Обществознание 5 кл
рабочая программа (5 класс)

Шишмакова Анна Михайловна

Обществознание 5 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl-obshchestvo.docx36.2 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Мысовская СОШ №56»

 МО «Кабанский район»  Республики Бурятия

 

Рассмотрено                     Согласовано                                       Утверждаю

На заседании МО           Зам. директора по УВР                         Директор школы

«___»____20__г.                   ________ Иванова Р.Е.       _______ Шишмарёва Н.Ф.

                                                                                                                                                 «____»___________20__г.                «___» __________20___г.                              

Рабочая программа

Учебного курса по обществознанию для  5  класса

на  2022-2023 уч. Год

Программа составлена:

Учителем истории 1 категории  

МАОУ «Мысовская СОШ № 56»

Шишмаковой Анной Михайловной

Г.Бабушкин, 2022 г.

Пояснительная записка.

Данная программа учебного курса разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования. Программа учебного курса конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  1. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
  2. Приказ Министерства Образования и Науки РФ от 24 января 2012 г. № 39. «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 г.,№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  4.  Приказ Министерства Образования и Науки РФ от  31 марта 2014  г. №253  « Об утверждении федерального перечня    учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

5.Федерального государственного образовательного стандарта ( второго поколения)

Цель данного курса – сформировать первоначальное представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной.

Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.

Задачи обучения:

-приобретение основ обществоведческих знаний и умений;

-содействие в усвоении на информационном, практическом и эмоциональном  уровне идеалов и ценностей демократического общества;

-помощь при ориентировании в основных этических и правовых нормах;

-овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;

-освоение компетенций ( учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития. Ценностно-смысловой, информационно-технологической.)

Задачи обучения:

-приобретение основ обществоведческих знаний и умений;

-содействие в усвоении на информационном, практическом и эмоциональном  уровне идеалов и ценностей демократического общества;

-помощь при ориентировании в основных этических и правовых нормах;

-овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;

-освоение компетенций ( учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития. Ценностно-смысловой, информационно-технологической.)

Задачи обучения:

-приобретение основ обществоведческих знаний и умений;

-содействие в усвоении на информационном, практическом и эмоциональном  уровне идеалов и ценностей демократического общества;

-помощь при ориентировании в основных этических и правовых нормах;

-овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;

-освоение компетенций ( учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития. Ценностно-смысловой, информационно-технологической.)

Задачи обучения:

-приобретение основ обществоведческих знаний и умений;

-содействие в усвоении на информационном, практическом и эмоциональном  уровне идеалов и ценностей демократического общества;

-помощь при ориентировании в основных этических и правовых нормах;

-овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;

-освоение компетенций ( учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития. Ценностно-смысловой, информационно-технологической.)

Задачи обучения:

-приобретение основ обществоведческих знаний и умений;

-содействие в усвоении на информационном, практическом и эмоциональном  уровне идеалов и ценностей демократического общества;

-помощь при ориентировании в основных этических и правовых нормах;

-овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;

-освоение компетенций ( учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития. Ценностно-смысловой, информационно-технологической.)

Задачи обучения:

-приобретение основ обществоведческих знаний и умений;

-содействие в усвоении на информационном, практическом и эмоциональном  уровне идеалов и ценностей демократического общества;

-помощь при ориентировании в основных этических и правовых нормах;

-овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;

-освоение компетенций ( учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития. Ценностно-смысловой, информационно-технологической.)

Задачи обучения:

-приобретение основ обществоведческих знаний и умений;

-содействие в усвоении на информационном, практическом и эмоциональном  уровне идеалов и ценностей демократического общества;

-помощь при ориентировании в основных этических и правовых нормах;

-овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;

-освоение компетенций ( учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития. Ценностно-смысловой, информационно-технологической.)

Задачи обучения:

-приобретение основ обществоведческих знаний и умений;

-содействие в усвоении на информационном, практическом и эмоциональном  уровне идеалов и ценностей демократического общества;

-помощь при ориентировании в основных этических и правовых нормах;

-овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;

-освоение компетенций ( учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития. Ценностно-смысловой, информационно-технологической.

Задачи обучения:

-приобретение основ обществоведческих знаний и умений;

-содействие в усвоении на информационном, практическом и эмоциональном  уровне идеалов и ценностей демократического общества;

-помощь при ориентировании в основных этических и правовых нормах;

-овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;

-освоение компетенций ( учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития. Ценностно-смысловой, информационно-технологической.)

-приобретение основ обществоведческих знаний и умений;

-содействие в усвоении на информационном, практическом и эмоциональном  уровне идеалов и ценностей демократического общества;

-помощь при ориентировании в основных этических и правовых нормах;

-овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;

-освоение компетенций ( учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития. Ценностно-смысловой, информационно-технологической.)

м-приобретение основ обществоведческих знаний и умений;

-содействие в усвоении на информационном, практическом и эмоциональном  уровне идеалов и ценностей демократического общества;

-помощь при ориентировании в основных этических и правовых нормах;

-овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;

-освоение компетенций ( учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития. Ценностно-смысловой, информационно-технологической.)

-приобретение основ обществоведческих знаний и умений;

-содействие в усвоении на информационном, практическом и эмоциональном  уровне идеалов и ценностей демократического общества;

-помощь при ориентировании в основных этических и правовых нормах;

-овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;

-освоение компетенций ( учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития. Ценностно-смысловой, информационно-технологической.)

Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:

  • создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
  • способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
  • помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
  • содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
  • обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
  • предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
  • помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
  • предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 17 учебных часов, из расчета 0,5 часа в неделю.

Используемый учебно-методический комплект:

Л.Н. Боголюбов. Обществознание: 5 класс. –М.: Просвещение, 2014;

Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание: Рабочая тетерадь.-М.: Просвещение, 2012.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание»

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Личностные результаты:  

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты: 

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Требования к результатам обучения

В результате изучения обществознания ученик должен знать /понимать:

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь:

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.)

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • первичного анализа и использования социальной информации.

Общая характеристика учебного предмета «Обществознание»

Содержание курса, обращённое к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого — тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.

Изучение содержания курса по обществознанию осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

Содержание программы учебного курса обществознания для 5 класса

Тема 1. Человек

Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек — биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность. Отрочество — особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность — показатель взрослости.

Тема 2. Семья

Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства. Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.

Тема 3. Школа

Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Образование и самообразование. Учение вне стен школы. Умение учиться. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.

Тема 4. Труд

Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд — условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.

Тема 5. Родина

Россия — федеративное государство. Структура России как федерации, права субъектов России. Русский язык как государственный. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва — столица России. Гражданин — Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан РФ. Гражданственность. Россия — многонациональное государство. Национальность человека. Народы России — одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.

Календарно- тематическое планирование

№ урока

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата

план

факт

Глава 1. Человек . 3 ч.

1

Загадка человека

1

2

Отрочество- особая пора жизни.

1

3

Человек

1

Глава 2. Семья. 4 ч.

4

Семья и семейные отношения

1

5

Семейное хозяйство.

1

6

Свободное время.

1

7

Семья

1

 

Глава 3. Школа. 3 ч.

8

Образование в жизни человека. Образование и самообразование.

1

9

Одноклассники, сверстники, друзья.

1

10

Школа

1

Глава 4. Труд. 3 ч.

11

Труд-основа жизни

1

12

Труд и творчество.

1

13

Труд.

1

Глава 5. Родина. 4 ч.

14

Наша Родина-Россия. Государственные символы России.

1

15

Гражданин России.

1

16

Мы – многонациональный народ.

1

17

Родина

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).

В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...

Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию для РМО учителей истории и обществознания. Тема: «Найти себя»

Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию "Найти себя" представляет собой час общения, посвященный профессиональному самоопределению учащихся 9 классов. Разработку отличает эффективное сочета...

Элективный курс по обществознанию для обучающихся 10 класса "Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию"

Настоящая программа включает в себя пояснительную записку,  календарно-тематический план, список используемой в изучении курса литературы.Курс предназначен для изучения в 10 классе и  являет...

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.

Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...