РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии (предмет/ курс) для 7-х классов
рабочая программа (7 класс)

Данная рабочая программа предназначена для 7-х классов общеобразовательных школ. Она полностью соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта (основного) общего образования.

Данная учебная программа составлена на основе программы «Технология. Трудовое обучение»  рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2005 г. Авторы программы: В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцев.

Образовательная область «Технология» призвана познакомить обучащихся 7-х классов с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей и обеспечить им подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РАБОЧАЯ ПРОГРАММА50.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 31»

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению:    

педагогическим советом

МАОУ СОШ №31        

Протокол №                                                                      

Утверждена

приказом директора МАОУ СОШ № 31

Директор____________О.В.Ухватова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по технологии

(предмет/ курс)

для 7-х классов

уровень изучения  базовый

(базовый или углубленный);

профиль обучения _______________

(указывается при необходимости)

                                             

                                                                             Составитель: учитель технологии            

Аверин А.В.

г. Тамбов

2019

Пояснительная  записка

Рабочая  программа по технологии  для 7-х классов разработана в соответствии
с нормативными документами:

Федеральный  закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Федеральный  государственный  образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом  Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г.
N 1897);

  Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №31, утвержденная Приказом МАОУ СОШ №31
от  01.09.2015 № 284;

Положение о Рабочей программе,   утвержденное приказом МАОУ СОШ № 31 от 05.06.2018 № 403);

 Учебный  план МАОУ СОШ № 31  на 2018/2019 учебный год,  утвержденный приказом  МАОУ СОШ №31 от 31.08.2018 № 473);

  Утвержденным  перечнем учебников, используемых в образовательном процессе   МАОУ СОШ № 31 в 2018/2019 учебном году,  утвержденным приказом МАОУ СОШ № 31 от 31.08.2018 № 477);

Данная рабочая программа предназначена для 7-х классов общеобразовательных школ, в частности для МАОУ СОШ №31 г. Тамбова. Она полностью соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта (основного) общего образования.

Данная учебная программа составлена на основе программы «Технология. Трудовое обучение»  рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2005 г. Авторы программы: В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцев.

Образовательная область «Технология» призвана познакомить обучащихся 7-х классов с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей и обеспечить им подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

Цель учебного предмета

Главная цель образовательной области «Технология» — подготовка обучающихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Это предполагает:

I.        Формирование у обучающихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации.

Для этого обучающиеся должны быть способны:

а)        определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве;

б)        находить и использовать необходимую информацию;

в)        выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);

г)        планировать, организовывать и выполнять работу (наладка оборудования, операторская деятельность);

д)        оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.

II.        Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.

  1. Подготовку обучающихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.
  2. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
  3. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Задачи  учебного предмета

В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:

а)        формирование политехнических знаний и экологической культуры;

б)        привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;

в)        ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

г)        развитие самостоятельности и способности обучающихся решать творческие и изобретательские задачи;

д)        обеспечение обучающимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

е)        воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;

ж)        овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;

з)        использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

Технология - это наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов. В школе «Технология» — интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, транспорте и других направлениях деятельности человека.

Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность — овладение общетрудовыми умениями и навыками.

Наряду с традиционными методами обучения применяется метод проектов.

В течение всего периода обучения «Технологии» каждый обучающийся выполняет 2-3 проекта в год. Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащегося. Важно, чтобы при выполнении проектов,  школьники участвовали в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности, в выдвижении идей разработки конструкции и технологии изготовления продукции (изделия), их осуществлении и оценке, в том числе возможностей реализации.

Место предмета «Технология» в учебном плане

Базисный учебный (образовательный) план образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать 238 учебных часов для обязательного изучения курса «Технология». В том числе: в 5, 6 и 7  классах — по 68 ч, из расчета 2 ч в неделю, в 8 классе — 34 ч, из расчета 1 ч в неделю. Дополнительное время для обучения технологии может быть выделено за счет резерва времени в базисном учебном (образовательном) плане. Занятия в 9 классах могут быть организованы вне обязательной учебной сетки часов во внеурочное время как дополнительное образование во второй половине дня.

Формы контроля:  фронтальный (предметные ЗУН), групповой (предметные ЗУН, коммуникативные навыки), индивидуальный ( метапредметные, регулятивные, личностные, предметные ЗУН).

Для реализации видов и форм контроля используются следующие методы: опрос, педагогическое наблюдение, практическое выполнение технологических операций, демонстрация ( показ приемов работы. защита проекта, демонстрация своей деятельности ), тестирование, взаимоконтроль, самоконтроль.

Для контроля метапредметных  результатов: входная и итоговая диагностика, анкетирование, наблюдение, групповое интервью.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков, обучающихся

по предмету «Технология».

Нормы оценки знаний

    Отметка «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

    Отметка «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.

    Отметка «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.

    Отметка «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.

Нормы оценки практической работы

Организация труда

    Отметка «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд или соблюдался план работы, предложенным учителем, рационально организованно рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам – бережное, экономное.

    Отметка «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.

    Отметка «3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, техники безопасности, организации рабочего места.

    Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечания учителя.

Приемы труда

    Отметка «5» ставится, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

    Отметка «4» ставится, если приемы труда выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

    Отметка «3» ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечаний учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

    Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме или поломке инструмента (оборудования).

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Личностными результатами освоения обучающимися содержания программы по технологии являются следующие умения:

активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Метапредметными результатами освоения обучающимися содержания программы по технологии являются следующие умения:

характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Предметными результатами освоения обучающимися содержания программы по технологии являются следующие умения:

бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

организовывать и проводить занятия технологии с разной целевой направленностью;

взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения практических работ;

выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Таким образом, интегрированными результатами программы является воспитание такого ученика, который:

понимает моральные ценности российской культуры;

сможет отойти от собственных эгоистических взглядов через занятия в командах, знание правил и ведение «честной игры», навыки работы в коллективе, осознавать, что рядом могут находиться более слабые люди;

будет способен, используя полученные знания, самостоятельно организовывать свои творческие занятия;

будет знать и заботиться о национальном наследии, местных школьных традициях, сохраняя их, в тоже время открывать содружества с другими культурами и испытывать радость от многообразия форм человеческого самовыражения в творческой сфере;

будет вести здоровый образ жизни, принося пользу себе, близким людям.

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Введение (4 часа)

Тема 1 Правила внутреннего распорядка. Инструктаж по технике безопасности.

Внутренний распорядок и правила поведения в мастерской. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования. Правила оказания первой помощи.

Основные понятия темы: правила техники безопасности, санитарно-гигиенические требования.(2 часа)

Тема 2. Применение древесины в быту и строительстве.Общие сведения о древесине и древесных материалах.(2 часа)

Раздел  2. Основные операции по обработке древесины(24 часа)

Тема 3. Основы резания древесины.Разметка древесины,правила и приемы.(2  часа)

Тема 4. Инструменты,применяемые для разметки древесины.Контроль качества разметки. (2  часа)

Тема 5. Теска древесины,правила и приемы.Инструмент,используемый при теске древесины,и его подготовка. (2  часа)

Тема 6.Виды пил и их назначение.Подготовка пил к работе:разводка и заточка.  (2  часа)

Тема 7.Ручное пиление древесины ножовками.Виды рубанков,устройство рубанков для ручного строгания древесины. (2  часа)

Тема 8.Подготовка рубанков к работе:заточка и установка ножей рубанка.Строгание древесины ручным и электрическим рубанком. (2  часа)

Тема 9. Правила и приемы ручного и механизированного долбления древесины долотами и резания древесины стамесками.Подготовка долот и стамесок  к работе. (2 часа)

Тема 10.Заточка стамесок и долт на заточном станке.Долбление долотами и резание стамесками древесины. (2  часа)

Тема 11.Назначение и виды инструмента для ручного и механизированного сверления древесины.Подготовка инструмента и различных видов сверл для сверления древесины. (2  часа)

Тема 12.Сверление древесины спиральными и центровыми сверлами.Сверление древесины коронками и раздвижными сверлами. (2 часа)

Тема 13.Абразивные инструменты и работа с ними.Виды шлифовальных шкурок.(2 часа)

Тема 14.Подготовка электрических шлифовальных машин к работе.Шлифование древесины вручную и электрическими шлифовальными машинами.(2 часа)

Раздел 3. Столярные соединения (16  часов)

Тема 15.Виды столярных соединений.Бруски и щиты как основные конструктивные части столярных соединений. (2  часа)

Тема 16. Сращивание заготовок по длине и ширине.Склеивание заготовок по ширине и сплачивание.(2  часа)

Тема 17.Шиповые соединения столярных изделий.Виды шиповых соединений. (2  часа)

Тема 18.Выработка шипов.Выработка проушин. (2  часа)

Тема 19.Соединение элементов на гвоздях.Соединение элементов на шурупах(саморезах). (2  часа)

Тема 20.Соединение элементов на нагелях.Соединения на болтах. (2  часа)

Тема 21. Соединения на клеях.Виды и назначение клеев для древесины.(2  часа)

Тема 22. Технологический процесс склеивания древесины.Технологический процесс изготовления клееных деревянных щитов.(2  час)

Раздел 4. Общие сведения о деревообрабатывающих станках.(4 часа)

Тема 23. Общие сведения о деревообрабатывающих станках.Станки общего назначения и специализированные станки. (2  часа)

Тема 24.Ручной электрический инструмент.Правила работы с электрическим инструментом. (2 часа)

Раздел 5. Столярные работы.(20  часов)

Тема 25.Изготовление столярных изделий на деревообрабатывающем оборудовании.Изготовление оконных блоков. (2  часа)

Тема 26. Изготовление дверных блоков.Изготовление столярных перегородок.(2  часа)

         

Тема 27. Изготовление встроенной мебели.Изготовление профильных(фрезерованных) изделий.(2  часа)

Тема 28. Правила и приемы монтажа оконных блоков. Правила и приемы монтажа дверных блоков. (2  часа)

Тема 29. Виды отделки столярных изделий.Подготовка поверхностей деталей и изделий к отделке.(2  часа)

Тема 30. Заделка сучков и трещин.Шлифовка,обессмоливание,грунтование,шпатлевание.(2часа)

Тема 31.Отделка деталей и изделий лакокрасочными материалами.Крашение,методы крашения. (2  часа)

Тема 32. Виды лакокрасочных материалов.Ручное и механизированное нанесение лакокрасочных материалов.(2  часа)

         

Тема 33. Ремонт столярных изделий.Замена бруска.Ремонт оконных блоков.(2 часа)

Тема 34.Ремонт подоконников и форточек.Ремонт дверных блоков. (2  часа)

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебник, год издания, автор

Методические пособия

Методические материалы

ЭОР

оборудование

Технология плотничных,столярных,стекольных и паркетных работ: учебник /Б.А.Степанов-М.Изд.центр(Академия)2006.

Технология.Индустриальные технологии: методическое пособие /А.Т.Тищенко. - М.: «Вентана- Граф», 2013.

Г.Кулебакин«Столярное дело» М. Стройиздат1987 г.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/.

Деревообрабатывающие инструменты и оборудование.

Календарно-тематическое планирование

Урока

Наименование

разделов и тем            

Кол-во

часов

Тип урока

Дата по плану

Дата фактическая

1-2

Раздел1:Введение.

Правила внутреннего распорядка. Инструктаж по технике безопасности.

Внутренний распорядок и правила поведения в мастерской. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования. Правила оказания первой помощи.

Основные понятия темы: правила техники безопасности, санитарно-гигиенические требования.занятие.

4

2

Изучение нового материала

3-4

Применение древесины в быту и строительстве.Общие сведения о древесине и древесных материалах.

2

Изучение нового материала

5-6

Раздел2:Основные операции по обработке древесины.

Основы резания древесины.Разметка древесины,правила и приемы.

24

2

Изучение нового материала

7-8

Инструменты,применяемые для разметки древесины.Контроль качества разметки.

2

Изучение нового материала

9-10

Теска древесины,правила и приемы.Инструмент,используемый при теске древесины,и его подготовка.

2

Изучение нового материала

11-12

Виды пил и их назначение.Подготовка пил к работе:разводка и заточка.  

2

Изучение нового материала

13-14

Ручное пиление древесины ножовками.Виды рубанков,устройство рубанков для ручного строгания древесины.

2

Изучение нового материала

15-16

Подготовка рубанков к работе:заточка и установка ножей рубанка.Строгание древесины ручным и электрическим рубанком.

2

Изучение нового материала

17-18

Правила и приемы ручного и механизированного долбления древесины долотами и резания древесины стамесками.Подготовка долот и стамесок  к работе

2

Урок контроля знаний и навыков

19-20

Заточка стамесок и долот на заточном станке.Долбление долотами и резание стамесками древесины.

2

Изучение нового материала

21-22

Назначение и виды инструмента для ручного и механизированного сверления древесины.Подготовка инструмента и различных видов сверл для сверления древесины.

2

Изучение нового материала

23-24

 Сверление древесины спиральными ,центровыми сверлами.Сверление древесины коронками и раздвижными сверлами.

2

Изучение нового материала

25-26

Абразивные инструменты и работа с ними.Виды шлифовальных шкурок.

2

Изучение нового материала

27-28

Подготовка электрических шлифовальных машин к работе.Шлифование древесины вручную и электрическими шлифовальными машинами.

2

Изучение нового материала

29-30

Раздел3:Столярные соединения

Виды столярных соединений.Бруски и щиты как основные конструктивные части столярных соединений.

16

2

Изучение нового материала

31-32

Сращивание заготовок по длине и ширине.Склеивание заготовок по ширине и сплачивание.

2

Изучение нового материала

33-34

Шиповые соединения столярных изделий.Виды шиповых соединений.

2

Изучение нового материала

35-36

Выработка шипов.Выработка проушин.

2

Изучение нового материала

37-38

Соединение элементов на гвоздях.Соединение элементов на шурупах(саморезах).

2

Изучение нового материала

39-40

Соединение элементов на нагелях.Соединения на болтах.

2

Изучение нового материала

41-42

Соединения на клеях.Виды и назначение клеев для древесины.

2

Изучение нового материала

43-44

Технологический процесс склеивания древесины.Технологический процесс изготовления клееных деревянных щитов.

2

Изучение нового материала

45-46

Раздел 4: Общие сведения о деревообрабатывающих станках.

Общие сведения о деревообрабатывающих станках.Станки общего назначения и специализированные станки.

4

2

Изучение нового материала

47-48

Ручной электрический инструмент.Правила работы с электрическим инструментом.

2

Изучение нового материала

49-50

Раздел 5: Столярные работы.

Изготовление столярных изделий на деревообрабатывающем оборудовании.Изготовление оконных блоков.

20

2

Изучение нового материала

51-52

Изготовление дверных блоков.Изготовление столярных перегородок.

2

Изучение нового материала

53-54

Изготовление встроенной мебели.Изготовление профильных(фрезерованных) изделий.

2

Изучение нового материала

55-56

Правила и приемы монтажа оконных блоков. Правила и приемы монтажа дверных блоков.

2

Изучение нового материала

57-58

Виды отделки столярных изделий.Подготовка поверхностей деталей и изделий к отделке.

2

Изучение нового материала

59-60

Заделка сучков и тренщин.Шлифовка,обессмоливание,грунтование,шпатлевание

2

Изучение нового материала

61-62

Отделка деталей и изделий лакокрасочными материалами.Крашение,методы крашения.

2

Изучение нового материала

63-64

Виды лакокрасочных материалов.Ручное и механизированное нанесение лакокрасочных материалов.

2

Изучение нового материала

65-66

Ремонт столярных изделий.Замена бруска.Ремонт оконных блоков.

2

Изучение нового материала

67-68

 Ремонт подоконников и форточек.Ремонт дверных блоков.

2

Комбинированный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии по курсу обслуживающий труд 5-9 классы

Пояснительная запискаДанная учебная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования  и примерной программы основного общего образова...

УЧЕБНАЯ (РАБОЧАЯ) ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ (КУРСУ)« АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» 5-9 класс УМК "Forward"

Программа курса английского языка для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений составлена на основе Фундаментального ядра содержания об­щего образования, требований к результатам основного об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету (курсу) «Изобразительное искусство» 5-6 класс ( Б. Неменский)

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-6 класс ФГОС (Б.Неменский)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету (курсу) «Изобразительное искусство» 7 класс

Рабочая программа по ИЗО  7 класс (Б. Неменский) с календарно-тематическим планированием....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету (курсу) «Изобразительное искусство» 8 класс (с липецким компонентом)

Рабочая программа 8 класс по ИЗО с календарно-тематическим планированием (Б.Неменский) с добавлением липецкого компонента....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету (курсу) «Изобразительное искусство» 9 класс (Б.Неменский)

Рабочая программа по ИЗО 9 класс на 18 часов с календарно-тематическим планированием. (Б.Неменский)...