Виртуальная экскурсия на уроках информатики как одна из эффективных форм организации учебного процесса
статья

Фадеева Людмила Анатольевна

Основным фактором эффективности обучения является интерес учащихся к восприятию учебного материала. Для успешной организации учебного процесса перед педагогом встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виртуальная экскурсия на уроках информатики как одна из эффективных форм

организации учебного процесса в ОО

 

Основным фактором эффективности обучения является интерес учащихся к восприятию учебного материала. Для успешной организации учебного процесса перед педагогом встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала.

Важнейшей задачей обучения становится формирование умений получать и обрабатывать информацию, формирование навыков мышления высокого уровня: умение анализировать, синтезировать, оценивать. Знакомясь с различными способами повышения мотивации и возможностей применения ИКТ, в своей работе мы заинтересовались созданием виртуальных экскурсий, как  проектным методом.

Мы считаем, что виртуальные экскурсии, это один из вариантов применения новых информационных технологий в учебном процессе.

Основным фактором эффективности обучения является интерес учащихся к восприятию учебного материала. Для успешной организации учебного процесса перед педагогом встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала. С целью разнообразить свои занятия, сделать их насыщенными, интересными и продуктивными, мы решили использовать в своей работе прием – виртуальная экскурсия.

Виртуальная экскурсия - это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий. Такая форма позволяет неоднократно повторять материал, что улучшает качество образовательного процесса.

В Большой советской энциклопедии слово «экскурсия» трактуется как посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятников культуры, музеев и т. д.), а так же как форма и метод приобретения знаний.

В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий - виртуальные, интерактивные экскурсии. Термин «виртуальный» происходит от английского слова virtual – что означает  похожий, неотличимый. Первые виртуальные музеи стали появляться в Интернете в 1991 году. Они представляли собой небольшие сайты с информацией о самом музее, о его географическом положении и режиме работы. В дальнейшем на страницах виртуальных музеев стали появляться виртуальные экскурсии. Многие музеи создавали несколько виртуальных экспозиций и объединяли их в виртуальные экскурсии.

В методической литературе приводятся различные классификации экскурсий. По содержанию можно выделить следующие виды виртуальных экскурсий:

1) обзорные, где собраны элементы нескольких экскурсий, объединенных

общей темой;

2) тематические, то есть экскурсии, раскрывающие определенные темы;

3) биографические – экскурсии, связанные с жизнью и биографией

выдающихся людей.

         На практике же деление экскурсий на четко определенные группы носит условный характер.

Виды виртуальных экскурсий

  • Биографические экскурсии – это экскурсии, связанные с биографией и творчеством писателей, ученых, спортсменов.
  • Краеведческие экскурсии – это путешествие по родному краю.
  • Культурно-художественные экскурсии позволяют окунуться в мир музеев, посетить культурные места.
  • Историко-географические экскурсии знакомят с историческими местами, географическими особенностями стран.
  • Обзорные экскурсии – это совокупность нескольких виртуальных экскурсий в рамках одной темы.

При подготовке виртуальной экскурсии необходимо придерживаться следующих принципов:

  • научности, предполагающему соответствие содержания экскурсий современному науки;
  • доступности,  предполагающему обеспечение логикопедагогической последовательности учебного материала;
  • наглядности; согласно этому принципу средства обучения должны быть достаточно наглядными для формирования соответствующих ассоциаций;
  • связи теории с практикой; при выполнении этого принципа экскурсии побуждают учащихся к активной жизнедеятельности, стимулируют у них заинтересованное, добросовестное, ответственное и уважительное отношение к труду,  учению, к знаниям.

Поскольку в настоящее время большинство школ имеют выход в Интернет, а также в связи с появлением большого количества сайтов с различными музейными экспозициями, появилась возможность проведения виртуальных экскурсий

Главное преимущество виртуальных экскурсий - не покидая класса ознакомиться с объектами, расположенными за пределами школы, города и даже страны. Это повышает информативность и производительность учебной деятельности.

Не стоит также забывать, что одна из важнейших задач обучения состоит в том, чтобы познакомить учеников с различными возможностями поиска данных, добиться обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого материала.

Во время виртуальных экскурсий огромную роль в активизации деятельности детей играет поисковый метод. Дети занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией, либо получением определённых творческих заданий.

Используя виртуальные экскурсии, мы создаём предпосылки для формирования у детей потребности в получении информации при помощи доступных средств, повышения мотивации к познанию, формированию активной личностной позиции в окружающем мире.

Во время виртуальных экскурсий наша основная задача – создать условия для инициативы учащихся, побудить их к самостоятельному поиску, исследованию.

При проведения виртуальных экскурсий  мы используем следующие формы:

- Фотопутешествие   Обычно оформляется как линейная презентация, то есть последовательный переход от одного слайда к другому. К таким программам можно отнести PowerPoint и OpenOffice Impress.

- Видеоэкскурсии Традиционно создается в программах видео- и фотомонтажа, такими как Movie Makеr или Киностудия Windows Live. Это могут быть, профессиональное видео или видеоролики.  

- Просмотр  и изучение готовых  материалов виртуальных музеев. Главное преимущество виртуальных экскурсий - не покидая класса ознакомиться с объектами, расположенными за пределами школы, города и даже страны. Это повышает информативность и производительность учебной деятельности. 

Темы по учебнику Семакина И.Г., на которых можно провести виртуальную экскурсию.

7 класс

  1. Восприятие и представление информации
  2. Назначение и устройство компьютера
  3. Компьютерная память
  4. Технические средства компьютерной графики
  5. Технические средства мультимедиа

8 класс

  1. Как устроена компьютерная сеть
  2. Интернет и всемирная паутина
  3. История чисел и систем счисления

9 класс

  1. Предыстория информатики
  2. История ЭВМ. Поколения ЭВМ.
  3. История программного обеспечения и ИКТ
  4. История языков программирования

Темы по учебнику Босова Л.Л. и Угринович Н.Д., на которых можно провести виртуальную экскурсию

5 класс

  1. Появление информации
  2. Электронная почта

6 класс

  1. История чисел и систем счисления

7 класс

  1. Поколения ПК
  2. Устройства ввода и вывода
  3. Компьютерные вирусы

9 класс

  1. Профессии будущего
  2. Языки программирования

10 класс

  1. Архитектура компьютера
  2. История и развитие ЭВМ

11 класс

  1. Интернет и всемирная паутина
  2. Институты г. Санкт-Петербурга
  3. Институты г. Новосибирска
  4. Институты г. Омска.

Тематика экскурсий подбирается с учетом возрастных особенностей, интересов детей, календарно-тематического планирования.

Для организации и проведения виртуальной экскурсии разработан алгоритм действий, который раздается детям и обсуждается вместе с ними:

  • выбор темы, согласно возрастным особенностям детей; 
  • постановка цели и задач экскурсии;

Далее учащиеся:

  • изучение литературы, сайтов по данному вопросу;
  • отбор и изучение экскурсионных объектов;
  • оцифровка фото и иллюстраций;
  • составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;
  • подготовка речи экскурсовода (презентация);
  • составление плана ведения экскурсии;
  • показ экскурсии.

Заканчиваем виртуальную экскурсию итоговым обсуждением, в ходе которого вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное. Проведение виртуальной экскурсии можно осуществлять в групповой или индивидуальной деятельности, главное, чтобы информация удовлетворяла познавательные интересы детей и способствовала использованию освоенного материала в практической деятельности детей.

Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что активное применение виртуальных экскурсий активизирует познавательную активность школьников, обогащает социальный опыт, дает возможность использовать полученный опыт в практической деятельности, что способствует росту достижения детей и их ключевых компетентностей.

Благодаря виртуальным экскурсиям можно использовать  региональный компонент на уроках информатики . И использовать такие темы, как:

  • История герба города и области;
  • Исторические сведений о родном крае;
  • Художники Кемеровской области;
  • Коренное население области – телеуты, шорцы;
  • Водные ресурсы города и области;
  • И т.д.

Используя такую технологию, можно  использовать межпредметные связи в предметах. Экскурсия по  истории, по географии, по биологи и т.д.

Какие мы ожидаем результаты?

  1. развитие творческого подхода к изучаемому учебному материалу;
  2. формирование элементов информационной культуры;
  3. привитие навыков рациональной работы с компьютерными программами;
  4. формирование исследовательских навыков учащихся;
  5. активизация их деятельность;
  6. использование  полученные ими знания на практике.

Несмотря на кажущуюся простоту проведения виртуальных экскурсий на уроке, учитель может столкнуться с рядом проблем. Первая и главная проблема — это отсутствие подключения школы к сети  Интернет. Следующей проблемой может быть ограниченное количество компьютеров и компьютерных классов в школе.

 

 


Музеи ИКТ

Музеи мира http://www.globmuseum.info/virtualnyj-muzej-istorii-kompyuterov/ 

Виртуальный музей истории вычислительной техники http://computerhistory.narod.ru/nositeli_inf.htm 

Виртуальный музей информатики

http://informat444.narod.ru/museum/ 

Виртуальный компьютерный музей

http://www.computer-museum.ru/ 

Музей истории вычислительной техники в Казани 

 http://www.computer-museum.ru/othermus/kazan_sorucom_2011.htm

Музей устаревших компьютеров Тома Карлсона.
http://www.obsoletecomputermuseum.org/

Электронный архив академика Андрея Петровича Ершова  http://ershov.iis.nsk.su/russian/

Казанский компьютерный музей. http://kazan-computer-museum.blogspot.ru/

Железные призраки прошлого http://www.phantom.sannata.ru/museum/ 

Виртуальный музей фирмы Intel 
http://www.intel.com/corporate/europe/emea/rus/country/museum/history/hof/hof_main.htm

Музей истории отечественных компьютеров  http://chebgym5.ru/ikt/soft/computer/virtmuseum/museum/russian/index_r.htm 

Основными преимуществами являются следующие:

1. Доступность — возможность осмотра достопримечательностей всего мира без больших материальных и временных затрат

2. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

3. Возможность осмотра в любое время

4. Возможность многоразового просмотра экскурсии и прилагаемой информации 

Основные недостатки:

1. Невозможно задать вопрос в режиме реального времени

2. Зависимость от создателей — невозможно увидеть то, что не включено в экскурсию.

3.  Ограниченность впечатлений.  Линейная презентация отличается простотой, быстротой в создании экскурсий, но в ней отсутствует эффект «присутствия».  

Таким образом, использование виртуальных экскурсий делает процесс обучения и преподавания более эффективным, интересным, качественным, результативным. Применение дидактических средств при визуальном методе обучения расширяет возможности преподавателя в процессе как объяснения материала (что трудно объяснить, то можно показать), так и проверки (оценки) знаний. Действительно, лучше один раз увидеть то или иное явление или технологический процесс, чем сто раз услышать о его существовании и протекании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектные задачи – одна из форм организации учебного процесса при реализации ФГОС

Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в п...

Доклад "Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке английского языка."

Одна из главных задач при обучении иностранному языку- научить пользоваться языком, как средством общения. В новых стандартах по иностранному языку говорится, что основное назначение обучения иностран...

Доклад на тему: «Проектная деятельность как одна из форм организации учебного процесса, способствующая повышению качества образования»

Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мысл...

Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы и средство расширения культурного кругозора школьников.

В статье рассматривается возможность проведения виртуальных экскурсий на уроках и внеурочных занятиях как средство расширения  культурного кругозора обучающихся....

«Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса»

Выступление на школьном методическом объединении по теме: «Дистанционное обучение как одно из условий доступного современного образования для школьников»Современные информационные технолог...