Методические рекомендации для учащихся по организации домашней работы над аппликатурой
учебно-методический материал

Буймова Яна Владимировна

Методические рекомендации

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_applikatura.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

для учащихся по организации домашней работы над аппликатурой

                                                       

                                                      Составитель:

                                                         Буймова Я.В.

Вступление.

Данная методическая разработка рекомендована учащимся и

родителем, которые могут оказать помощь в подготовке детей к занятиям. В

рекомендации рассматривается важнейший принцип, которому необходимо

уделять внимание, то есть работе над аппликатурой.

В фортепианной педагогике, одним из важнейших принципов, является

аппликатура, и ей надо уделять много внимания с первых шагов

музыкальном образовании.

В работе используются исследования выдающихся пианистов - А.Нейгауза,

Н. Голубовской, Е. Либармана, Г.Когана, А.Алексеева, В.Листовой.

Для работы с начинающими предлагается нотное предложение «50

маленьких фортепианных пьес» музыканта и композитора Г. Беренса.

Характеристика пальцев В.В.Листовой. Все пальцы индивидуальны:

1 палец-землевладелец

2 палец-рабочий

3 палец-организатор

4 палец-певец руки

5 палец-олицетворение детства

Таким образом, все пальцы требуют к себе особое внимание и

ежедневной тренировки. «Выравнивать их мы можем только слухом и

верным представление о звуке».

Г.Беренс. «Практическое применение, в работе с начинающими, предлагается

нотное приложение «50 маленьких фортепианных пьес».

А.Алексеев — «О методике работы с учениками над аппликатурой»

Методические рекомендации.

1.Верная аппликатура, помогает преодолеть технические трудности и

сэкономить время, найти наиболее краткий путь к достижению цели.

2.Сознательное отношение к аппликатуре ученика и борьба с

невнимательным отношением к обозначенным в нотах пальцам.

4

3.Обозначая пальцы, не надо выписывать все, только в отношении неясности.

4.Аппликатура должна подчиняться задачам художественной

выразительности. Это важнейший аппликатурный принцип.

5.Стремится к естественной последовательности пальцев.

6.В секвенционных построениях играть одинаковые группы одними и теми

же пальцами. Это способствует быстроте и прочности запоминания.

7.При подборе пальцев, по возможности находится в естественном

собранном состоянии. Р Шуман « Дед мороз», П.И. Чайковский «Мазурка».

8.При подборе пальцев следует руководствоваться естественными

особенностями пальцев.

1 палец- тяжелый, для насыщенных звуков,4 палец- для утонченного

звучания.

Это основные принципы, с которыми надо знакомить учеников.

Большие трудности составляют места требующие максимального пальцевого

легато.

а) подмена пальцев. Р.Шуман «Первая утрата».

б) перекладывание пальцев- беззвучная их подмена.

в) скольжение с клавиши на клавишу, при этом обратить на гибкость

запястья. Подготовительные упр. Е. Гнесиной.

г) соответствие пальцев правой и левой руки К.Черни -Гермер «Этюд 16»

д) параллельное движение С. Майкапар «Маленький командир».

Н. Голубовская - советы по аппликатуре молодому исполнителю.

Удобная и целесообразная аппликатура, не всегда соответствует

выразительности музыкальных фраз.

1)Играть разными пальцами надо в быстрых темпах.

2)Когда нота стоит на слабом времени и стремится к активной ноте.

3)Бессмысленна подмена пальцев в медленных темпах, теряется

мелодическое единство.

4)Частое употребление 1 пальца углубляет мелодическую линию

П.И.Чайковский «Баркаролла».

5) Пользуетесь скольжением с черной на белую клавишу. Это увеличивает

объем позиции.

Г.Нейгауз.- о трех принципах аппликатуры.

1 принцип- принцип физического удобства.(не всегда совпадают с задачами

художественной выразительности) Л.Бетховен «32 вариации».(2-3,2-3 и.т.д)

2 принцип- аппликатура связана со стилем данного автора. Ф.Лист

«Испанская рапсодия».(с 1-5п).

3 принцип- удобство для данной руки в связи с ее индивидуальностью.

Выучивать одну аппликатуру и пользоваться двумя родами памяти,

музыкальной (духовной) и мышечной (телесной).

Е.Либерман - о аппликатуре в технической работе.

1)Если аппликатура вызывает сомнение, поиграть в быстром темпе.

2)Один и тот же палец употреблять реже.

3)Учащийся должен овладевать аппликатурной дисциплиной.

4)5 палец в басах ставить поперек черной клавиши.

Г.Коган — о значение аппликатуры

1)Трехпалая аппликатура - К.Черни и пятипалая Ф.Лист.

Трехпалая для неподвижной руки, пятипалая для собирательного броска руки

к 5 пальцу.

2)«У врат мастерства» неудобное, оказывается удобным, связанно с

художественным смыслом.

3)Игра одним пальцем Ф.Лист «Пророк»

4)Способность находить решение трудных звуковых задач и моторно-

звуковых, одна из главных задач педагогического мастерства.

Заключение.

Родители должны помогать учащимся в организации и в подготовке к

тщательной работе над аппликатурой. Нередко удачная аппликатура

позволяет сэкономить немало времени и найти более короткий путь к

достижению цели.

Список использованной литературы.

1. Алексеев А.Д. «Методика обучения игры на фортепиано».- М., Музыка,

1978.

2. Беренс Г. «50 маленьких фортепианных пьес» без октав для начинающих

Соч.70 тетрадь I.- Киев, 1956.

3. Голубовская Н. «О исполнительстве».- Л., Музыка, 1985.

4. Коган Г. «Работа пианиста».- М., Классика – XXI,

2004.

5.Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой».- М., Классика – XXI,

2003.

6.Макуренкова Е. «О педагогике В.В.Листовой».- М


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов

Методические рекомендации  для преподавателейпо организации самостоятельной работы  студентов.    Важнейший элемент учебной деятельности – организация самостоятельной ау...

Методические рекомендации для студентов по организаци самостоятельной работы по дисциплине ОДП.02 Физика.

В методической разработке представлен материал в помощь преподавателю физики в повседневной работе по обучению студентов и обучающихся самостоятельному поиску решения задач, самостоятельному овладению...

Методические рекомендации кл.руководителю по организации антинаркотической работы в классе

Создавая воспитательную систему класса, классный руководитель обязан учитывать основные правила:1. Мероприятия должны быть рассчитаны на определенный возраст учащихся и учитывать особенности ведущей д...

Методические рекомендации для детей по выполнению домашней работы, работе с картой и текстом учебника.

Приведены методические рекомендации по выполнению домашних работ, по работе с картой и текстом учебника. Можно использовать для оформления стенда в кабинете....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКСТОВОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКСТОВОЙ РАБОТЫ   СТУДЕНТОВ             2014г.     ...

Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы

Методичские рекомандациидля студентов по организации самостоятельной работы...

Методические рекомендации для обучающихся по организации самостоятельной работы

СОГБОУ СПО «Ельнинский сельскохозяйственный техникум»            Методические рекомендации для обучающихся по организации самост...