Наставничество как эффективная форма обучения
занимательные факты (11 класс)

"Наставничество как эффективная форма обучения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_18.04_gotovoe.docx16.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Наставничество как эффективная форма обучения»

 «Настоящий учитель тот, кто может спуститься

 с вершины своего знания до незнания ученика и, взяв его за

руку, снова совершить восхождение»

Шалва Александрович  Амонашвили

 

Вопрос наставничества привлекает внимание педагогического сообщества, прежде всего, как востребованная и актуальная практика в образовательной сфере. Наставничество становится неотъемлемым компонентом современной системы образования.

В настоящее время в век инноваций система образования подвергается значительному реформированию. Роль педагога возрастает, требования к его личностным и профессиональным качествам высокие, повышаются требования и к его социальной и профессиональной позиции.

Наставничество - способ передачи знаний, умений, навыков молодому человеку от более опытного и знающего, предоставление молодым людям помощи и совета, оказание необходимой поддержки в социализации и взрослении.

В стремительно меняющемся мире главным профессиональным качеством педагога является умение учиться. А это – готовность к переменам, нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – всё это характеристики деятельности успешного педагога - профессионала.

 

Проблемы обучающихся среднего профессионального образовательного учреждения решаемые с помощью наставничества

 низкая мотивация к учебе, неудовлетворительные образовательные результаты, дисциплинарные затруднения;

 низкая информированность о карьерных и образовательных возможностях, отсутствие осознанного выбора пути будущего профессионального развития;  трудности, связанные с невозможностью эффективно совмещать получение образования и рабочую деятельность по специальности;

 низкий уровень общей культуры, неразвитость метакомпетенций, в основном целеполагания, планирования и навыков самореализации, пессимистичные ожидания;

 низкий уровень общепрофессиональных и профессиональных компетенций, как следствие – невостребованность на рынке;

 отсутствие мотивации и возможностей для участия в программах поддержки молодежи;

 невозможность реализовать свой предпринимательский или профессиональный потенциал в силу отсутствия опыта и ресурсов.

Отдельным блоком можно выделить проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья. Их включение в систему наставнических отношений будет способствовать качественному развитию системы инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях с привлечением обыкновенных учеников.

Среди основных проблем:

 невключенность в образовательный процесс в силу психоэмоциональных затруднений, общая отстраненность, низкая учебная мотивация;

 коммуникационные проблемы, возможно возникающие вследствие непринятия ребенка коллективом.

Основными вариантами наставничества среди обучающихся могут быть:

– взаимодействие «отличник – двоечник», классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов;

 – взаимодействие «лидер – тихоня/скромник», психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков;

– взаимодействие «равный – равному», в течение которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый – креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом.

Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в реализации лидерского потенциала, развитие гибких навыков и метакомпетенций, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды.

Результатом такой работы будет:

 повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри образовательной организации;

  численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций;

7  количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и культурных проектов;

  снижение числа подростков, состоящих на учете в полиции и психоневрологических диспансерах;

  снижение числа жалоб от родителей и преподавателей, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри учебного заведения. Таким образом, наблюдается развитие целостной типологии компетенций:

  социальные (отношения, поведения, коммуникации);

 когнитивные (понимание, знание, целеполагание, планирование);

 функциональные (психомоторные и прикладные, в том числе профессиональные, навыки).

Портрет участников:

 Наставник должен быть:

 Активный учащийся старшей ступени, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель олимпиад и соревнований, лидер группы, принимающий активное участие в жизни учреждения.

 Наставляемый.

 Социально/ценностно дезориентированный учащийся низшей по отношению к наставнику ступени, демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с поведением, не принимающий участие в жизни учреждения, отстраненный от коллектива. Обучающийся с особыми образовательными потребностями – например, увлеченный определенным предметом студент, нуждающийся в профессиональной поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов.

         Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности: проектная деятельность, совместное посещение/организация мероприятий, совместное участие в конкурсах.

Своевременная помощь и поддержка неуспевающих обучающихся через развитие наставничества поможет им справиться с проблемными ситуациями в своей учебной деятельности, сформировать уверенность в себе, самоуважение, готовность успешно продолжать своре обучение.

Закончить хочу словами: профессия педагога не позволяет стоять на месте, она требует постоянного роста и развития, поэтому, впереди еще много интересного и нового.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поиск оптимальных и эффективных форм обучения для обеспечения успешного изучения информатики на основе передовых педагогических технологий.

Возможности развития обучаемого при использовании современных педагогических технологий и методик в обучении информатике....

Урок -семинар как эффективная форма обучения

От  учителя на современном этапе развития школьного образования, требуется система   форм обучения, обеспечивающая активизацию познавательной деятельности учащихся.  Конечно,...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК – КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА

В данной статье раскрываются особенности проведения интегрированных уроков в классах, обучающихся с ОВЗ VIII вида (2 вариант), их эффективность...

Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах вечерней школы

Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах вечерней школы. Презентация на тему....

Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»

Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»...

Статья "Детское наставничество, как эффективная форма корекционно-образовательного процесса для детей с ТНР"

Детское наставничество, как эффективная форма корекционно-образовательного процесса для детей с ТНР....