.

Ход упражнения:

Командное исполнение заданного самостоятельно придуманного «рисунка» из палочек. Оценивается красота «рисунка» и способы коммуникации в команде при выполнении задания на протяжение выполнения всего упражнения.

«Ролевое проигрывание ситуация»

Цель: упражнение выполняется в парах, оно направлено на конкретную проработку, применение «волшебных» средств понимания, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания.

Оборудование: таблички со словами.

Ход упражнения:

Воспользовавшись "волшебными" средствами понимания, дети должны помочь:

1) плачущему ребенку, он потерял мячик;

2) мама пришла с работы, она очень устала;

3) товарищ в классе сидит грустный, у него заболела мама;

4) ваш друг плачет, он получил плохую оценку;

5) девочка-соседка попросила тебя ей сделать аппликацию... Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание.

«Маски» 

 Цель: умение различать мимику, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций.

Оборудование: таблички со словами.

Ход упражнения:

Каждому из участников дается задание - выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление. Остальные участники должны определить, что пытался изобразить участник.

ИГРЫ

«Человек и отражение»

Цель: умение различать мимику, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций через движение, действие.

Оборудование: таблички со словами.

Ход игры:

Один из участников демонстрирует эмоции в игре, активно двигаясь (играет роль «человек»). Другой становится «отражением», в точности повторяя действия первого. Если детей много, их можно разбить на пары. По команде «Стоп» пары останавливаются. Тот, кто играл роль «отражения», должен назвать чувства и эмоции ребенка «человека». Затем участники меняются ролями. Общая характерная черта таких игр. Больше всего они придутся по вкусу детям, которые от природы обладают особой гибкостью и ловкостью тела, любят движение и физические упражнения. В подвижной игре выразить эмоции им будет легче.

«Продолжи фразу»

Цель. Развитие умения выражать собственные эмоции.

Оборудование: таблички со словами.

Ход игры:

Дети передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда …», «Я грущу, когда …» и т. д.

«Эхо»

Цель: настроить детей друг на друга, дать каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания.

Оборудование: таблички со словами.

Ход игры:

Тот, кто сидит справа от меня, называет свое имя и прохлопывает его в ладоши, вот так: «Ва-ся,    Ва-ся», а мы дружно, как эхо, за ним повторяем. Затем свое имя прохлопывает Васина соседка справа Ира, а мы снова повторяем. Таким образом,все по очереди назовут и прохлопают свое имя.

Теперь, когда мы с вами проговорили наши имена, я спою песенку про то, как я рада вас видеть. «Я очень рада, что Сережа в группе есть». В руках я держу клубочек. Когда я начну петь, то отдам его тому, про кого спою. Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него, ребенку. Когда моя песенка закончится, мы с вами будем соединены одной ниточкой. Я начинаю. Клубочек ко мне вернулся. А сейчас давайте все вместе поднимем руки вверх, опустим их вниз, положим на колени. Старайтесь все делать одновременно, ведь если кто-то замешкается, наш круг разрушится. А теперь аккуратно положим ниточку, которая нас соединяет, на пол.

УПРАЖНЕНИЯ

«Волшебные мешочки»

Цель: снятие эмоционального и мышечное напряжение и овладение навыками управления своей эмоциональной сферой.

Оборудование: таблички со словамимешочек.

Ход упражнения:

Детям предлагается сложить в первый волшебный мешочек все отрицательные эмоции: злость, гнев, обиду и пр. В мешочек можно даже покричать. После того, как дети выговорились, мешочек завязывается и прячется. Затем детям предлагается второй мешочек, из которого дети могут взять те положительные эмоции, которые они хотят: радость, веселье, доброту и пр.

«Что в свертке?»

Цель: развитие восприятия и наблюдательности.

Оборудование: таблички со словами.

Ход упражнения:

Для участия в игре все ребята разбиваются на две команды. К игре команды должны заранее подготовиться. Члены обеих команд должны принести из дома 5—6 предметов необычной формы, завернутые в бумагу, чтобы трудно было догадаться, что в свертке. Ощупывают каждый предмет все члены команды.

«Кого - куда»

Цель: развивать способность распознавать различные эмоции и состояния.

Оборудование: таблички со словами.

Ход упражнения:

Ведущий выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных чувств, состояний. Ребенку нужно выбрать тех детей, которых:

-можно посадить за праздничной стол;

-нужно успокоить, подбирать;

-обидел воспитатель;

Ребенок должен объяснить свой выбор, называя признаки, по которым он понял, какое настроение у каждого изображенного на рисунке ребенка.

ИГРЫ

Танец морских волн

Цель: развитие внимания, сплоченности в коллективе, снятие напряжения.

Оборудование: таблички со словами.

Ход игры:

Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий - «ветер» - включает спокойную музыку и «дирижирует» волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки - вторые. Море может быть спокойным - рука на уровне груди. Волны могут быть мелкими, могут быть большими - когда ведущий плавно рукой показывает, кому присесть, кому встать. Еще сложнее, когда волны перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже.

Замечание: красота танца морских волн во многом зависит от дирижера-ветра.

«Испорченный телефон».

Цель: научить четко и ясно передавать информацию.

Оборудование: таблички со словами.

Ход игры:

Все участники игры, кроме двоих, «спят». Ведущий молча показывает первому участнику  какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение, или убедится, что «телефон» был полностью исправен.

Подарок на всех «Цветик-семицветик»

Цель: развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный.

выбор, сотрудничать со сверстниками.

Оборудование: таблички со словами.

Ход игры:

Ведущий дает задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?» Или: «Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?» Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети, лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы...

УПРАЖНЕНИЯ

Игра «Что было бы, если бы.»

Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.

Оборудование: таблички со словами.

Ход упражнения:

Ведущий показывает сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо (а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого ведущий предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т. д.?

Можно разделить детей на группы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию.

«Угадай настроение по рисунку»

Цель: обобщить представление детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки.

Оборудование: таблички со словами, картинки с изображением девочки, которая нашла свой бантик, и мальчика, рассерженного на своего друга.

Ход упражнения: дети выставляют свои картинки. Ведущий задает вопросы:

- Какое настроение у мальчика?

- Похож ли он на рассерженного?

- А как вы догадались, что он сердит?

- Какое настроение у девочки?

- Почему у девочки хорошее настроение?

- А как вы определили, что у девочки веселое настроение?

- А как чувствуете себя вы?

«Дерево радости»

Цель: снятие психического и эмоционального напряжения у детей, преодоление эмоций тревожности, злости.

Оборудование: таблички со словамиизображения дерева, цветные карандаши.

Ход упражнения:

Ведущий раздает детям контурные изображения дерева и цветные карандаши. Задача детей – передать «радостное настроение» дерева.

В заключение можно провести конкурс на самое лучшее желание для друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для детей, страдающих дисграфией.

Предлагаемые варианты помогут ребенку под вашим неусыпным контролем бороться со своей проблемой и добиваться улучшения грамотности. Важно только выполнять их систематически и в хорошем настроени...

Дидактические игры и упражнения для профилактики оптической дисграфии в дошкольном возрасте

Причинами возникновения оптической дисграфии и дислексии могут быть трудности оптического и оптико-пространственного анализа и синтеза,  не дифференцированность зрительного восприятия и пам...

Игры и упражнения

Представлены игры и упражненрия на развитие навыков саморегуляции...

Диагностичесие игры и упражнения

Диагностические игры и упражнения применяют на лидерских занятиях активистов....

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук

Эти занятия и упражнения помогут родителям занять ребенка дома полезным и нужным делом, а также подготовить руку к письму в игровой занимательной форме. ...

Играем вместе "Игры, игровые упражнения для развития речи детей дошкольников в домашних условиях"

игры, игровые упражнения на развитие мелкой моторики и закрепление различных речевых навыков...