Проблемное обучение на уроках литературы
статья

Кузнецова Антонина Александровна

В статье предлагается авторское определение понятия  проблемного обучения, раскрываются его цель, задачи, непосредственная технология реализации На основе выявления значительных преимуществ данной педагогической технологии формируются правила постановки проблемы, приводятся примеры практического использования технологии проблемного обучения в практике преподавания литературы в условиях общеобразовательного заведения на примере произведений классиков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._dokument_microsoft_word_8.docx35.94 КБ

Предварительный просмотр:

В своей практической реализации проблемный метод является одним из самых интересных, несмотря на его сложность. Путь проблемного изучения произведения ведет школьника к авторской позиции, к социально-эстетическому рассмотрению произведения через наблюдение за сюжетом.

Преподаватель русской литературы должен стремится показать школьникам, что литературные произведения русских классиков – это не чуждый мир непонятных проблем, а это и наши проблемы, невысказанные сомнения. В педагогической деятельности необходимо делать акцент на проблемное обучение, так как этот метод формирует нравственные качества личности на уроках литературы. «Воспитание вдумчивого читателя, который умеет мыслить, воспринимать прекрасное, смотреть на литературу, как на способ постижения окружающего мира и самого себя – это главная цель в педагогической деятельности»[1].

Богатые возможности для проведения проблемных уроков или использования элементов проблемного обучения предоставляет литература. Русская классическая литература заставляет размышлять над глубокими общечеловеческими вопросами, помогает лучше разбираться в перипетиях жизни и в самих себе.

В проблемном обучении исследовательская деятельность школьников занимает важную нишу в реализации приоритетных направлений образования. Исследовательская деятельность направлена на то, чтобы приобщить школьников к исследовательской работе, сформировать стремление к творческой активности, к самостоятельности в поиске информации, а также на обнаружение профессиональных предпочтений. «Через содержание и формы самостоятельной работы в процессе исследовательской деятельности раскрывается индивидуальность каждой личности школьника. Помимо всего прочего, исследовательская деятельность содействует успешной адаптации школьников в социуме, а также развивает ответственность каждого члена исследовательской команды»[2].

Исследовательская деятельность подразумевает под собой умение работать с информацией, самостоятельно добывать новые знания из всевозможных источников.

Исследовательская деятельность предполагает, в первую очередь, умение работать с информацией, умение добывать ее из различных источников, анализировать, сравнивать, делать выводы. Нужно получать информацию не только из книг, журналов, сети Интернет и других официальных и неофициальных источников, но и из окружающего мира, который таит в себе огромный объем знаний. Исследовательская деятельность органично включается в учебный процесс, где учащиеся впервые открывают для себя то, что в науке уже давно открыто, но для них ново.

Таким образом, исследовательская деятельность развивает и самостоятельность, и творчество школьников, что в конечном итоге, обеспечивает быструю адаптацию к вузовской программе.

Этапы урока при проблемном обучении – такие же, как и в традиционной системе обучения. Но на уроке преобладает не воспроизведение готовых образцов, а акцент делается на формирование мыслительных операций (обобщение, классификация и т.п.).

Задания проблемного характера пробуждают у школьников желание глубже работать над художественным произведением, глубже проникать в характеры героев, доказывать, обосновывать своё мнение.

Например, при изучении драмы А.Н. Островского «Гроза» старшеклассникам можно предложить вопрос: «Был ли у Катерины какой-либо другой выход?»

Для ответа старшеклассникам пришлось еще раз мысленно «пройтись» по всем образам, вникнуть в обстановку жизни царской России и доказать, что у Катерины не было другого выхода.

В продолжение этой темы ученикам можно предложить следующий вопрос: «А если бы Катерина жила в наше время и попала бы в такие же обстоятельства, в такую же семью, как могла бы сложиться ее судьба?»

При изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» можно предложить такой вопрос: «Если бы Раскольников не был так беден, пошел бы он на преступление?». Проблемный вопрос может вызвать у школьников интерес, стремление вспомнить детали, глубже понять образ главного героя и все мотивы его действий. А у тех, кто не читал роман, появляется желание прочитать его.

Вопрос «Почему Соня Мармеладова, глубоко верующий человек, в первом разговоре с Раскольниковым жалеет его, убийцу, но узнав о том, что он «позволил себе» убить, гневно говорит: «Убивать? Убивать-то право имеете?» помогает старшеклассникам понять и причины преступления Раскольникова, и суть его теории, и смысл наказания. Ведь смиренная Соня, никого в своей жизни не осудившая, возмущена дьявольской гордыней Раскольникова, присвоившего себе право распоряжаться жизнью другого человека.

И при подготовке уроков чтения в начальных классах со школьниками

также можно использовать технологию проблемного обучения. Например, при изучении басни И.А. Крылова «Осел и Соловей» можно задать детям вопрос: «Почему Соловей, услышав не очень лестный отзыв о своем пении, не стал защищать себя перед Ослом, не стал доказывать свою правоту, а просто «вспорхнул и улетел за тридевять земель»?

На уроке литературы прийти к проблемной ситуации часто помогает мотивирующий прием (ассоциации, музыка, иллюстрации, отрывки из произведений, любой материал, способный захватить внимание, заинтриговать учеников).

Путём сбора ассоциаций, возникающих в связи с каким-либо литературным именем или с названием произведения, можно актуализировать знания учащихся по проблеме, которую нам предстоит решать на уроке. Ассоциации помогают установить связи с миром, найти «общую точку», с которой только и возможно начать диалог. К примеру, читая «Детство» И.А.Бунина и «Детство» Л.Н.Толстого, можно попросить учеников нарисовать рисунок на тему детства или продолжить ассоциативный ряд со словом «детство».

При чтении «Скворцов» В.И.Белова можно задать ученикам следующий вопрос: «Каким представляется вам человек, который мог сказать эти слова (добрый, любит родину, природу, людей, свой дом): «Мне кажется, что я слышу, как растет на полях трава, я ощущаю каждую травинку». «Тихая моя родина, ты все также врачуешь мою душу своей зеленой тишиной».

Итак, проблемное обучение заставляет обучающихся думать, включает всех в урок, способствует развитию логической речи. Эта технология позволяет при минимальных затратах времени максимально развивать мышление и творческие способности обучающихся. Самостоятельное решение проблем, а также исследовательская деятельность дает прочные, глубокие знания, способствует развитию умения использовать полученные знания, умения и навыки в разнообразных жизненных ситуациях.


[1] 1.Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: Истоки, сущность, перспектива. – М., 1993. – С. 142

[2] Федотова Н. А. Развитие исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения : автореф. дис. . канд. пед. наук / Федотова Наталья Александровна. – Улан-Удэ, 2010. – С. 78


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Проблемное обучение на уроках литературы как путь формирования «человека культуры»"

данная статья предназначена учителям, работающим по технологии проблемного обучения...

Проблемное обучение на уроках литературы в старших классах.

Технология проблемного обучения. Методы и приёмы. Формы работы....

Методические рекомендации "Особенности проблемного обучения на уроках литературы"

Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках литературы, которые заключаются в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учител...

Особености проблемного обучения на уроках литературы

Презентация демонстрирует способы  создания проблемных ситуаций на уроках литературы и пути решения этих ситуаций....

Технология проблемного обучения на уроках литературы и русского языка

дана информация о технологии проблемного обучения и применении на уроках литературы и русского языка...