Программа работы с родителями
материал

Ольга Владимировна Гусева

Программа работы с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_roditelyami.docx116.29 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 12»

ПРОГРАММА

РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

«МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»

Классный руководитель Гусева О.В.

6Акласс

Воспитание есть искус- ство, применение которого должно

совершенствоваться многими поколениями.

Кант

г. Нижневартовск 2022 год

Программа работы с родителями

«Мир, в котором я живу»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сотрудничество с родителями есть условие развития современной шко- лы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования и воспитания школьников. Семья играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения обучаю- щихся. В качестве основного условия успешного воспитания детей выступает рационально организованный быт, режим жизни в семье. В связи с этим возни- кает необходимость повышения педагогической грамотности родителей, что может быть реализовано посредством взаимодействия родителей и педагогов. Правильное педагогическое руководство семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к воспитанию, обеспечении координации уси- лий по всем направлениям воспитания – идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического, физического. Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключатся в том, что, направляя по нуж- ному руслу воздействие родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.

Идеальная цель – это полноценный человек, культурная, высоконрав- ственная, творческая личность. Союз с родителями может быть установлен, ес- ли обе стороны этого взаимодействия осознают, что только совместными уси- лиями можно создать условия для реализации намеченной цели. Важно, чтобы педагог и родители действовали как партнеры, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями, чтобы родители стали настоящими и искренними помощни- ками классного руководителя, проявляющими к школе уважение и оказываю- щими ей поддержку. Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. Если между педагогом и родителями существует взаимодоверие, значит, и дети будут доверять семье и школе, а это фундамент для сотрудничества и общего успеха.

Несмотря на многочисленные методические рекомендации, литературу, посвященную работе с семьей, проблема взаимодействия семьи и школы суще- ствует. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция са- моустранения родителей от решения вопроса обучения и воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей разви- тия ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это не всегда при- носит позитивные результаты.

С одной стороны, происходящие в обществе, кризисные явления, пере- стройка его социально-экономических структур обостряют кризис семьи. Низ- кий уровень взаимодействия внутри семьи, многочисленный распад семей, снижение авторитета родителей, ослабление духовных основ семьи, увеличение

разрыва между поколениями отрицательно воздействуют на характер педагоги- ческих отношений.

С другой стороны, ориентацию на воспитание личности нового типа, воз- растание значимости процессов самовоспитания и социализации, индивидуали- зацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса и другие явления можно рассматривать как позитивное изменение.

Разрешение этих противоречий требует максимального сближения семьи и школы, так как их объединяет общая цель: развитие личности ребенка через обеспечение гармонии индивидуального и коллективного, поскольку каждый ребенок одновременно является объектом и субъектом разнообразных социаль- ных отношений. Развивая в каждом ребенке индивидуальное, семья и школа подготавливают его к жизни в обществе и сотрудничеству с членами общества.

Обеспечить такое гармоничное взаимодействие индивидуального и кол- лективного можно с помощью обновления системы семейно-общественного воспитания. Современный педагог, владея такой информацией, должен хорошо представлять себе особенности семьи, предвидеть, как отношения в семье мо- гут повлиять на личностное развитие ребенка, на его характер, поведение.

МБОУ «СШ №12» работает по программе воспитания и социализации обучающихся «Современная школа-школа новых компетенций и возможностей» целью которой является создание условий, направленных на социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответ- ственность за настоящее и будущее своей страны, укоренѐнного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с целями и задачами школьной программы воспитания разработа- на программа работы с родителями.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Назначение Программы

Настоящая Программа определяет цели, задачи и направления деятельности классного руководителя с родителями обучающихся        класса.

Цель Программы

Создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ребенка в системе единой образовательной и воспитательной среды школы и семьи.

Задачи Программы

  • повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;
  • сoдействие сплочению родительского коллектива, вовлечения родителей в жизнедеятельность классного сообщества;
  • выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;
  • пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактики проти- воправных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.

Сроки и этапы реализации Программы

Программа ориентирована на 2021-2024 годы.

  1. этап реализации Программы – информационный (2021-2022уч.г.)

На данном этапе будет производиться сбор информации, анализ и изучение социально-бытовых условий семей обучающихся класса и создание усло- вий для  участия семей в воспитательном процессе.

  1. этап – продуктивный (2022-2023 уч.г.)

На данном этапе будет производиться педагогическое и психологическое просвещение родителей, работа с проблемными семьями, сотрудничество с родительской общественностью по организации воспитательной работы в классе.

  1. этап - рефлексивный (2023г-2024уч.г.)

Подведение итогов совместной деятельности классного руководителя, роди- телей и обучающихся за период сотрудничества.

Нормативно-правовая и методологическая основа программы

Нормативно-правовой и методологической основой программы воспитания и социализации школьников «Мир, в котором я живу» является «Всеобщая де- кларация прав человека», Международная Конвенция ООН «О правах ребен- ка», Конституция РФ (ст. 28, ст. 29 «О свободе совести и о свободе информа- ции»), Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4), , Гражданский кодекс РФ, Закон Российской Федерации

«Об образовании», Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Феде- ральный государственный стандарт основного общего образования (ФГОС об- щего образования), Федеральная программа «Патриотическое воспитание», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждани- на России, Устав образовательной организации и другие законодательные акты и нормативные документы, касающимися сфер образования и культуры

Информационная справка

МБОУ «СШ №12» создаѐт условия для реализации программы воспита- ния и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

«Мир, в котором я живу», обеспечивая приобщение обучающихся к ценностям семьи, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте форми-

рования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребѐнка в духе любви к Родине и уважения к культурно- историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его твор- ческих способностей и формирование основ его социально ответственного по- ведения в обществе и в семье.

Активная роль в реализации Программы отводится родительской обще- ственности: родители обучающихся; члены классных и общешкольного роди- тельского комитета, члены Управляющего совета школы.

Педагогическая культура родителей – один из действенных факторов ду- ховно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нрав- ственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогиче- ской культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации школьников.

Система работы школы по повышению педагогической культуры родите- лей основывается на следующих принципах:

–совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

–сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразо- ванием родителей;

–педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

–поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

–содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

–опора на положительный опыт семейного воспитания.

В плане повышения педагогической культуры родителей используются следующие формы работы: родительское собрание, родительская конференция, деловая игра, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, тренинги.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факто- ров духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни школьника.

Очень важно, чтобы семья и школа консолидировали свои усилия и выра- ботали единый подход к воспитанию обучающихся. Такой подход обеспечит гарантированный успех в деле воспитания и социализации ребенка в обществе.

Класс – это основное звено, связующее ребенка и школу в рамках единой воспитательной системы. Каждый коллектив имеет свою индивидуальность,

своеобразие, по-своему влияет на личность.

Коллектив 6А класса состоит из 26 человек – 12 мальчиков и 14 девочек. Все дети воспитываются в полных семьях. Все семьи относятся к благополуч- ным и обеспеченным. Подтверждением тому являются те факты, что все дети полностью обеспечены необходимыми школьными принадлежностями, соот-

ветствующей школьной одеждой, более 50% класса получают полное питание (с родительской доплатой), кроме детей льготной категории. 85% обучающихся класса посещают учреждения дополнительного образования – различные спор- тивные секции, образовательные курсы.

Со стороны родителей следует отметить их ответственность за своих де- тей и требовательность к ним. Этот факт подтверждает регулярное посещение общешкольных и классных родительских собраний, постоянный контроль дневников и наличие подписей родителей в них, индивидуальное обращение к классному руководителю по частным ситуациям. Стоит отметить и активность некоторых родителей в делах класса. Ежегодно родители принимают участие в школьной осенней ярмарке «Дары осени», где делают красочный фоторепортаж мероприятия, оказывает помощь в организации внеклассных мероприятий. Шесть родителей являются членами классного родительского коллектива и один – школьного родительского комитета. Активность родителей вносит ве- сомый вклад в сплочение детей в единый дружный коллектив. Многие другие родители по просьбе классного руководителя оказывают посильную помощь классу.

В классе по итогам 5 класса 2 отличника, 12 хорошистов. Учебная моти- вация у обучающихся соответствует среднему и высокому уровню. Задача классного руководителя совместно с родителями поддерживать этот уровень, чтобы не допустить снижения качества успеваемости и разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение учебной мотивации через дополни- тельные внеклассные мероприятия.

Что касается межличностных отношений обучающихся, то в классе они представлены многогранно. По результатам проведенного опроса обучающихся по методике О.И. Моткова и на основании карт показателей личностного роста школьников можно сделать следующие выводы.

  • В качестве настоящих друзей были названы почти все обучающиеся классного коллектива. Следует отметить двух явных лидеров.
  • Альтруистическими лидерами коллектива признаны еще два ученика.
  • Данная методика помогла выявить и делового лидера в классе, это отлич- ница класса.
  •         Эмоциональными лидерами класса признаны три ученицы класса. Учитывая все возрастные психоэмоциональные качества этих обучаю-

щихся, а также организуя сотрудничество с педагогом-психологом, социаль- ным педагогом и родителями, возникает возможность рационально распре- делить ответственных лиц в системе классного самоуправления.

Что касается критериев уровня развития классного коллектива, то по ре- зультатам опроса обучающихся схематично это выглядит следующим образом.

Направления и формы взаимодействия семьи и школы.

  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

  • Просветительская – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми (родительские лектории, классные часы, мастер- классы).
  • Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им обще- ственных и учебных навыков.
  • Коммуникативная обогащение семейной жизни эмоциональными впе- чатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

  1. Совместная деятельность родителей и обучающихся:

  • умственное развитие
  • воспитание нравственной культуры
  • воспитание эстетической культуры
  • воспитание физической культуры и здорового образа жизни
  • воспитание трудолюбия и профориентация

  1. Мониторинг

  • анкетирование
  • изучение межличностных отношений в классе с использованием методик Л.М.Фридмана, М.И. Рожкова, О.И. Моткова

Критерии:

  1. Качество успеваемости.
  2. Межличностные взаимоотношения в классе.
  3. Улучшение взаимоотношений ученик-родитель, ученик-учитель, ученик- ученик
  4. Повышение уровня воспитанности обучающихся.
  5. Удовлетворенность родителей совместной деятельностью.

Условия успешной реализации программы:

  • равноправное участие родителей в процессе развития и воспитания детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического;
  • переход школы от доминирующих форм массовой работы с семьей к групповым и индивидуальным формам воздействия, построенным на диалоговой основе;
  • осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям;
  • систематическое и целенаправленное оказание разнообразной психолого- педагогической поддержки семьям;
  • установление эффективного контроля, основанного на диагностике и по- этапного анализа процессов обучения и воспитания детей, обеспечение своевременной их коррекции в связи с возникающими трудностями и от- клонениями в развитии детей.

Ожидаемые результаты:

Реализация основных направлений данной программы позволит

  • Укрепить связь и обеспечить сотрудничество с родительской обществен- ностью;
  • Повысить просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики;
  • Повысить ответственность родителей за воспитание и обучение детей;
  • Сформировать позитивные ценностные ориентации обучающихся;
  • Обеспечить положительную динамику мотивации достижений обучаю- щихся и непосредственный вклад родителей в эти достижения;
  • Достичь высокой степени удовлетворенности обучающихся и их родите- лей качеством образования.

Содержание программы

Направления и содержание дея-

тельности

Формы проведения

сроки

ответственные

1. Психолого-педагогическое просвещение родителей

Физические проблемы взросле-

ния детей

педагогический тре-

угольник

6 класс

Врач, классный руково-

дитель

Физиология подросткового воз-

раста, здоровье, личная гигиена.

дискуссионный клуб

6 класс

Классный руководитель,

родители

Психологические и психофизи-

ческие особенности подростка

родительский лекторий

6 класс

Психолог

Формирование здорового обра-

за жизни: вредные привычки и как им противостоять.

ролевая игра

6 класс

Психолог, классный ру- ководитель

Психологические и возрастные особенности развития подрост-

ка

Лекция + психологиче- ский практикум

6 класс

Психолог, классный ру- ководитель

Искусство воспитания

Педагогическая ма-

стерская

 6 класс

Классный руководитель

Профориентация: «Выбор даль-

нейшего пути: за и против»

родительская конфе-

ренция

7 класс

Родители, классный ру-

ководитель, психолог

Ребенок не хочет учиться. Как

ему помочь?

консультации индиви-

дуальные и групповые

7 класс

Классный руководитель

Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в

воспитании

интерактив

7  класс

Психолог, классный ру- ководитель

Три поколения под одной кры-

шей. Проблемы общения

дискуссионный клуб

7 класс

Классный руководитель.

Родители

Результативность школьного

урока. От чего она зависит?

беседа

7  класс

Классный руководитель

Педагогический такт родителей

Родительский ринг

7  класс

Классный руководитель

Школа – второй дом. Какой мы

ее хотим видеть?

организационно-

деятельностная игра.

7 класс

Классный руководитель

Человек, которому я доверяю.

родительские чтения

7  класс

классный руководитель

Информационное окно

Интернет форум

7  класс

Классный руководитель, родители

Вопросы, которые нас волнуют:

трудный диалог с учебой.

собрание-диалог, вечер

вопросов и ответов

7  класс

Классный руководитель,

учителя предметники

2. Совместная деятельность родителей обучающихся и школы

Давайте познакомимся

тренинг

6 класс

Классный руководитель

Страна «Семь Я»

Конкурс, выпуск газе-

ты

10 класс

Классный руководитель,

родители

Дети глазами родителей, роди-

тели глазами детей

Совместное с детьми

родительское собрание

6 класс,

начало года

Классный руководитель,

актив класса

Моя семья – моя радость

Совместное с детьми

родительское собрание

6 класс,

конец года

Классный руководитель,

актив класса

Алло, мы ищем таланты

Совместное с детьми

родительское собрание

6 класс,

конец года

Классный руководитель,

совет класса, родители

Семья года

Совместное с детьми

родительское собрание

6 класс,

конец года

Классный руководитель,

совет класса, родители

Путешествие в осенний и зим-

Туристические походы

ежегодно

Классный руководитель,

ний лес

родительский комитет

«Улицы нашего города»,

экскурсии

1 раз в чет-

верть

Родительский комитет

«Югра – мой край родной»,

«Памятник героям Самотлора»

путешествия

ежегодно

Родительский комитет

Мисс и миссис Весна. Рыцарь 21 века

праздник

ежегодно

Классный руководитель, совет класса, родители

Встреча поколений

праздник

7 класс

Классный руководитель,

совет класса, родители

Спорт, семья и я.

Спортивная эстафета

ежегодно

Классный руководитель, учитель физической

культуры, род.комитет

Профессии, которые мы выби-

раем.

Круглый стол

7 класс

Классный руководитель,

родительский актив

Мы и наше время

Дискуссионный клуб

7 класс

Классный руководитель,

совет класса

Что, где, когда?

Интеллектуальная игра

7  класс

Классный руководитель,

совет класса

Мы и наши дети

Проект

7 класс

Классный руководитель,

родительский актив

Семейный альбом

Проект

7 класс

Классный руководитель,

инициативная группа

3. Мониторинг

Изучение удовлетворенности родителей совместной деятель-

ностью со школой

Анкетирование

ежегодно

Классный руководитель, психолог

Изучение межличностных от-

ношений в классе.

Анкетирование

ежегодно

Классный руководитель,

психолог

Изучение уровня воспитанно-

сти обучающихся, усвоение воспитательных понятий

Анкетирование

ежегодно

Классный руководитель

Изучение взаимоотношений ре-

бенок-родитель, ребенок- учитель, ребенок- ребенок.

Анкетирование, тести- рование

ежегодно

Классный руководитель, психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с родителями учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта:

Каждый родитель связывает с рождением ребёнка большие надежды на то, что он будет здоровым, умным и красивым. Сообщение о том, что ребёнок имеет физическую или психическую проблему, наносит семье боль...

Программа работы с родителями учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта: "Уважая, Доверяя, Поддерживая"

Каждый родитель связывает с рождением ребёнка большие надежды на то, что он будет здоровым, умным и красивым. Сообщение о том, что ребёнок имеет физическую или психическую проблему, наносит семье боль...

программа работы с родителями

программа работы с родиелями на 2011-2012 уч.г....

Программа работы с родителями "Мостик"

Первый лист программы работы с родителями. Заинтересовавшихся полной версией, просьба, обращаться лично....

Программа работы с родителями "Ученик, родитель, я - вместе дружная семья"

Программа по воспитательной работе с учениками и родителями...

Программа работы с родителями (законными представителями) «Гимназия для родителей» на 2017 – 2019 гг. (8-9 класс)

Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребёнка. Воспитательная функция семьи должна рассматриваться в трёх аспектах:1....