Статья "Детское наставничество, как эффективная форма корекционно-образовательного процесса для детей с ТНР"
статья

Марчук Людмила Николаевна

Детское наставничество, как эффективная форма корекционно-образовательного процесса для детей с ТНР.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детское наставничество, как эффективная форма                                    корекционно-образовательного процесса для детей с ТНР.

Авторы:  учитель-логопед МАДОУ №80 Марчук Людмила Николаевна                                          учитель-логопед МБДОУ № 316 Новикова Маргарита Владимировна

Воспитатель МБДОУ №316 Порываева Елена Викторовна

Ключевые слова: наставничество, дошкольники, коррекционно-развивающий процесс, нарушение речи.

Актуальность.

Развитие социально-нравственной позиции у детей дошкольного возраста приобретает все большую актуальность, так как современный мир переживает кризис духовных и нравственных ценностей. Только при  общении и коммуникации человек может почувствовать свой внутренний мир,  понять другого человека, стать полноценным членом социума.

В современной педагогической практике приоритетные позиции снова занимают наставничество и шефство. Сегодня наставничество выходит на новый уровень. К классическому наставничеству когда «успешные помогают отстающим»,  добавляются новые направления:

  • «развитие талантов»;
  • «поддержка в инклюзивном образовании»;
  • «реализация индивидуальных образовательных маршрутов».

Наставничество, как одна из форм положительно-познавательного взаимодействия занимает достойное место, не только во взрослых но и  в детских коллективах. Поиск эффективных методов, способствующих успешной позитивной социализации детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи,  привел к решению  применения технологии наставничества в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда. В двух детских садах города Красноярска успешно реализован практико-ориентированный проект «К малышам спешим на помощь». В нем приняли участие дети подготовительных и средних групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.  

Цель проекта: Воспитание нравственных и коммуникативных  компетенций детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи  через получение ими опыта наставнической деятельности.

Задачи проекта:

  1. формировать у детей навыки сотрудничества и взаимопомощи;
  2. предоставить детям условия для самореализации, повышения их социальной активности;
  3. воспитывать толерантное отношение к людям вне зависимости от их особенностей и состояния здоровья;
  4. использовать ресурсы наставничества в коррекционно-образовательном процессе.

 

Участники проекта: воспитанники подготовительных групп детского сада и дети средних групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми  речевыми нарушениями.

 Описание проекта:

Организация практики наставничества осуществляется  поэтапно.  

Задачи подготовительного этапа - изучение теоретических аспектов детского наставничества, составление  плана реализации проекта.

На втором, организационном этапе происходит запуск детского наставничества. Прежде чем начать реализацию практики  направленную на реализацию корекционно-развивающих задач, необходимо создать положительные внутренние установки к совместному взаимодействию, как старших дошкольников, так и младших детей. Для этого необходимо осуществить три шага: 

 Шаг 1.

 мотивирование детей подготовительных групп.

С детьми проводят предварительные беседы, создаются проблемные и игровые ситуации, в ходе которых. особое внимание привлекается  к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе формируется положительное отношение к окружающему миру, младшим товарищам к своим  новым обязанностям

Шаг 2.

создание команды наставников

Старшие дети посещают  младших только на добровольной основе. Юные шефы  посещают своих младших товарищей вне времени отведенного на образовательную деятельность.

Шаг3.

подготовка команды для ведения наставнической деятельности

Старшие дети более понятны малышам, несут игровую культуру, становятся примером для подражания. Особенно удачным является вариант, когда в роли наставников выступают старшая сестра или брат.

Параллельно проводятся беседы с родителями воспитанников о значении  наставничества в развитии и воспитании  детей, о применении  социо-игрового стиля в коррекционной педагогике, организации занятий в на основе игровой деятельности.

Также разрабатывается примерное планирование наставнической деятельности.

                    Рабочий план реализации проекта.

период

Направление

Виды деятельности

Сентябрь-октябрь

Подготовка команды координаторов проекта

Комплекс мероприятий направленных на выявление коммуникативных нарушений и нарушений речи

-изучение теоретической и методической литературы;

-просмотр видеолекций и вебинаров на тему «современные технологии социализации дошкольников»;

-диагностика;

 -наблюдение.

Ноябрь

Информационно-аналитические мероприятия с родителями

-беседы;

-родительская гостиная «Вместе весело шагать».

Предварительная работа с детьми

-беседа «Кто такие наставники?» - -беседа «Чему мы можем научить малышей?»  

-игры-задания и упражнения  социо-игрового характера,                                  -чтение художественной литературы. 

Декабрь-март

Ведение детьми наставнической деятельности

-игры-задания на знакомство,  сплочение группы, развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных, психологических барьеров; 

-проведение  артикуляционной гимнастики;

-оказание помощи в подготовке праздничных мероприятий;

-совместное заучивание стихотворений к празднику;

- совместные зарядки;

- пальчиковые игры.

Ключевые мероприятия проекта

- акция «Игрушки для малышей»                    -фольклорное развлечение  «Колядки»;

-неделя «Зимние забавы»;

-театрализованная деятельность «Волк и семеро козлят».

Апрель

Подведение и анализ  итогов проекта

На этапе реализации проекта  команда шефов планирует и реализует наставническую деятельность в разных видах деятельности, регулярно посещая группу малышей, а также приглашая их в гости к себе.

C:\Users\Людмила\Downloads\IMG_20230130_101827.jpgКоррекционно-развивающий процесс включен в  естественную жизнь воспитанников,  опирается на накопленный ими  опыт. Детей увлекает сама возможность проявлять инициативу, самостоятельность Проведение совместных мероприятий помогает дошкольникам приобрести навыки доброжелательного диалога, самостоятельно решать конфликтные ситуации, выражать свои чувства и понимать чувства других людей, контролировать свои эмоциональные реакции

Третий этап – заключительный. На данном этапе будет проведена оценка влияния проекта на его участников, диагностирование, сделаны выводы по результатам.                                                            

Результаты реализации проекта:

1. все дети-участники проекта стали чувствовать себя более комфортно в образовательном пространстве детского сада, уверенно общаться с другими детьми и педагогами;

2. у старших дошкольников повысилась ответственность, социальная активность. У них появляется позиция взрослого - желание заботиться, подавать пример;

3. у всех  детей наблюдается положительная динамика в развитии всех сторон речи, меньше времени затрачивается на этап автоматизации и дифференциации изучаемых звуков в связной речи.

Дальнейшее развитие проекта.

Анализ и обобщение опыта наставничества детей дошкольного возраста. Организация наставничества в рамках партнерских отношений между ДОУ семьей и школой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке английского языка."

Одна из главных задач при обучении иностранному языку- научить пользоваться языком, как средством общения. В новых стандартах по иностранному языку говорится, что основное назначение обучения иностран...

Статья "Очно-заочная гуманитарная школа "Технология РОСТа" как эффективная форма организации образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС"

Статья рассказывает о такой форме обучения иностранным языкам как очно-заочная гуманитарная школа...

Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы и средство расширения культурного кругозора школьников.

В статье рассматривается возможность проведения виртуальных экскурсий на уроках и внеурочных занятиях как средство расширения  культурного кругозора обучающихся....

"Творческая деятельность, как основа и эффективная форма для духовно-нравственного воспитания детей в ДШИ"

Духовно - нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем образования. Задача музыкального образования - это духовно - нравственное воспитание, направленное на формирование и развитие...

Модель организации образовательного туризма - одна из эффективных форм учебно-воспитательного процесса в условиях ФГОС

Опираясь на обширный практический опыт школы в области межсетевого взаимодействия, имея в наличии квалифицировнные педагогические кадры и желание систематизировать работу с обучающимися в направлении ...

Наставничество как эффективная форма обучения

quot;Наставничество как эффективная форма обучения"...

Виртуальная экскурсия на уроках информатики как одна из эффективных форм организации учебного процесса

Основным фактором эффективности обучения является интерес учащихся к восприятию учебного материала. Для успешной организации учебного процесса перед педагогом встает необходимость поиска новых форм, м...