Урок -семинар как эффективная форма обучения
статья по биологии
От учителя на современном этапе развития школьного образования, требуется система форм обучения, обеспечивающая активизацию познавательной деятельности учащихся.
Конечно, активность или пассивность занятия не всегда определяется видом урока, а чаще всего способностью учителя будить мысль, увлекать чувством, побуждать к действию, иначе говоря, творческим трудом учителя и учащихся.
В этом плане эффективной формой обучения является семинар.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_seminar_kak_effektivnaya_forma.microsoft_office_word_3.docx | 31.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок - семинар в системе групповых технологий, как эффективная форма обучения старшеклассников.
От учителя на современном этапе развития школьного образования, требуется система форм обучения, обеспечивающая активизацию познавательной деятельности учащихся.
Конечно, активность или пассивность занятия не всегда определяется видом урока, а чаще всего способностью учителя будить мысль, увлекать чувством, побуждать к действию, иначе говоря, творческим трудом учителя и учащихся.
В этом плане эффективной формой обучения является семинар.
Семинары - важная форма выработки у школьников самостоятельности, активности, умения работать с литературой, творчески мыслить и действовать. Проведение семинаров может быть составной частью лекционно - семинарской системы обучения, расширяющей область их применения. Это подтверждается, например, возможностью ее применения в такой разновидности совместной учебной деятельности учителя и учащихся, как "погружение".
Уроки-семинары имеют специфическое содержание:
- их целесообразно проводить по таким темам, в ходе обсуждения которых ученик не просто усвоит определенные знания, но и находит решение проблемы;
- они отличаются особым характером деятельности учащихся;
- им предшествует основательная подготовительная работа, часто исследовательского характера.
- при подготовке к нему учитель может прибегнуть к «разумному распределению труда», где учитываются интересы и способности учащихся.
Семинары отличаются от уроков:
- большой степенью самостоятельности при подготовке к семинару;
- большой активностью учащихся при обсуждении результатов подготовки;
- владением навыков работы с литературой;
- изменением организации этапов обучения (их последовательности и содержания), например, домашнее задание носит опережающий характер, а его проверка совпадает с изучением нового материала;
- изменением функций, выполняемых учителем и учащимися; учащиеся выполняют информационную функцию, а учитель - регулятивную и организаторскую.
Методика подготовки семинара, ее сориентированность на привлечение к активному участию большинства учащихся класса состоит :
- в своевременности информирования учащихся о цели, теме и плане семинара, продуманности плана, внесении корректив в него в соответствии с пожеланиями учащихся;
- системе подготовки: подбора основной и дополнительной литературы, характера консультаций, работе консультантов, совета дела, творческих групп, использование материалов стенда “Готовимся к семинару”, алгоритмов (как работать с литературой, как писать тезисы, как готовить доклады, как выступать);
- разработке системы дифференцированных заданий (подготовке докладов, рецензирование, оппонирование, задания для сбора материалов в музеях, интервьюирование, подготовка схем, таблиц, графиков, демонстраций и т.д.).
Здесь широко применяются:
— фронтальные задания (составление плана, чтение справочной литературы);
— групповые задания (подготовка доклада, вопросов для групповой работы, работа с групповыми заданиями , подготовка стенда, газеты, поиск литературы, распределение ролей в групповой работе);
— индивидуальные задания (подготовка сообщения и комментария, обдумывание собственного мнения о проблеме, доклад, анализ исследуемой проблемы, темы).
Методика проведения семинара, ее направленность на раскрытие творческих возможностей учащихся состоит :
- в четкости определения темы и цели семинара;
- психологической подготовке учащихся к обсуждению вопросов;
- форме стимулирования их активности и познавательного интереса;
- соотношении деятельности учителя и учащихся: краткости и целенаправленности вводного слова учителя, уместности и продуманности замечаний и коррекции, организации коллективного обсуждения, дискуссии.
В форме семинаров можно организовывать уроки :
- после проведения вводных, установочных и текущих лекций ;
- при обобщении и систематизации знаний и умений учащихся по изучаемой теме;
- при изучении нового материала, если он доступен для самостоятельной
проработки учащимися ;
- при проведении уроков, посвященных реализации модельного, проблемного метода обучения, различным методам решения заданий, задач т.д.
При организации семинара целесообразно создавать рабочие группы, поручая им различные задания.
В группах учащиеся между собой распределяют обязанности. При такой форме деятельности может найтись посильная работа для учеников разного уровня знаний.
Семинар пройдет интереснее, когда, кроме докладчиков, имеется и группа оппонентов.
Она заранее знакомятся с основными положениями выступлений учащихся, готовят вопросы, рецензируют выступления.
На семинаре каждый отвечает за какой-то участок общей работы, поэтому возрастает ответственность ученика за подготовку домашнего задания.
С этим связаны и цели семинаров:
- определение собственной позиции ученика, его личного мнения;
- выявление способностей учащихся
где главная цель семинарского занятия - формирование умения самостоятельно трудиться, искать решения проблемы.
Поэтому семинары характеризуются, прежде всего, двумя взаимосвязанными признаками:
- самостоятельным изучением учащимися программного материала;
- обсуждением на уроке результатов познавательной деятельности школьников.
Семинарская форма занятий создает благоприятные условия для реализации возможностей каждого ученика, для самопознания и творчества, способствует развитию познавательных и исследовательских умений учащихся, повышению культуры общения.
На семинарах отрабатываются умения :
- выступать с самостоятельными сообщениями
- дискуссировать
- отстаивать свои суждения
Семинары желательно проводить, начиная с 9 класса, т. к. к этому моменту у учащихся накапливаются определенные умения и навыки, необходимые для проведения подобных уроков. Существуют разнообразные виды семинаров , отличающиеся по организации их проведения. Приводим один из примеров классификации семинаров по В.В.Гузееву.
1.Аналитический семинар. Учащиеся самостоятельно анализируют тексты, конструируют задания для групп, решают задачи, составляют планы, схемы.
2. Эвристический семинар предполагает применение знаний в измененной ситуации, в лабораторном опыте, докладе, диспуте.
3. Контрольно – обобщающий, проверяет навыки, базовые знания по тематическому циклу, готовность к экзаменационным испытаниям.
Пример. Схема аналитического семинара с использованием групповых технологий.
Время | Содержание работы в классе |
2 мин. | Вводный инструктаж. Учитель обращает внимание на содержание плана работы, наличие информационных листов, инструкций, тестов, карточек- заданий, немых рисунков. |
10 мин. | Практическая работа. Конструирование и выполнение заданий разного уровня с использованием схем, немых рисунков, дополнительной литературы. |
7 мин. | Защита выполненных работ. Группы обмениваются заданиями и проверяют правильность выполнения заданий других групп. Результаты данной работы оценивают консультанты совместно с учителем. Выставляются баллы в листки самоконтроля. |
8 мин. | Обсуждение предложенных вопросов в группах. Проводят ученики – консультанты в каждой группе совместно с учителем .Результаты обсуждения заносятся в листки самоконтроля в виде баллов. |
3 мин. | Общий вывод |
8 мин. | Индивидуальная работа «Проверь себя». Тестирование. Предлагаются тесты разного уровня сложности на выбор ученика. |
2 мин. | Подведение итогов. Выставление оценок в лист самоконтроля. Учащиеся сдают листки самоконтроля, выполненные тесты, которые проверяет учитель совместно с консультантами |
По характеру деятельности выделяют три разновидности семинара:
- семинары с развернутыми выступлениями учащихся по заранее поставленным вопросам и обсуждению проблем и выступлений;
- семинары, где осуществляется обсуждение докладов или рефератов учащихся;
- семинары-диспуты.
Различают уроки семинары:
- по учебным задачам,
- по источникам получения знаний,
- по формам их проведения
По формам проведения выделяют : семинары – развёрнутые беседы, семинары доклады, заключительный семинар, семинар-диспут, семинар-решение задач, семинар конференция .
Семинар - развёрнутая беседа наиболее распространённая форма семинарских занятий.
Данный семинар предполагает:
- подготовку всех учащихся по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем обязательной и дополнительной литературы;
- выступления учащихся и их обсуждение;
- выступление и заключение преподавателя.
Развёрнутая беседа не исключает, а предполагает и заранее запланированные выступления отдельных учащихся по некоторым дополнительным вопросам.
Но данные сообщения выступают здесь в качестве дополнения к уже состоявшимся выступлениям, а не как основа для обсуждения.
Семинары – доклады готовятся по заранее предложенной тематике.
Кроме общих целей учебного процесса преследует задачи :
- привить навыки научной, творческой работы;
- воспитать самостоятельность мышления;
вкус к поиску новых идей и фактов, примеров.
Целесообразно выносить на обсуждение не более 2—3 докладов продолжительностью в 12-15 минут (при двухчасовом семинаре).
Иногда кроме докладчиков по инициативе преподавателя или же по желанию самих учащихся назначаются содокладчики и оппоненты.
Последние обычно знакомятся предварительно с текстами докладов, чтобы не повторять их содержание.
Заключительный семинар проводится по какой-либо большой теме, когда ее основные вопросы уже обсуждены ранее.
Семинар-диспут имеет ряд достоинств:
- кроме других задач, обычно реализуемых на семинаре, эта форма наиболее удобна для выработки навыков полемиста;
- диспут может быть и самостоятельной формой семинара и элементом других форм практических занятий;
- как самостоятельная форма наиболее интересно проходят такие занятия при объединении двух или нескольких семинарских групп, когда с докладами выступают учащиеся одного класса, а оппонентами — другого, о чем договариваются заранее.
- вопросы, выносимые на подобные семинары, должны всегда иметь теоретическую и практическую значимость.
- диспут как элемент обычного семинара может быть вызван преподавателем в ходе занятия или же заранее планируется им. Полемика возникает подчас и стихийно.
Выбирая форму урока и методы обучения необходимо помнить,
что «учащиеся удерживают в памяти:
- 10 % того, что читают;
- 26 % того, что слышат;
- 30 % того, что видят;
- 50 % того, что видят и слышат;
- 70 % того, что обсуждают с другими;
- 80 % того, что основано на личном опыте;
- 90 % того, что проговаривают в то время, как делают;
- 95 % того, чему они обучаются сами»
( Джонсон Дж.,1996г.)
Используемая литература:
1. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
2. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.:Народное образование, 2001.
3. С.В. Кульневич «Современный урок», Изд-во «Учитель», 2005г.
4.С.С. Татарченкова «Организация методической работы в современной школе», Изд–во «Каро», 2007г.
5.М.М. Поташник, М.В. Левит, «Как подготовить и провести современный урок», Москва, 2003г.
6. С.В. Кульневич «Анализ современного урока», Изд-во «Учитель», 1999г.
7. Фундаментальное ядро содержания общего образования. М.: Просвещение, 2010.
8. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. [Система заданий: пособие для учителей / – М.: Просвещение, 2010.
Интернет ресурсы
- http://www.rostov-gorod.ru/?ID=15388
- http://edustyle.info/course/view.php?id=100
- http://oksanavorobyova.ucoz.ru/publ/1-1-0-1
- wiki.srkc.ru/images/1/1a/10_бИОЛОГИЯ.doc
- http://eusi.ru/lib/pidkasistyj_pedagogika/12.shtml
- http://festival.1september.ru/articles/102456/
- http://www.atet.su/IMUZ/tipy_urokov.htm
- ttp://www.google.ru/search?client=opera&rls=ru&q=%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8+%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%8
- http://referat.ru/referats/view/31533
http://www.p-lib.ru/pedagogika/harlamov/harlamov68.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК – КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА
В данной статье раскрываются особенности проведения интегрированных уроков в классах, обучающихся с ОВЗ VIII вида (2 вариант), их эффективность...
Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах вечерней школы
Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах вечерней школы. Презентация на тему....
Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»
Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»...
«Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»
Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»...
Интегрированный урок - эффективная форма обучения детей в коррекционной школе
Интегрированный урок - эффективная форма обучения детей в коррекционной школе....
Эффективный урок как основная форма обучения и воспитания обучающихся через использование инновационных дидактических средств, образовательных технологий и методик
Статья направлена на описание различных форм и методов применяемые на уроках, использование различных приёмов работы с ...
Эффективный урок как основная форма обучения и воспитания обучающихся через использование инновационных дидактических средств, образовательных технологий и методик
В презентации описаны методы и формы работы с обучающимися. Показаны основные приёмы работы с обучающимися....