Программа дополнительного образования «Занятия в тренажёрном зале»
рабочая программа (8 класс)

Хохлов Александр Михайлович

Дополнительная общеобразовательная физкультурно-спортивная программа «Занятия в тренажерном зале» (далее Программа) составлена в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», приказом Минспорта России от 12.09.2013 №730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам», приказом Минспорта России от 27.12.2013 №1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта».    Программа направлена на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально[1]волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья.  Здоровье детей и подростков выступает одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. Данная дополнительная общеобразовательная программа выступает в качестве дополнения к содержанию учебного предмета физическая культура, но не дублирует его. Направленность дополнительной образовательной программы - физкультурно-спортивная и оздоровительная.  В соответствии с федеральным образовательным стандартом общего образования основная образовательная программа общего образования реализуется, в том числе и через внеурочную деятельность. Основное предназначение внеурочной деятельности – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_tren.zal_.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

«Занятия в тренажёрном зале»

Программа рассчитана для детей 14-18 лет,

Срок реализации программы – 1 год

Автор: Хохлов Александр Михайлович,

Преподаватель-организатор ОБЖ МАОУ СШ №1

г. Бор

2023

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………….3
  2. Учебно-тематический план…………………………………..6
  3. Содержание разделов программы……………………………7
  4. Техническое обеспечение…………………………………...8
  5. Планируемые результаты…………………………………….8
  6. Условия реализации программы…………………………….9
  7. Техника безопасности при проведении занятий ………….11
  8. Список литературы……………………………………….. 13

Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная физкультурно-спортивная программа «Занятия в тренажерном зале» (далее Программа) составлена в соответствии с Федеральным законом РФ от г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», приказом Минспорта России от №730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам», приказом Минспорта России от №1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта». Программа направлена на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, моральноволевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья. Здоровье детей и подростков выступает одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. Данная дополнительная общеобразовательная программа выступает в качестве дополнения к содержанию учебного предмета физическая культура, но не дублирует его. Направленность дополнительной образовательной программы - физкультурно-спортивная и оздоровительная. В соответствии с федеральным образовательным стандартом общего образования основная образовательная программа общего образования реализуется, в том числе и через внеурочную деятельность. Основное предназначение внеурочной деятельности – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей.

Актуальность.

За последние десятилетия во всем мире наблюдается огромный интерес к атлетической гимнастике у лиц различного возраста. Популярность упражнений силового характера с отягощениями, на тренажерах и блочных устройствах, с резиновыми амортизаторами и весом собственного тела неуклонно растет. В процессе занятия атлетической гимнастикой и силовыми упражнениями происходит укрепление опорнодвигательного аппарата - костей, связок, сухожилий, мышц, усиливается кровоснабжение мышечных тканей, что способствует их развитию. Выполнение комплекса упражнений с отягощениями положительно влияют на белковый обмен, усиливают анаболические процессы, вследствие чего улучшается способность организма к регенерации, возрастает его сопротивляемость заболеваниям. Соревновательные упражнения пауэрлифтинга хорошо знакомы спортсменам многих силовых видов спорта (борцам, метателям, толкателям ядра и т.п.). Техника их выполнения относительно проста. Поэтому они являются доступными практически для всех желающих заниматься силовой подготовкой. Занятия по программе «Занятия в тренажерном зале» способствуют формированию здорового образа жизни обучающихся. Данная программа разработана для учащихся 14-18 лет. Предполагается работа в разновозрастных группах. К занятиям допускаются учащиеся, прошедшие медицинское обследование и имеющие допуск к занятиям физической культурой. Программа «Занятия в тренажерном зале» рассчитана на один год обучения (сентябрь-май). Занятия проходят два раза в неделю по 1 часу, всего 2 часа в неделю. Общий объем учебного времени 68 часов.

Цель программы: создание условий для обучения азам атлетической гимнастики, комплексного физического развития обучающихся.

Задачи программы:

Образовательные:

- формировать способность к совершенствованию двигательных

качеств;

- формировать способность к усвоению упражнений сложной

координации движения, большой физической силы, максимальной

мобилизации воли (техника пауэрлифтинга);

- формировать умение к подбору упражнений в зависимости от

анатамофизиологических особенностей.

Развивающие:

- развивать физические способности;

- развивать жизненно необходимые двигательные навыки;

- содействовать участию обучающихся в соревнованиях различного

уровня;

- постоянно совершенствовать морально-волевые качества

воспитанников.

Воспитательные:

- воспитать гражданственность и любовь к Родине;

- воспитать чувства сотрудничества и взаимопомощи, правильное,

уважительное отношение к товарищам по спортивной школе.

Принципы организации обучения.

Большое значение для реализации целей программы обучения имеет

использование в работе секции передовых методов обучения, тренировки и

организации учебно-тренировочного и воспитательного процесса с помощью

единой методической системы.

В результате тренировок вырабатываются универсальные качества:

В остальном, занятия позволяют улучшать такие параметры как:

- Увеличение мотивации к физкультурно-спортивной деятельности, способствующее овладению знаниями современных подходов к организации физической подготовки, навыками и умениями самостоятельной физической тренировки во внеурочное время.

- Выносливость;

- Развитие мышц и их устойчивость к повышенным нагрузкам (силовой фактор);

- Предельную концентрацию;

- Устойчивость;

- Баланс.

Учебная программа учитывает нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и основополагающие принципы спортивной подготовки пауэрлифтеров, результаты научных исследований и передовой спортивной практики. Принцип комплектности предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технической, психологической и теоретической подготовки, восстановительных мероприятий и воспитательной работы, медико-биологического и педагогического контроля). Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения. Принцип вариативности предусматривает, в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей атлетов, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующуюся разнообразием средств и методов тренировки и величин нагрузок, направленных на решение определенных задач подготовки.

Тематическое планирование занятий в тренажёрном зале

Преподаватель: Хохлов А.М.

Наименование разделов и тем

Общее

количество

часов

Теория

Практика

1.

Основы знаний о физической культуре и спорте.

3

3

Основы здорового образа жизни

1

1

Строение человека и влияние на организм физических нагрузок

1

1

Гигиена, контроль нагрузок, оказание первой медицинской помощи.

1

1

2.

Выполнение упражнений на тренажёрах

30

1

29

Беговая дорожка

5

5

Велотренажёр

5

5

Эллипсоид

4

4

Тренажёр «Скамейка»

5

1

4

Стойка для штанги

5

5

«Лодка»

6

6

Упражнения на ковриках и матах

4

4

Упражнения для развития гибкости

2

2

Упражнения для развития координации

2

2

Упражнения с приспособлениями и спортивным инвентарём

33

1

32

Медицинский мяч ( 1 кг.)

3

3

Доска для измерения гибкости

4

4

Приспособление для сгибания рук в упоре лёжа

5

5

Гимнастическая скамейка

3

3

Скакалка

5

5

Гимнастический обруч

4

4

Гантели

5

1

4

Гири 16 кг.

4

4

Всего

68

5

29

Содержание разделов программы:

  1. Основы знаний о физической культуре. Этот раздел содержит следующие темы:
  • Основы здорового образа жизни
  • Строение человеческого тела
  • Влияние на организм физических нагрузок
  • Гигиена и контроль физических нагрузок
  • Оказание первой медицинской помощи
  • Способы развития физических качеств
  • Соблюдение правил техники безопасности
  • Знание основ массажа

  1. Выполнение упражнений на тренажёрах

Второй раздел предлагает выполнение задания на различных тренажёрах. При подготовке задания для учащихся необходимо:

  • Учитывать возраст и пол
  • Физическую подготовленность
  • Соблюдать постепенный переход от малой нагрузки к более высокой
  • Разумно назначать количество подходов
  • Учитывать физическую подготовленность при назначении интенсивности работы
  • Чередовать нагрузку на различные группы мышц.

  1. Упражнения на ковриках и матах.

В этом разделе упражнения могут выполняться под музыку.

  • Для развития гибкости
  • Координации движений
  • Укрепление мышц
  • Упражнения – профилактической направленности
  • Дыхательная гимнастика
  • Основы массажа

  1. Упражнения с приспособлениями и спортивным инвентарём

При выполнении упражнений может быть использован любой спортивный инвентарь и приспособления. Всё только зависит от поставленных задач.

  • Учитывать возраст и пол
  • Физическую подготовленность
  • Соблюдать постепенный переход от малой нагрузки к более высокой
  • Разумно назначать количество подходов
  • Учитывать физическую подготовленность при назначении интенсивности работы
  • Чередовать нагрузку на различные группы мышц.

Планируемые результаты:

В результате изучения курса "Занятия в тренажерном зале" обучающимися должны быть достигнуты определенные результаты. Занимающиеся должны знать:

-Влияние занятий в тренажерном зале на организм человека;

-Возможности упражнений на тренажерах в области сохранения и укрепления здоровья;

-Средства восстановления в оздоровительной тренировке;

-Особенности питания при занятиях в тренажерном зале;

-Особенности выполнения упражнений с отягощением и без него.

-Занимающиеся должны уметь:

-Выполнять разминку перед упражнениями на тренажерах;

-Выполнять упражнения силового характера с отягощением

и без него;

-Составлять комплексы упражнений для различных мышечных групп;

-Составлять программы для самостоятельных занятий в домашних

условиях;

-Использовать методы страховки.

Условия реализации программы:

Методическая часть программы определяет содержание учебного материала по основным разделам подготовки, его преемственность и последовательность в круглогодичной подготовке, включает объемы тренировочных нагрузок, а также организацию и проведение педагогического и медико-биологического контроля; содержит практические материалы и методические рекомендации по проведению учебно-тренировочного процесса и воспитательной работы. Занятия проводятся в помещении с соблюдением всех правил технической безопасности и гигиенических норм. Дети более восприимчивы к тепловой нагрузке, для них характерна пониженная способность отдачи тепла из-за ограниченного потоотделения. Материально - техническое обеспечение включает минимально допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических, компьютерных и других информационных средств обучения. Количество учебного оборудования приведено, исходя из его необходимого минимума.

Техническое обеспечение спортивной секции.

1. Велотренажёр - 4

2. Секундомер —1

3. Гимнастические скамейки — 3

4. Гимнастический мостик —1

5. Гимнастические маты — 6

6. Скакалки — 30

7 Гантели, различной массы — 20

8. Беговая дорожка - 1

9. Тренажёр «Скамья» - 3

10. Гири 16, 24, 32 кг. – 10

11. Тренажёр для развития мышц спины и живота.

12. Гимнастические коврики – 15

Формы контроля, используемые на занятиях в тренажерном зале:

-педагогический контроль:

зачеты, тесты. В целях объективного определения перспективности занимающихся степ-аэробикой и своевременного выявления недостатков в их подготовке не менее 2-х раз в год проводить комплексное тестирование учащихся. Программа комплексного тестирования включает оценку всех видов подготовленности (оценка ОФП, оценка СФП);

-медицинский контроль.

В задачи медицинского обеспечения подготовки учащихся входят: диагностика спортивной пригодности ребенка к занятиям степ-аэробикой, оценка его перспективности, функционального состояния организма. Контроль переносимости нагрузок в занятии, оценка адекватности средств и методов в процессе учебно-тренировочных нагрузок,контроль ЧСС, санитарно-гигиенический контроль мест занятий.Рекомендуется давать родителям рекомендации по рациональному питанию и режиму дня детей, занимающихся в тренажерном зале.

Основные методы, используемые при проведении занятий в тренажерном зале:

1. Словесные методы

-Рассказ

-Беседа

-Дискуссия

-Голосовые сигналы (подсказки)

2. Наглядные методы

-Демонстрация видеофильмов и печатных плакатов с техникой

упражнений

3. Методы контроля и самоконтроля

-Тесты на общую физическую подготовку

-Подсчёт пульса до и после занятий. Составление таблицы контроля.

-Визуальный контроль. Наличие «белого треугольника» (часть лица от

носа до подбородка бледнеет, что свидетельствует о переутомлении).

4. Методы психолого-педагогической диагностики

-Наблюдение

-Опрос (интервью, анкеты, личностные опросники)

Требования безопасности при проведении занятий в тренажерном зале:

1. Общие требования безопасности
К занятиям в тренажерном зале допускаются школьники, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда. Обучающиеся имеющие специальную медицинскую группу здоровья к занятиям в тренажерном зале не допускаются.
Обучающиеся должны соблюдать правила использования тренажеров, установленные режимы занятий и отдыха.
При проведении занятий в тренажерном зале возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:
- травмы при проведении занятий на неисправных, непрочно установленных и незакрепленных тренажерах;
- травмы при нарушении правил использования тренажеров, а также при нарушениях установленных режимов занятий и отдыха.
Занятия в тренажерном зале необходимо проводить в спортивной одежде и спортивной обуви с нескользкой подошвой.
Тренажерный зал должен быть оснащен медицинской аптечкой, укомплектованной необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи при травмах.
Учитель (преподаватель, тренер) обязан соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Тренажерный зал должен быть оснащен огнетушителем, автоматической системой пожарной сигнализации и приточно-вытяжной вентиляцией.
На каждый тренажер должна быть инструкция по безопасности проведения занятий.
О каждом несчастном случае с обучающимся пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю, тренеру), который информирует о несчастном случае администрацию учреждения и принимает меры по оказанию первой помощи пострадавшему.
Во время занятий в тренажерном зале обучающиеся должны соблюдать правила ношения спортивной одежды и спортивной обуви, правила личной гигиены.
Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2. Требования безопасности перед началом занятий
Тщательно проветрить тренажерный зал.

Надеть спортивную одежду и спортивную обувь с нескользкой подошвой.
Проверить исправность и надежность установки и крепления всех тренажеров.
Провести целевой инструктаж обучающихся по безопасным приемам проведения занятий на тренажерах.


3. Требования безопасности во время занятий
Начинать выполнение упражнений на тренажерах и заканчивать их только по команде (сигналу) учителя (преподавателя, тренера).
Не выполнять упражнения на неисправных, непрочно установленных и ненадежно закрепленных тренажерах.
Соблюдать дисциплину, строго выполнять правила использования тренажеров, учитывая их конструктивные особенности.
Внимательно слушать и выполнять все команды (сигналы) учителя (преподавателя, тренера), самовольно не предпринимать никаких действий.
Соблюдать установленные режимы занятий и отдыха.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
При возникновении неисправности в работе тренажера или его поломке прекратить занятия на тренажере, сообщить об этом учителю (преподавателю, тренеру). Занятия продолжать только после устранения неисправности тренажера.
При получении обучающимися травмы немедленно сообщить об этом руководителю учреждения, оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.
При возникновении пожара немедленно эвакуировать учащихся из тренажерного зaлa, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению пожара с помощью первичных средств пожаротушения.

5. Требования безопасности по окончании занятий

Привести в исходное положение все тренажеры, проверить их исправность, провести влажную уборку.
Проветрить тренажерный зал и провести влажную уборку.
Снять спортивную обувь и принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.
Проверить противопожарное состояние тренажерного зала и выключить свет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Альциванович К.К. 1000 +1 совет о питании при занятии спортом. Мн.: Современный литератор, 2001. – 288 с.

2. Годик М.А., Брамедзе А.М., Киселева Т.Г. Стретчинг: подвижность, гибкость, элегантность. – М.: «Советский спорт», 1991. – 96 с.

3. Дворкин Л.С. Силовые единоборства Ростов-н /Д. 2001. – 383 с.

4. Зуев Е. И. Волшебная сила растяжки. 2-е издание. – М.: «Советский спорт», 1990. – 63 с.

5. Курысь В.Н. Основы познания физического упражнения. – Ставрополь, 1998. – 129 с.

6. Малютин С., Самарин С. Академия спортивного питания. Том 1. Подготовительное отделение. М.1997. – 72 с.

7. Матвеева Л.К. Программа по спортивной аэробике для ДЮКФП Новосибирск. 1998.

8. Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения. С. – Петербург, ; 72 с.

9. Решетников Г.С. Гимнастика мужчины. М. «ФИС», 1986. – 111 с.

10. Тобиас М., Стюарт М. Растягивайся и расслабляйся. Пер. с англ. М.: «ФИС», 1994. – 159 с.

11. Фотхин В.Г. Атлетическая гимнастика без снарядов.

12. Шварценеггер А. Новая энциклопедия бодибилдинга. Эксмо-пресс, 2000. – 790 с.

13. Шестопалов С.В. Бодибилдинг. Ростов-н/Д. Издательство «Профи– Пресс», 2000. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструкция № 3-58 по мерам безопасности учащихся при занятиях в тренажёрном зале

Инструкция № 3-58 по мерам безопасности учащихся при занятиях в тренажёрном зале...

Родительское собрание «Дополнительное образование: занятия в детских объединениях - кружках».

Форма: мастерская общенияОбсудить с родителями нужно ли детям дополнительное образование.Нужно ли отдавать ребенка в секцию или кружок?Что нужно учесть, выбирая кружок или секцию для своего ребе...

Программа для тренажёрного зала.

Комплекс упражнений для наращивания массы тела....

Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования «Занятия декоративно-прикладным творчеством как инструмент для приобщения к народной культуре»

Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования«Занятия декоративно-прикладным творчеством как инструмент для приобщения к народной культуре»...

ПРОТОКОЛ №4 Родительского собрания «Дополнительное образование: занятия в детских объединениях - кружках»

ПРОТОКОЛ №4Родительского собрания«Дополнительное образование: занятия в детских объединениях - кружках»...