Программа профессионального самообразования учителя технологии и изобразительного искусства
материал

Трофимова Татьяна Александровна

Индивидуальная тема самообразования: "Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях по технологии и изобразительного искусства"

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красниковская средняя школа»

Программа

профессионального самообразования

учителя технологии и изобразительного искусства

на 2019-2023 г.г.

Трофимовой Татьяны Александровны


Актуальность

Современный урок – это, прежде всего урок,

на котором учитель умело, использует все возможности

для развития личности ученика,

её активного умственного роста,

глубокого и осмысленного усвоения знаний,

для формирования её нравственных основ.

Конаржевский Ю.А.

Наше время – это время перемен. Общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Одним из наиболее перспективных направлений в образовании стало развитие творческого потенциала личности, которое обеспечило бы человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным.

Современное информационное общество движется по пути развития творческого мышления человека. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию. Поэтому воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной их главных целей системы образования.

Использование инновационных технологий позволяет  повысить эффективность учебного процесса. Дать возможности для самореализации и развития талантов. Китайская мудрость гласит: "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентно способности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников.

Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания учащимися на уроке  с использованием инновационных технологий были результатом их собственных поисков.

Говоря о конкретном опыте внедрения  и использования инноваций в работе учителя технологии необходимо, прежде всего, отметить, что сравнительно успешному осуществлению этого процесса способствует самосовершенствование учителя в различных сферах образования, это использование новых информационных технологий в процесс обучения, использование локальной сети на уроках, использование на уроках интерактивной доски, создание персонального сайта учителя. Все эти факторы должны используются в педагогической практике.

На современном этапе развития школьного образования проблема подготовки выпускников, хорошо владеющих компьютерными технологиями, приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях, способных быстро ориентироваться в обстановке, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Применение этих технологий в обучении объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Особенностью учебного процесса с применением инновационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между учителем и учеником складываются “субъект-субъективные” отношения. Учитель должен выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность.

Таким образом, современный уровень развития инновационных технологий позволяет значительно увеличить комфортность образовательной среды, повысить эффективность использования учебного времени на уроке, повысить качества знаний учащихся.

Индивидуальная тема самообразования: «Развитие творческих способностей обучающихся на занятиях по технологии и изобразительного искусства, кружковой работе».

Цель: повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя.

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:  

  1. Внедрение инновационных технологий и методик в преподавание технологии.
  2. Формировать универсальные учебные компетенции в образовательной области «Технология» и «Изобразительное искусство».
  3. Активизация  познавательной деятельности учащегося в процессе обучения.
  4. Разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации.
  5. Развитие у учащихся подвижности и способности самостоятельного мышления, учить рассуждать, мыслить.
  6. Побуждать учащихся к самостоятельному поиску информации с помощью инновационных технологий, к самоорганизации и осознанному контролю познавательных действий.
  7. Решение многих проблем, связанных с наглядностью, демонстрационным материалом и проведению практических работ.

Реализация программы рассчитана на пять лет (2019–2023 учебные года)

Этапы  реализации программы

1  этап – 2019 - 2020  учебный год – инновационные технологии (изучение);

2  этап – 2020 – 2022 учебные года -   реализация практической части  программы (применение  инновационных технологий на уроках технологии)

3  этап – 2022 – 2023 учебный год –  завершающий этап.  

Перечень вопросов по самообразованию:

  1. Наличие инноваций в работе, введение новых образовательных стандартов.
  2. Работать над созданием в коллективе обучающихся творческой обстановки, здорового нравственно - психологического климата.
  3. Распространение педагогического опыта
  4. Самоанализ и оценка своей творческой деятельности.
  5. Изучать педагогический опыт других преподавателей.
  6. Умение оказать практическую помощь коллегам в овладении инновацией.
  7. В каждом классе ставить перед собой задачу - проанализировать потребности и способности обучающихся, учитывая их возрастные особенности и заинтересованность предметом.
  8. Продолжать работу над выявлением и развитием творческих способностей на уроках технологии и изобразительного искусства.

Источники самообразования:

СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, вебинары.

Формы самообразования:

  • индивидуальная - через индивидуальный план;
  • групповая - через участие в деятельности школьных методических объединений, РУМО, а также через сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет.

Участники:

Учитель технологии и изобразительного искусства

Учащиеся 5-8 классов.

Основные направление работы

Основные

направления

Действия  и  мероприятия

Профессиональное

1. Постоянно  знакомиться  с  современными  исследованиями  ученых  в  области  преподавания  предмета  «Технологии» и «Изобразительного искусства»

2. Знакомиться  с  новыми  примерными  и  авторскими  программами  по  предметам, концепциями  обучения, их  оценками.

3. Изучать  новую  литературу  по  и методике преподавания.

4. Своевременно  повышать  квалификацию  на  курсах  для  учителей.

5. Принимать  активное  участие  в  работе ШМО и РМО  учителей  технологии.

6. Принимать  участие  на  научно-практических  конференциях,  конкурсах, фестивалях  различных  уровней.

7. Посещать  уроки  коллег  и  участвовать  в  обмене  опытом.

8. Систематически  интересоваться  событиями  современной  экономической, политической  жизни.

9.Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей  культуры.

10. Проводить открытые уроки  для  анализа  со  стороны  коллег.

11. Организовывать внеклассную  деятельность по предметам.

13. Посещать  семинары, конференции, организованные  на  разных  уровнях.

Психолого-  педагогическое

1. Совершенствовать  свои  знания  в  области  классической  и  современной  психологии  и  педагогики.

2. Изучать  современные  психологические  методики.

Методическое

1. Знакомиться  с  инновационными технологиями, формами, методами  и  приемами  обучения  на уроках технологии.

2. Изучать  прогрессивный  опыт  коллег  по  организации  различных  форм  уроков.

3. Посещать  библиотеки, изучать  научно-методическую  и  учебную  литературу.

4. Разрабатывать  разные  формы  уроков, внеклассных  мероприятий, учебных  материалов.

5. Продолжить проектирование  личного веб-сайта.

8. Создавать  пакет  сценариев  уроков  с  применением  инновационных  технологий.

ИКТ

1. Обзор  в  Интернете  информации  по  преподаваемому  предмету, психологии, педагогике, педагогических  технологий.

2. Изучать  информационно-компьютерные  технологии  и  внедрять  их  в  учебный  процесс.

Охрана  здоровья

1. Своевременно обновлять инструкции по ТБ на уроках  технологии и изобразительного искусства.

2. Внедрять  в  образовательный  процесс  здоровьесберегающие  технологии.

3. Вести  здоровый  образ  жизни.

Ожидаемый результат самообразования:

  • повышение качества преподавания предмета;
  • разработка учебных рабочих программ, сценариев внеклассных мероприятий с применением инновационных технологий;
  • разработка дидактических материалов, тестов;
  • разработка и проведение открытых уроков, обобщение опыта по исследуемой теме;
  • доклады, выступления на заседаниях ШМО и РМО, участие в методических советах, обобщение опыта.

ПЛАН РАБОТЫ

Разделы плана

Содержание деятельности

Сроки

Форма

результатов

1

Изучение психолого-педагогической, методической литературы

1.Чтение научно-методического литературы

2. Обзор в Интернете информации по физике, педагогике, психологии, инновационным технологиям

Систематически

Конспекты

Памятки

Рекомендации.

2

Разработка программно-методического обеспечения

-научно-методическая работа

1. Изучение и внедрение в практику своей работы технологии на основе мотивации и активизации учащихся.

2. Организация проектно-исследовательской работы учащихся.

 В течение года

Программы и

учебно-тематические

планы.

3

Изучение инновационных технологий (проблемное обучение проектного  обучения информационно-коммуникационных технологий.

1.Освоение новых компьютерных программ и ТСО (интерактивная доска, компьютер).

2. Разработка пакета

материала в электронном виде.

В течение года

Конспекты

  уроков.

Методико-дидактические

материалы.

4

Участие в методических школьном и районном объединениях, в жизни школы

1. Проведение открытых уроков, мероприятий, мастер-классов для учителей школы и района

2. Выступление на заседании школьного МО с самоанализом

3. Общение с коллегами в школе, районе

В течение года, по плану МО

Конспекты мероприятий, в том числе и посещенных

5

Самообобщение

опыта

1. Разработка конспектов уроков

2.Разработка индивидуальных дифференцируемых  заданий для учащихся.

3.Разработка комплекта входных и выходных самостоятельных, контрольных работ, в том числе и электронных тестов

4.Разработка комплекта олимпиада задач

5.Участие в конкурсах, конференциях, семинарах

В течение года, по плану МО

Комплекты методико-дидактических электронных материалов

6

Повышение квалификации

1. Посещение уроков своих коллег.

2. Прохождение предметных курсов по физике и информатике, в том числе и дистанционных

В течение года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального самообразования учителя русского языка и литературы

Программапрофессионального самообразования учителя русского языка и литературы МОУ Бирюченской СОШ с. Бирюч Таловский района Воронежской области Рындиной Инны Владимировны    Программа ...

Программа профессионального самообразования учителя английского языка

Программа профессионального самообразования  учителя английского языкаЧурковой Анастасии ВладимировныМБОУ СОШ № 35г.Брянскана 2012-2015 уч. год «Специфика ФГОС на уроках английского яз...

Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»

Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...

Перспективный план по самообразованию учителя по предмету "Изобразительное искусство" Званской Любови Валентиновны.

Дан перспективный план по самообразованию учитетелем изобразительного искусства Званской Л.В....