Речевые игры комара и жука
методическая разработка

Учим дифференцировать в произношении и на слух звуки «З» и «Ж».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_komara_i_zhuka.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект группового занятия по звуковой культуре речи

с детьми старшего возраста

                                 «Речевые игры комара и жука»

Бояринцева Надежда Валерьевна, учитель-логопед, Архангельская область, город Котлас.

Цель:

1.Учить дифференцировать в произношении и на слух звуки «З» и «Ж».

2.Сравнивать звуки по акустическим и артикуляторным признакам.

3.Совершенствовать фонематическое восприятие.

Материал: Индивидуальные зеркала, картинки комара и жука, символы звуков «З», «Ж», демонстрационные картинки со звуками «З» и «Ж», картинки для индивидуальной работы.

Ход занятия.

1. Организационный момент:

*Аутотренинг (дети повторяют вместе с логопедом):

Говорим всегда красиво.

Чётко и неторопливо.

Говорим мы внятно.

Чтобы было всем понятно!

2. Введение в тему:

Логопед: Ребята, к нам сегодня прилетели комар и жук. (Логопед показывает символы-звуки).

-Как звенит комар? –Комар звенит: «З-з-з..».

-Как жужжит жук? –Жук жужжит: «Ж-ж-ж..».

Логопед: Сегодня мы будем играть с комаром и жуком. Комар и жук хотят, чтобы их звуки вы очень легко, правильно и красиво произносили. Поэтому, они к вам прилетели с разными играми и заданиями. со звуками «З» и «Ж».  3. Артикуляционная гимнастика

Но вначале давайте поиграем с язычком. Дети выполняют артикуляционную гимнастику.

Шалунишка-язычок в нашем ротике живёт.   (упр. «Блинчик»)

Он открыл своё окно –а на улице светло.  (упр. «Окошечко»)

Язычок наш тянется- широко нам улыбается. (широкий язычок кладём на верхнюю губку- затем упр. «Улыбка»)

А потом решил гулять- на лошадке поскакать. (упр. «Лошадка»)

Язычок встретил маляра –забор покрасить пора (упр. «Маляр» и упр. «Заборчик»)

Все устали, посидели, покачались на качели. (упр. «Качели»)

Язычок наш погулял- к себе в домик побежал. (Рот закрыть)

4. -Логопед: Какой первый звук в словах: зайка, зубы, зонт?

Дети: Звук «З»

Логопед выставляет символ звука «З».

-Логопед: Какой первый звук в словах: жаба, жук, жираф?

Дети: Звук «Ж»

Логопед выставляет символ звука «Ж».

-Логопед: Чем эти звуки похожи между собой?

Дети: Эти звуки согласные, звонкие (Согласные, потому что, мы не можем их петь, тянуть, нам мешает зубки и язычок; звуки-звонкие, потому что мы произносим их звонко, громко, с голосом, горлышко у нас дрожит).

-Логопед: Чем эти звуки отличаются?

Дети: При произнесении звука «З»- губки улыбаются, язык находится  внизу, при произнесении звука «Ж»- губки округляются, язык наверху.

5. Игра «Узнай звук по губкам»

Логопед показывает звук по артикуляции, а дети должны поднять палец-если услышат звук «З» или опустить палец- если услышат звук «Ж». (З-Ж-Ж-З-З-Ж-Ж-Ж-з…).

6. Игра «Попугайчики»: хоровое и индивидуальное проговаривание слогов, сочетаний слов, чистоговорок (тихо, громко, шепотом).

Логопед: Мы не девочки и не мальчики,

Мы сегодня попугайчики,

Попугай, попугай,

Вместе с нами повторяй!

  • Проговаривание слогов: ЗА-ЖА, ЗО-ЖО, АЗА-ЖА, ЖЫ-ЗЫ, ОЗО-ОЖО, ЖУ-ЗУ….
  • Проговаривание слов: коза-кожа, роза-рожа, лежать-лизать, зевать-жевать, морозы-лужи, положу-покажу, ….
  • Проговаривание чистоговорок:  

Язык кверху ЖА-ЖА-ЖА- мы увидели ежа.

Язык книзу ЗА-ЗА-ЗА- по двору идет коза.

Язык кверху ЖУ-ЖУ-ЖУ- молоко дадим ежу.

Язык книзу ЗУ-ЗУ-ЗУ- напугали мы козу.

7. Физкультминутка- гимнастика для пальчиков.

-На прогулке были мы (пальчики «шагают»)

-Много там грибов нашли (показать гриб-на вертикально поставленный кулачок одной руки опустить округлённую ладонь другой, затем руки поменять.)

-Встретили косого зайку (показать из пальцев зайца)

-Убежал от нас зазнайка (пальцы «бегают» на ладошке другой руки)

-Мишка ел в кустах малину (пальцы одной руки округлить, пальцами                                                     другой руки как будто едим)

-И отдал нам половину (гладим живот)

-Дятел тукал- тук да тук (ритмично стучим указательным пальцем одной руки о ладонь другой)

-Раздавался громкий стук (хлопки над головой)

8. На доске выставлены картинки: замок, лыжи, звезда, желуди, вазы, жук, зонт, пружина, забор.

А)  Выбрать нужную картинку (логопед называет определения, а дети называют подходящую картинку:

  • Железный, тяжелый, висячий…..(замок)
  • Деревянные, скользящие, гладкие……(лыжи)
  • Яркая, блестящая, большая…..(звезда)
  • Маленькие, овальные….(желуди)
  • Стеклянные, фарфоровые, высокие…..(вазы)
  • Усатый, жужжащий…. (жук)
  • Складной, мокрый… (зонт)
  • Стальная, упругая, тугая… (пружина)
  • Высокий, деревянный… (забор)

Б)  Назвать картинки, которые начинается на ЗА…

     * Назвать картинку, которая начинается на ЗО…

     * Назвать картинку со звуком «З» в середине.

     * Назвать картинку, которая начинается на ЖУ…

     * Назвать картинку, которая начинается на ЖЁ…

     * Найти картинку со звуком «Ж» в середине.

9. «Преобразование слов» -чтение» слов по звукам-символам:

КОЗА-КОЖА-РОЖА-РОЗА-РОЗЫ (Логопед даёт задание детям по замене звуков-символов. Дети выполняют задание на доске по очереди, затем «читают» получившиеся слова).

10. У каждого ребенка по 2 картинки: одна со звуком «З», другая- со звуком «Ж» в любой позиции.

Каждый выходит, называет картинки, а затем раскладывает картинки по 2 кармашкам: в первый кармашек дети кладут картинку со звуком «З», а во второй-картинку со звуком «Ж».

11. Логопед читает предложения, а дети должны исправить и произнести правильно.

  • Лужок выбежал на зеленый ежик.
  • На звезде зажглась ёлка.
  • У азбуки появилась Жанна.
  • Загадка загадывает Женю.
  • В мимозах стоят желтые вазы.
  • Желтый забор стоит около козы.
  • Кожаный пиджак надел Женю.

12. «Исправляем ошибки»

Зоя кается на лызах.

Женя надевает коричневый пидзак.

Под зеленой елью сидит жайка.

Език залез под куст.

Зоя загадывает жагадку.

На небе зажглась звежда.

По траве ползут жмеи.

Жанна нашла зеленого зука.

Женя и Зоя ждут поежда.

В жоопарке живут зебры.

13. Подведение итога.

Логопед: Ребята, вам понравилось сегодня играть с комаром и жуком?

Что вам понравилось? Что было трудно для вас?

Учитель-логопед подводит итоги, даёт оценку деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры

Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач: -созданию психологической готовности детей к речевому общению; -естественной необходимости многократного повторения ими речевого матер...

Настольная речевая игра для детей "Читаем и составляем слова"(ИП Бурдина С.В.)

Предлагаем вам занимательную игру для детей дошкольного возраста, занимаясь по которой, детисмогут потренироваться в составлении и чтении различных слов.Кроме того, игра поможет детям ассоцииров...

Речевые игры для развития диалогической речи

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание соци...

Методическое пособие "Речевые игры в логопедической работе с "особыми детьми".

Игры, представленные в пособии, могут использоваться на логопедических занятиях по автоматизации звуков с детьми специальных классов. Они адаптированы для данной категории детей....

Речевые игры на занятиях по развитию речи

Из опыта работы по применению речевых игр с дошкольниками...

Речевые игры для детей и взрослых "Вместе весело играть"

Речевые игры для детей и взрослых "Вместе весело играть"...

Речевая игра для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Игра «Поварёнок»

Цель – обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже.Задачи: Активация и расширение словаря по теме «продукты», «кухонные принадлежности»Достижен...