Уровень адаптированности первоклассников.
материал

КОРОЛЕВА ЯНА АЛЕКСАНДРОВНА.
Сценарий малого педагогического совета. Цель: определение степени адаптации первоклассников к школьному обучению. Задачи: выявить основные проблемы, появившиеся у первоклассников в адаптационный период; определить направления дальнейшей работы с обучающимися 1х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Адаптация первоклассников.24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Малый педагогический совет «Уровень адаптированности  первоклассников».

Цель: определение степени адаптации первоклассников к школьному обучению.

Задачи: выявить основные проблемы, появившиеся у первоклассников в   адаптационный  период; определить направления дальнейшей работы с обучающимися 1х классов.

Участники МС: зам. директора по УВР, классные руководители 1-х классов, учителя-предметники, работающие в 1 классе, педагог-психолог, медицинский работник.

Повестка:

  1. Организация учебного процесса в 1 классе.
  2. Характеристика 1 класса.
  3. Выступления учителей-предметников.
  4. Психологическая диагностика первоклассников.

Выступление зам. директора по УВР.

Адаптация к школе — перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. «Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное — к дезадаптации».Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой.

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. В данный период ребёнок вступает в новые социальные контакты, связанные со школьной деятельностью. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Приспособление (или адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по настоящему. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5 – 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше – 3-4 месяца, а то и даже весь учебный год.

Сегодня мы подводим первые итоги адаптации наших первоклассников. В ходе нашего малого совета мы должны решить следующие задачи:

-определить уровень адаптации младших школьников;

-выявить основные проблемы, появившиеся у первоклассников в   адаптационный  период; 

-сформировать  направления дальнейшей работы с обучающимися 1-х классов.

Для этого на нашем педагогическом совете присутствуют:

администрация школы, в лице: заместитель директора по УВР, классный руководитель 1-го класса, учителя-предметники, работающие в 1 классе, педагоги дополнительного образования, врач педиатр и родители учащихся 1-го класса.

Повестка:

Организация учебного процесса в 1 классе. Зам. директора по УВР. 

Характеристика 1 класса. Классный руководитель. 

Психологическая диагностика первоклассников. Педагог-психолог. 

Здоровье первоклассников. Врач педиатр. 

Выступление зам. директора по УВР.

1. Организация учебного процесса в 1 классе

В новом учебном году открыто 2 класса-комплекта первокласников, общее число которых составляет 48 человек. Работа ведётся по базисному учебному плану ФГОС второго поколения, который определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности. Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Их можно достигнуть благодаря современному УМК, включающему учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта. Именно таким комплектом является УМК "Школа России". В своей работе учитель руководствуется основной идеей УМК «Школа России» – оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Первоклассники обучаются в первую смену с 8.30, пять дней в неделю с максимальной учебной нагрузкой в 21 час (образовательная недельная нагрузка для обучающихся 1-х классов - не должна превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры).

Согласно требованиям СанПиН (т.е., гигиеническим требованиям к режиму образовательного процесса в первом классе),  в целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы  учебная нагрузка на первоклассников увеличивается постепенно, т.е. использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии:

в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый,

в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый;

январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый (1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры);

- рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут.

Также  в  оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к школьной жизни составлено расписание уроков с учётом того, что умственная работоспособность детей в разные дни недели неодинакова. Наибольший объём учебной нагрузки приходится на вторник и среду. В эти дни в расписание включены наиболее трудные предметы. Понедельник и пятница – облегчённые дни в связи с низкой работоспособностью первоклассников. Кроме этого, уроки, требующие большого умственного напряжения (математика, обучение грамоте), согласно расписанию проводятся первыми, вторыми, третьими.

Обучение первоклассников проходит без  балльного оценивания знаний. Учителя первых классов используют знаковую символику и словесную объяснительную оценку лишь при положительных ответах и активной работе учеников. 

Хотя не рекомендуется использование знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. Домашнее задание носит рекомендательный характер. Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьника, своеобразие психических процессов ребёнка (памяти, внимания, мышления  и др.).

В кабинетах, где  занимаются 1-е классы, санитарно-гигиенические требования выполняются: это режим проветривания кабинета, освещённость классной комнаты, аккуратность оформления классной доски, наличие гигиенических средств (мыло, бумажные салфетки, полотенца), после занятий проводится влажная уборка классов, также соблюдается и питьевой режим.

Для успешной адаптации первоклассников к школе необходимо обеспечить соблюдение таких условий:

  • организация учебно-познавательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями первоклассников;
  • создание комфортных условий для общения;
  • проведение оздоровительно-профилактической работы;
  • организация щадящего режима школьных занятий с постепенным переходом к обычному распорядку;
  • соблюдение санитарно-гигиенических требований;
  • организация активного досуга во внеурочное время;
  • формирование положительного отношения семьи к новому статусу ученика;
  • проведение постоянного мониторинга уровня адаптации.

Важную роль в эффективной реализации всех указанных условий играет профессиональный уровень педагогов, как классных руководителей, так и учителей-предметников, которым я предоставляю слово.

2/3 Характеристика классов. Выступление учиетлей-предметников.

Классные руководители 1-х классов дают полную характеристику своим классам, обозначают проблемы, предлагают пути их решения.

4. Выступление педагога-психолога. 

Заключение. Адаптация ребенка к школе рассматривается как результат психологической готовности, это сложный и энергозатратный процесс. Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, родителей, психолога, администрации. Взрослые должны учитывать особенности адаптации ребенка к школе и помнить, что от того, как пройдет привыкание к учебе, зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы, а также дальнейший профессиональный и личностный рост.

 Решение педагогического консилиума.

1.Признать процесс адаптации младших школьников (1 класс) удовлетворительным.

2.Классным руководителям и учителям – предметникам  предусмотреть коррекцию при планировании  образовательного процесса (с целью предупреждения перегрузок необходимо строго регламентировать подачу нового учебного материала, дифференцировать задания на всех этапах урока, продолжить  использовать разнообразные формы и методы работы на уроке, в системе учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности первоклассников).

3. Учителям 1х классов  принять к сведению рекомендации, подготовленные по итогам посещенных уроков; продумать систему индивидуальных маршрутов для оказания педагогической помощи обучающимся с низкими показателями с привлечением педагога-психолога.

4. Заместителю директора, педагогу-психологу, руководителю ШМО,  продолжить посещение уроков с целью отслеживания дальнейшей динамики развития профессиональных навыков преподавания в соответсвии с ФГОС НОО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа По технологии (столярное дело) 9 специальный(коррекционный) класс Уровень: базовый

Адаптированнаярабочая программаПо технологии (столярное дело)9 специальный(коррекционный) классУровень: базовый...

Адаптированная рабочая программа по предмету математика (базовый уровень) 7д класс для Кустова Максима, ребенка с ограниченными возможностями здоровья

 Рабочая  программа  для ребенка с ВОЗ учебного курса  по алгебре  для 7 класса  разработана  на основе федерального компонента государственного образовательн...

Адаптированная рабочая программа для обучающихся 5 классов по математике 204 часа на этапе основного общего образования (Федеральный базисный план) Базовый уровень 2017 – 2018 учебный год

Рабочая программа по математике для 5 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и ориентирована на использование линии УМК «Мате...

Адаптированная рабочая программа для обучающихся 6 классов по математике 204 часа на этапе основного общего образования (Федеральный базисный план) Базовый уровень 2018– 2019 учебный год

Рабочая программа по математике для 6 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и ориентирована на использование линии УМК «Мате...

Программа Адаптированная современная пластика. Ознакомительный уровень

Программа Адаптированная современная пластика. Ознакомительный уровень...